Кельтское искусство читать ~17 мин.
В целом, самые ранние кельтские искусства и ремесла появились в Европе железного века с первыми миграциями кельтов, пришедших из степей Южной России, начиная примерно с 1000 года до нашей эры. Любое европейское искусство, ремесло или архитектура до этой даты происходят от более ранних обществ бронзового века, таких как культура Урнфилд (1200-750 гг. до н.э.) или Тумулус (1600-1200 гг. до н.э.), Унетиче (2300-1600 гг. до н.э.) или Бикер (2800-1900 гг. до н.э.). См. также: Ирландский бронзовый век и Ирландский железный век.
Каковы были ранние влияния на кельтское искусство?
Первые кельты принесли с собой свои собственные культурные стили, заимствованные из кавказского бронзового века, а также знание средиземноморских и этрусских стилей, полученных в результате морских торговых контактов через Босфор между Черным морем и бассейном Средиземного моря. Поселившись в районе Верхнего Дуная, кельты должным образом усвоили мотивы древней дунайской традиции.
Они также принесли с собой знания о выплавке железа, обработке металла и ювелирном искусстве, возможно, почерпнутые из бронзовой Майкопской культуры Российского Кавказа или из контактов с Левантом. (Считается, что более поздний серебряный латенский шедевр, известный как «котёл Гундеструпа», был изготовлен в Причерноморье).
Каким был первый стиль кельтского искусства?
Самой ранней настоящей кельтской идиомой в области искусства и ремёсел была Халльштатская культура. Она возникла на месте, расположенном в Зальцкаммергате (район соляных шахт), недалеко от деревни Хальштат в Австрии, и просуществовала примерно с 800 по 475 гг. до н.э.
Несмотря на то, что центром Хальштатской культуры была Австрия, она распространилась по всей Центральной Европе, разделившись на две зоны: восточную, охватывающую Словакию, Западную Венгрию, Хорватию, Словению, Австрию и Чехию; и западную, включающую Южную Германию, Швейцарию, Северную Италию и Восточную Францию.
Гальштатская культура была основана на прибыльной общеевропейской торговле солью и железными орудиями, а её процветание полностью отразилось в захоронениях вождей и богатой знати, которые содержали огромное количество тонко обработанных артефактов, украшений, керамики, инструментов и других предметов.
Каковы были основные характеристики гальштатского искусства и ремёсел?
Гальштатское искусство Центральной Европы отмечено высококачественными железными инструментами и оружием, а также изготовлением декоративных изделий и украшений из бронзы. Но относительно мало серебряных или золотых предметов было найдено из этой эпохи. Гальштатт находился под влиянием милитаристского микенского искусства и культуры ок. 1650-1200 гг. до н.э., которые кельты впитали, проходя через Причерноморье.
Типовое местонахождение в Австрии, полностью раскопанное археологами в 19 веке, включало более 2 000 могил, заполненных разнообразными функциональными и декоративными предметами. Эти и другие клады эпохи Гальштата содержали массу оружия, такого как топоры, копья, рубящие мечи, кинжалы, шлемы, босы, щиты. Среди рубящих предметов был знаменитый крылатый гальштаттский топор, мечи были длинными и тяжёлыми, их рукояти имели форму полумесяца, с большими пономами, или усиками, а щиты были круглыми.
Было найдено несколько широких бронзовых поясов, украшенных в стиле репасса зверями и геометрическими узорами. Также было найдено множество бронзовых и железных украшений (броши, перстни, различные виды янтарных и стеклянных бус), многие из которых были украшены животными и абстрактными геометрическими узорами. Броши были особенно распространены и включали как примитивный тип булавки (Пескиера), так и балканский/греческий спиральный стиль (очки), а также образцы в форме животных. Керамика была полихромной, но без росписи. Среди более необычных находок было тело германского вождя, похороненного около 550 г. до н.э. в шёлковом плаще, почти наверняка сотканном в Китае.
Несмотря на то, что в течение своего 300-летнего существования гальштатский художественный стиль развивался и подвергался различным влияниям, он, как правило, очень геометричен. Его достижения по сравнению с предшествующей культурой Урнфилда характеризуются скорее техническими, чем эстетическими улучшениями. Если и наблюдается тенденция к экстравагантности (сродни барокко), то при полном отсутствии более поздних греческих восточных влияний. Халльштатские художники стремились разбить гладкие поверхности и часто использовали цветовой контраст для достижения эффекта. Среди мотивов – фигуры птиц, вероятно, из Италии, спирали, узоры животных (зооморфы), узелки и лепнина, но мало растительных узоров. Фигуры часто располагались парами, демонстрируя общую заботу о строгой симметрии.
Какой стиль кельтского искусства появился после Халльштата?
Следующий тип кельтского искусства археологи называют «латенским», по названию типовой стоянки, расположенной возле деревни Ла-Тен на северном берегу озера Невшатель, Швейцария. Обнаруженное в 1857 году, это место было полностью раскопано швейцарскими геологами и археологами вплоть до 1885 года. В общей сложности было найдено более 2500 предметов, в основном изготовленных из металла.
Возможно, отражая милитаристский характер латенской эпохи, большинство предметов были оружием, включая более 150 мечей (в основном неиспользованных), почти 300 наконечников копий и 22 щита. Другие предметы включали почти 400 брошей, а также инструменты и другие артефакты. Латенский стиль охватывал около 400 лет между 500 и 100 гг. до н.э. и совпал с перемещением на запад континентального кельтского очага от Верхнего Дуная в Австрии до Верхнего Рейна в Швейцарии и реки Роны во Франции. Ла-Тен представляет собой первую высшую точку или расцвет кельтского искусства, демонстрируя процветание и расширяющийся охват кельтской культуры.
Латенский период совпал с окончанием кремации трупов и переходом к ингумации, или захоронению. К большому благу археологии, это привело к увеличению количества захоронений, а также к увеличению количества кладов с личным имуществом и предметами быта, которые помещались вместе с умершим человеком, чтобы облегчить ему наслаждение ожидаемой загробной жизнью. Именно из этих кладов артефактов мы черпаем наше понимание этой кельтской цивилизации и культуры. (См. также: Хронология истории искусства.)
Каковы были основные черты латенского искусства и ремёсел?
Латенский стиль, как показывают многочисленные раскопки по всей Европе – включая Британию и Ирландию – а также греческие и римские тексты, был более зрелым видом кельтского искусства. Согласно Полю Якобсталу в его основополагающем труде «Раннее кельтское искусство» (1944), движение можно разделить на четыре этапа: Ранний стиль (ок. 480-350 гг. до н.э.), Вальдальгесхаймский стиль (ок. 350-290 гг. до н.э.), Пластический стиль (290-190 гг. до н.э.) и Стиль меча (190 г. до н.э. и далее).
В целом, латенские артефакты средиземноморских районов проживания кельтов, особенно Франции и Италии, демонстрируют большую зрелость и благородство выражения, чем в районах центральной Европы, что объясняется их более тесным контактом с греко-римским миром.
Заслуживающие внимания произведения латенского искусства включают в себя богатство ювелирных изделий, в том числе потрясающие золотые артефакты, такие как торки и золотые ошейники (например, ожерелье Бройтера из графства Дерри), ленты, шейные цепи, застёжки и браслеты, ограниченное количество золотых скульптур (например, лодка Бройтера), золотые и серебряные котлы (например. котёл Гундеструпа, найденный в болоте в Химмерланде, Дания), а также ряд бронзовых изделий, включая щиты (например, бронзовый щит из Баттерси, щит Витэма из Линкольна), трубы (например. бронзовая труба из Лафнашейда, графство Армаг), чаши, флаконы и декоративные предметы (например, более поздняя корона Петри из графства Корк), многие из которых украшены насечками или гравировкой с типичным латенским орнаментом. Распространены также изделия из железа, интересным примером являются кованые чугунные огнива (например, из Капел Гармон, Гвинедд) для удержания вертелов или поленьев для жарки.
На латенские узоры повлияли формальные мотивы, привезённые из Греции, Италии и Кавказа, но центрально- и западноевропейские кельтские мастера по металлу быстро разработали свои собственные уникальные интерпретации абстрактных плавных узоров. В результате появилась высоко стилизованная форма криволинейного искусства, основанная в основном на растительных и лиственных мотивах, таких как листья пальметты, листья аканта, усики, лозы и цветы лотоса, а также спирали, трискели, S-свитки и трубчатые формы.
Среди других геометрических украшений – мотивы креста на колёсах, зигзаги, перекрёстная штриховка, «ёлочная кость», концентрические круги и многое другое. Среди этих абстрактных узоров кельтские художники из Ла-Тена выплетали широкий спектр зооморфных животных, изображая змеиные головы, кабана, сов и других. Все эти узоры, иногда покрытые красной или другой эмалью, появлялись на личных украшениях и оружии кельтской воинской аристократии, чья власть и влияние достигли зенита в период 400-300 гг. до н.э.
Существуют ли примеры латенской живописи или скульптуры?
Несмотря на очевидное богатство континентальных кельтов в латенский период (и период Гальштата), не известно ни одного примера живописи, только относительно небольшое количество скульптуры, и лишь несколько заслуживающих внимания фигурных резных изделий. Все, что мы имеем, это несколько рогатых голов, головы Януса, а также ряд антропоморфных и териантропных фигур из дерева, глины или металла.
Такое отсутствие скульптуры и резьбы вызывает недоумение. Одним из объяснений может быть отсутствие традиции в трёхмерном искусстве – хотя русские степные племена славились своими бронзовыми изделиями, а первоначальный очаг кельтов в Австрии находится недалеко от места знаменитой резьбы по слоновой кости эпохи палеолита в Швабской Юре. С другой стороны, возможно, кельтское общество не ценило накопление таких ценных предметов, предпочитая вместо этого более персонализированные или носимые вещи. Но и общество викингов тоже, а викинги славились своим мастерством резьбы.
Единственная высококачественная каменная кладка, созданная ирландскими латенскими скульпторами, – это серия украшенных языческих камней, таких как Туроу Стоун (Ко Голуэй), Каслстрендж Стоун (Ко Роскоммон), Килликлаггин Стоун (Ко Каван), Муллагмаст Стоун (Ко Килдэр) и Деррикейган Стоун (Ко Антрим).
Делали ли кельты керамику?
Да, мы знаем много примеров кельтской керамики, но в целом керамическая посуда не была особенно ценным ремеслом или видом искусства – конечно, её не сравнить с греческой керамикой того времени, хотя, по иронии судьбы, последняя определённо ценилась кельтами.
Что произошло с историей кельтского искусства после Ла-Тен?
Во время позднего периода Ла-Тен и сразу после него, примерно с 200 г. до н.э. по 100 г. н.э., римские легионы победили все независимые кельтские племена на континенте и подчинили их римскому управлению Европой. Британия тоже была покорена и подверглась такому же обращению, за исключением некоторых отдалённых регионов в Шотландии, Уэльсе и Корнуолле. Только Ирландии удалось остаться свободной от римского контроля.
В течение следующих трёх столетий или около того этой романизации кельтская культура, язык и ремесла постепенно приходили в упадок, за исключением Ирландии. Но даже здесь у художников и ремесленников было меньше возможностей для развития своих навыков. Таким образом, в целом, кельтское искусство стагнировало до V века. Именно в пятом веке варварские племена окончательно одолели Римскую империю – по крайней мере, на Западе.
В 410 году вестготские племена под предводительством Алариха разграбили Рим, а 45 лет спустя город был захвачен ещё раз – на этот раз вандалами под предводительством Гайзериха. С крушением римской гражданской власти во всей Европе регион погрузился в анархию и хаос – период, известный историкам как Тёмные века. Он продлился примерно до 800 года н.э.
Тем временем христианская церковь, базирующаяся в Италии, решила использовать свободную от варваров Ирландию в качестве одного из своих форпостов. Она послала Святого Патрика, чтобы обратить страну в христианство. Это имело глубокие последствия не только для жителей Ирландии, но и для кельтского искусства. См. также Кельтско-римское искусство.
Что случилось с кельтским искусством в Ирландии после падения Рима?
Приход христианства в Ирландию привёл непосредственно к возрождению искусства ирландских кельтов. Оно приняло три формы: во-первых, возрождение кельтской металлообработки; во-вторых, производство – совместно с англо-саксонскими и немецкими специалистами – серии великолепных иллюминированных евангельских рукописей; в-третьих, создание выдающихся свободно стоящих скульптур – так называемых высоких крестов Ирландии.
По сути, в отличие от более раннего языческого периода кельтской истории, в течение которого преобладали оружие и украшения, большинство великих артефактов, созданных в раннехристианский период, связаны с религиозным культом. Несмотря на это, рисовальщики, металлурги и скульпторы христианской эпохи продолжали широко использовать спирали, узелки, зооморфы и многие другие узоры своего языческого прошлого.
Был ли христианский кельтский ренессанс вызван исключительно церковью?
Нет, не полностью. Поскольку страну пощадили как римляне, так и варвары, культура ирландских кельтов продолжала развиваться. Между 300 и 400 гг. н.э. ирландские кельты разработали упрощённый алфавит огам, чтобы подражать римской монументальной скульптуре с надписями. Эти новые «камни Огама» выполняли множество функций: обозначение могил предков, мемориалы, территориальные границы, и многое другое.
Ярким примером таких дохристианских камней является украшенный столб в Мулламасте, графство Килдэр. (Примечание: до появления Огама в Ирландии не было известно ни одного письменного языка: Кельтская культура опиралась на устные, а не письменные традиции, в результате чего историкам пришлось отделять мифы от исторических фактов – см. Лебор Габала Эренн (Книга вторжений).
Металлургия также развивалась. Были введены новые техники, включая тонкую эмаль и ребристый декор, а также усовершенствованные версии зооморфных голов животных в латенском стиле, криволинейные мотивы и спирали. Новые формы включали в себя новые виды украшений для одежды, в частности, брошь-пелерину – тип броши-кольца с отверстием, через которое можно было вставить булавку, и булавку-руку, названную так из-за формы головки, напоминающей ладонь.
Некоторые из этих новшеств сочетались с большим эффектом: например, зооморфная брошь-пелерина была совершенно уникальной для Ирландии, а более поздние модели стали ещё более изысканными благодаря использованию разноцветных эмалей и орнамента из стекла миллефиори. Одним из выдающихся образцов кельтских украшений является брошь-кольцо, известная как Брошь Тары (ок. 700 г.).
Как церковь помогла ирландскому кельтскому искусству?
Великим новшеством церкви в Ирландии стало развитие монастырской системы – создание сети монастырей, ответственных перед своими основателями, такими как Святой Патрик, Святой Колумба и другие, а не перед регулярной епископальной иерархией. Это давало большую свободу действий как в религиозных, так и в эстетических вопросах.
Со временем эти монастыри превратились в известные центры обучения – духовного и мирского – а их скриптории и мастерские, опираясь на кельтские традиции, создали целый ряд произведений раннехристианского искусства и развили непревзойдённый опыт в нескольких прикладных искусствах и ремёслах. Всему этому способствовали средства, предоставленные Римской церковью, которая к началу седьмого века, если не раньше, взяла на себя роль покровителя искусств в Ирландии. Она также ввела в стране грамотность. См. также Ирландское монастырское искусство.
Как развивались христианские кельтские изделия из металла?
Эволюция ранних церковных металлических изделий в Ирландии началась в VII веке с бронзовых реликвариев – то есть небольших навесных ящиков, содержащих мощи святых. Со временем эти реликварии увеличивались в размерах и украшались, а более поздние версии (например, реликварии епископа Конледа и святой Бригиды) были украшены драгоценными металлами.
После реликвариев появились новые техники, материалы и цвета – результат применения металлургических методов, как заморских, так и местных, включая «резьбу по стружке» (метод, используемый немецкими ювелирами), когда гладкая поверхность превращалась в многочисленные наклонные плоскости, чтобы поймать свет.
Другие тонкие техники, освоенные кельтскими мастерами, включали использование золотой филиграни, разноцветных шпилек (например, из эмали, миллефиори и янтаря) и штампованной фольги. Великолепным примером кельтской золотой работы этого периода (известного, кстати, как гиберно-саксонская школа инсулярного искусства) является поясное святилище из Мойлау.
Ещё одним новшеством кельтских мастеров был их метод создания очень сложного произведения (например, бронзовой работы) из серии литых, кованых и прядильных частей, собранных вместе на (например,) бронзовом стержне и прикреплённых (вместо спаивания) на место. Высшим образцом этой техники является серебряная потир Ардагх, собранный из более чем 350 отдельных частей.
К другим религиозным шедеврам Ирландии относятся: бронзовый Поясной храм Мойлау, серебряная Чаша Дерринафлан и два деревянных процессионных креста в бронзовой оправе – Крест Талли Лаф и знаменитый Крест Конг, построенный для короля Турлафа О’Коннора в XII веке. По своему стилю оформления все эти произведения религиозного искусства остаются квинтэссенцией кельтского искусства, восходящего к древним языческим традициям.
Как развивались иллюминированные рукописи? Почему они являются примером кельтского искусства?
Подобно реликвиям, иллюминированные евангельские тексты использовались как драгоценные предметы почитания, которые часто доставались только по особым праздничным дням и фестивалям. Если кельтским металлургам в монастырской мастерской приходилось переносить сильный жар печей и расплавленного металла, то писцы, подмастерья рисовальщиков и мастера-художники в скриптории страдали прежде всего от холода. Работая круглые сутки на морозе, они трудились неизвестно сколько времени, чтобы изготовить вручную пергамент, на котором слово за словом, строка за строкой, страница за страницей было написано священное письмо. Затем следовали не менее кропотливые процессы иллюстрирования и освещения. Затем шло сшивание страниц и, наконец, обложки. Затем приходили викинги, уничтожали рукопись и убивали монахов – ну, не всегда, но такое случалось, и не так уж редко.
В любом случае, как и потиры из Ардага и Дерринафлана, раннехристианские религиозные рукописи оставались по сути кельтскими по дизайну, будучи покрыты невероятно сложными узорами традиционных мотивов, включая трезубец, трубу, зооморфные изображения, спирали, ромбы, кресты, узлы и бесчисленные другие полные фантазии графические орнаменты и узоры – почти все заимствованные из традиционных узоров языческих кельтских металлических изделий.
Среди наиболее известных иллюминированных рукописей можно назвать Катахету святого Колумбы (начало VII века), Книгу Дарроу (ок.670), Линдисфарнские Евангелия (ок.698-700 гг.), Евангелия Эхтернаха (ок.700), Евангелия Личфилда (ок.730) и Келлская Книга (ок.800) – особенно её страница с монограммой Chi/Rho со сказочным декором. Они являются одними из величайших сокровищ раннехристианского искусства Средневековья и, возможно, самыми известными произведениями во всей истории ирландского искусства.
Они также оказали значительное влияние на религиозные скриптории в современной Европе. Антиклассический стиль таких текстов, как Книга Келлса, был перенесён в многочисленные монастыри и религиозные центры на континенте, где он повлиял на развитие каролингского, романского и готического искусства в течение оставшейся части Средневековья.
См. также: История иллюминированных рукописей (600-1200) и Изготовление иллюминированных рукописей.
Как и когда кельтская скульптура высокого креста появилась в Ирландии?
Каменные скульптуры, известные как «высокие кресты», обычно заказывались местными монастырями для религиозных мест, часто заменяя ранее возведённые деревянные конструкции. Их назначение варьировалось от места к месту: некоторые отмечали какое-либо событие, другие были объектами почитания, третьи служили ориентирами. Большинство из них были созданы в период 750-1150 годов, хотя наибольшего расцвета они достигли в начале X века.
Они делятся на два основных типа: с рельефными сценами из Священного Писания или жизни святых; и с абстрактными кельтскими узорами. Первые могли также служить для иллюстрации и объяснения важных уроков из Библии. В любом случае, считается, что эти высокие кресты представляют собой самый важный образец отдельно стоящей скульптуры, созданной в период между падением Рима и флорентийским Возрождением, и являются одним из величайших вкладов в историю изобразительного искусства Ирландии. Известные примеры включают Крест Муиредаха в Монастербойсе, Крест в Каслдермоте и Высокий крест в Ахенни.
Существовала ли в Ирландии непрерывная традиция кельтского дизайна?
Совершенно определённо. Достаточно сравнить тройные спирали, ромбы, ромбики или концентрические круги мегалитической гробницы Ньюгрейндж (построенной около 3300 г. до н.э.) (или геометрические изображения на мегалитической гробнице Ноут) со спиральным орнаментом в Книге Келлс (написанной 4000 лет спустя), чтобы оценить непрерывную традицию кельтского дизайна.
Некоторые учёные авторы делают большие усилия, чтобы провести различие между «древними» и «средневековыми» кельтскими орнаментами, но, при всем моем уважении, я не могу с этим согласиться. Я думаю, что ответ на вопрос – какая разница между древним и средневековым кельтским искусством – таков: очень небольшая. Конечно, каждая эпоха производит свои уникальные инновации, но я думаю, что самое впечатляющее в кельтском искусстве (по крайней мере, в Ирландии, где сохранилось больше всего кельтских произведений) – это непрерывность творческого дизайна.
ИСТОРИЯ КЕЛЬТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Факты об эволюции металлических изделий, скульптуры, керамики и иллюминированных рукописей см.:
Кельтское искусство
Искусство кельтских монет раннего стиля
Кельтское искусство стиля Вадальгесхайм
Кельтское искусство позднего европейского стиля
Кельтское искусство в Британии и Ирландии
Кельтское Христианское искусство.
ИСКУССТВО КЕЛЬТОВ
Факты о мастерстве, которыми были справедливо известны кельты, см.:
Искусство кельтского оружия
Кельтское ювелирное искусство
Кельтская скульптура.
ДИЗАЙН ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ
Информацию об истории и развитии иконографии, зооморфных узоров и мотивов декоративного искусства, использовавшихся древними кельтами в изделиях из металла, керамики и других произведениях искусства, см.:
Кельтские орнаменты
Кельтское переплетение
Кельтские спирали
Кельтские узлы
Кельтские кресты.
См. Также: Кельтское возрождение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?