Кельтское искусство читать ~16 мин.
В целом, возникновение самых ранних образцов кельтского искусства и ремёсел в Европе железного века связано с миграциями кельтских племён из степей Южной России, начавшимися около 1000 года до н.э.. Любое европейское искусство, ремесло или архитектура до этой даты происходят от более ранних обществ бронзового века, таких как культура полей погребальных урн (1200–750 гг. до н.э.), курганная культура (1600–1200 гг. до н.э.), унетицкая культура (2300–1600 гг. до н.э.) или культура колоколовидных кубков (2800–1900 гг. до н.э.). См. также: Искусство ирландского бронзового века и Искусство ирландского железного века.
Каковы были ранние влияния на кельтское искусство?
Первые кельты принесли с собой собственные культурные традиции, заимствованные из кавказского искусства бронзового века, а также знание средиземноморских и этрусских стилей, полученное в результате морских торговых контактов через Босфор между Чёрным морем и Средиземноморским бассейном. Поселившись в районе Верхнего Дуная, кельты переняли мотивы древней дунайской традиции.
Они также принесли с собой знания о выплавке железа, металлообработке и ювелирном искусстве, возможно, почерпнутые у представителей майкопской культуры бронзового века на российском Кавказе или в результате контактов с Левантом. Считается, что знаменитый серебряный котёл из Гундеструпа, шедевр более позднего латенского периода, был изготовлен именно в Причерноморье.
Каким был первый стиль кельтского искусства?
Самым ранним подлинно кельтским стилем в искусстве и ремёслах была гальштатская культура. Она возникла в Зальцкаммергуте (район соляных шахт), недалеко от деревни Гальштат в Австрии, и просуществовала примерно с 800 по 475 гг. до н.э..
Хотя центром гальштатской культуры была Австрия, она распространилась по всей Центральной Европе и разделилась на две зоны: восточную, охватывающую Словакию, Западную Венгрию, Хорватию, Словению, Австрию и Чехию, и западную, включающую Южную Германию, Швейцарию, Северную Италию и Восточную Францию.
Гальштатская культура процветала благодаря общеевропейской торговле солью и железными изделиями. Её богатство нашло отражение в захоронениях вождей и знати, которые содержали множество искусно выполненных артефактов, украшений, керамики и инструментов.
Каковы были основные характеристики гальштатского искусства и ремёсел?
Искусство гальштатской культуры Центральной Европы характеризуется высококачественными железными инструментами и оружием, а также декоративными изделиями из бронзы. При этом серебряных или золотых предметов той эпохи найдено относительно мало. Гальштатская культура испытала влияние военизированного микенского искусства (ок. 1650–1200 гг. до н.э.), которое кельты впитали, проходя через Причерноморье.
Типовое местонахождение в Австрии, полностью раскопанное археологами в XIX веке, включало более 2000 могил, наполненных разнообразными функциональными и декоративными предметами. В этих и других кладах гальштатской эпохи было обнаружено множество оружия: топоры, копья, длинные мечи, кинжалы, шлемы и щиты. Среди находок выделяется знаменитый гальштатский топор с крыловидными выступами. Мечи были длинными и тяжёлыми, с рукоятями в форме полумесяца и большими навершиями, а щиты имели круглую форму.
Было найдено несколько широких бронзовых поясов, украшенных техникой чеканки с изображениями зверей и геометрическими узорами. Также обнаружено множество бронзовых и железных украшений (фибулы, кольца, бусы из янтаря и стекла), многие из которых украшены животными и абстрактными узорами. Фибулы были особенно распространены и включали как примитивный тип булавки (пескьерский тип), так и балканско-греческий спиральный стиль («очки»), а также образцы в форме животных. Керамика была полихромной, но, как правило, без росписи. Среди более необычных находок — тело вождя, похороненного около 550 г. до н.э. в шёлковом плаще, почти наверняка сотканном в Китае.
Хотя за 300 лет своего существования гальштатский художественный стиль развивался и подвергался различным влияниям, в целом он оставался очень геометричным. Его достижения по сравнению с предшествующей культурой полей погребальных урн характеризуются скорее техническими, чем эстетическими улучшениями. Если и наблюдалась тенденция к некоторой экстравагантности (сродни барокко), то это происходило при полном отсутствии более поздних греческих и восточных влияний. Гальштатские художники стремились декорировать гладкие поверхности и часто использовали цветовой контраст для достижения выразительности. Среди мотивов встречаются фигуры птиц (вероятно, заимствованные из Италии), спирали, зооморфные узоры, узелковые орнаменты и лепнина, но растительные мотивы почти отсутствуют. Фигуры часто располагались парами, что свидетельствует об общей приверженности строгой симметрии.
Какой стиль кельтского искусства пришёл на смену гальштатскому?
Следующий этап развития кельтского искусства археологи называют латенским — по названию типовой стоянки у деревни Ла-Тен на северном берегу озера Невшатель в Швейцарии. Это место, обнаруженное в 1857 году, было полностью раскопано швейцарскими археологами в период до 1885 года. Всего было найдено более 2500 предметов, в основном изготовленных из металла.
Большинство находок составляло оружие, что, возможно, отражает воинственный характер латенской эпохи. Среди них более 150 мечей (в основном неиспользованных), почти 300 наконечников копий и 22 щита. Другие предметы включали около 400 фибул, а также инструменты и иные артефакты. Латенский стиль охватывал период примерно с 450 по 50 гг. до н.э. и совпал с перемещением центра континентальной кельтской культуры с Верхнего Дуная в Австрии на Верхний Рейн в Швейцарии и к реке Рона во Франции. Латенская культура знаменует собой первый расцвет кельтского искусства, демонстрируя процветание и расширение влияния кельтов.
Латенский период совпал с переходом от кремации к ингумации (захоронению в земле). К большой радости археологов, это привело к увеличению числа погребений с богатым инвентарём — личными вещами и предметами быта, которые должны были помочь умершему в загробной жизни. Именно из этих кладов мы черпаем наши знания об этой кельтской цивилизации и культуре. (См. также: Хронология истории искусства.)
Каковы были основные черты латенского искусства и ремёсел?
Латенский стиль, как показывают многочисленные раскопки по всей Европе, включая Британию и Ирландию, а также греческие и римские тексты, был более зрелой формой кельтского искусства. Согласно основополагающему труду Поля Якобсталя «Раннее кельтское искусство» (1944), этот стиль можно разделить на четыре этапа: Ранний стиль (ок. 480–350 гг. до н.э.), Вальдальгесхаймский стиль (ок. 350–290 гг. до н.э.), Пластический стиль (290–190 гг. до н.э.) и Стиль мечей (с 190 г. до н.э.).
В целом, латенские артефакты из средиземноморских областей, где проживали кельты, особенно из Франции и Италии, демонстрируют большую зрелость и благородство форм. Это объясняется их более тесным контактом с греко-римским миром.
Среди выдающихся произведений латенского искусства — множество ювелирных изделий, включая потрясающие золотые артефакты: торки (шейные гривны), такие как торк из Бройтера (графство Дерри), ожерелья, застёжки и браслеты. Также были найдены немногочисленные золотые скульптуры (например, лодка из Бройтера), золотые и серебряные котлы (например, котёл из Гундеструпа, найденный в болоте в Химмерланде, Дания), и ряд бронзовых изделий. К последним относятся щиты (например, щит из Баттерси и щит из Уитема), трубы (например, труба из Лох-на-Шейд), чаши, фляги и декоративные предметы (например, более поздняя корона Петри), многие из которых украшены гравировкой с типичным латенским орнаментом. Распространены и железные изделия, интересный пример — кованые подставки для вертелов и дров (например, из Капел-Гармона, Уэльс).
На латенские узоры повлияли мотивы, заимствованные из Греции, Италии и Кавказа, но кельтские мастера быстро разработали собственные уникальные интерпретации абстрактных и плавных узоров. В результате появилась очень стилизованная форма криволинейного искусства, основанная на растительных мотивах: пальметты, листья аканта, виноградные лозы и цветы лотоса, а также спирали, трискелионы, S-образные завитки и трубчатые формы.
Среди других геометрических орнаментов — кресты в круге, зигзаги, перекрёстная штриховка, узор «ёлочка» и концентрические круги. В эти абстрактные узоры латенские художники вплетали зооморфные изображения змей, кабанов, сов и других животных. Все эти узоры, иногда покрытые красной эмалью, украшали личные вещи и оружие кельтской аристократии, чьё влияние достигло пика в 400–300 гг. до н.э..
Существуют ли примеры латенской живописи или скульптуры?
Несмотря на очевидное богатство континентальных кельтов в латенский и гальштатский периоды, не известно ни одного примера живописи, сохранилось лишь небольшое количество образцов скульптуры и несколько примечательных резных фигурок. Всё, что мы имеем, — это несколько рогатых голов, двуликие головы Януса, а также антропоморфные и териантропные (звероподобные) фигуры из дерева, глины или металла.
Такое отсутствие монументальной скульптуры вызывает удивление. Одним из объяснений может быть отсутствие традиции в трёхмерном искусстве, хотя племена русских степей славились своими бронзовыми изделиями, а первоначальный очаг кельтов в Австрии находится недалеко от места знаменитых палеолитических резных фигурок из слоновой кости в Швабской Юре. Возможно, кельтское общество не ценило накопление таких предметов, предпочитая более личные или носимые вещи. Однако то же можно сказать и об обществе викингов, которые славились своим мастерством резьбы.
Единственные высококачественные каменные изваяния, созданные ирландскими латенскими скульпторами, — это серия украшенных языческих камней, таких как камень из Туроу, камень из Каслстрейнджа, камень из Килликлаггина, камень из Маллагмаста и камень из Деррикейгана.
Делали ли кельты керамику?
Да, известно много примеров кельтской керамики. Однако в целом гончарство не считалось особенно ценным ремеслом или видом искусства и, конечно, не могло сравниться с греческой керамикой того времени, хотя сами кельты, по иронии судьбы, её ценили.
Что произошло с кельтским искусством после латенского периода?
Примерно с 200 г. до н.э. по 100 г. н.э. римские легионы покорили все независимые кельтские племена на континенте. Британия также была завоёвана, за исключением некоторых отдалённых регионов в Шотландии, Уэльсе и Корнуолле. Только Ирландии удалось избежать римского владычества.
В течение следующих трёх столетий романизации кельтская культура, язык и ремёсла постепенно приходили в упадок везде, кроме Ирландии. Но даже там у художников и ремесленников было меньше возможностей для развития своих навыков. Таким образом, кельтское искусство в целом стагнировало до V века. Именно тогда варварские племена окончательно сокрушили Западную Римскую империю.
В 410 году вестготы под предводительством Алариха разграбили Рим, а 45 лет спустя город был захвачен ещё раз — на этот раз вандалами под предводительством Гейзериха. С крушением римской власти Европа погрузилась в период, известный как Тёмные века, который продлился примерно до 800 года н.э..
Тем временем христианская церковь, базировавшаяся в Италии, решила использовать свободную от варваров Ирландию в качестве одного из своих форпостов и послала святого Патрика для обращения страны в христианство. Это имело глубокие последствия не только для жителей Ирландии, но и для кельтского искусства. См. также Кельтско-римское искусство.
Что случилось с кельтским искусством в Ирландии после падения Рима?
Приход христианства в Ирландию привёл к возрождению ирландского кельтского искусства. Оно проявилось в трёх формах: во-первых, в расцвете кельтской металлообработки; во-вторых, в создании (совместно с англосаксонскими мастерами) серии великолепных иллюминированных евангельских рукописей; и, в-третьих, в появлении выдающихся отдельно стоящих скульптур — так называемых высоких крестов Ирландии.
В отличие от языческого периода, когда преобладали оружие и украшения, большинство великих артефактов раннехристианской эпохи были связаны с религиозным культом. Несмотря на это, художники, мастера по металлу и скульпторы христианской эпохи продолжали широко использовать спирали, узелковые орнаменты, зооморфные мотивы и многие другие узоры своего языческого прошлого.
Был ли христианский кельтский ренессанс вызван исключительно церковью?
Нет, не полностью. Поскольку страну миновали как римляне, так и варвары, ирландская кельтская культура продолжала развиваться самостоятельно. Между 300 и 400 гг. н.э. ирландские кельты разработали упрощённый алфавит огам, подражая римским монументальным надписям. Эти новые «огамические камни» служили для обозначения могил предков, в качестве мемориалов и пограничных знаков.
Ярким примером таких дохристианских камней является украшенный столб в Маллагмасте, графство Килдэр. (Примечание: до появления огама в Ирландии не было известного письменного языка. Кельтская культура опиралась на устную традицию, что заставляет историков отделять мифы от фактов — см. «Книгу захватов Ирландии».)
Металлообработка также развивалась. Были внедрены новые техники, включая тонкую эмаль и ребристый декор, а также усовершенствованные версии зооморфных мотивов и спиралей латенского стиля. Появились новые типы украшений, в частности, кольцевидная фибула (penannular brooch) — брошь в виде разомкнутого кольца с длинной булавкой, и булавка с навершием в виде руки (hand-pin).
Некоторые из этих новшеств эффектно сочетались: например, зооморфная кольцевидная фибула была уникальным ирландским изобретением, а более поздние модели стали ещё более изысканными благодаря использованию разноцветных эмалей и стекла миллефиори. Одним из выдающихся образцов кельтских украшений является Фибула из Тары (ок. 700 г.).
Как церковь способствовала развитию ирландского кельтского искусства?
Великим новшеством церкви в Ирландии стало развитие монастырской системы — создание сети монастырей, которые подчинялись своим основателям, таким как святой Патрик или святой Колумба, а не епископальной иерархии. Это давало большую свободу как в религиозных, так и в творческих вопросах.
Со временем эти монастыри превратились в известные центры духовного и светского обучения. Их скриптории и мастерские, опираясь на кельтские традиции, создали целый ряд произведений раннехристианского искусства и достигли непревзойдённого мастерства в прикладных ремёслах. Этому способствовало финансирование со стороны Римской церкви, которая к началу VII века стала главным покровителем искусств в Ирландии. Она также принесла в страну грамотность. См. также Ирландское монастырское искусство.
Как развивались христианские кельтские изделия из металла?
Эволюция ранних церковных металлических изделий в Ирландии началась в VII веке с бронзовых реликвариев — небольших ящичков на петлях, содержащих мощи святых. Со временем эти реликварии становились крупнее и богато украшались, а более поздние версии (например, реликварии епископа Конлета и святой Бригитты) отделывались драгоценными металлами.
Затем появились новые техники, материалы и цвета — результат применения как местных, так и заимствованных металлургических методов. Среди них была трёхгранно-выемчатая резьба (техника, используемая германскими ювелирами), при которой гладкая поверхность превращалась во множество наклонных граней, ловивших свет.
Другие техники, освоенные кельтскими мастерами, включали использование золотой филиграни, разноцветных вставок (из эмали, миллефиори и янтаря) и штампованной фольги. Великолепным примером кельтской золотой работы этого периода (известного как гиберно-саксонская или островная школа искусства) является реликварий-пояс из Мойло.
Ещё одним новшеством кельтских мастеров стал их метод сборки сложных изделий (например, из бронзы) из множества литых, кованых и выточенных деталей, которые крепились на основе (например, бронзовом стержне) без пайки. Высшим образцом этой техники является серебряная Чаша из Арды, собранная из более чем 350 отдельных частей.
К другим религиозным шедеврам Ирландии относятся бронзовый реликварий-пояс из Мойло, серебряная Чаша из Дерринафлана и два деревянных процессионных креста в бронзовой оправе — Крест из Талли-Лох и знаменитый Крест из Конга, созданный для короля Турлоха О’Коннора в XII веке. По своему стилю все эти произведения религиозного искусства остаются квинтэссенцией кельтского стиля, восходящего к древним языческим традициям.
Как развивались иллюминированные рукописи и почему они являются образцом кельтского искусства?
Подобно реликвиям, иллюминированные Евангелия были драгоценными объектами почитания, которые часто выносили на обозрение только по особым праздникам. В то время как кельтские металлурги в монастырских мастерских работали в жаре у печей, писцы и художники в скрипториях страдали от холода. Трудясь в неотапливаемых помещениях, они тратили бесчисленные часы на изготовление пергамента, на котором слово за словом, строка за строкой переписывали священные тексты. Затем следовали не менее кропотливые процессы иллюстрирования и иллюминирования, сшивание страниц и создание переплёта. А потом могли прийти викинги, уничтожить рукопись и убить монахов — такое случалось не так уж редко.
Как и чаши из Арды и Дерринафлана, раннехристианские религиозные рукописи оставались по сути кельтскими по своему дизайну. Они были покрыты невероятно сложными узорами, включавшими трискелионы, трубовидные спирали, зооморфные изображения, ромбы, кресты, узлы и бесчисленное множество других фантазийных орнаментов — почти все они были заимствованы из традиционных узоров языческих кельтских металлических изделий.
Среди наиболее известных иллюминированных рукописей — «Катах» святого Колумбы (начало VII в.), Книга из Дарроу (ок. 670 г.), Евангелие из Линдисфарна (ок. 698–700 гг.), Евангелие из Эхтернаха (ок. 700 г.), Евангелие из Личфилда (ок. 730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.), особенно её страница с монограммой «Хи-Ро» со сказочным декором. Они являются одними из величайших сокровищ средневекового искусства и, возможно, самыми известными произведениями в истории ирландского искусства.
Эти рукописи оказали значительное влияние на скриптории континентальной Европы. Антиклассический стиль таких манускриптов, как Келлская книга, был перенесён в многочисленные монастыри на континенте, где он повлиял на развитие каролингского, романского и готического искусства в Средние века.
См. также: История иллюминированных рукописей (600–1200) и Создание иллюминированных рукописей.
Как и когда в Ирландии появилась скульптура высокого креста?
Каменные скульптуры, известные как «высокие кресты», обычно заказывались монастырями для установки на святых местах, часто заменяя ранее существовавшие деревянные конструкции. Их назначение было различным: одни отмечали какое-либо событие, другие были объектами почитания, третьи служили ориентирами. Большинство из них были созданы в период 750–1150 годов, а пик их популярности пришёлся на начало X века.
Высокие кресты делятся на два основных типа: украшенные рельефными сценами из Священного Писания и украшенные абстрактными кельтскими узорами. Первые также могли служить для иллюстрации библейских сюжетов. Считается, что эти кресты представляют собой важнейший образец отдельно стоящей скульптуры, созданной в период между падением Рима и флорентийским Возрождением, и являются одним из величайших вкладов Ирландии в историю изобразительного искусства. Известные примеры — Крест Муиредаха в Монастербойсе, Крест в Каслдермоте и Высокий крест в Ахенни.
Существовала ли в Ирландии непрерывная традиция кельтского дизайна?
Совершенно определённо. Достаточно сравнить тройные спирали и ромбы мегалитической гробницы Ньюгрейндж (построенной около 3300 г. до н.э.) со спиральным орнаментом в Келлской книге (написанной 4000 лет спустя), чтобы оценить непрерывность традиции кельтского дизайна.
Некоторые авторитетные учёные прилагают большие усилия, чтобы провести различие между «древними» и «средневековыми» кельтскими орнаментами, но при всём уважении я не могу с этим согласиться. Я думаю, что ответ на вопрос о разнице между древним и средневековым кельтским искусством таков: она очень невелика. Конечно, каждая эпоха привносила свои уникальные новшества, но я считаю, что самое впечатляющее в кельтском искусстве (по крайней мере, в Ирландии, где сохранилось больше всего его образцов) — это непрерывность творческого замысла.
…
ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Факты об эволюции металлических изделий, скульптуры, керамики и иллюминированных рукописей см.:
Кельтское искусство
Искусство кельтских монет раннего стиля
Кельтское искусство вальдальгесхаймского стиля
Кельтское искусство позднего европейского периода
Кельтское искусство в Британии и Ирландии
Кельтское христианское искусство.
ИСКУССТВО КЕЛЬТОВ
Факты о ремёслах, которыми были знамениты кельты, см.:
Искусство кельтского оружия
Кельтское ювелирное искусство
Кельтская скульптура.
ДИЗАЙН ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ
Информацию об истории и развитии иконографии, зооморфных узоров и мотивов, использовавшихся древними кельтами, см.:
Кельтские орнаменты
Кельтское переплетение
Кельтские спирали
Кельтские узлы
Кельтские кресты.
См. также: Движение кельтского возрождения.
- Искусство в кельтском стиле в Римской империи
- Движение возрождения кельтского искусства, XIX век
- Кельтское искусство обработки металлов
- Корона Петри
- Прикладное искусство: определение
- «Под ногами Иисуса» Хелены Марии Вирамонтес, краткое содержание
- Возникновение славянской культуры в средневековье
- «Крым. Возвращение» - персональная выставка Алексея Бурташенкова по итогам осеннего пленэра в Крыму
- Мария Санти: Венера между ложными богами. Иллюстрация к повести О.Бердслея «История Венеры и Тангейзера» 1898
- «Люди и я» Мэтта Хейга, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?