Арт-информель:
европейский абстрактный экспрессионизм читать ~5 мин.
Европейский аналог американского абстрактного экспрессионизма, арт-информель стал одним из важнейших современных художественных движений в Европе послевоенного периода (1940-е — 1950-е годы).
Предыстория
В течение первых четырёх десятилетий XX века в изобразительном искусстве доминировало абстрактное искусство преимущественно геометрического характера. К таким направлениям относились кубизм (ок. 1907–1914), супрематизм (ок. 1913–1918), конструктивизм (1914–1920-е), вортицизм (ок. 1913–1917), лучизм (ок. 1912–1915), орфизм (ок. 1912–1914) и «Де Стейл» (1917–1931), а также школа дизайна «Баухауз» (1919–1933).
Вторая мировая война изменила всё. Новая послевоенная реальность требовала иного типа искусства. Репрезентативизм оставался непопулярным — любой вид реализма казался неуместным после ужасов войны. Но и геометрическое искусство больше не отвечало духу времени. Безэмоциональный интеллектуализм кубизма и других геометрических форм оказался недостаточным, как и концептуальная точность «Де Стейл» и подобных школ дизайна. (См. также: История экспрессионистской живописи 1880–1930).
Абстрактный экспрессионизм в Америке
Американским ответом стало направление, которое художественные критики назвали абстрактным экспрессионизмом. Эта довольно широкая категория абстракции охватывала два основных типа художников. Первые — так называемые «художники действия», такие как Джексон Поллок (1912–1956) и Виллем де Кунинг (1904–1997), сосредоточились на активном, высокоэкспрессивном стиле жестикуляционной живописи. Вторые — более созерцательные мастера, такие как Марк Ротко (1903–1970), Клайффорд Стилл (1904–1980) и Барнетт Ньюман (1905–1970), практиковали живопись цветового поля.
Арт-информель в Европе: характеристики
Европейским ответом нью-йоркской школе абстрактной экспрессионистской живописи стал арт-информель. Это движение, как и его американский аналог, служило общим зонтичным термином для нового стиля абстрактной живописи, лишённого строгой интеллектуальной методологии.
Экспрессивное, жестикуляционное и новаторское, оно было, как следует из названия, искусством без предопределённой формы или структуры. Художники работали непосредственно с материалами, полагаясь на интуицию. Термин «Art Informel» впервые ввёл в 1951 году французский художественный критик Мишель Тапи. Он описывал импровизационный подход, свободный от прошлых и современных условностей, который практиковали некоторые художники на его парижской выставке «Экстремальные тенденции в нефигуративной живописи».
Хороший способ понять арт-информель — думать о нём как о «бесформенной импровизации».
Участниками выставки «Un Art Autre» («Иное искусство») стали Карел Аппель, Альберто Бурри, Жан Дюбюффе, Виллем де Кунинг, Жорж Матье, Жан Фотрие, Жан-Поль Риопель и Вольс, а также Анри Мишо, Ханс Хартунг и Пьер Сулаж. Термин «Иное искусство» — от названия выставки и книги Тапи — стал синонимом арт-информель, хотя искусствоведы предпочитают последний термин.
Терминология и родственные школы искусства
Арт-информель зародился в Германии, затем распространился во Франции, где достиг наибольшего развития, а позднее — в Италии, Испании и Японии. Его разновидности включали ташизм, жестовую живопись, лирическую абстракцию и искусство материи.
Арт-информель был стилистически связан с другими группами: датской, голландской и бельгийской группой CoBrA, немецкими группами «Дзен 49» и «Квадрига», канадской «Автоматистес», итальянской «Арте Нуклеаре» и японской «Гутай». В более широком смысле арт-информель стал своеобразным возрождением антихудожественного движения дада 1910-х — начала 1920-х годов: возвращением к нулевой точке. Он также повлиял на более поздний фигуративный стиль неоэкспрессионизм.
О типах экспрессионизма начала XX века см.: Экспрессионистская живопись.
Стилистические особенности арт-информель
Первоначально произведения арт-информель представляли собой небольшие картины и рисунки на бумаге с использованием акварели. Позднее художники перешли к масштабным полотнам. Масляную краску наносили толстым слоем шпателем, палитровым ножом, кистью или непосредственно из тюбика. Художники избегали явной фигуративности, предпочитая кляксы, следы и хаотичные пятна краски. Формы — жестикуляционные или каллиграфические — возникали спонтанно на холсте.
Главной целью художника было создание случайного и неожиданного — импульсивного произведения, максимально далёкого от «хорошо сделанной» традиционной картины. Источником вдохновения служила сюрреалистическая техника автоматизма, например, методы Андре Массона (1896–1987). Картины создавались спонтанно и быстро, чтобы дать полное выражение подсознанию художника.
Материальная живопись
Кроме ташизма, другой разновидностью арт-информель стала материальная живопись. Она возникала, когда художник акцентировал внимание на текстуре, тактильных качествах или выразительных возможностях красок и других материалов, часто необычных. Среди мастеров материальной живописи выделялись итальянец Альберто Бурри (1915–1995), голландцы Яап Вагемакер (1906–1975) и Брам Богарт (1921–2012), а также каталонец Антони Тапиес (1923–2012).
Ведущие художники
Основоположниками движения арт-информель среди абстрактных художников стали Жан Фотрие (1898–1964), Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951) и Ханс Хартунг (1904–1989).
В движение входили: Жан-Мишель Атлан (1913–1960), Жан Базен (1904–2001), Роже Биссьер (1886–1964), Камиль Брайен (1907–1977), Альберто Бурри (1915–1995), Мария Элена Виейра да Силва (1908–1992), Карел Аппель (1921–2006), Асгер Йорн (1914–1973), Шарль Лапик (1898–1988), Альфред Манессье (1911–1993), Патрик Херон (1920–1999), Жорж Матье (1921–2012), Анри Мишо (1899–1984), Серж Полякофф (1906–1969), Пьер Сулаж (род. 1919), Николя де Сталь (1914–1955), Жан-Поль Риопель (1923–2002), Антони Тапиес (1923–2012), Пьер Таль-Кот (1905–1985), Гюстав Синье (1909–1984) и Жан Ле Моаль (1909–2007).
Значительный вклад внесли американцы Марк Тоби (1890–1976) с каллиграфическими работами и Сэм Фрэнсис (1923–1994) в стиле ташизм. Дзиро Ёсихара (1905–1972) основал в Японии в 1955 году родственную группу «Гутай».
Произведения арт-информель
К важным примерам стиля арт-информель относятся:
Ханс Хартунг
Т. 1935-1 (1935) Центр современного искусства Помпиду, Париж
Т. 1949-9 (1949) Дюссельдорфский музей искусств
Марк Тоби
Бродвей (1936) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Жан Фотрие
Голова заложника № 2 (1944) Коллекция Галери Лиммер, Фрайбург
Baby Mine (1947) Коллекция Тейт, Лондон
Вольс
Синий гранат (1946) Центр современного искусства Помпиду, Париж
Композиция (1947) Кунстхалле, Гамбург
Жёлтая композиция (1946–1947) Новая национальная галерея, Берлин
Антони Тапиес
Картина № XXVIII (1955) Галерея Штадлер, Париж
Жорж Матье
Капетинги повсюду (1954) Центр современного искусства Помпиду, Париж
Сэм Фрэнсис
In Lovely Blueness I (1955–1957) Музей современного искусства города Парижа
Анри Мишо
Без названия (1960) Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк
Произведения художников арт-информель можно увидеть в ведущих художественных музеях Европы.
О развитии американского абстрактного экспрессионизма в конце 1950-х — начале 1960-х годов читайте в разделе «Постживописная абстракция», а также об отдельных стилях, таких как живопись цветового поля и живопись чётких границ.
- Нью-Йоркская школа: американский абстрактный экспрессионизм
- Аршил Горки, абстрактный экспрессионист
- Абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Творчество Джексона Поллока
- Сокровища мусульманского мира были проданы на аукционе Сотбис за рекордную сумму - 25 349 000 фунтов стерлингов
- «Полярная звезда» осветила сценические площадки в городе Мурманске
- Тысячелетие русско-германских отношений на выставке в Берлине
- Выставка «Дорога к победе» открыта в честь юбилея Сталинградской битвы
- Перформанс – интервенция «Из досье собачьей жизни»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?