Портрет сэра Томаса Мора, Ганса Гольбейна:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет сэра Томаса Мора, Ганс Гольбейн: Анализ Описание
Название: Портрет сэра Томаса Мора (1527) Художник: Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) Техника: Масляная и темперная живопись по панели Жанр: Портретная живопись Направление: Северное Возрождение Местонахождение: Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Для интерпретации других известных примеров портретной живописи, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для помощи в понимании картин художников Северного Возрождения, таких как Гольбейн, пожалуйста, обратитесь к: Оценка искусства.
Несмотря на то, что он умер в расцвете сил, в сравнительно молодом возрасте 45 лет, Ганс Гольбейн Младший был одним из лучших портретистов XVI века и законным наследником традиций фламандских художников, таких как Ян ван Эйк (1390-1441) и Петрус Кристус (1410-75). Обученный отцом, Гансом Гольбейном Старшим (1465-1524), в Аугсбурге, он переехал в Базель для поиска работы – преимущественно искусства протестантской Реформации, такого как его гравюры на дереве, такие как «Христос — свет миру» и «Продажа индульгенций», иллюстрирующие борьбу Лютера против Рима. Однако упадок спроса на крупные религиозные картины (запрещенные лютеранством) подорвал традиционный рынок искусства Северного Возрождения и заставил Гольбейна переехать в Англию в поисках работы. Вооружившись рекомендацией Эразма Роттердамского, он был принят в гуманистические круги вокруг сэра Томаса Мора и быстро стал известен своей выдающейся портретной живописью. Во время этого первого визита в Англию (1526-28) он не служил при дворе Генриха VIII (правил 1509-47), хотя и написал портреты нескольких придворных и дворян. Как и большинство художников Северного Возрождения, он был убежденным сторонником ценности предварительных рисунков и эскизов, обычно используя методы французского портретиста Жана Клуэ (1480–1541), который использовал меловые рисунки на негрунтованной бумаге для своих предварительных этюдов.
Гольбейн, вероятно, создал несколько портретов сэра Томаса Мора, хотя известно только о двух сохранившихся – этот, ныне в Коллекции Фрика, и тесно связанный рисунок, выполненный цветными мелками, ныне в Королевской коллекции. Кроме того, в Королевской коллекции есть еще несколько рисунков Мора, выполненных Гольбейном.
Сэр Томас Мор (1478-1535) был гуманистом и государственным деятелем, который возвысился при дворе Генриха VIII, став членом Тайного совета, спикером Палаты общин (1523 г.) и лорд-канцлером (1529-32 гг.). Позже он подал в отставку с поста канцлера в знак протеста против предлагаемого Генрихом развода с Екатериной Арагонской, а затем отказался согласиться на то, чтобы Генрих стал главой английской церкви. В результате его признали виновным в государственной измене и казнили. Канонизированный католической церковью как мученик, он был канонизирован в 1935 году.
Портрет сэра Томаса Мора, выполненный Гольбейном, был написан в 1527 году, когда Мор занимал должность канцлера Герцогства Ланкастер. Картина, портрет по пояс, изображает Мора в трехчетвертном профиле, сидящего на фоне неглубокой драпировки из зеленого бархата. На нем официальная мантия и ошейник Эссес с тудорской розой — знаком Генриха VIII. Эта цепь символизирует службу королю, а не какую-либо конкретную должность. Он смотрит направо с выражением лица одновременно суровым и настороженным. Бдительность могла быть вызвана политическими распрями при дворе короля, но строгость была обусловлена собственной религиозной уверенностью Мора. Стоит отметить, что, несмотря на его святые качества, он все же мог приказать сжечь еретиков на костре. В портрете мало признаков ученого Мора, хотя некоторые эксперты по искусству считают, что Гольбейн намекает на это в слегка сутулой осанке фигуры.
Ренессансная цветовая палитра Гольбейна, состоящая из красного и зеленого цветов, также может быть символической. В средневековом искусстве красный цвет ассоциировался с властью и важностью, а также с мученичеством. Это также литургический цвет для покаяния и смирения. Тем временем зеленый часто используется для представления идеи «откровения» — происходящего от праздника Богоявления, когда божественность Иисуса была открыта трем царям. Учитывая склонность Гольбейна к аллегории и символизму, весьма вероятно, что он намеренно выбрал эти цвета для передачи какого-то послания, хотя его точная природа далека от ясного. Возможно, он предполагал, что сэр Томас Мор в конечном итоге станет мучеником, если не изменит свое отношение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?