Роджер Фрай:
художественный критик, защитник постимпрессионистской живописи читать ~6 мин.
Роджер Элиот Фрай — английский художник, критик, теоретик искусства и участник группы Блумсбери. Он был экспертом по итальянскому искусству эпохи Возрождения и занимал пост куратора европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Позже Фрай стал одним из самых влиятельных художественных критиков своего времени и сторонником современной французской живописи. Именно он ввёл термин «постимпрессионизм» для обозначения художественных течений примерно с 1880 по 1905 год.
Фрай организовал две знаковые выставки в галереях Графтона в 1910 и 1912 годах. Кеннет Кларк (1903–1983) назвал его самой влиятельной фигурой, формировавшей художественный вкус со времён Джона Рёскина (1819–1900). Своими лекциями и публикациями Фрай внёс значительный вклад в популяризацию современного искусства в Великобритании, включая современную британскую скульптуру. При этом он считал экспрессионизм излишне эмоциональным и настороженно относился к абстрактному искусству, поскольку большинство его собственных картин были репрезентативными.
Его деятельность вызывала восхищение у молодых британских художников, таких как Ванесса Белл (1879–1961), с которой у Фрая был роман, и Дункан Грант (1885–1978). По иронии, несмотря на сильное влияние постимпрессионизма и выставок Фрая, оба художника вскоре обратились к конкретному искусству. В 1913 году Фрай основал дизайнерскую студию Omega Workshops, целью которой было улучшение стандартов дизайна в декоративном искусстве. Работы студии, созданные под влиянием фовизма и кубизма, поначалу пользовались успехом, однако спрос на них резко упал с началом Первой мировой войны.
Фрай вёл активную литературную деятельность. Он опубликовал монографии о Джованни Беллини (1899), Сезанне (1927) и Матиссе (1930), а также сборники эссе, среди которых — «Видение и дизайн» (1920). Кроме того, он подготовил к изданию «Рассуждения Рейнольдса». В 1903 году Фрай стал сооснователем The Burlington Magazine — старейшего англоязычного журнала, посвящённого искусству. Его собственный живописный талант считался скромным; наиболее удачными признаются его портреты членов группы Блумсбери. Работы Фрая хранятся в Национальной портретной галерее в Лондоне, а предметы, созданные в Omega Workshops, — в Музее Виктории и Альберта.
Интерес к искусству
Фрай родился в Лондоне в состоятельной квакерской семье; его отец, сэр Эдвард Фрай (1827–1918), был судьёй. Роджер получил степень по естественным наукам в Кембриджском университете. Однако лекции Джона Генри Миддлтона, профессора изящных искусств Слейдовской школы в Кембридже, вдохновили его заняться живописью.
В 1891 году он поехал в Италию для изучения творчества старых мастеров, а в следующем году поступил в Академию Жюлиана в Париже. В итоге Фрай решил посвятить себя истории искусства. Это решение укрепилось благодаря его дружбе с известным знатоком эпохи Возрождения Бернардом Беренсоном (1865–1959).
Лектор и художественный критик
Вернувшись из второй поездки в Италию в 1892 году, Фрай продолжил заниматься живописью и начал читать лекции по искусству Раннего Возрождения в рамках просветительской программы Кембриджского университета. В 1896 году он женился на художнице Хелен Кумб (1864–1937), в браке с которой родились двое детей — Памела и Джулиан. Вскоре у Хелен развилось тяжёлое психическое заболевание, и в 1910 году её поместили в лечебницу.
В 1899 году Фрай опубликовал значимую монографию о Джованни Беллини, одном из ключевых мастеров венецианской школы живописи XV века. В 1901 году он занял должность художественного критика в авторитетном лондонском литературном журнале The Athenaeum.
В 1903 году совместно с Бернардом Беренсоном, Гербертом Хорном и Чарльзом Холмсом он основал The Burlington Magazine. Этот журнал стал одним из первых научных периодических изданий по истории искусства. Фрай был его соредактором с 1909 по 1919 год и опубликовал в нём более двухсот статей на разнообразные темы: от африканской скульптуры до византийской иконописи, венецианских алтарей и неоимпрессионизма. В том же году состоялась его первая персональная выставка в галерее «Карфакс». Одновременно Фрай начал преподавать историю искусства в Школе изящных искусств Слейда при Университетском колледже Лондона.
Куратор европейской живописи в Метрополитен-музее
В 1904 году Фрай безуспешно претендовал на должность профессора Слейдовской школы искусств в Оксфорде. Вскоре после этого он принял предложение от банкира, филантропа и коллекционера Джона Пирпонта Моргана (1837–1913) занять пост куратора европейской живописи в Метрополитен-музее, президентом которого был Морган. Работа предполагала сопровождение коллекционера в его поездках по Европе для приобретения произведений искусства.
Переход к постимпрессионизму
Поворотным моментом для Фрая стало посещение в 1907 году масштабной ретроспективы Сезанна на Осеннем салоне в Париже. Эта выставка оказала большое влияние на многих молодых художников, включая Пикассо, который в то время разрабатывал протокубизм, и художницу из Ворпсведе Паулу Модерзон-Беккер. Работы Сезанна произвели на Фрая глубокое впечатление, и его интерес сместился с творчества старых мастеров на современное искусство.
В 1908 году по просьбе Фрая Метрополитен-музей перевёл его на должность «европейского советника», что позволило ему вернуться в Англию. Он занимал этот пост до 1910 года, когда был уволен из-за разногласий с Морганом. К тому времени Фрай уже был признанным экспертом и центральной фигурой в группе Блумсбери. В 1910 году он организовал свою первую крупную выставку постимпрессионистской живописи под названием «Мане и постимпрессионисты».
Представленные Фраем работы художников-постимпрессионистов оказались слишком радикальными для публики, не привыкшей к авангардному искусству. Выставка вызвала почти единодушно негативную реакцию в прессе, однако это не остановило критика. В 1912 году он организовал вторую выставку в галереях Графтона, которая укрепила его репутацию ведущего пропагандиста современного искусства в Британии.
См. также: Постимпрессионизм в Германии (ок. 1880–1910) и Постимпрессионизм в Голландии.
Мастерские Омега
Будучи приверженцем идей движения «Искусства и ремёсла», основанного Уильямом Моррисом (1834–1896), Фрай в 1913 году открыл Omega Workshops. Эти дизайнерские мастерские производили мебель ручной работы, текстиль, керамику и ковры. Фрай привлекал к работе молодых художников, таких как Ванесса Белл, Дункан Грант и Перси Уиндем Льюис, которые создавали предметы в постимпрессионистском стиле. Спрос на продукцию прикладного искусства резко упал во время Первой мировой войны, и в 1919 году мастерские были закрыты.
Последующие годы
Публикация сборника эссе Vision and Design в 1920 году принесла Фраю репутацию, сопоставимую с авторитетом Джона Рёскина сорокалетней давности. В 1925 году, в то время как его жена всё ещё находилась в лечебнице, Фрай начал жить с Хелен Мейтленд Анреп (1885–1965). В последующие годы вышли его второй сборник эссе «Трансформации» (1926), а также монографии о Сезанне (1927) и Матиссе (1930).
В 1927 году вторая попытка Фрая занять должность профессора Слейдовской школы в Оксфорде вновь оказалась неудачной. Лишь в 1933 году он был приглашён на аналогичную должность профессора изящных искусств в Кембридж, которую и занял. Год спустя Роджер Фрай скончался от сердечной недостаточности, вызванной травмами после падения.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Иоганн Винкельман (1717–1768)
Луи Леруа (1812–1885)
Якоб Буркхардт (1818–1897)
Луи Воссель (1870–1943)
Феликс Фенеон (1861–1944)
Аполлинер (1880–1918)
Герберт Рид (1893–1968)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
Лео Штейнберг (1920–2011)
- Французские постимпрессионисты 1880-1930
- Постимпрессионизм в Голландии
- Ле Наби (Les Nabis)
- Постимпрессионизм в Германии (1880-1910)
- Постимпрессионизм
- «Язык цветов» Ванессы Диффенбах, краткое содержание
- «Моя тёмная Ванесса» Кейт Элизабет Рассел, краткое содержание
- «Горе от ума» с молодыми актёрами в представили в театре им. Моссовета
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?