Джорджо Моранди:
художник натюрморта, минималист читать ~4 мин.
Джорджо Моранди (Giorgio Morandi, 1890–1964) — итальянский живописец и гравёр, один из крупнейших мастеров искусства XX века. Он родился, учился и провёл всю жизнь в Болонье. После раннего увлечения кубизмом и футуризмом Моранди сблизился с представителями метафизической живописи, Джорджо де Кирико и Карло Карра, и участвовал с ними в выставках в 1921–1922 годах.
Наибольшую известность Моранди принесли его натюрморты. Художник сосредоточился на изображении простых бытовых предметов: бутылок, кувшинов, ваз и чаш. Он исследовал их форму, свет и цвет в бесчисленных композиционных вариациях. Моранди также был выдающимся мастером офорта. Его творчество оказало заметное влияние на минимализм. В Болонье открыт Музей Моранди, где воссоздана его мастерская.
Ранние годы и образование
В возрасте 17 лет Моранди поступил в Академию изящных искусств в Болонье. Там он самостоятельно изучал технику офорта, вдохновляясь работами Рембрандта. В ранний период творчества он испытал влияние кубизма и футуризма. Большое значение для него имели полотна Поля Сезанна (1839–1906) и художника-примитивиста Анри Руссо (1844–1910). С 1914 по 1929 год Моранди работал учителем рисования в начальных школах.
Метафизическая живопись
В 1919 году Моранди познакомился с Карло Карра (1881–1966) и Джорджо де Кирико (1888–1978). Они ввели его в круг Pittura Metafisica (метафизической живописи) — направления, исследовавшего скрытую, иррациональную жизнь обыденных предметов. В этот период (около 1919–1922) его натюрморты приобрели загадочный характер: предметы отбрасывали странные тени, а пространство было построено нелогично.
Работы того времени выполнены в сдержанной палитре, близкой к той, что использовал де Кирико. Каждый объект выглядит застывшим и изолированным. Хотя Моранди со временем отошёл от этого движения, его дальнейшее творчество можно рассматривать как постоянное исследование метафизической сущности простых вещей.
Основные темы творчества
Примерно с 1922 года Моранди сосредоточился на трёх основных темах: натюрморты с бытовыми предметами, букеты цветов и, реже, подчёркнуто лаконичные пейзажи. Примером последних может служить офорт «Пейзаж с рекой Савена» (1929). В натюрмортах художник концентрировался на тонких градациях тона, цвета и композиционном равновесии.
На его работы повлияла живопись Карло Карра, в частности его композиции, вдохновлённые Ренессансом, такие как натюрморт «Пьяный джентльмен» (1916). Однако Моранди выработал собственный уникальный подход, сосредоточившись на поэзии самых простых форм.
Студия и палитра
Моранди вёл уединённый образ жизни в своей квартире в Болонье, которую делил с тремя сёстрами. Его мастерская была аскетичной комнатой, заполненной простыми предметами, которые служили ему моделями. Он часто покрывал бутылки, банки и коробки слоем матовой краски, чтобы убрать блики и подчеркнуть их чистую форму. Эта подготовка позволяла ему полностью сосредоточиться на объёме и структуре.
Цветовая палитра художника отличается сдержанностью и включает землистые оттенки: охру, серый, белый и коричневый. Он мастерски работал с тонкими нюансами цвета, создавая ощущение гармонии и покоя. Свет на его полотнах, как правило, рассеянный и мягкий, что придаёт работам вневременной и созерцательный характер. Подобного эффекта он добивался и в офортах, используя плотную штриховку для создания глубоких тональных переходов.
Преподавание и признание
Моранди участвовал в выставках группы «Новеченто Итальяно» в 1926 и 1929 годах, а также в Венецианской биеннале (1928) и Римской квадриеннале (1931, 1935). Несмотря на участие в культурных проектах, поддерживаемых государством, он сохранял творческую и политическую дистанцию. В 1930 году Моранди получил должность профессора техники гравюры в Академии изящных искусств Болоньи, которую занимал 26 лет.
Международное признание пришло к художнику после Второй мировой войны. В 1948 году он получил первую премию на Венецианской биеннале. В 1950-х его слава распространилась за пределы Италии. Моранди был удостоен Гран-при за гравюру (1953) и Гран-при за живопись (1957) на Биеннале в Сан-Паулу. За всю жизнь он лишь раз покинул Италию, посетив в 1956 году Париж и Винтертур в Швейцарии.
Наследие
Джорджо Моранди — одна из ключевых фигур европейской живописи XX века. Будучи мастером живописи, акварели и офорта, он оставил значительное творческое наследие, центральное место в котором занимает натюрморт. Его работы, основанные на структурных поисках Сезанна, демонстрируют предельную экономию выразительных средств.
Метод Моранди заключался в отсечении всего несущественного для выявления глубины и поэзии в самых обыденных вещах. Этот подход позволил ему стать одним из важных предшественников минимализма. Сегодня работы художника находятся в коллекциях ведущих музеев мира, а его творчество продолжает вызывать интерес у ценителей искусства.
- Натюрморт
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
- Натюрморт
- Жан Шарден: французский художник, позднее барокко
- Франс Снейдерс: художник натюрмортов в стиле барокко, анималист
- В ГМИИ им. Пушкина открывается выставка произведений Джорджо Моранди
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Аннибале Карраччи: итальянский художник эпохи барокко, болонская школа
- Лодовико Карраччи: основатель Болонской школы живописи
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
- Западноевропейская живопись
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?