Роджер Фрай: художественный критик, защитник постимпрессионистской живописи читать ~6 мин.
Роджер Элиот Фрай, блумсберийский художник, теоретик и писатель, был экспертом по итальянскому искусству эпохи Возрождения и куратором европейской живописи в знаменитом Метрополитен-музее, Нью-Йорк, прежде чем стать одним из самых влиятельных художественных критиков и поборником современной французской живописи, для которой он придумал термин постимпрессионизм (ок. 1880-1905).
Ответственный за две крупные художественные выставки в галереях Графтона (1910, 1912), он был назван Кеннетом Кларком (1903-1983) самым большим влиянием на художественный вкус со времён великого Джона Рёскина (1819-1900). Своими лекциями, книгами и выставками Фрай сделал очень много для продвижения современного искусства в Великобритании – в том числе современной британской скульптуры – хотя он считал экспрессионизм слишком эмоциональным и с опаской относился к абстрактному искусству (большинство его собственных картин были репрезентативными). В результате им восхищались более молодые британские художники, в том числе Ванесса Белл (1879-1961) (с которой у него был роман) и Дункан Грант (1885-1978). По иронии судьбы, несмотря на сильное влияние постимпрессионизма и графтонских выставок Фрая, оба художника уже через пару лет обратились к конкретному искусству.
В 1913 году Фрай основал Omega Workshops – компанию, занимавшуюся улучшением стандартов дизайна в декоративном искусстве. Под влиянием фовизма и кубизма, его проекты были первоначально хорошо приняты, но затем значительно снизились в результате Великой войны. Его литературная деятельность была непрерывной и включала в себя специализированные работы о Джованни Беллини (1899), Сезанне (1927) и Матиссе (1930), издание «Рассуждений Рейнольда», а также многочисленные эссе, включая «Видение и дизайн» (1920).
В 1903 году он стал одним из основателей The Burlington Magazine, самого продолжительного художественного журнала на английском языке. Его собственные навыки в живописи были относительно скромными и лучше всего отражены в его портретной живописи с участием членов Блумсберийской группы. Примеры можно найти в Национальной портретной галерее в Лондоне, а коллекция предметов, созданных в мастерских Омеги, находится в музее Виктории и Альберта.
Интерес к искусству
Родился в богатой квакерской семье в Лондоне – его отцом был судья сэр Эдвард Фрай (1827-1918) – Фрай получил первую степень по естественным наукам в Кембриджском университете, но его вскружили голову лекции Джона Х. Миддлтона, профессора искусств Слейда в Оксфорде, и вскоре он начал рисовать.
В 1891 году он отправился в Италию, где изучал старых мастеров, а на следующий год поступил в Academie Julian, Париж. В результате он решил посвятить себя истории искусства – решение, подкреплённое его дружбой с известным учёным эпохи Возрождения Бернардом Беренсоном (1865-1959).
Лектор и художественный критик
В 1892 году, после второй поездки в Италию, а также занимаясь живописью, Фрай начал читать лекции по искусству Раннего Возрождения для Кембриджского движения расширения. В 1896 году он женился на Хелен Кумб (1864-1937), сокурснице по искусству, с которой у него было двое детей, Памела и Джулиан. К сожалению, вскоре у Хелен развилось серьёзное психическое заболевание, и в 1910 году она была помещена в психиатрическую лечебницу.
В 1899 году он опубликовал важную монографию о Джованни Беллини, родоначальнике венецианской живописи XV века, а в 1901 году стал художественным критиком модного лондонского литературного журнала The Athenaeum.
В 1903 году вместе с Бернардом Беренсоном, Гербертом Хорном и Чарльзом Холмсом он стал одним из основателей знаменитого Burlington Magazine – возможно, первого научного журнала по истории искусства, соредактором которого он был в течение 10 лет (1909-19), и написал более 200 статей на самые разные темы – от пластики африканской скульптуры в южной Сахаре до иконописи в византийскую эпоху, венецианских алтарных предметов (1500-1600) и неоимпрессионизма (1886-91). В том же году он провёл свою первую персональную выставку в галерее Карфакс. В это же время он начал преподавать историю искусств в Школе изящных искусств Слейда при Университетском колледже Лондона.
Куратор европейской живописи в Метрополитен-музее
В 1904 году Фрай подал заявку на должность профессора искусств Слейда в Оксфорде, но получил отказ. Вместо этого он принял приглашение банкира, филантропа и коллекционера произведений искусства Джона Пирпонта Моргана (1837-1913). Моргана (1837-1913) стать куратором европейской живописи в Метрополитен-музее, президентом которого был Пирпонт. Эта должность предполагала сопровождение миллионера в многочисленных поездках в Европу за покупками.
Переход к постимпрессионизму
В 1907 году, посетив Париж, Фрай увидел огромную ретроспективу Сезанна на Осеннем Салоне. Эта выставка оказала огромное влияние на многих молодых художников, включая Пикассо, уже разрабатывавшего свой прототип кубизма, а также художницу из Ворпсведе Паулу Модерсон-Беккер и многих других. Сам Фрай был потрясён картинами Сезанна и с этого момента полностью переключил своё внимание со старых мастеров на современное искусство.
В 1908 году он смог вернуться в Англию, когда по его просьбе музей Метрополитен перевёл его на должность «европейского советника» – эту должность он занимал до 1910 года, когда разногласия с Морганом привели к его увольнению. Не обращая внимания на это, Фрай – к тому времени уже выдающийся эксперт по искусству и одна из главных фигур в кругу художников, известных как группа Блумсбери, – организовал первую из своих крупных выставок, посвящённых постимпрессионистской живописи, под названием «Мане и постимпрессионисты».
К сожалению, выбранные Фраем картины постимпрессионистов оказались слишком сложными для публики, не привыкшей к авангардному искусству. Критика в прессе была почти всеобщей, но Фрая это не остановило. В 1912 году он устроил вторую выставку в галереях Графтона, которая закрепила за ним славу самого влиятельного апостола современного искусства в Британии.
См. также: Постимпрессионизм в Германии (ок. 1880-1910) и Постимпрессионизм в Голландии.
Мастерские Омега
В то же время Фрай был горячим сторонником философии движения Искусства и ремесла, начатого Уильямом Моррисом (1834-1896), и в следующем году основал Мастерские Омега, фирму, которая производила мебель ручной работы, постельное белье, керамику и ковры. Она также предоставляла работу молодым художникам (в том числе Ванессе Белл, Дункану Гранту и Перси Уиндему Льюису), которых нанимали для оформления предметов в новом постимпрессионистском духе. К сожалению, спрос на этот вид прикладного искусства рухнул во время войны, и в 1920 году фирма была ликвидирована.
Последующие годы
С публикацией Vision and Design (1920), его первого сборника эссе из Фабианского общества и Burlington Magazine, Фрай достиг репутации художественного критика, подобной той, которая была у Джона Рёскина примерно 40 годами ранее. В 1925 году, хотя его жена по-прежнему находилась в психиатрическом доме, он встретил и поселился с новой партнёршей, Хелен Мейтленд Анреп (1885-1965). Его второй сборник эссе под названием «Трансформации» вышел в 1926 году, монография о Сезанне – в 1927-м, а книга о Матиссе – в 1930-м.
В 1927 году Фрай во второй раз получил отказ в попытке получить должность профессора Слейда в Оксфорде. Только в 1933 году ему предложили сопоставимую должность профессора искусств, на этот раз в Кембридже, и он согласился. К сожалению, через год он умер от сердечной недостаточности в результате травм, полученных при падении у себя дома.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Иоганн Винкельман (1717-1768)
Луи Леруа (1812-1885)
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Луи Воссель (1870-1943)
Феликс Фенеон (1861- 1944)
Аполлинер (1880-1918)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Канадей (1907- 85)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Штейнберг (1920-2011)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?