Болонская школа живописи барокко читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин «болонская школа» обычно описывает антиманьеристское художественное движение, основанное в Болонье (столица Эмилии-Романьи, Италия), которое стало движущей силой возвращения к солидности и величию, ассоциирующимся с живописью Высокого Возрождения, в сочетании с богатым колоризмом венецианской живописи (с 1450 года и далее). Это классическое направление – по сути, реакция против надуманной искусственности маньеризма – оказало большое влияние на чинквеченто переход к живописи барокко, и зародилось в Академии Карраччи, основанной Аннибале Карраччи (1560-1609), его братом Агостино (1557-1602) и их двоюродным братом Людовико (1555-1619).
Как центр живописи и рисунка в конце XVI и начале XVII веков Болонская школа затмила Пармскую школу живописи и встала в один ряд с Флоренцией, Римом и даже Венецией – не в последнюю очередь благодаря своему вкладу в католическое искусство Контрреформации того времени. Однако репутация школы (и семьи Карраччи) упала в XIX веке из-за взглядов художественного критика Джона Рёскина (1819-1900), а затем вновь поднялась в XX веке. См: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Кто были самыми известными членами этого движения?
Кроме семьи Карраччи, самыми известными представителями болонской школы были: Франческо Альбани (1578-1660), Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581-1641), Джованни Ланфранко (1582-1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666) и Гвидо Рени (1575-1642), большинство из которых оказали влияние на развитие искусства барокко в Риме, Венеции и Неаполе.
Происхождение, история и характерные черты
Болонская школа процветала в начале 1580-х годов в классической маньеристской живописи, которую практиковала в Болонье семья Карраччи, о чем свидетельствует цикл фресок на тему «История основания Рима» (ок. 1589, Палаццо Маньяни, Болонья), которые также руководили небольшой прогрессивной художественной академией под названием Академия деи Дезидерози, позже переименованной в Академию прогрессистов (Академия дельи Инкамминати). В соответствии с его продвижением эстетики Высокого Возрождения, акцент на рисунок фигуры и, прежде всего, натурализм, были одними из основных характеристик Болонской школы: черты, которые вскоре должны были привлечь ряд важных покровителей в Риме.
Это произошло потому, что в ответ на протестантскую Реформацию 1519 года католическая церковь в Риме начала «Контрреформацию», европейскую пропагандистскую кампанию, призванную подтвердить ценности и привлекательность единой истинной церкви и таким образом вернуть те общины, которые были потеряны Мартином Лютером. Важным элементом этой кампании было использование христианского искусства для иллюстрации важных католических догм.
Планируя религиозное искусство, церковные власти придавали особое значение необходимости того, чтобы картины ясно объясняли суть происходящего. Стиль живописи болонской школы, с его ясными, простыми, прямыми образами, был идеальным средством для католической религиозной живописи, и – что неудивительно – был с энтузиазмом одобрен в Риме. (О величайших отдельных произведениях см: Лучшие картины барокко: 1600-1700).
Галерея Фарнезе
Школа впервые привлекла внимание кардинала Одоардо Фарнезе (1573-1626), праправнука папы Павла III (кардинала Алессандро Фарнезе) (1468-1549), который в 1595 году вызвал Аннибале Карраччи в Рим и поручил ему украсить часть семейного дворца, Палаццо Фарнезе.
Аннибале начал с украшения потолка кабинета кардинала мифологической росписью с изображением Геркулеса и других, а затем приступил к работе, которая стала его шедевром, – украшению потолка и стен галереи Фарнезе: работа, которая обязана своим вдохновением фрескам Сикстинской капеллы Микеланджело и фрескам в комнатах Рафаэля в Ватикане. Кроме этого шедевра декоративного искусства, Аннибале Карраччи также приписывают разработку стандартов героической пейзажной живописи – примером тому служит его «Бегство в Египет» (1604, Галерея Дориа Памфили, Рим) – жанр, в котором его примеру последовали Доменикино (его любимый помощник и ученик), Клод Лоррен (1600-1682) и Никола Пуссен (1594-1665).
Влияние Аннибале Карраччи и Болонской школы
Со временем к Аннибале присоединился его брат Агостино, а также несколько учеников Карраччи, включая Доменикино, Гвидо Рени, Франческо Альбани и Джованни Ланфранко. В результате болонская школа – до сих пор малозначительная региональная тенденция – быстро стала самым влиятельным стилем римского барокко. Ее характерные черты можно увидеть на потолке галереи Фарнезе, и она оказала огромное влияние на последующих живописцев.
Аннибале воплотил в себе все ключевые элементы Болонской школы. Не только его «Галерея Фарнезе» рассматривалась как барочный образец героической фигурной живописи, но и его эскизная техника была признана образцом художественной процедуры. Он выполнил сотни предварительных рисунков для потолка Галереи, и до конца XVIII века, когда в моду вошла спонтанность романтизма, его тщательная подготовка стала считаться нормой для любой амбициозной исторической картины. По этой причине Аннибале, возможно, оказал даже большее влияние, чем его современник Караваджо (1571-1610), поскольку последний работал исключительно маслом и избегал фресковой живописи, которая по-прежнему считалась лакмусовой бумажкой способностей живописца и наиболее подходящей средой для живописи в великой манере.
Вся слава барочного иллюзионизма была ещё впереди: см. например, quadratura и другие формы trompe l’oeil живописи Джованни Ланфранко (Успение Богоматери, 1625-7, на нижней стороне дуомо церкви S. Андреа делла Валле); Гверчино (Фреска Аврора, 1621-3, Вилла Людовизи, Рим); Пьетро да Кортона (Аллегория Божественного Провидения, 1633-39, Рим); и Андреа Поццо (Апофеоз святого Игнатия, 1688-94, Сан-Игнацио, Рим). Но оформление Аннибале Карраччи потолка галереи Фарнезе стало одним из оснований их стиля.
Другим великим художником барокко, испытавшим влияние болонской школы, был Карло Маратта (1625-1713), который после смерти Бернини стал ведущим представителем искусства католической Контрреформации.
Другие художники Болонской школы
Многие из живописцев Болонской школы стали влиятельными художниками сами по себе. Доменикино стал одним из лучших живописцев Рима в период 1610-25 годов, а Ланфранко был важной фигурой в неаполитанской школе в период с 1632 по 1646 год. Гвидо Рени вернулся в Болонью, как и Франческо Альбани, чтобы стать ведущей фигурой болонской школы. Гверчино, известный своим виртуозным рисунком, прославился использованием кьяроскуро и драматического тенебризма, подход, к которому он позже добавил более классические черты, сочетая флорентийский стиль disegno и венецианский colorito.
Под сильным влиянием фресок Людовико Карраччи (1555-1619) и драматических масел Караваджо (1571-1610), его последователями были Маттиа Прети (1613-1699), калабрийский художник, сыгравший ключевую роль в развитии неаполитанской барочной живописи в середине XVII века. Кроме того, многие другие художники барокко со всей Италии переняли стиль и технику болонской школы. В других странах последователями были Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Дополнительные ресурсы
Художники итальянского барокко (ок. 1600-1700)
Тициан и венецианский колорит (1500-1576)
Наследие венецианской живописи (1530 и далее)
Караваджо в Неаполе: алтари и картины (начало 1600-х годов)
Произведения, отражающие стиль болонской школы, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
- Джованни Ланфранко: художник высокого барокко
- Неаполитанская живопись эпохи барокко (ок. 1650-1700 гг.)
- Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
- Сохранение сокровищ итальянского Возрождения превратилось в гонку со временем
- Виньола: биография архитектора эпохи Возрождения
- ОПЕРА «БАЛ МАСКАРАД» Дж. Верди
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?