Каллиграфия читать ~8 мин.
Впервые появившись в китайском искусстве, каллиграфия является тонким искусством стилизованного письма (т.е. искусством преобразования китайских иероглифов в выразительные изображения с помощью отзывчивой рисовой бумаги и нажима конической кисти), которое граничит с формой рисования. Оно требует правильного формирования иероглифов, упорядочения различных частей и общей гармонии пропорций.
Для достижения мастерства в каллиграфии требуются десятилетия самоотверженного обучения. Например, начинающий ученик будет сотни (если не тысячи) раз упражняться в написании китайского иероглифа «йонг», чтобы получить восемь основных штрихов, которые вместе составляют этот иероглиф.
Две великие формы каллиграфии происходят из арабского и восточных языков (китайского, японского, вьетнамского и корейского), хотя она регулярно практиковалась на языках Индии, Тибета, Персии, латыни и других.
Высшая форма китайского искусства
С тех пор как каллиграфия впервые стала практиковаться в Китае, около 1700 г. до н.э., она является богатым и разнообразным источником художественного выражения. На протяжении веков она считалась высшей формой китайской живописи, и имеет много общих черт с китайской промывной живописью, которая выполняется с использованием аналогичных инструментов и материалов. Кроме того, она повлияла на многие стили азиатского искусства, включая «суми-э», вид китайского и японского искусства живописи, полностью основанный на каллиграфии. См. также: Хронология доисторического искусства.
Пять типов каллиграфического письма
Существует пять основных стилей каллиграфического письма:
Печать (китайский: чжуань-шу. японский: тэнсё)
Клерикальный (китайский: ли-шу. японский: рейсё)
Курсив (китайский: као-шу. Японский: sosho)
Полукурсивный (Китайский: Xing-shu. Японский: gyosho)
Обычный (Китайский: Kai-shu. Японский: kaisho)
История каллиграфии
Раннее письмо
Начиная с самых ранних истоков, восходящих к культуре династии Ся (2100-1600), китайская каллиграфия прошла несколько ранних этапов, прежде чем возникла современная письменность, известная как кай-шу. Эти этапы включали в себя такие шрифты, как: Цзягувэнь (chia-ku-wen), Цзиньвэнь (chin-wen), Дачжуань (hsiao chuan) и Ли-шу (li-shu). Шрифты Цзягувэнь и Цзиньвэнь использовались китайскими каллиграфами в эпоху искусства династии Чжоу до 220 года до н.э., когда император Цинь Шихуан приказал разработать новый единый шрифт, известный как Дажуань. Вскоре за ним последовал новый канцелярский шрифт под названием Ли-шу, и в конечном итоге Кай-шу, современный обычный шрифт, который существует уже почти 2000 лет. Исторический контекст см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Историческое развитие каллиграфии со времён династии Хань
Ниже – краткий обзор эволюции и развития китайской каллиграфии со времён династии Хань и далее, с информацией о некоторых известных каллиграфах.
Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Хотя в рудиментарных формах каллиграфия практиковалась с XVI века до н.э., только после публикации серии статей к концу эпохи искусства династии Хань, были созданы основы китайской каллиграфии.
В эпоху Хань на государственных экзаменах студенты были обязаны использовать канцелярские шрифты «ба цзы». Ба Цзы представлял собой группу из 8 различных шрифтов, из которых наиболее полезным был Ли-шу. Поэтому Ли-шу стал шрифтом № 1, фактически, на протяжении четырёх веков правления Хань, подавляющее большинство всех табличек было написано на Ли-шу, а ханьские каллиграфы стали лучшими рисовальщиками Ли-шу.
Знаменитые каллиграфы династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Цуй Юань (77-142).
Чжан Чжи (119-192).
Цай Юн (132-192)
Династия Вэй (220-265) и династия Цзинь (265-420)
В этот период каллиграфия приобрела статус вида искусства. Также были опубликованы многочисленные теоретические исследования, такие как «Би Чжэнь Ту» Вэй Шуо (272-349 гг.), в которой обсуждались понятия потока и закона каллиграфии, а также различные техники работы кистью и тушью и принципы, регулирующие ян (контейнер для туши). Другие важные каллиграфические статьи: «Ли Шу Ти» Чэн Гун Суй, «Цао Шу Фу» Ян Цюаня, «Фэй Бай Ши Мин» Лю Шао и «Шу Лунь» (О каллиграфии) Ван Сичжи. Во время правления династии Цзинь регулярное или стандартное письмо Кай-шу стало соперничать с Ли-шу.
Знаменитые каллиграфы династий Вэй и Цзинь (220-420)
Хандан Чунь
Вэй Гуань (220-291)
Су Цзин (239-303)
Вэй Хэн (252-291)
Вэй Шуо (272-349)
Ван Сичжи (303-361)
Ван Сянчжи (344-386)
Каллиграфия появилась в Корее в период Шести династий, примерно в 4 веке н.э., возможно, вместе с буддизмом. Подробнее о культуре Кореи см: Корейское искусство (ок. 3 000 до н.э.).
Династия Тан (618-907)
Эпоха искусства династии Тан стала свидетелем систематического развития теории, практики и техники каллиграфии, а также значительного роста числа каллиграфов. Среди популярных стилей были Кай-шу, Син-шу, Ли-шу и Цао-шу. Каллиграфия стала признанным предметом в Национальной академии наук Китая и даже использовалась для оценки характера человека при приёме на государственные должности.
Влиятельные каллиграфические публикации включали «Шу Дуань» Чжана Хуайхуаня, в которой он изложил историю и характеристики 10 отдельных шрифтов. Другим важным трудом был «Шу Пу» Сунь Готина, в котором объяснялся пошаговый метод изучения. (Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе восточных искусств, таких как каллиграфия, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты)
Знаменитые каллиграфы династии Тан (618-907)
Юй Шинань (558-638)
Оуян Сюнь (557-641)
Чу Суйлян (596-659)
Сюэ Цзи (649-713)
Ли Юн (678-747)
Лу Цзяньчжи (585-638)
Сунь Готин (648-… 703)
Янь Чжэньцин (709-785)
Хуай Су (737-799)
Лю Гунцюань (778-865)
Янь Чжэньцин (709-785)
Сюй Хао (703- 782)
Хуай Су (725-785)
Шэнь Чуаньши (769-827)
Лю Гунцюань (778-865)
Ян Нинши (873-954)
Династия Сун (960-1279)
Статус каллиграфического письма снизился в эпоху искусства династии Сун (960-1279), вместе с могуществом самой китайской нации, не в последнюю очередь из-за антинаучного уклона конфуцианства. В любом случае, хотя китайская каллиграфия продолжала развиваться, она так и не достигла тех высот творчества, которые были достигнуты при Тан и более ранних династиях.
Знаменитые каллиграфы династии Сун (960-1279)
Цай Сян (1012-1067)
Су Ши (1037-1101)
Хуан Тинцзянь (1045-1105)
Ми Фу. Ми Фу – лучший каллиграф династии Сун.
Династия Мин (1368-1644)
За триста лет искусства династии Мин (1368-1644) было создано мало заметных каллиграфических работ.
Знаменитые каллиграфы династии Мин (1368-1644)
Хуан Жухэн (1558-1626)
Ши Кэфа (1601-1645)
Менее известные: Ван Чонг, Сун Кэ, Вэнь Чжэн Мин, Дун Цичан, Чжу Жуньмин, Ван Шичжэнь и Тан Инь.
Династия Цин (1644-1911)
Археологические раскопки послужили толчком к возрождению интереса к каллиграфическим шрифтам эпохи Хань и других дотанских эпох. В результате стандарт каллиграфии в искусстве династии Цин в целом выше, чем в эпоху Мин.
Знаменитые каллиграфы династии Цин (1644-1911)
Ван Дуо (1592-1652)
Фу Шань (1607-1684)
Чжэн Цянь (1693-1765)
Лю Юн (1719-1804)
Лян Туншу (1723-… 1815)
Вэн Фанган (1733-1818)
Дэн Ширу (1743-1805)
Инь Биншоу (1754-1815)
Хэ Шаоцзи (1799-1873)
Кан Ювэй (1858-1927)
Ци Гун (1912-2005)
Современная каллиграфия
Некоторые западные художники XX века изучали каллиграфию и применяли её идеи в живописи. Одним из лучших примеров является американский художник-абстрактный экспрессионист Марк Тоби (1890-1976), который испытал сильное влияние восточной культуры и религии.
Материалы для каллиграфии
Основными инструментами на столе каллиграфа являются: бумага, тушь, кисть и чернильный камень, известные в совокупности как «четыре сокровища кабинета».
Бумага
Китайские каллиграфы традиционно используют бумагу Сюаньчжи, изготовленную из татарского крылатика, а также другие материалы, включая рис, бамбук, коноплю, и это лишь некоторые из используемых материалов. Бумага должна быть высокого качества с постоянной скоростью впитывания, чтобы обеспечить прямые линии. Вместо бумаги можно использовать пергамент, что позволяет художнику делать исправления ножом.
Тушь и чернильный камень
Лучшие формы производятся из сажи, в виде чернильных палочек, которые необходимо растирать с водой на чернильном камне для достижения нужной консистенции, хотя сейчас доступны более дешёвые сорта чернил в бутылках. Традиционная каллиграфия практикуется исключительно чёрными чернилами, но современные мастера используют и цветные. Традиционно каллиграфия ведётся на водной, а не на масляной основе.
Кисть
Традиционным пишущим инструментом в китайской каллиграфии является кисть, стержень которой обычно изготавливается из бамбука, а иногда из красного сандалового дерева. Волос для кисти может быть взят с любого из множества различных животных, включая волка, кролика, козу, оленя или даже тигра. Современные каллиграфы также используют перо (с плоским или круглым наконечником) и кисть. Если требуется дополнительное украшение, можно использовать многоконечные перья.
Другие инструменты
Другие необходимые предметы для каллиграфа: различные пресс-папье (для минимизации скольжения); настольный блокнот (для обеспечения правильного расположения бумаги); световой короб (для помощи в создании прямых линий).
Использование компьютеров в каллиграфии
Нет необходимости говорить, что к искусству китайской каллиграфии не относится использование компьютеров или компьютерных шрифтов. Компьютерная или цифровая каллиграфия была бы не более художественной, чем цифровой импрессионизм или цифровой кубизм.
На Западе каллиграфия считается одним из ремёсел, а не формой искусства.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, стилей, известных художников, см.: Хронология истории искусства. Профили всех основных периодов – в разделе История искусства.
АРАБСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ В ИСЛАМЕ
О важности каллиграфического искусства для мусульманской культуры и изобразительного искусства см.: Исламское искусство.
КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Смотрите: Китайские художники (220 г. – по настоящее время).
МУЗЕИ ИСЛАМСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ
Список величайших в мире музейных и библиотечных собраний мусульманской коранической каллиграфии куфическим шрифтом или шрифтом насхи см.: Музеи исламского искусства.
- «Жених» Ха Цзиня, краткое содержание
- Путешествие в Музей истории керамики в Цзиндэчжэнь
- «Дао дэ цзин» Лао Цзы, краткое содержание
- Миллиардер Дмитрий Рыболовлев использовал офшорную компанию чтобы спрятать картины от бывшей жены
- Фестиваль китайской живописи Гунби
- «Театральная феерия» от краснодарской художницы Натальи Швченко ожидает гостей в «Цейхгаузе»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?