Византийское искусство читать ~15 мин.
В период между Миланским эдиктом императора Константина I в 313 году, легализовавшим христианство, и окончательным падением Западной Римской империи в 476 году, были предприняты шаги по разделению Римской империи на западную половину (управляемую из Рима) и восточную (управляемую из новой столицы, Византия). Таким образом, пока западный христианский мир погружался в эпоху, которую принято называть «тёмными веками», его религиозные, светские и художественные ценности сохранились и получили развитие в новой восточной столице, Византии (позже переименованной в Константинополь). Вместе с имперской властью в Византий переместились тысячи римских и греческих художников и ремесленников. Они начали формировать новый свод восточно-христианских образов и икон, который стал известен как византийское искусство. Это было исключительно христианское искусство. Хотя его стиль заимствовал определённые приёмы и формы из греческого и египетского искусства, он распространился во все уголки Византийской империи, где процветало православное христианство. Важнейшими центрами раннехристианского искусства стали Равенна в Италии, а также Киев, Новгород и Москва на Руси. Для получения более подробной информации см. также: Христианское искусство, византийский период.
Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты см. здесь: Хронология истории искусства.
Общие характеристики
Византийский стиль почти полностью был посвящён религиозной тематике, в особенности воплощению догматов церкви в художественных образах. Византийская архитектура и живопись (скульптура в византийскую эпоху была развита слабо) оставались в значительной степени единообразными и анонимными, развиваясь в рамках строгой традиции. Результатом стала утончённость стиля, с которой мало что могло сравниться в западном искусстве.
Византийское средневековое искусство зародилось с мозаик, украшавших стены и купола церквей, а также с фресковой живописи. Эффект от этих мозаик был настолько впечатляющим, что эта техника была перенята в Италии, особенно в Риме и Равенне. Другой важной формой искусства в Византии стали иконы (от греческого слова «eikon» — «образ»). Это были священные изображения, написанные на деревянных досках, которые создавались в монастырях восточной церкви с использованием энкаустики (восковых красок). (См.: Иконы и иконопись). Крупнейшая коллекция этого вида раннего библейского искусства находится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, основанном в VI веке императором Юстинианом. Также стоит отметить созданное под византийским влиянием Евангелие Гаримы (390–660 гг.) — древнейший в мире иллюстрированный евангельский манускрипт из Эфиопии.
Восстановление средневекового искусства
Подробнее об искусстве Карла Великого и Оттонов см.: Каролингское искусство (750–900) и Оттоновское искусство (900–1050).
Романская эра
Романское искусство (1000–1200 гг.).
Об итало-византийских стилях см.:
Романская живопись в Италии.
О более абстрактных, линейных стилях см.:
Романская живопись во Франции.
О признаках исламского влияния см.:
Романская живопись в Испании.
В период с 1050 по 1200 год нарастала напряжённость между Восточной Римской империей и медленно возрождавшимся Римом, папы которого сумели (благодаря осторожным дипломатическим маневрам) сохранить свою власть как центра западного христианского мира. В то же время итальянские города-государства, такие как Венеция, богатели за счёт международной торговли. В 1204 году, в результате Четвёртого крестового похода, Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, в чём значительную роль сыграла Венеция.
Это привело к оттоку художников и мастеров из Константинополя, в том числе в Италию, — процесс, обратный тому, что происходил восемь веков назад. Так начался период проторенессанса, ярким примером которого являются фрески капеллы Скровеньи Джотто ди Бондоне. Однако, даже приходя в упадок, византийское влияние продолжало ощущаться в XIII и XIV веках в сиенской школе живописи и в искусстве интернациональной готики (1375–1450), особенно в иллюминированных рукописях этого стиля, таких как «Великолепный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург. Примерами произведений в византийском стиле могут служить также иконы и алтарные образы, в том числе «Мадонна Строганова» Дуччо (1300) и его же «Алтарь Маэста» (1311).
Информацию о других важных исторических периодах, подобных византийской эпохе, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Византийские мозаики (около 500–843 гг.)
Опираясь на позднеримские традиции, адаптированные ранними христианами, византийцы разработали новый художественный язык, выражавший ритуалы и догмы объединённой церкви и государства. Изначально различные варианты стиля процветали в Александрии и Антиохии, но имперская бюрократия всё чаще брала на себя крупные заказы, и художников из столицы отправляли в провинции. Зародившись в Константинополе, византийский стиль в конечном итоге распространился далеко за пределы столицы: от Средиземноморья до Южной Италии, через Балканы и вплоть до Руси.
Рим, занятый вестготами в 410 году, был снова разграблен вандалами в 455 году, а к концу века Теодорих Великий установил в Италии власть остготов. Однако в VI веке император Юстиниан (годы правления 527–565) восстановил имперский порядок в Константинополе и сделал отвоёванную у остготов Равенну в Италии своим западным административным центром. Юстиниан был выдающимся правителем и одним из величайших меценатов в истории искусства. Он развернул масштабное строительство и перестройку по всей империи. Его величайшим творением стал собор Святой Софии в Константинополе, на строительстве которого трудилось около 10 000 ремесленников и рабочих. Собор был украшен самыми дорогими материалами, какие только могла предоставить империя. Он и сегодня поражает своим великолепием, однако самые ранние мозаики собора почти не сохранились. Поэтому наиболее впечатляющие образцы византийского искусства VI века находятся сегодня в Равенне. См.: Мозаики Равенны (ок. 400–600).
За скромным кирпичным фасадом церкви Сан-Витале в Равенне посетителя ослепляет великолепие цвета, сияющего на сверкающем золотом фоне. Мозаика и мрамор с богатой текстурой покрывают почти все поверхности стен, скрывая саму архитектуру. Золотой фон символизирует вневременную вечность, в которой парят сверхъестественные образы. В апсиде, окутанные своей далёкой тайной, бесстрастно господствуют Христос и святые. Тем не менее, на двух боковых мозаичных панно — одном с изображением императора Юстиниана со свитой, и другом, напротив, с его женой Феодорой и её придворными дамами — заметна явная попытка сохранить натуралистический портрет, особенно в лицах Юстиниана и Феодоры. И всё же их тела, кажется, скорее парят, чем стоят на земле, скрытые трубчатыми складками одежд.
В Сан-Витале, как и в византийском искусстве в целом, объёмная скульптура играет минимальную роль. Однако мраморные капители (относящиеся к доюстиниановскому периоду) вырезаны с поразительной тонкостью, с чисто восточными, очень стилизованными виноградными лозами и загадочными животными. Редким примером византийской фигуративной скульптуры является импрессионистически выполненная голова, возможно, Феодоры, в которой сохранилась римская традиция натуралистического портретного искусства.
На востоке важнейшая из сохранившихся работ эпохи Юстиниана находится в церкви монастыря Святой Екатерины на горе Синай, построенной несколько позже церкви Сан-Витале. Там, в величественной мозаике «Преображение» в апсиде, фигуры вновь предстают неземными существами, невесомо парящими в золотом пространстве. Однако контуры здесь более свободные и менее жёсткие, чем в Сан-Витале, а конечности фигур странно сочленены — они словно собраны из отдельных частей. Это стало характерной и устойчивой чертой византийского стиля.
В других местах (особенно в Салониках) существовали иные варианты мозаичного стиля. Относительно немногое сохранилось от более дешёвой фресковой живописи и ещё меньше — от рукописей. Лишь немногие из дошедших до нас иллюминированных рукописей VI века на пурпурном пергаменте демонстрируют сопоставимое развитие от классических условностей к строгой формальности, хотя рисунок пером и тушью, как правило, даёт большую свободу в построении фигур и жестов. В знаменитом сирийском «Евангелии Рабулы» 586 года яркая экспрессия плотных образов может даже напомнить работы Жоржа Руо двадцатого века. Сохранились рельефные панели из слоновой кости, как правило, служившие обложками консульских диптихов. Этот тип диптиха состоял из двух соединённых створок из слоновой кости с записями. Резьба на внешней стороне, изображающая религиозные или имперские сюжеты, обладает ясностью и отстранённостью, характерными для лучших мозаик, и выполнена с большим мастерством.
В VIII и IX веках развитие византийского искусства было прервано катастрофическим явлением — иконоборчеством. Процесс не просто замер: по всей империи началось массовое уничтожение существовавших произведений искусства. Изобразительное искусство давно подвергалось нападкам на том основании, что Библия осуждает поклонение идолам. Примерно в 725 году иконоборцы (те, кто хотел уничтожить религиозные изображения) одержали верх над иконопочитателями, издав первый из ряда императорских указов, направленных против икон. Вокруг этого вопроса бушевали ожесточённые споры, но иконоборчество также стало инструментом утверждения имперской власти над церковью, которую считали слишком богатой и могущественной. Несомненно, именно благодаря церкви сохранилась художественная традиция, которая вновь расцвела, когда запрет был снят в 843 году.
Византийское искусство: возрождение и развитие (843–1450)
Прекращение иконоборчества — разрушительной кампании против священных изображений и тех, кто в них верил, — произошло в 843 году. Последовавшее за этим возрождение религиозного искусства основывалось на чётко сформулированных богословских принципах. Согласно им, образы ценны не сами по себе как объекты поклонения, а как каналы, через которые верующие могут направить свою молитву и ощутить присутствие божественного в своей жизни. В отличие от более позднего западного готического возрождения, византийское искусство редко несло дидактическую или повествовательную функцию. Оно было по существу безличным, церемониальным и символическим, являясь элементом религиозного ритуала. Расположение изображений в церквях было строго кодифицировано, подобно литургии, и в целом следовало установленным канонам. Великие мозаичные циклы разворачивались вокруг образа Христа Вседержителя (Пантократора) в центре главного купола, с Богородицей с Младенцем в апсиде. Ниже располагались сцены главных событий христианского года — от Благовещения до Распятия и Воскресения. Ещё ниже в строгом порядке выстраивались иератические фигуры святых, мучеников и епископов.
Конец иконоборчества открыл эпоху большой творческой активности, известную как Македонское возрождение. Этот период продолжался с 867 года, когда Василий I, основатель македонской династии, стал абсолютным правителем уже чисто греческой по своей сути монархии, и почти до 1204 года, когда Константинополь был разграблен крестоносцами. По всей империи, и особенно в её столице, обновлялось убранство церквей: в соборе Святой Софии в Константинополе мозаики огромных размеров воссоздавали старые темы, порой с большой деликатностью и изысканностью.
Несмотря на постоянную утрату территорий, Византия воспринималась остальной Европой как светоч цивилизации, почти легендарный золотой город. Литература, учёность и сложный придворный этикет процветали при македонском дворе; император X века Константин VII Багрянородный сам занимался скульптурой и иллюминировал написанные им рукописи. Хотя его власть продолжала ослабевать, император пользовался огромным авторитетом, а византийский стиль оказывал непреодолимое влияние на остальную Европу. Даже в государствах, враждебных Константинополю в политическом и военном отношении, византийское искусство с готовностью принималось, а его средневековые художники были желанными гостями.
В Греции, в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Дафни, недалеко от Афин, построенной примерно в 1100 году, находятся одни из лучших мозаик этого периода: в сцене «Распятие» присутствует классическое чувство меры и великая утончённость, а купольная мозаика «Пантократор» — один из самых грозных образов в византийской церкви. В Венеции огромные пространства собора Сан-Марко (начало строительства 1063 г.) были украшены художниками, приглашёнными с Востока, но их работы были в значительной степени уничтожены пожаром в 1106 году, а более поздние работы венецианских мастеров выполнены в менее чистом стиле. На Сицилии первый норманнский король Рожер II (правил в 1130–1154 гг.) был активным противником Византийской империи, однако он привозил греческих художников, которые создали один из лучших мозаичных циклов в апсиде и пресвитерии собора в Чефалу. Распространение византийского искусства на Русь началось в 988–989 годах с Крещения Руси князем Владимиром Киевским, который женился на византийской принцессе Анне. Византийские мозаичисты работали в соборе Святой Софии в Киеве уже к 1040-м годам, и влияние Византии на русскую средневековую живопись оставалось решающим ещё долгое время после падения Константинополя.
ювелирное дело и работа с драгоценными металлами были ещё одной византийской специализацией, особенно в Киеве (около 950–1237 гг.), где восточные православные ювелиры подняли на новый уровень технику перегородчатой эмали и эмалирования.
Светская живопись и мозаика македонского возрождения сохранились плохо — их самое яркое проявление было утрачено при сожжении легендарного Большого дворца в Константинополе во время разграбления 1204 года. В оставшихся работах сохранились отчётливые классические черты — примером могут служить панели из слоновой кости на «Шкатулке из Вероли». Такие особенности можно найти и в религиозных рукописях, и в некоторых рельефах из слоновой кости (объёмная скульптура была под запретом как уступка иконоборческим настроениям). «Свиток Иисуса Навина» воспевает воинскую доблесть героев Ветхого Завета, перекликаясь с сюжетами римских рельефных колонн, таких как колонна Траяна в Риме. Знаменитый «Парижский Псалтырь» (около 950 г.) — удивительно римский как по духу, так и по иконографии: на одной из иллюстраций юный Давид в образе музицирующего пастыря практически неотличим от языческого Орфея, его даже сопровождает аллегорическая нимфа по имени Мелодия.
Не следует недооценивать важность византийских фресок в развитии западной средневековой живописи. Посмотрите, например, на очень реалистичные настенные росписи в византийской монастырской церкви Святого Пантелеймона в Горно-Нерези, Республика Македония.
В 1204 году Константинополь был разграблен латинскими крестоносцами, которые правили городом до 1261 года, когда вернулись византийские императоры. За это время мастера мигрировали в другие регионы. В Македонии и Сербии уже существовала сильная традиция фресковой живописи, и она продолжала развиваться. Сохранилось около 15 крупных циклов фресок, созданных в основном греческими художниками. Фресковая техника, несомненно, способствовала большей беглости исполнения и передаче эмоциональных состояний, которые не так часто проявляются в мозаике.
Последние два столетия существования Византии, в период её упадка, были тревожными и раздираемыми войнами, но, к удивлению, привели к третьему великому художественному расцвету, известному как Палеологовское возрождение. Фрагментарный, но всё же внушительный «Деисис» в соборе Святой Софии в Константинополе, возможно, был создан уже после латинского господства, а не в XII веке. В нём проявилась новая нежность и человечность, получившие дальнейшее развитие, например, в великолепном цикле начала XIV века в монастырской церкви Христа в Хоре. В России сложился самобытный стиль, нашедший отражение не только в таких шедеврах, как иконы Рублёва, но и в индивидуальных интерпретациях традиционных тем Феофана Грека — византийского мастера, работавшего в Новгороде в 1370-х годах в смелой, почти импрессионистической манере. Хотя центральный источник византийского стиля погас с завоеванием Константинополя турками в 1453 году, его влияние продолжалось в России и на Балканах. В то же время в Италии византийский стиль, смешанный с готикой, сохранился в эпоху живописи треченто (ок. 1300–1400), которую открыли работы Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319) и Джотто (1270–1337).
Византийские иконы
Иконы, как правило, небольшие и легко транспортируемые, являются самой известной формой византийского искусства. Существует предание, что первая икона была написана святым евангелистом Лукой и изображала Деву, указывающую на Младенца на левой руке. Однако не известно ни одного примера, датируемого ранее VI века. Иконы становились всё более популярными в Византии в VI и VII веках, что в какой-то степени и спровоцировало реакцию иконоборчества. Хотя иконоборцы утверждали, что иконам поклоняются как идолам, их истинная функция заключалась в помощи при молитвенной медитации: через видимый образ верующий мог постичь невидимую духовность. Размещённые в домашнем иконостасе, они выполняли ту же функцию, что и мозаичные украшения церквей, — указывали на присутствие божественного. Производство икон для православных церквей никогда не прекращалось.
По этой причине датировка икон часто является предположительной. Недавнее открытие в монастыре Святой Екатерины на горе Синай — ряд икон, которые удалось с некоторой уверенностью выстроить в хронологическом порядке. Среди них представлено много разных стилей. Ранний «Святой Пётр» отличается фронтальной простотой и прямым взглядом широко раскрытых глаз — чертами, которые снова и снова встречаются на однофигурных иконах. Он также обладает почти придворной элегантностью и достоинством в сочетании с живописной энергией, придающей фигуре отчётливое напряжение. Подобное эмоциональное качество присутствует и в хорошо сохранившейся иконе «Мадонна со святыми», несмотря на её симметрию и довольно грубую моделировку. Обе иконы, несомненно, были созданы в Константинополе.
Сразу после иконоборческого периода религиозные изображения из более дорогих материалов — слоновой кости, мозаики или даже драгоценных металлов — возможно, были более популярны, чем писаные иконы. С XII века иконы стали появляться чаще, и один великий шедевр можно датировать 1131 годом или незадолго до этого. Известная как «Владимирская Богоматерь», она была отправлена на Русь вскоре после того, как была написана в Константинополе. Дева по-прежнему указывает на Младенца как на воплощение божественного в человеческом облике, но нежность позы, щека к щеке, является иллюстрацией нового гуманизма.
С XII века тематика икон значительно расширилась, хотя давно устоявшиеся темы и формулы, важные для удобства верующих, сохранились. По-прежнему писали лики Христа, Богородицы и святых покровителей, но появились и сюжетные сцены — особенно Благовещения и Распятия. Позже для иконостасов, или алтарных преград, стали создавать композитные панно, содержащие множество сюжетных сцен. Спустя долгое время после того, как производство икон прекратилось в Константинополе с турецким завоеванием, оно продолжалось и развивалось в Греции и (с чётко различимыми региональными стилями) в России, а также в Сербии, Румынии и Болгарии.
На Руси самобытные мастера появились ещё до падения Константинополя, наряду с такими важными центрами, как новгородская школа иконописи. Самым известным русским иконописцем был монах Андрей Рублёв (ок. 1370–1430), чей знаменитый шедевр — икона «Святая Троица» (1411–1425) — считается вершиной русской иконописи. Он превзошёл византийские формулы и манеры новгородской школы, основанной византийским беженцем Феофаном Греком. Иконы Рублёва уникальны своей прохладной цветовой гаммой, мягкими формами и тихим сиянием.
Последним из великих иконописцев новгородской школы был Дионисий (ок. 1440–1502), известный своими иконами для Волоколамского монастыря и «Деисисом» для Успенского собора в Москве. Фактически, он был первым выдающимся деятелем московской школы живописи (около 1500–1700 гг.), чьи византийские иконы были созданы такими мастерами, как Никифор Савин, Прокопий Чирин и великий Симон Ушаков (1626–1686).
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов в указанной выше статье из выдающейся книги Дэвида Пайпера «Иллюстрированная история искусства».
- Византийское христианское искусство
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- Персональная выставка Юрия Калюты - эмоции в красном и чёрном цвете
- От пейзажей к абстрактным полотнам - выставка живописца Виталия Редкина
- Виталий Кочетков откроет фестиваль славянской культуры в Москве
- Выставка Константина Петрова в выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств
- Появление иконописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?