Болонская школа живописи барокко читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «болонская школа» описывает художественное направление, зародившееся в Болонье (столица Эмилии-Романьи, Италия) как оппозиция маньеризму. Это движение стало движущей силой возвращения к основательности и величию, ассоциируемым с живописью Высокого Возрождения, и сочетало их с колористическими достижениями венецианской живописи. Это классическое направление, по сути, реакция на искусственность маньеризма. Оно оказало большое влияние на переход от искусства чинквеченто к живописи барокко. Его истоки связаны с «Академией вступивших на правильный путь», основанной Аннибале Карраччи (1560–1609), его братом Агостино (1557–1602) и их двоюродным братом Лодовико (1555–1619).
В конце XVI и начале XVII веков Болонья стала важнейшим центром живописи и рисунка. Местная школа затмила пармскую школу живописи и встала в один ряд с Флоренцией, Римом и Венецией, во многом благодаря своему вкладу в искусство католической Контрреформации. Однако в XIX веке репутация школы и семьи Карраччи пострадала под влиянием критики Джона Рёскина (1819–1900), но была реабилитирована в XX веке. Подробнее об этом периоде можно узнать из статьи «Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века».
Ключевые представители
Кроме семьи Карраччи, к наиболее известным мастерам болонской школы относятся Франческо Альбани (1578–1660), Доменикино (Доменико Дзампьери, 1581–1641), Джованни Ланфранко (1582–1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери, 1591–1666) и Гвидо Рени (1575–1642). Все они внесли значительный вклад в развитие искусства барокко в Риме, Венеции и Неаполе.
Происхождение и характерные черты
Болонская школа сформировалась в 1580-х годах. Её принципы нашли отражение в цикле фресок на тему «История основания Рима» (ок. 1589, Палаццо Маньяни, Болонья), созданном семьёй Карраччи. Художники также основали прогрессивную академию, сперва названную Accademia dei Desiderosi («Академия стремящихся к познанию»), а позже переименованную в Accademia degli Incamminati («Академия вступивших на правильный путь»). В основе их подхода лежали эстетика Высокого Возрождения, пристальное внимание к рисунку фигуры и натурализм. Эти черты вскоре привлекли влиятельных покровителей в Риме.
Подъём школы совпал с Контрреформацией — движением, инициированным католической церковью в ответ на протестантскую Реформацию, начавшуюся в 1517 году. Одной из целей Контрреформации было утверждение ценностей католицизма с помощью искусства. Важным элементом этой кампании стало использование христианского искусства для наглядной иллюстрации ключевых догм.
При создании религиозных произведений церковные власти требовали, чтобы живопись была ясной и понятной зрителю. Стиль болонской школы с его чёткими, простыми и выразительными образами идеально подходил для задач католической религиозной живописи, благодаря чему получил широкое признание в Риме. Примеры величайших работ того периода можно найти в обзоре «Лучшие картины барокко (1600–1700)».
Галерея Фарнезе
Первым крупным покровителем школы стал кардинал Одоардо Фарнезе (1573–1626), праправнук папы Павла III (Алессандро Фарнезе, 1468–1549). В 1595 году он пригласил Аннибале Карраччи в Рим и поручил ему расписать залы фамильного дворца — Палаццо Фарнезе.
Аннибале начал с росписи кабинета кардинала (Camerino), создав мифологические сцены из жизни Геракла. Затем он приступил к работе, ставшей его шедевром, — росписи потолка и стен Галереи Фарнезе. Источниками вдохновения для него послужили фрески Сикстинской капеллы Микеланджело и росписи станц Рафаэля в Ватикане. Кроме этого выдающегося произведения декоративного искусства, Аннибале Карраччи заложил основы идеализированного пейзажа. Ярким примером служит его картина «Бегство в Египет» (1603, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Позднее в этом жанре работали его ученик Доменикино, а также Клод Лоррен (1600–1682) и Никола Пуссен (1594–1665).
Влияние Аннибале Карраччи и Болонской школы
Со временем к Аннибале в Риме присоединился его брат Агостино и ученики, в числе которых были Доменикино, Гвидо Рени, Франческо Альбани и Джованни Ланфранко. Благодаря этому болонская школа из регионального течения быстро превратилась в самый влиятельный стиль римского барокко. Черты этого стиля, ярко проявившиеся в росписях Галереи Фарнезе, оказали огромное влияние на последующие поколения живописцев.
Творчество Аннибале стало квинтэссенцией идей болонской школы. Его росписи в Галерее Фарнезе считались образцом героической фигурной живописи барокко, а его метод подготовительной работы стал эталоном творческого процесса. Для росписи потолка Галереи он создал сотни эскизов. Вплоть до конца XVIII века, когда в искусстве утвердились идеалы романтизма с его культом спонтанности, тщательная подготовка считалась нормой для любой крупной исторической картины. По этой причине влияние Аннибале было, возможно, даже более глубоким, чем у его современника Караваджо (1571–1610), который работал преимущественно маслом и избегал фрески, считавшейся главным мерилом мастерства художника и основной техникой для монументальной живописи.
Роспись Галереи Фарнезе заложила основы для дальнейшего развития барочного иллюзионизма, включая квадратуру и другие формы живописной обманки (trompe l’oeil). Среди ярких примеров этого направления — работы Джованни Ланфранко («Вознесение Богоматери», 1625–1627, под куполом собора Сант-Андреа-делла-Валле), Гверчино («Аврора», 1621–1623, Вилла Людовизи, Рим), Пьетро да Кортона («Аллегория Божественного Провидения», 1633–1639, Палаццо Барберини, Рим) и Андреа Поццо («Апофеоз святого Игнатия», 1688–1694, церковь Сант-Иньяцио, Рим).
Другим крупным художником барокко, испытавшим влияние болонской школы, был Карло Маратта (1625–1713). После смерти Бернини он стал ведущим мастером искусства католической Контрреформации.
Последующее развитие школы и её мастера
Многие живописцы болонской школы стали влиятельными художниками. Доменикино был одним из ведущих живописцев Рима в 1610–1625 годах. Ланфранко с 1632 по 1646 год был центральной фигурой неаполитанской школы. Гвидо Рени и Франческо Альбани вернулись в Болонью, где возглавили местную художественную жизнь. Гверчино, виртуозный рисовальщик, в раннем творчестве активно использовал кьяроскуро и драматический тенебризм. Позднее его стиль эволюционировал в сторону классицизма, гармонично сочетая флорентийский рисунок (disegno) и венецианский колорит (colorito).
Влияние болонской школы, в частности Лодовико Карраччи и Гверчино, а также Караваджо, заметно в работах Маттиа Прети (1613–1699), калабрийского художника, сыгравшего заметную роль в становлении неаполитанской живописи барокко. Стиль и техника болонской школы были восприняты многими художниками в Италии и за её пределами, включая Питера Пауля Рубенса (1577–1640).
Дополнительные ресурсы
Художники итальянского барокко (ок. 1600–1700)
Тициан и венецианский колорит (1500–1576)
Наследие венецианской живописи (после 1530 года)
Караваджо в Неаполе: алтари и картины (начало 1600-х годов)
Произведения, отражающие стиль болонской школы, можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира.
- Доменикино: итальянский художник, Болонская школа
- Джованни Ланфранко: художник высокого барокко
- Неаполитанская живопись эпохи барокко (ок. 1650-1700 гг.)
- Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
- ОПЕРА «БАЛ МАСКАРАД» Дж. Верди
- Сохранение сокровищ итальянского Возрождения превратилось в гонку со временем
- Виньола: биография архитектора эпохи Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?