Прикладное искусство:
определение читать ~5 мин.
Термин «прикладное искусство» обозначает применение художественного дизайна к утилитарным предметам повседневного использования. Произведения изобразительного искусства не имеют иной функции, кроме эстетического или интеллектуального воздействия на зрителя. В свою очередь, произведения прикладного искусства — это, как правило, функциональные объекты, которые были украшены или творчески спроектированы с учётом как эстетики, так и практического назначения. Прикладное искусство охватывает огромный спектр предметов: от чайника или стула до стен и крыши вокзала, от перьевой ручки до компьютерной мыши.
Что может быть предметом прикладного искусства?
Условно произведения прикладного искусства можно разделить на два типа. Первый — это стандартные изделия промышленного производства с дизайном, который делает их более привлекательными и удобными в использовании. Второй — это уникальные, эстетически привлекательные, но в первую очередь функциональные изделия ручной работы, созданные ремесленниками или квалифицированными мастерами. К дисциплинам прикладного искусства относят промышленный дизайн, дизайн одежды, дизайн интерьеров, графический дизайн (включая компьютерную графику), а также большинство видов декоративного искусства (например, мебель, ковры, гобелены, вышивка, батик). Сюда же входят ювелирные изделия, художественная обработка металла, керамика, ювелирное дело, плетёные изделия, мозаика и посуда. Иллюминированные рукописи, а позднее и книжная иллюстрация также считаются частью прикладного искусства. Архитектуру тоже принято рассматривать как прикладное искусство. (См. также: Виды искусства.)
АБСТРАКЦИЯ
Общее руководство по формам нерепрезентативного искусства: Абстрактное искусство. О геометрической абстракции: Конкретное искусство или непредметное искусство.
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, сделанных из утилизируемых материалов: Junk Art. О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму: Outsider Art. О работах душевнобольных: Art Brut.
История изобразительного искусства
Важные даты в развитии изобразительного искусства: История искусства.
История прикладного искусства
Архитектура
Первым видом прикладного искусства, получившим широкое распространение, была архитектура. Начиная с египетских пирамид, шумерских зиккуратов и Семи чудес древнего мира и заканчивая гармоничными пропорциями греческих храмов и инженерным мастерством римских виадуков, архитекторы всегда сочетали эстетику с математикой для создания функциональных и одновременно прекрасных сооружений. Современный мир ставит перед архитекторами новые задачи: проектирование жилых и коммерческих зданий, в первую очередь — высотных зданий и небоскрёбов. Для получения дополнительной информации см.: Архитектура небоскрёба (1850-настоящее время).
В ходе своей эволюции архитектура впитала черты множества школ и движений, среди которых: романский стиль (ок. 1000–1150), готика (ок. 1150–1500), Ренессанс (ок. 1400–1530), маньеризм (ок. 1530–1600), барокко (ок. 1600–1750), рококо (ок. 1720–1780), неоклассицизм (ок. 1750–1815), греческое и готическое возрождение (ок. 1800–1900), неоренессанс и неороманское возрождение (1849–1880), стиль Второй империи (1850–1880), Чикагская архитектурная школа (1880–1910), ар-нуво (ок. 1895–1915), ранний модернизм (1900–1925), школа дизайна Баухаус (1919–1933), ар-деко (1925–1940), тоталитарная архитектура (1928–1955), утопические градостроительные проекты Ле Корбюзье (1887–1965), Вторая чикагская школа (1940–1970), интернациональный стиль (1945–1970), деконструктивизм (1980–2000) и блобитектура (1990–2000).
Коммерческий дизайн
Наибольший импульс развитию прикладного искусства, помимо архитектуры, дал рост торговли в XIX веке, последовавший за промышленной революцией. Конкуренция заставила производителей заботиться о том, чтобы их товары и услуги не только хорошо функционировали, но и «хорошо выглядели». Этот спрос на улучшенную эстетику привёл к созданию многочисленных школ и курсов дизайна, которые подготовили новое поколение промышленных дизайнеров. Со временем, по мере расширения ассортимента продукции и появления новых технологий печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры, а позднее — специалисты по компьютерной графике.
Декоративное искусство
Декоративное искусство — ещё одна важная составляющая прикладного искусства. Его ранние примеры включают китайскую керамику (от 18 000 лет до н.э.), керамику японского стиля Дзёмон (от 14 500 г. до н.э.), а также резные изделия из нефрита (от 4900 г. до н.э.), лаковые изделия (от 4500 г. до н.э.) и китайский фарфор (ок. 100 г. до н.э. и позднее). Среди ярких примеров европейского декоративного искусства — кельтские изделия из металла, такие как серебряный «Котёл из Гундеструпа» (ок. 100 г. до н.э.) и золотой «Торк из Бройтера» (I век до н.э.), а также более поздние религиозные артефакты, украшенные эмалью, — «Чаша из Арды» (VIII – IX вв. н.э.) и «Потир из Дерринафлана». Гобелены и вышивки (например, знаменитый ковёр из Байё, который на самом деле является вышивкой), а также витражи получили развитие в романский и готический периоды. Дизайн интерьеров, изысканная мебель, текстиль и изделия из стекла достигли новых высот в период рококо (XVIII век) при французском дворе в Версальском дворце. Для получения дополнительной информации о расцвете прикладного искусства во Франции см.:
Французское декоративное искусство (ок. 1640–1792)
Французские дизайнеры (ок. 1640–1792)
Французская мебель (ок. 1640–1792).
В последнем десятилетии XIX века декоративное направление прикладного искусства пережило новый расцвет. Этому способствовала деятельность мастерской Уильяма Морриса и движения «Искусства и ремёсла», Движение кельтского возрождения, а также бельгийская группа художников «Общество двадцати» (Les Vingt). Этот подъём воплотился в интернациональном стиле модерн (ок. 1895–1915), изысканных пасхальных яйцах Фаберже (ок. 1885–1917), немецкой школе дизайна Баухаус (1919–1933) и стиле ар-деко (ок. 1925–1940). Одной из основных областей применения декоративного искусства стали театральные декорации и костюмы, например, созданные Леоном Бакстом (1866–1924) и Александром Бенуа (1870–1960) для «Русских сезонов» Дягилева. Другой заметной областью стало плакатное искусство, вошедшее в моду во Франции в период Прекрасной эпохи (La Belle Époque). К лучшим мастерам плаката относятся литограф Жюль Шере (1836–1932), постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) и чешский художник Альфонс Муха (1860–1939). В историю плакатного искусства также вошли Обри Бёрдслей (1872–1898), дуэт «Братья Беггарстафф» (Джеймс Прайд и Уильям Николсон), Теофиль Стейнлен (1859–1923), Эжен Грассе (1845–1917), Пьер Боннар (1867–1947), Эдуар Вюйар (1868–1940), итальянский художник Леонетто Каппьелло (1875–1942) и франко-украинский дизайнер Адольф Мурон Кассандр.
См. также: Музей Виктории и Альберта.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с творчеством и прикладным искусством, см.: Определение и значение искусства.
РЕМЕСЛО
Определения, история и виды ремёсел и декоративного искусства см.: Ремёсла: история и типы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?