Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.) читать ~11 мин.
В французской живописи термин «школа Фонтенбло» описывает маньеристскую живопись и декоративную скульптуру, а также итальянскую архитектуру, созданную для французского двора – под патронажем Франциска I (1494-1547) и его преемников – в королевском замке Фонтенбло (ок. 1528-1610). С самого начала школа вдохновлялась искусством Возрождения из Италии, которое Франциск особенно высоко ценил. В результате ведущими участниками этого ренессанса французского декоративного искусства стали итальянские художники Франческо Приматиччо (1504-1570) и Россо Фьорентино (1494-1540): Французские дизайнеры и художники не проявят свой потенциал в полной мере, пока Версальский дворец не будет построен в XVII веке.
В более широком смысле термин «школа Фонтенбло» охватывает любое французское искусство этого периода, которое возникло на основе или под влиянием отличительного стиля, созданного в замке, который фактически стал доминирующей идиомой во Франции. Более поздняя и менее значимая Вторая школа Фонтенбло возникла после Религиозных войн (1562-1598), когда при Генрихе IV (годы правления 1589-1610) было возрождено украшение королевских дворцов. В эту группу входили Антонио Фантуцци (1510-1550), Амброз Дюбуа (1542-1614), Туссен Дюбрей (1561-1602) и Мартин Фремине (1567-1619).
Истоки
Можно сказать, что школа Фонтенбло возникла в результате французского вторжения в Италию в конце 1490-х годов. Вторжение и завоевание Милана французами в 1499 году при Людовике XII (1462-1515) имело далеко идущие последствия для французского искусства. В двух словах, оно открыло глаза французским дворянам и художникам на красоту итальянского Возрождения, и сделало его очень желанным товаром. Леонардо да Винчи (1452-1519), например, в то время находился в Милане, и были предприняты все усилия, чтобы привлечь его во Францию.
Однако только в правление короля Франциска I (1515-1547) королевское покровительство полностью посвятило себя серьёзной задаче превращения Франции в важный художественный центр. Французский король обладал передовыми вкусами и надеялся прославить французскую корону, подражая художественной деятельности великих гуманистических князей (Медичи, Гонзага, Ровере, Фарнезе, Боргезе) из Италии. С этой целью – и учитывая тот факт, что во Франции отсутствовала собственная традиция настенной живописи – он направил приглашения ряду итальянских художников Высокого Возрождения приехать и работать при французском королевском дворе. Поначалу его приглашения принимали только второсортные художники. И только когда он начал перестраивать королевский охотничий домик в Фонтенбло, ему удалось привлечь ведущих итальянских художников для его оформления.
Отличительный стиль французского маньеризма
За работу отвечали, прежде всего, два итальянских художника: маньерист Россо Фьорентино (1494-1540), прибывший в 1530 году, и живописец и скульптор Франческо Приматиччо (1504-1570), приехавший в Фонтенбло в 1532 году. При содействии ряда французских и фламандских художников они создали характерный стиль французского маньеризма – чувственный и утончённый, выраженный в уникальном сочетании мифологической живописи с затейливым лепным орнаментом (обнажённые, гирлянды и другие более сложные формы).
Настенные панно занимали нижние стены, а лепной декор покрывал верхние стены. Изображения представляют собой аллегорические и мифологические сюжеты, фигуры отличаются длинными конечностями и резко очерченными изящными профилями. Лепнина частично фигуративная, частично рельефная скульптура и частично декоративная, со свагами, картушами и, прежде всего, ремешками – лепнина разрезается на полосы, похожие на кожу, скручивается на концах, а затем переплетается, образуя причудливые формы.
Этому лепному искусству должны были подражать по всей Европе. (Многие художники, которые не смогли посетить Фонтенбло, тем не менее, были знакомы с этой работой, увидев гравюры с изображением интерьера замка). В любом случае, стиль Фонтенбло был широко скопирован во Франции – см., например, работы скульпторов Жана Гужона (ок. 1510-68) и Жермена Пилона (1529-1590) – и при нескольких европейских дворах, и утвердил Францию как важный центр как изобразительного, так и декоративного искусства. (Интересно, что общий стиль внутреннего убранства Фонтенбло в некотором роде можно рассматривать как раннего предшественника стиля XVIII века рококо, связанного с мадам де Помпадур, любовницей короля Людовика XV).
К сожалению, большая часть работ в Фонтенбло была уничтожена или радикально изменена, но некоторые из наиболее характерных скульптур и картин замка всё ещё можно увидеть в Галерее Франциска I (ок. 1533-39), Кабинете герцогини д’Этамп и Зале балов.
Галерея Франциска I
Стиль Фонтенбло достиг своего расцвета в Галерее Франциска I, где Фьорентино и Приматиччо использовали лепнину и роспись, чтобы аннулировать всякий смысл архитектурной структуры. Их работа знаменует собой первый случай, когда лепному обрамлению придали столь значительную проекцию, настолько значительную, что оно как бы отделяется от стены, приобретая при этом такое большое значение, что становится одним из основных элементов декора.
Несомненно, прецеденты для этого были итальянскими – от Зала Константино в Ватикане до Зала дельи Стукки в Палаццо дель Те в Мантуе, обе работы Джулио Романо (1499-1546) (который учил Приматиччио). Результат, достигнутый в Фонтенбло, исключителен: элегантно стройные обнажённые женщины, спиралевидные формы рам и ремешки представляют собой вершину изобретательности и сложности итальянского маньеристического искусства, непосредственно вписанного в фигуративную культуру Франции.
Знаменитые художники школы Фонтенбло
Как было сказано выше, Фьорентино и Приматиччо были ключевыми художниками школы, хотя их точный вклад в период (1532-40) остаётся неясным. Однако после смерти первого в 1540 году Приматиччо стал доминирующим художником в замке. Он украсил комнату королевы, а также свой шедевр Зал д’Эркюль. Франциск I очень доверял его суждениям и отправил его в Италию для закупок в 1540 и 1545 годах.
После смерти Франциска Приматиччо сохранил за собой должность главного придворного художника Генриха II (1547-59 гг.) и Франциска II (1559-60 гг.), а также взял на себя контроль над архитектурными работами в замке, включая дизайн сада.
Среди других художников-маньеристов из Италии, работавших в замке Фонтенбло, был скульптор Бенвенуто Челлини (1500-1571) – известный своим Соляным погребом Франциска I (чёрное дерево и золото, 1540; Музей истории искусств, Вена) и Нимфа из Фонтенбло (бронза, 1544, Лувр, Париж) – и Никколо делл’Абате (1510-1571), известный своими мифологическими пейзажами. Одним из лучших французских живописцев того времени, работавших в Фонтенбло, был Антуан Карон (1521-1599) – впоследствии придворный художник жены Генриха II Екатерины Медичи, – который стал образцом стиля двора Валуа во время Религиозных войн (1562-1598).
Однако значительная часть произведений искусства в Фонтенбло была создана неизвестными руками, в том числе знаменитая картина «Диана-охотница» (ок. 1550, Лувр). Ее мифологический сюжет, элегантные вытянутые формы, идиллический пейзаж и напускная изысканность полностью характерны для школы Фонтенбло.
См. также: Гобелены (1601 – настоящее время).
Французская портретная живопись XVI века
Портретное искусство оставалось важным жанром в эпоху школы Фонтенбло, хотя в целом было заслонено художественными событиями в замке. Во французском портретном искусстве XVI века доминировали два художника, отец и сын. Отец, Жан Клуэ (ум. 1541), вероятно, был нидерландского происхождения и никогда не был национальным французом.
К 1509 году он был хорошо известен во Франции, а к 1516 году работал для королевского двора. Стихи того времени сравнивают его с величайшими итальянскими художниками, включая гениального Микеланджело (1475-1564). Сегодня ему можно приписать лишь несколько портретов, один из которых, великолепное изображение Франциска I, ясно показывает его связи с фламандской живописью.
На посту придворного художника Жана Клуэ сменил его сын Франсуа (ум. 1572). Он также наиболее известен своими портретами, которые – в отличие от портретов отца – демонстрируют сильные связи с итальянским и немецким маньеризмом. Очень отличается от его портрета Карла IX в натуральную величину так называемая «Дама в ванне» (1550, Национальная галерея, Вашингтон), которую обычно идентифицируют как портрет Дианы де Пуатье. Здесь полуобнажённая фигура имеет леонардовское происхождение. Эта работа была популярной и часто копировалась.
Архитектура замка Фонтенбло (ок. 1528-86)
Любимая резиденция Франциска I, этот бывший средневековый охотничий домик использовался королями Франции с XII века. Однако король Франциск I хотел сделать его центром своего видения нового французского Ренессанса, основанного на итальянской модели, со всем тем величием, которое подразумевает этот термин.
Преобразование дворца в итальянском стиле Франциска объединило архитектуру Ренессанса с французскими художественными традициями. Среди ведущих архитекторов были Жиль ле Бретон (1528-48), Филиберт де л’Орме (ок. 1548 и далее), Приматиччио (1553 и далее).
Все началось в 1528 году, когда Франциск I попросил архитектора Жиля Ле Бретона (ум. 1553) начать перестройку охотничьего домика в Фонтенбло в его парадную резиденцию. Ле Бретон отвечал за строительство Porte Doree и длинной галереи, соединившей старую средневековую башню с новыми зданиями, расположенными в конце Cour du Cheval Blanc. Хотя стиль Ле Бретона использует предсказуемую смесь традиционных форм и «современных» элементов, его использование того, что можно назвать чертами маньеризма, кажется случайным.
Только с появлением на сцене Фьорентино и Приматиччо в процессе проектирования произошли радикальные изменения. С этого момента постоянная работа в Фонтенбло, в которой архитектура, декор и мебель были тесно интегрированы, стала одним из самых творческих и интересных центров международного маньеризма.
Первый этап «школы Фонтенбло» был действительно периодом итальянской истории, перенесённой на французскую почву: Россо и Приматиччо обогатили и обновили формальный репертуар римской школы, создав совершенно новую гармонию, с идеальным слиянием фигурных и декоративных элементов. (Итальянский архитектор-маньерист Виньола (1507-73) также работал в замке).
Когда в 1541 году Себастьяно Серлио, автор знаменитого трактата об искусстве, был назначен ординарным архитектором, это ознаменовало разрыв с ритмической регулярностью и симметрией планов дворца, существовавших до этого времени. Самая чисто классическая цитата в замке, Porte Doree, представляет собой накладные лоджии, вставленные среди широких пилястр, с явным признаком маньеризма в непрерывной последовательности окон.
По мере того как дом становился все более самосознательно художественным, роль архитектора после смерти Ле Бретона в 1553 году взял на себя Приматиччо. В 1560-х годах была завершена работа над Aile de la Belle Cheminee, в которой использовался язык, ставший к тому времени полностью французским.
Другие памятники французской архитектуры XVI века
Привлечённые более роскошным образом жизни в Италии, французские аристократы перестраивали и расширяли свои замки. Строители по-прежнему были мастерами-каменщиками со статусом ремесленника. Когда в XVI веке во Францию приехали итальянские архитекторы, в частности Себастьяно Серлио (1475-1554) в 1540 году, французский Ренессанс начался всерьёз. Серлио, который на самом деле строил очень мало, оказал влияние главным образом благодаря своему богато иллюстрированному трактату об архитектуре, L’Architettura (1537-51).
К середине века профессиональные архитекторы, культурные люди, понимавшие новые идеи, стали вытеснять мастеров-каменщиков. Двумя лидерами были Пьер Леско (ок. 1500-78), наиболее известный своими работами в Лувре в Париже, и Филиберт де л’Орме (ок. 1510-70).
Пьер Леско был заказан Франциском I в 1546 году для перестройки Луврского дворца в Париже. Постройка Леско (небольшая часть сегодняшнего огромного здания, которая сейчас является юго-западной частью Cour Carree) включала в себя сочетание традиционных французских элементов и классических мотивов, что создало характерный стиль французского классицизма.
Филиберт де л’Орме был ведущей художественной личностью своего времени и разделял универсальность итальянских Старых мастеров. Он родился в Лионе и провёл три года в Риме. Там он познакомился с кардиналом дю Бёлле, который позже ввёл его в круг дофина и Дианы де Пуатье, ставших его самыми выдающимися и влиятельными покровителями. Когда Дофин стал королём Генрихом II, он назначил де л’Орме суперинтендантом зданий.
После смерти Генриха, когда он написал две работы по архитектуре, он был восстановлен в должности и продолжил работать на Екатерину Медичи, королеву-мать. Его самая известная работа – замок Анет (1548-55), который он построил для Дианы де Пуатье. Большая часть здания была разрушена, но вход сохранился. За исключением дорических колонн по обе стороны от входа, здание является полностью французским в своей массивной простоте, которую оживляет пронзённая балюстрада на вершине. Бронзовая нимфа Челлини, ныне заменённая гипсовой копией, украшает тимпан.
Работы художников и скульпторов школы Фонтенбло можно увидеть в натуре в Национальном музее замка Фонтенбло, в нескольких других лучших художественных музеях во Франции и по всему миру.
См: Французские художники эпохи барокко (1600-1700) и Французская мебель (1640-1792).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?