Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.) читать ~10 мин.
Во французской живописи термин «школа Фонтенбло» описывает маньеристическую живопись, декоративную скульптуру и итальянскую архитектуру, созданные для французского двора под патронажем Франциска I (1494–1547) и его преемников в королевском замке Фонтенбло (ок. 1528–1610). С самого начала школа вдохновлялась искусством итальянского Возрождения, которое Франциск I особенно высоко ценил. В результате ведущими участниками этого ренессанса французского декоративного искусства стали итальянские художники Франческо Приматиччо (1504–1570) и Россо Фьорентино (1494–1540). Французские дизайнеры и художники смогли в полной мере проявить свой потенциал позже, в XVII веке, во время строительства Версальского дворца.
В более широком смысле термин «школа Фонтенбло» охватывает любое французское искусство того периода, которое возникло под влиянием отличительного стиля, созданного в замке и ставшего доминирующей идиомой во Франции. Позднее, после Религиозных войн (1562–1598), возникла менее значимая Вторая школа Фонтенбло, когда при Генрихе IV (годы правления 1589–1610) возобновились работы по украшению королевских дворцов. В эту группу входили художники Амбруаз Дюбуа (1542–1614), Туссен Дюбрей (1561–1602) и Мартен Фремине (1567–1619).
Истоки
Можно сказать, что школа Фонтенбло возникла в результате французского вторжения в Италию в конце 1490-х годов. Завоевание Милана французами в 1499 году при Людовике XII (1462–1515) имело далеко идущие последствия для французского искусства. Это событие открыло французской знати и художникам великолепие итальянского Возрождения и сделало его искусство предметом восхищения и подражания. Например, Леонардо да Винчи (1452–1519) в то время находился в Милане, и предпринимались все усилия, чтобы привлечь его во Францию.
Однако только в правление короля Франциска I (1515–1547) королевское покровительство полностью сосредоточилось на задаче превращения Франции в крупный художественный центр. Французский монарх обладал передовыми вкусами и стремился прославить корону, подражая деятельности великих князей-гуманистов Италии (Медичи, Гонзага, Ровере, Фарнезе, Боргезе). Учитывая, что во Франции отсутствовала собственная традиция монументальной живописи, он приглашал ко двору ряд итальянских художников Высокого Возрождения. Поначалу на его приглашения откликались лишь второстепенные мастера. Лишь начав перестройку королевского охотничьего замка в Фонтенбло, он сумел привлечь для его оформления ведущих итальянских художников.
Отличительный стиль французского маньеризма
За работу отвечали прежде всего два итальянских художника: маньерист Россо Фьорентино, прибывший в 1530 году, и живописец и скульптор Франческо Приматиччо, приехавший в Фонтенбло в 1532 году. С помощью ряда французских и фламандских художников они создали характерный стиль французского маньеризма — чувственный и утончённый, выраженный в уникальном сочетании мифологической живописи с затейливым лепным орнаментом из обнажённых фигур, гирлянд и других сложных форм.
Живописные панно занимали нижнюю часть стен, а лепной декор покрывал верхнюю. Изображения представляют аллегорические и мифологические сюжеты, фигуры отличаются удлинёнными пропорциями и изящными, резко очерченными профилями. Лепнина была частично фигуративной, частично рельефной, а частично декоративной. Она включала в себя гирлянды, картуши и, прежде всего, ремешковый орнамент (штрапверк) — лепные полосы, похожие на ремни из кожи, которые скручивались на концах и переплетались, образуя причудливые узоры.
Этому лепному искусству подражали по всей Европе. Многие художники, не имевшие возможности посетить Фонтенбло, знакомились с этим стилем по гравюрам, изображавшим интерьеры замка. Стиль Фонтенбло был широко скопирован во Франции — например, в работах скульпторов Жана Гужона (ок. 1510–1568) и Жермена Пилона (1529–1590) — и при нескольких европейских дворах. Он утвердил Францию как важный центр как изобразительного, так и декоративного искусства. Общий стиль внутреннего убранства Фонтенбло можно рассматривать как раннего предшественника стиля рококо XVIII века, связанного с мадам де Помпадур, фавориткой короля Людовика XV.
К сожалению, большая часть работ в Фонтенбло была уничтожена или радикально изменена, но некоторые из наиболее характерных скульптур и картин замка всё ещё можно увидеть в Галерее Франциска I (ок. 1533–1539), Кабинете герцогини д’Этамп и Бальном зале.
Галерея Франциска I
Стиль Фонтенбло достиг своего расцвета в Галерее Франциска I, где Фьорентино и Приматиччо использовали лепнину и роспись, чтобы стереть ощущение архитектурной структуры. Их работа знаменует собой первый случай, когда лепному обрамлению придали столь значительный объём, что оно, казалось, отделялось от стены, становясь одним из основных элементов декора.
Несомненно, прецеденты для этого были итальянскими — от Зала Константина в Ватикане до Зала дельи Стукки в Палаццо дель Те в Мантуе. Обе работы принадлежат Джулио Романо (1499–1546), у которого учился Приматиччо. Результат, достигнутый в Фонтенбло, исключителен: элегантно стройные обнажённые женские фигуры, спиралевидные формы рам и ремешковый орнамент представляют собой вершину изобретательности и сложности итальянского маньеризма, органично интегрированного во французскую художественную культуру.
Знаменитые художники школы Фонтенбло
Как было сказано выше, Фьорентино и Приматиччо были ключевыми художниками школы, хотя разграничить их точный вклад в работах, созданных с 1532 по 1540 год, остаётся сложным. Однако после смерти Фьорентино в 1540 году Приматиччо стал ведущим художником в замке. Он украсил комнату королевы и создал свой шедевр — Зал Геркулеса (Salle d’Hercule). Франциск I очень доверял его суждениям и отправлял его в Италию для закупок произведений искусства в 1540 и 1545 годах.
После смерти Франциска I Приматиччо сохранил за собой должность главного придворного художника при Генрихе II (1547–1559) и Франциске II (1559–1560), а также взял на себя руководство архитектурными работами в замке, включая проектирование сада.
Среди других художников-маньеристов из Италии, работавших в замке Фонтенбло, был скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571), известный своей «Сальерой» (солонкой Франциска I) (чёрное дерево и золото, 1540; Музей истории искусств, Вена) и «Нимфой Фонтенбло» (бронза, 1544, Лувр, Париж), а также Никколо дель Аббате (ок. 1510–1571), прославившийся своими мифологическими пейзажами. Среди помощников Приматиччо и Россо был и Антонио Фантуцци (ок. 1508 – ок. 1550), известный своими гравюрами, которые способствовали распространению стиля Фонтенбло по всей Европе. Одним из лучших французских живописцев того времени, работавших в Фонтенбло, был Антуан Карон (1521–1599), ставший образцом стиля двора Валуа во время Религиозных войн.
Однако значительная часть произведений искусства в Фонтенбло была создана анонимными мастерами, в том числе знаменитая картина «Диана-охотница» (ок. 1550, Лувр). Её мифологический сюжет, элегантные вытянутые формы, идиллический пейзаж и подчёркнутая изысканность полностью характерны для школы Фонтенбло.
См. также: Мануфактура Гобеленов (1601 – настоящее время).
Французская портретная живопись XVI века
Портретное искусство оставалось важным жанром в эпоху школы Фонтенбло, хотя в целом было затенено художественными событиями в замке. Во французском портретном искусстве XVI века доминировали два художника, отец и сын. Отец, Жан Клуэ (ум. 1541), вероятно, был нидерландского происхождения и не был французом по рождению.
К 1509 году он был хорошо известен во Франции, а к 1516 году работал для королевского двора. Поэты того времени сравнивали его с величайшими итальянскими художниками, включая гениального Микеланджело (1475–1564). Сегодня ему можно с уверенностью приписать лишь несколько портретов, один из которых, великолепное изображение Франциска I, ясно демонстрирует его связь с фламандской живописью.
На посту придворного художника Жана Клуэ сменил его сын Франсуа (ум. 1572). Он также наиболее известен своими портретами, которые, в отличие от работ отца, демонстрируют сильную связь с итальянским и немецким маньеризмом. Сильно отличается от его портрета Карла IX в натуральную величину так называемая «Дама в ванне» (ок. 1571, Национальная галерея, Вашингтон), которую обычно идентифицируют как портрет Дианы де Пуатье. В полуобнажённой фигуре прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Эта работа была популярной и часто копировалась.
Архитектура замка Фонтенбло (ок. 1528–1586)
Любимая резиденция Франциска I, этот бывший средневековый охотничий домик использовался королями Франции с XII века. Однако король Франциск I хотел сделать его центром своего видения нового французского Ренессанса, основанного на итальянской модели, со всем величием, которое подразумевает этот термин.
Затеянное Франциском I преобразование дворца в итальянском духе объединило архитектуру Ренессанса с французскими художественными традициями. Среди ведущих архитекторов были Жиль ле Бретон (1528–1548), Филибер де л’Орм (с ок. 1548) и Приматиччо (с 1553).
Все началось в 1528 году, когда Франциск I поручил архитектору Жилю ле Бретону (ум. 1553) перестроить охотничий домик в Фонтенбло в свою парадную резиденцию. Ле Бретон отвечал за строительство «Золотых ворот» (Porte Dorée) и длинной галереи, соединившей старую средневековую башню с новыми зданиями у «Двора Белой лошади» (Cour du Cheval Blanc). Хотя стиль Ле Бретона использует предсказуемую смесь традиционных форм и «современных» элементов, его использование черт маньеризма кажется случайным.
Только с появлением Фьорентино и Приматиччо в процессе проектирования произошли радикальные изменения. С этого момента постоянная работа в Фонтенбло, где архитектура, декор и мебель были тесно интегрированы, превратила замок в один из самых творческих центров международного маньеризма.
Первый этап «школы Фонтенбло» был по сути периодом итальянской истории, перенесённым на французскую почву: Россо и Приматиччо обогатили и обновили формальный репертуар римской школы, создав совершенно новую гармонию с идеальным слиянием фигурных и декоративных элементов. (Итальянский архитектор-маньерист Виньола (1507–1573) также работал в замке). Когда в 1541 году Себастьяно Серлио, автор знаменитого трактата об искусстве, был назначен ординарным архитектором, это ознаменовало разрыв с ритмической регулярностью и симметрией планов дворца, существовавших до этого. Наиболее классический элемент в замке, «Золотые ворота», представляет собой лоджии, расположенные друг над другом и обрамлённые широкими пилястрами, с явным признаком маньеризма в непрерывной последовательности окон.
По мере того как резиденция становилась всё более художественно осмысленной, роль архитектора после смерти Ле Бретона в 1553 году взял на себя Приматиччо. В 1560-х годах была завершена работа над «Крылом Прекрасного камина» (Aile de la Belle Cheminée), в котором использовался язык, ставший к тому времени полностью французским.
Другие памятники французской архитектуры XVI века
Привлечённые более роскошным образом жизни в Италии, французские аристократы перестраивали и расширяли свои замки. Строителями по-прежнему были мастера-каменщики, имевшие статус ремесленников. Когда в XVI веке во Францию приехали итальянские архитекторы, в частности Себастьяно Серлио (1475–1554) в 1540 году, французский Ренессанс начался всерьёз. Серлио, который на самом деле построил очень мало, оказал влияние главным образом благодаря своему богато иллюстрированному трактату об архитектуре «L’Architettura» (1537–1551).
К середине века профессиональные архитекторы — культурные люди, понимавшие новые идеи, — стали вытеснять мастеров-каменщиков. Двумя лидерами были Пьер Леско (ок. 1515–1578), наиболее известный своими работами в Лувре в Париже, и Филибер де л’Орм (ок. 1514–1570).
Пьер Леско был нанят Франциском I в 1546 году для перестройки Луврского дворца. Постройка Леско (небольшая часть сегодняшнего огромного здания, ныне юго-западная часть «Квадратного двора» (Cour Carrée)) сочетала традиционные французские элементы с классическими мотивами, что создало характерный стиль французского классицизма.
Филибер де л’Орм был одной из ведущих творческих фигур своего времени и разделял универсальность итальянских Старых мастеров. Он родился в Лионе и провёл три года в Риме. Там он познакомился с кардиналом дю Бёлле, который позже ввёл его в круг дофина и Дианы де Пуатье, ставших его самыми влиятельными покровителями. Когда дофин стал королём Генрихом II, он назначил де л’Орма суперинтендантом зданий.
После смерти Генриха II он был восстановлен в должности и продолжил работать на Екатерину Медичи, королеву-мать. Его самая известная работа — замок Анет (1548–1555), который он построил для Дианы де Пуатье. Большая часть здания была разрушена, но вход сохранился. За исключением дорических колонн по обе стороны от входа, здание является полностью французским в своей массивной простоте, которую оживляет сквозная балюстрада наверху. Бронзовая «Нимфа Фонтенбло» работы Челлини, ныне заменённая гипсовой копией, украшает тимпан.
Работы художников и скульпторов школы Фонтенбло можно увидеть в Национальном музее замка Фонтенбло, а также в нескольких других лучших художественных музеях во Франции и по всему миру.
См. также: Французские художники эпохи барокко (1600–1700) и Французская мебель (1640–1792).
- Маньеризм
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Маньеризм
- Художники-маньеристы
- Аньоло Бронзино: художник-маньерист
- Разновидности банковских гарантий
- Оформление картины в багет
- ПМЖ Мальты: аргументы в пользу выбора оформления статуса на острове
- Оформление страховки в Тинькофф
- «Святая Иоанна» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
- «Приключения Гекльберри Финна», краткое содержание и анализ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?