Средневековое искусство читать ~13 мин.
История средневекового искусства и виды религиозного искусства и ремёсел в средние века.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства: История искусства (от 2,5 миллионов лет до н.э. по настоящее время).
Подробнее о стилях искусства: Хронология истории искусства. Краткое руководство по определённым стилям: Художественные движения.
Происхождение и история
В изобразительном искусстве термин «средневековая эпоха» (также известный как «Средние века») описывает период от падения Рима (около 450 г.) на Западе до падения Константинополя (1453 г.) на Востоке. Однако первая половина этой эпохи (450–1000 гг.), была омрачена варварским насилием и потрясениями. В этот начальный период единственная значительная культурная деятельность, которая существовала, происходила в изолированных монастырях молодой христианской церкви.
Ранний период (с 450 г.)
Одним из первых возникших типов раннехристианского искусства были красивые иллюминированные рукописи и церковные изделия из металла в кельтском стиле, произведённые в Ирландии и северной Британии – особенно см. Ирландское монашеское искусство (500–1200). Ранее были написаны Евангелие от Гаримы (390-660, монастырь Абба Гарима) в Эфиопии и сирийское Евангелие Раббулы (ок. 586, Лаврентьевская библиотека, Флоренция). Библейское искусство, созданное в Ирландии, в то время было частью монастырских традиционных ремёсел, традиции, которая продолжалась непрерывно с 500 по 1200. Вэтот период появились такие шедевры, как Книга Дарроу (650-80), Келлская книга (800), Чаша Арда (8-9 века) и серия скульптур высокого креста в кельтском стиле (750-1150).
Каролингский (Оттоновский) период (750-1050)
Средневековые ремесла действительно не зародились на Европейском континенте до прихода короля Карла Великого и его оттоновских преемников. В этот период каролингского искусства (750–900) и оттоновского искусства (900–1050) – благодаря поддержке светских лидеров – христианское искусство пережило возрождение по всей Европе. Искусство и ремесла, получившие выгоду от этого патронажа, включали архитектуру и дизайн, ювелирное дело и обработку драгоценных металлов, а также скульптуру и резьбу по слоновой кости. Кроме того, изготовление иллюминированных рукописей (что само по себе включало в себя искусство книжной иллюстрации и миниатюрной живописи) был значительно расширено, чтобы соответствовать спросу на библейские тексты.
С 450 по 750 год церковь в Риме поддерживала практику средневекового христианского искусства в своих обширных монастырях в Ирландии и на Ближнем Востоке. Но только когда Карл Великий был коронован императором Священной Римской империи в 800 году и приступил к созданию сети монастырей и культурных центров передового опыта, на европейском континенте произошло возрождение декоративно-прикладного искусства. Однако на Ближнем Востоке средневековая христианская культура была намного сильнее благодаря традициям византийского искусства (400–1200). Византийское христианское искусство был особенно сильно в обработке металлов и бронзы, достигнув пика между 800 и 1200 годами. На Руси (950–1237) ремёсла были подняты восточно-православными золотыми и серебряными мастерами на новый уровень.
Соборное искусство: романский и готический стили (1000-1400)
Следующий важный этап средневекового искусства и ремёсел был инициирован церковной программой строительства соборов, которая развернулась в XI веке во Франции, а затем распространилась на остальную Европу. Его первоначальная программа романской архитектуры (около 1000-1150) включала такие сооружения, как большая церковь аббатства Клюни (927 г.), Даремский собор (1093 г.), Шпейерский собор (1106 г.) и собор Святого Лазаря в Отене (1146 г.). Далее последовала вторая программа в новом стиле готической архитектуры (примерно с 1150 г.), в которой было представлено несколько потрясающих готических соборов, включая собор Нотр-Дам (1163–1345) и Шартрский собор (1194–1250). Подробности ищите в статье Готический архитектурный стиль (ок. 1120-1500).
Каждому собору требовалось много витражей и каменных статуй для оформления стен; резьба по дереву для его хоров и кафедр; а также изделия из драгоценных металлов для алтарей, усыпальниц, мощей, литургических сосудов и церемониальных крестов, большая часть которых была связана с декоративной эмалью, такой как перегородчатая эмаль и выемчатая эмаль. В результате эта общеевропейская строительная программа вызвала огромный спрос на средневековых художников и мастеров всех мастей, в особенности на специалистов по средневековой скульптуре и иллюстрированию средневековых рукописей.
Информацию о достижениях в области иллюминации, фресок и расписных алтарей см.: Средневековая живопись (около 1180–1420 гг.). Подробную информацию о развитии живописи в Италии в эпоху треченто (14 век) можно найти в наших статьях о живописи до Возрождения (около 1300–1400 гг.), а также об искусстве прото-ренессанса (1300–1400 гг.). Имна участвующих художников здесь: Художники эпохи Возрождения.
Примерно в начале кватроченто (15 век) средневековую эру к югу от Альп сменило итальянское Возрождение (1400-1530). Но в Германии и других северных регионах средневековый стиль просуществовал несколько десятилетий. См, например, средневековые немецкие готические скульптуры Рименшнайдера (1460-1531) и Штоса (1450-1533).
Церковный патронат средневекового искусства и ремёсел
Величайшим покровителем искусств в средние века, несомненно, была церковь. Это был век веры. Церковь заказывала большие соборы и монастыри, роскошные одежды, святыни и хранилища для священных реликвий и сосуды для мессы. Ни один другой покровитель, даже королевский двор, не мог сравниться с её ресурсами. Восстановление собора получало от верующих больше пожертвований, чем можно было бы собрать с помощью любого налога, а сами епископы часто были чрезвычайно богаты сами по себе.
Основание новых религиозных орденов в начале 1200-х годов, таких как августинцы, доминиканцы и францисканцы, каждый со своей собственной сетью монастырей, предоставило Церкви расширяющуюся инфраструктуру объектов и персонала, чтобы помочь управлять распространением всех видов искусства и архитектуры.
Великий епископ Иоанн Грандиссон, избранный на кафедру Эксетера в 1327 году, раскрыл в своём завещании свои роскошные вкусы. В свой собор он поставил позолоченные серебряные статуи святых Петра и Павла, позолоченный серебряный крест на четырёх львах, стоящих на большом эмалевом основании, книги с подсветкой, вышитые облачения, алтарные ткани и другие предметы. Его пурпурный бархатный плащ – халат для процессий, расшитый фигурами, был оставлен Папе Римскому Урбану V. Богатые миряне также нанимали мастеров для религиозной работы – они заказывали часовни, где пели мессы за их души, и скульптуры для их гробниц.
Рядом с церковью король был самым важным покровителем искусств. Он имел право приказывать всем мастерам приходить и работать на него. В 1343 году лондонскому стекольщику Джону де Валворту было приказано застеклить окна Королевской часовни и новые покои Вестминстерского дворца. Влияние короля могло быть очень большим в создании или развитии нового ремесла. Чтобы принести гобеленовое ткачество в Богемию, Карл IV из Германии привёз в Прагу колонию персидских ткачей, а женитьба Генриха III на Элеоноре Провансальской в 1236 году, вероятно, привела к появлению в Англии мозаичного искусства в средиземноморском стиле – мощения мозаичной плиткой.
Дворяне, а к XIV и XV векам и растущий класс богатых горожан, также были покровителями. Они обвешивали свои дома гобеленами, пили из серебряных чаш и мыли руки в эмалированной посуде. Начиная с четырнадцатого века, спрос на светскую тарелку и ювелирные изделия чрезвычайно вырос, и даже жёны простолюдинов имели большие коллекции. Например, последнее завещание невестки мастера гильдии стекольщиков показывает, что у неё была золотая брошь, изображающая четыре точки компаса, пара янтарных чёток, шёлковый пояс с серебряными розами и серебряный кубок, изготовленный в Париже.
Ученичество и гильдии
В средние века почти все мастера, от пекарей до серебряных дел мастеров, постепенно объединялись в профессиональные организации, называемые гильдиями или компаниями. К середине четырнадцатого века это были в основном хорошо зарекомендовавшие себя учреждения, сочетающие благотворительную и общественную деятельность с их ролью профессиональных контрольных органов.
Гильдии устанавливали, как нужно обучать мастеров. Компания Долгих Масонов, например, в 1360 г. заявила, что ученик должен проходить обучение в течение семи лет. Кроме практических занятий, мастера должны были обучать чтению и письму, и в случае невыполнения их штрафовали. В частности, на континенте ученик должен был закончить своё обучение, выполнив шедевр. В большинстве гильдий немецких ювелиров от него требовалось изготовить чашу, печать и кольцо. Если он пройдёт это испытание, он сможет сам стать мастером. К концу средневековья эта система начала разрушаться, и чтобы ограничить количество мастеров, ученику часто приходилось платить значительную плату, прежде чем его допускали до обучения.
Гильдии также заботились об условиях труда мастеров и заботились о поддержании профессиональных стандартов. Мы можем прочитать, как в 1374 году некая герцогиня Екатерина шила ткань «по манере Арраса», но с льняной нитью вместо шерсти. И вот, начальник гильдии ткачей гобеленов обращается в лондонский суд с просьбой разрешить сжечь оскорбительную вещь.
Хотя гильдии устанавливали заработную плату, которую мастера должны выплачивать своим ученикам и подмастерьям, заработная плата, которую получали сами мастера, обычно индивидуально согласовывалась с работодателем, покровителем.
Покровительство было важным для средневекового мастера. Без посредников было произведено очень мало средневековых произведений искусства, но были заметные исключения. Большое количество дешёвых покрытых эмалью медных крестов, чаш и т.д. производилось в регионе Лимож во Франции в XIII веке. Многие сотни алебастровых статуэток и алтарей, иногда с очень грубой резьбой, экспортировались из Ноттингема, Линкольна и Йорка в другие районы Англии и континента в конце четырнадцатого и пятнадцатого веков.
Ещё одно существенное различие между средневековым мастером и современным художником состоит в том, что мастер не считал свою личность важной частью своей работы. Мастер почти никогда не оставлял подписи и редко упоминался в летописях того времени – ведь пекарь и не мечтал подписывать свои караваи. Есть отдельные и дразнящие взгляды на эту почти полную анонимность, например, когда Мэтью Пэрис, сам художник, проявил интерес к украшению монастыря и предоставил список некоторых из участвовавших художников. В общем, считалось, что в работе скульптора или мастера серебра нет ничего волшебного. Есть много зарегистрированных случаев, например, когда церковные власти подписывали письменный договор (скажем) на расписной алтарь, который определяет: (1) точную библейскую сцену или тему, которые будут изображены; (2) какие Святые и члены Святого Семейства должны быть включены вместе с их относительными размерами; (3) тип используемых цветных пигментов; и так далее.
Ювелирное искусство
Самым престижным из всех ремёсел было ювелирное дело и эмаль. Часто такой мастер был очень богатым человеком и мог давать ссуды королям и вельможам, что давало ему значительный статус. В некоторой степени он также разделял ауру святости и престижа, которая окружала священные сосуды и реликварии, которые он делал. Ювелиры также изготавливали и проектировали чеканку монет, вырезали печати и даже иногда участвовали в изготовлении бронзовой скульптуры. Выдающиеся ювелиры и мастера по эмали, такие как Годфройд де Клер (1100-73 гг.) (Один из создателей Триптиха Ставло – знаменитого хранилища двух фрагментов Истинного Креста, принадлежащего монастырю Ставло) и Николая Верденского (около 1156–1232) (создатель Святилища Трёх Королей теперь в Кёльнском соборе) – обе школы Мосана – пользовались спросом во всей Европе. Их работы, как и работы многих мастеров по золоту и серебру, обладают высоким рельефом, что свидетельствует о тесной связи между их искусством и пластикой каменщика.
Ремесла скульптуры, резьбы по дереву и витражей
Есть некоторые сомнения относительно того, как некоторые работы была разделены между разными профессиями. Очевидно, что часть каменных скульптур была сделана каменщиками, которых часто называли «творцами изображений». Означает ли это, что тот же человек, который вырезал украшения на столбах, вырезал статуи на фасаде собора, неясно. Похоже, что хоры были спроектированы каменщиком, отвечающим за строительную программу, но выполнены плотниками. Некоторые мастера к концу средневековья, кажется, работали как с деревом, так и с камнем, но появились и специализированные «керверы», которые сосредоточились на деревянной скульптуре.
Неясно, у скольких плотников были постоянные мастерские, а сколько просто путешествовали, возя с собой инструменты. О стекольщиках известно гораздо больше. Обычно у них были мастерские в крупных городах. Их работы перевозили по воде или по суше в церковь, которая их заказала. В Англии крупнейшими производственными центрами были Лондон, Йорк, Норвич, Бристоль и Оксфорд. См.: Витражи: материалы, способы изготовления стекла (с 1100 г.).
Витраж – это цветное стекло, скреплённое свинцом. Единственным реальным красителем была коричневато-чёрная эмаль, которая использовалась для мелких деталей. В четырнадцатом веке также было введено «серебряное пятно», которое придавало золотистый цвет. Только простое стекло производилось в Англии до пятнадцатого века, поэтому цветное стекло импортировалось.
Стекольщики часто использовали дизайн более одного раза. В окне Паркера в Йорке, например, есть изображение Святого Уильяма с того же рисунка, что и Святой Николай в окне Вольведена. Это повторение не отвлекает от окон, потому что их эффективность больше зависит от взаимосвязи различных форм и цветов, чем от какой-либо отдельной детали.
Гобеленовое Ткачество
Гобеленовое искусство было тем ремеслом, которое не было тесно связано с церковью. Растущее богатство мирян на протяжении четырнадцатого века породило стремление к комфорту, и эти шерстяные настенные ковры стали самой важной частью интерьера комнаты. Гобелены продавались в комплектах, которые состояли из балдахина, изголовья кровати, покрывало и шести занавесей или настенных гобеленов. Ремесло было основано в Англии во время правления Генриха III (1216–1272 гг.), но большинство гобеленов, похоже, импортировались из Фландрии. Это был настолько большой центр ткачества, что Аррас, название главного города, стало другим словом для обозначения гобеленов. У местного герцога Филиппа Смелого было столько занавесей, что ему пришлось построить специальное каменное здание в Аррасе, чтобы разместить их все. См. также: Гобелены из Байе (1075 г.).
Поскольку драпировки часто предназначались для дворцов и замков, их сюжет часто не был религиозным. Использовались эпизоды из великих сказок того времени, например, «Роман о Розе». К четырнадцатому веку в Англии было множество мастеров гобеленов, многие из которых были привлечены из Фландрии Статутом Йорка – законом, призванным стимулировать ремесло. В 1331 году лондонские ткачи получили от короля свой статут, но это ремесло так и не прижилось в Англии, также как во Фландрии. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: История гобеленов (1601-настоящее время).
Статьи по Теме
Подробнее об искусстве и ремёслах в средние века – в следующих статьях.
• Евангелие из Линдисфарна (около 700 г.)
Шедевр гиберно-саксонского островного искусства.
• Дерринафланская чаша (8-9 века).
Образец обработки драгоценных металлов в искусстве острова Хиберно-Саксонский.
• Кельтское христианское искусство (5-10 века)
Кельтское влияние на раннесредневековое искусство Ирландии.
• Немецкое средневековое искусство (ок. 800–1250)
с такими сокровищами, как Золотая Мадонна Эссена и Крест Матильды.
• Русская средневековая живопись (ок. 950–1100)
Покровная иконопись, древнерусские иконы типа Владимирской Богородицы.
• Романский стиль (c.1000-1200)
Архитектура, скульптура, фрески, иллюминация, стекло, резьба из слоновой кости.
• Новгородская школа иконописи (ок. 1100-1500).
Псковская и тверская школы, фрески Нередицы, фрески Мижорского монастыря.
• Сиенская школа живописи (1250-1550).
Находилась под влиянием декоративной красоты византийского искусства.
• Trecento, итальянское искусство 14 века
Живопись, скульптура и архитектурные проекты.
- Гобелены
- Используем картины для оформления интерьера квартиры
- Персональная выставка кубанского художника Сергея Яшина «Чётное и чёрное» в музее им. Коваленко
- Пять мест, куда обычно не ставят зеркала, но выглядят они там оригинально и классно
- Искусство художественного витража
- Установка и монтаж пластиковых окон
- Нестандартные окна для загородного дома
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?