Средневековое искусство читать ~10 мин.
Средневековое искусство: история, виды и ремёсла.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства: История искусства (от 2,5 миллиона лет до н.э. по настоящее время).
Подробнее о стилях искусства: Хронология истории искусства. Краткое руководство по определённым стилям: Художественные движения.
Происхождение и история
В изобразительном искусстве термин «Средневековье» описывает период от падения Рима (около 450 г.) на Западе до падения Константинополя (1453 г.) на Востоке. Первая половина этой эпохи (450–1000 гг.) была периодом социальных потрясений. В это время значительная культурная деятельность велась в основном в изолированных монастырях молодой христианской церкви.
Ранний период (с 450 г.)
Одними из первых видов раннехристианского искусства стали иллюминированные рукописи и церковные изделия из металла в кельтском стиле, созданные в Ирландии и северной Британии. Этот культурный пласт известен как ирландское монашеское искусство (500–1200). Ещё ранее были созданы Евангелия Гаримы (390–660, монастырь Абба Гарима) в Эфиопии и сирийское Евангелие Рабулы (ок. 586, Лаврентьевская библиотека, Флоренция). Библейское искусство, развивавшееся в Ирландии, было частью монастырской ремесленной традиции, которая непрерывно существовала с 500 по 1200 год. В этот период появились такие шедевры, как Книга из Дарроу (650–80), Келлская книга (800), чаша из Арды (VIII – IX века) и серия скульптур высоких крестов в кельтском стиле (750–1150).
Каролингский и Оттоновский периоды (750–1050)
Развитие средневековых ремёсел на европейском континенте получило значительный импульс во времена правления Карла Великого, коронованного императором в 800 году, и в эпоху Оттоновской династии. В период каролингского (750–900) и оттоновского искусства (900–1050) благодаря покровительству светских правителей христианское искусство пережило возрождение по всей Европе. По их заказу создавались сети монастырей и культурных центров, что стимулировало развитие архитектуры, ювелирного дела, скульптуры и резьбы по слоновой кости. Также было значительно расширено изготовление иллюминированных рукописей, включая книжную иллюстрацию и миниатюрную живопись.
В то же время на Ближнем Востоке христианская культура процветала благодаря традициям византийского искусства (400–1200). Византийское христианское искусство было особенно развито в металлообработке, достигнув своего пика между 800 и 1200 годами. На Руси (950–1237) ремёсла, особенно работа с золотом и серебром, также вышли на новый уровень под влиянием восточно-православных традиций.
Соборное искусство: романский и готический стили (1000–1400)
Следующий важный этап в развитии средневекового искусства был связан с масштабной программой строительства соборов, начавшейся в XI веке во Франции. Изначально она следовала канонам романской архитектуры (ок. 1000–1150). К этому стилю относятся такие сооружения, как третья церковь аббатства Клюни (строительство начато в 1088 г.), Даремский собор (1093 г.), Шпайерский собор (перестроен к 1106 г.) и собор Святого Лазаря в Отёне (завершён к 1146 г.). Позже ей на смену пришла готическая архитектура (примерно с 1150 г.), подарившая миру знаменитые готические соборы, включая собор Парижской Богоматери (1163–1345) и Шартрский собор (1194–1250). Подробности ищите в статье Готический архитектурный стиль (ок. 1120–1500).
Каждый собор нуждался в большом количестве витражей, каменных статуй для украшения стен, резных деревянных хоров и кафедр. Для алтарей, реликвариев, литургических сосудов и церемониальных крестов требовались изделия из драгоценных металлов, часто украшенные эмалью, например, в техниках перегородчатой и выемчатой эмали. Эта общеевропейская строительная программа породила огромный спрос на средневековых художников и мастеров различных специальностей, особенно на специалистов по средневековой скульптуре и иллюминированию рукописей.
Информацию о достижениях в области иллюминирования, фресок и расписных алтарей см.: Средневековая живопись (около 1180–1420 гг.). Подробную информацию о развитии живописи в Италии в эпоху треченто (XIV век) можно найти в наших статьях о живописи до Возрождения (около 1300–1400 гг.), а также об искусстве Проторенессанса (1300–1400 гг.). Имена участвующих художников здесь: Художники Проторенессанса.
Примерно в начале кватроченто (XV век) средневековую эпоху к югу от Альп сменило итальянское Возрождение (1400–1530). Однако в Германии и других северных регионах средневековый стиль сохранялся ещё несколько десятилетий. См., например, средневековые немецкие готические скульптуры Тильмана Рименшнайдера (1460–1531) и Фейта Штоса (1450–1533).
Церковный патронат средневекового искусства и ремёсел
Величайшим покровителем искусств в Средние века, несомненно, была церковь. Это был век веры, и церковь заказывала строительство соборов и монастырей, роскошные облачения, святыни для священных реликвий и сосуды для мессы. Ни один другой заказчик, даже королевский двор, не мог сравниться с ней по ресурсам. Восстановление собора привлекало от верующих больше пожертвований, чем можно было собрать с помощью любого налога, а епископы часто и сами были очень богаты.
Основание в начале XIII века новых религиозных орденов, таких как доминиканцы и францисканцы, способствовало распространению всех видов искусства и архитектуры. Каждый орден имел собственную сеть монастырей, которая служила инфраструктурой для культурного обмена.
Епископ Эксетера Иоанн Грандиссон, избранный на кафедру в 1327 году, оставил завещание, свидетельствующее о его изысканных вкусах. Он передал своему собору позолоченные серебряные статуи святых Петра и Павла, позолоченный серебряный крест на большом эмалевом основании, иллюминированные книги, вышитые облачения и другие предметы. Его пурпурный бархатный плащ, расшитый фигурами, был завещан Папе Римскому Урбану V. Состоятельные миряне также заказывали часовни для заупокойных месс и скульптуры для своих гробниц.
Наряду с церковью важным покровителем искусств был король. Он имел право призывать мастеров для работы над своими проектами. Например, в 1343 году лондонскому стекольщику Джону де Валворту было приказано остеклить окна Королевской часовни Вестминстерского дворца. Женитьба Генриха III на Элеоноре Провансальской в 1236 году, вероятно, способствовала появлению в Англии мозаичного искусства в средиземноморском стиле.
Дворяне, а к XIV и XV векам и растущий класс богатых горожан, также выступали заказчиками. Они украшали дома гобеленами, пили из серебряных чаш и пользовались эмалированной посудой. С XIV века спрос на светскую утварь и ювелирные изделия значительно вырос. Даже жёны зажиточных ремесленников владели ценными вещами, о чём свидетельствуют завещания, в которых упоминаются золотые броши, янтарные чётки и серебряные кубки.
Ученичество и гильдии
В Средние века почти все ремесленники, от пекарей до ювелиров, объединялись в профессиональные организации — гильдии. К середине XIV века это были хорошо организованные учреждения, которые сочетали благотворительную деятельность с контролем профессиональных стандартов.
Гильдии устанавливали правила обучения мастеров. Например, лондонская гильдия каменщиков в 1360 году постановила, что ученик должен обучаться в течение семи лет. Кроме практических навыков, мастер был обязан обучать подопечного чтению и письму. Чтобы завершить обучение, ученик должен был создать «шедевр». В большинстве гильдий немецких ювелиров от него требовалось изготовить чашу, печать и кольцо. Успешное выполнение задания позволяло ему самому стать мастером. К концу Средневековья система усложнилась: чтобы ограничить конкуренцию, за получение звания мастера часто требовалось внести значительную плату.
Гильдии также следили за условиями труда и качеством продукции. Известен случай, когда в 1374 году глава гильдии ткачей гобеленов обратился в лондонский суд с требованием сжечь ткань, сотканную «в манере Арраса», но с использованием льняной нити вместо положенной шерстяной.
Хотя гильдии устанавливали заработную плату, которую мастера выплачивали ученикам и подмастерьям, вознаграждение самого мастера обычно согласовывалось индивидуально с заказчиком.
Большинство средневековых произведений искусства создавалось по конкретному заказу. Однако были и исключения: например, в XIII веке в регионе Лимож во Франции массово производились недорогие медные изделия с эмалью. В конце XIV и XV веков из Ноттингема, Линкольна и Йорка экспортировались сотни алебастровых статуэток и алтарей, иногда довольно грубой работы.
Важное отличие средневекового мастера от современного художника заключалось в том, что личность автора не считалась значимой. Мастера почти никогда не подписывали свои работы и редко упоминались в хрониках, подобно тому как пекарь не подписывал свои караваи. Одним из немногих исключений является хронист и художник Мэтью Пэрис, который задокументировал имена некоторых мастеров, работавших в его монастыре. В целом, работа скульптора или ювелира воспринималась как ремесло. Сохранилось множество договоров, в которых заказчик детально прописывал, какой библейский сюжет изобразить на алтаре, каких святых включить в композицию, их относительные размеры и даже тип используемых красок.
Ювелирное искусство
Самым престижным ремеслом считалось ювелирное дело, включая работу с эмалью. Ювелир часто был состоятельным человеком и мог предоставлять ссуды королям и вельможам, что обеспечивало ему высокий статус. Кроме того, на него распространялась часть сакрального авторитета священных сосудов и реликвариев, которые он изготавливал. Ювелиры также создавали монеты, вырезали печати и иногда участвовали в создании бронзовой скульптуры. Выдающиеся мастера, такие как Годфруа де Клер (1100–1173) и Николай Верденский (ок. 1156–1232) — оба представителя школы Мозана — были известны по всей Европе. Их работы отличаются высоким рельефом, что свидетельствует о тесной связи ювелирного дела с пластическими искусствами, в частности со скульптурой.
Скульптура, резьба по дереву и витражи
Не всегда ясно, как работа распределялась между разными профессиями. Часть каменных скульптур выполняли каменщики, которых иногда называли «создателями образов». Однако неясно, вырезал ли один и тот же человек орнаменты на колоннах и статуи на фасаде собора. Вероятно, деревянные хоры проектировал главный каменщик, ответственный за строительство, а выполняли их плотники. К концу Средневековья появились специализированные «резчики по дереву», работавшие как с деревом, так и с камнем.
О стекольщиках известно больше. Обычно они имели мастерские в крупных городах, а готовые изделия доставляли заказчику по суше или по воде. В Англии крупнейшие центры производства находились в Лондоне, Йорке, Норидже, Бристоле и Оксфорде. См.: Витражи: материалы и способы изготовления (с 1100 г.).
Витраж — это цветное стекло, скреплённое свинцовыми перемычками. Для прорисовки мелких деталей использовалась коричневато-чёрная эмалевая краска. В XIV веке появилось «серебряное пятно» — краситель, придававший стеклу золотистый оттенок. До XV века в Англии производилось только простое стекло, а цветное импортировалось.
Стекольщики часто использовали один и тот же эскиз несколько раз. Например, в Йоркском соборе изображение святого Уильяма в одном окне выполнено по тому же рисунку, что и святой Николай в другом. Такое повторение не уменьшает художественной ценности окон, поскольку их выразительность зависит больше от общей композиции и сочетания цветов, чем от отдельных деталей.
Гобеленовое ткачество
Искусство гобелена было ремеслом, в меньшей степени связанным с церковью. С ростом благосостояния светской знати в XIV веке эти шерстяные настенные ковры стали важным элементом интерьера. Гобелены продавались комплектами, которые могли включать балдахин, изголовье кровати, покрывало и несколько настенных панно. Хотя это ремесло было известно в Англии со времён правления Генриха III (1216–1272), большинство гобеленов импортировалось из Фландрии. Город Аррас был настолько крупным центром ткачества, что его название стало синонимом слова «гобелен». См. также: Гобелен из Байё (ок. 1075 г.).
Поскольку гобелены предназначались для дворцов и замков, их сюжеты часто были светскими, например, эпизоды из «Романа о Розе». К XIV веку в Англии работало множество ткачей, в том числе привлечённых из Фландрии благодаря законам, стимулировавшим ремёсла. В 1331 году лондонские ткачи получили от короля свой устав, но это ремесло так и не достигло в Англии такого расцвета, как во Фландрии. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: История гобеленов (1601-настоящее время).
Статьи по теме
Подробнее об искусстве и ремёслах в Средние века — в следующих статьях.
Евангелие из Линдисфарна (около 700 г.)
Шедевр гиберно-саксонского островного искусства.
Дерринафланская чаша (VIII – IX века).
Образец обработки драгоценных металлов в гиберно-саксонском островном искусстве.
Кельтское христианское искусство (V – X века)
Кельтское влияние на раннесредневековое искусство Ирландии.
Немецкое средневековое искусство (ок. 800–1250)
с такими сокровищами, как Золотая Мадонна из Эссена и Крест Матильды.
Русская средневековая живопись (ок. 950–1100)
Иконопись Киевской Руси, в том числе иконы, подобные «Владимирской Богоматери».
Романский стиль (ок. 1000–1200)
Архитектура, скульптура, фрески, иллюминирование, стекло, резьба по слоновой кости.
Новгородская школа иконописи (ок. 1100–1500).
Включает псковскую и тверскую школы, фрески церкви Спаса на Нередице и Мирожского монастыря.
Сиенская школа живописи (1250–1550).
Находилась под влиянием декоративной эстетики византийского искусства.
Треченто, итальянское искусство XIV века
Живопись, скульптура и архитектурные проекты.
- Великолепный часослов герцога Беррийского
- Лучшие художники и скульпторы мира
- Средневековые художники: скульпторы, художники, ювелиры средневековья
- Средневековое христианское искусство (600-1200)
- Искусство средних веков (для учащихся 6 класса)
- Влияние греческого искусства на формирование культуры
- Выставка Славы Ерещука «Жатва»
- Гобелены
- Используем картины для оформления интерьера квартиры
- Персональная выставка кубанского художника Сергея Яшина «Чётное и чёрное» в музее им. Коваленко
- Пять мест, куда обычно не ставят зеркала, но выглядят они там оригинально и классно
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?