Средневековые художники:
скульпторы, художники, ювелиры средневековья читать ~11 мин.
Хотя история средневекового искусства охватывает почти десять веков между разграблением Рима (ок. 450 г. н.э.) и ранним итальянским ренессансом (1400 г.), искусство западного средневековья ограничивается византийской культурой (Восточная Римская империя), хиберно-саксонским островным искусством, произведениями искусства из королевских дворов Карла Великого и его наследников Оттона, и, наконец, примерно с 1000 года – общеевропейскими движениями христианского искусства, известными как романские и готические. Лишь в течение последних 400 лет отдельные имена художников, скульпторов и других художников-декораторов начали появляться в архивах с какой-либо регулярностью. Таким образом, большинство средневековых художников датируются этим периодом.
Виды средневекового искусства
Кроме архитектурных произведений, самой большой категорией сохранившихся средневековых произведений искусства является скульптура, в частности статуи и рельефы, созданные для великих романских и готических соборов, таких как Шартрский собор (1194-1250), Собор Нотр-Дам (1163-1345), Кёльнский собор (1248-1880), Реймс (1211-75) и другие. Средневековая живопись также была популярна – в частности, миниатюрная портретная живопись на пергаменте – как и орнаментальные металлоконструкции, витражное искусство (Шартрский собор), мозаичное искусство (удивительная церковь Хора в Константинополе), гобелены (Ткань Святого Гереона, 1020) и вышивка. (Гобелен Байе, 1080).
Материалы, используемые в средневековом искусстве
Хотя монахи-художники получали мало денег за свою работу, а часто довольствовались и вовсе формальным признанием своих усилий, Церковь (а также светские покровители) не испытывали угрызений совести, тратя деньги на сами произведения искусства. Виды ценных материалов, которые регулярно используются: золотая пыль, фольга или лист; серебро и другие драгоценные металлы (см. также искусство изготовления ювелирных украшений из золота); дорогие природные цветные пигменты, такие как ультрамарин, изготовленные из редкой афганской руды ляпис-лазурь; редкие виды слоновой кости; телячья кожа для велень (веллум) – одна библейская рукопись требовала до 500 шкур животных; и много других дорогих материалов.
История средневекового искусства
Европейское искусство в средние века развивалось из художественного наследия классической античности, Римской империи, а также христианской иконографии. К этой смеси необходимо добавить влияние Ближнего Востока в формах и идеалах византийской культуры. Интересно, что в начале средневекового периода почти все произведения искусства были заказаны религиозными властями (для церквей и монастырей) или светскими лидерами (для общественного назидания) и большинство из них были фактически созданы монахами. К концу периода индустрия искусства значительно расширилась от своей первоначальной монашеской базы: не только большинство художников-мирян, но и ряд произведений искусства были заказаны богатыми буржуазными меценатами для личного удовольствия.
Несмотря на это, в течение 600 лет (ок. 400-1000 гг. н.э.) Европа была культурным затворником. Сохранилось только одно учреждение: христианская церковь с центрами в Риме и Константинополе. Поэтому неудивительно, что церковь стала главным спонсором архитектуры и других видов искусства в эпоху средневековья.
Ранние христианские художники (650-900 гг. н.э.)
Одним из лучших примеров раннехристианской живописи были ирландские и англосаксонские иллюминированные рукописи, датируемые серединой шестого века нашей эры. Эти прекрасно иллюстрированные книги (например, «Книга Келлса», «Книга Дарроу»), сочетающие кельтское искусство с англосаксонским и кельтским искусством по металлу, были созданы писцами и художниками-монахами в скрипториях аббатств и монастырей по всей Ирландии и Северной Англии. На смену им пришли каролингские, оттоновские и византийские тексты, а также множество персидских исламских иллюстраций.
Средневековые художники на континенте
Первые признаки континентального культурного возрождения появились около 775 года при королевском дворе христианского короля Карла Великого. Этот период, известный как искусство Каролингов, находился под влиянием поздней античности и византийских традиций. Художники и каллиграфы Карла Великого, в том числе некоторые из лучших миниатюристов континента, создали ряд выдающихся иллюстрированных текстов, таких как евангелистский богослов, евангелия Лорша и евангелия святой медарды Суассонов. Для получения дополнительной информации см.: Немецкое средневековое искусство (c.800-1250), Средневековое христианское искусство и Средневековая скульптура.
Романские дизайнеры (ок. 950-1140)
К середине Х века римская христианская церковь начала создавать сеть епископов и меньшего духовенства в большинстве районов Западной Европы. (См. Также: Оттоновское искусство.) По мере увеличения своего богатства церковь обратилась к монументальной архитектуре, используя новый язык дизайна, известный как романское искусство, для продвижения своего божественного послания. Романские дизайнеры и архитекторы построили сотни новых церквей и монастырей по всему континенту. Известные примеры включают в себя: Пизанский собор с его знаменитой падающей колокольней, баптистерий Флоренции, Кафедральный собор Лаона, Аугсбургский и Вормский соборы, аббатства Клюни, Окс Дам (Кан) и Ле Хом (Мон Сен-Мишель). В Англии 26 из 27 древних соборов были открыты в период романской эпохи. Для получения дополнительной информации см. Историю архитектуры. Смотрите также: Романская скульптура. Более подробную информацию о росписи в течение 11 и 12 веков см. в статье о романской живописи. О региональных различиях стиля, см.: романская живопись в Италии; также Франции и Испании. О средневековой книжной живописи и евангельских рукописях, см.: Романские иллюстрированные рукописи.
Готические Архитекторы (c.1140-1300)
Романская архитектура была впечатляющей, но скучной. Кроме того, интерьеры большинства церквей были слабо освещены из-за их маленьких окон. Все это было изменено новой готической архитектурой, чьи высокие арки, сводчатые потолки и массивные витражи вдохновляли и лучше информировали неграмотные приходы Церкви. Готическое искусство впервые появилось (ок. 1140) в церкви аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа, прежде чем его наиболее широко применили к соборам Северной Франции, которые были богато украшены готической скульптурой. Среди наиболее известных примеров французской готики – Собор Парижской Богоматери (1163-1345), Шартрский собор (1194-1250), а также соборы Страсбурга (1015-1439), Лан (1160-1235), Тур (1170-1547), Бурж (1195-1230), Реймс (1211-1275) и Амьен (1220-1270). За пределами Франции известные средневековые примеры включают Кёльнский собор (1248-1880); Флорентийский собор, начатый в готическом стиле в 1296 году при Арнольфо ди Камбио и завершенный в стиле ренессанса в 1436 году при Брунеллески; Собор Святого Стефана XIV века в Вене; массивный Миланский собор начался в 1386 году; Севильский кафедральный собор (1401-1528), самый большой готический собор в мире. В Англии примеры готического дизайна включают в себя Вестминстерское аббатство, Йоркский собор и соборы Солсбери, Кентербери и Линкольна. Смотрите также статьи об английской и немецкой готической скульптуре. Для получения дополнительной информации об архитектурном дизайне в Германии, в этот период, пожалуйста, смотрите: Готическое искусство в Германии (c.1200-1450).
Византийские художники (c.500-1400)
К тому времени, когда Рим был разграблен в 450 году нашей эры, тысячи римских и греческих художников, ремесленников и других художников переехали в Константинополь (Византия), где они приступили к созданию нового набора восточно-христианских образов и икон – на основе комбинации греческого языка, персидской и египетской культур – известного как византийское искусство.
Почти исключительно посвященные религиозному выражению, визайнтиская архитектура и живопись (очень немного скульптур было произведено византийскими художниками) развивались в жесткой традиции. Это привело к утонченности стиля, редко встречающегося в западном искусстве. Основные виды средневекового византийского искусства включали в себя публичные мозаики, частные иконы, сделанные с помощью энкаустической восковой краски на переносных деревянных панелях, иллюминированные рукописи, такие как знаменитое Евангелие Рабулы (586 г.), роспись на фресках, а также декоративное искусство, включая диптихи из слоновой кости и изысканные металлические изделия. В отличие от средневекового религиозного искусства в Западной Европе, византийские произведения искусства едва ли имели дидактическую или повествовательную функцию: они оставались по существу безличными, церемониальными и символическими.
Византийские архитекторы построили многочисленные выдающиеся церкви и религиозные здания, в том числе: собор Святой Ирины (ок. 360 г.) и собор Святой Софии (532-37 гг.), оба в Константинополе (ныне Стамбул) и церковь Святой Софии в городе София в Болгарии (527-65) – все богато украшены позолотой, мозаикой, росписью и рельефной скульптурой. Со временем средневековые византийские архитекторы стали более подвержены влиянию восточных традиций дизайна и декора и оказали глубокое влияние на раннее исламское искусство и архитектуру, примером чему является Великая мечеть Омейядов в Дамаске.
Византийское искусство распространилось в Равенне, а также в Киеве, Новгороде, Твери, Пскове и Москве, где оно стало основным типом русской средневековой живописи и стимулировало появление многочисленных центров художественного мастерства, таких как Новгородская школа иконописи, а позднее Московская школа живописи.
Средневековые художники возвестили ренессанс
В течение 14-го века готический стиль – который до 1300 года был главным образом проиллюстрирован архитектурой и скульптурой, а также широко распространенным произведением рукописей с иллюстрациями в готическом стиле – начал применяться к живописи и декоративному искусству в варианте, известном как интернациональная готика. Характеризуясь первенством рисунка и цвета, которому были подчинены композиция и натуралистические детали, стиль – как иллюстрировано интернациональной готической иллюминацией – представлял собой смесь итальянского и североевропейского искусства и практиковался особенно в таких центрах, как Ломбардия, Фламандия, Бургундия и Богемия. Эта идиома была разработана и улучшена тремя важными художниками до Ренессанса: Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302), Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319) принадлежащим консервативной сиенской школе живописи и Джотто ди Бондоне (1267- 1337), чьи фрески и панно создали основу для флорентийских художников и скульпторов 15-го века, что особенно прослеживается в их мастерстве в линейной перспективы и реализме.
Список средневековых художников
Среди выявленных мастеров живописи, скульптуры, архитектуры и других изобразительных искусств позднего средневековья были следующие:
Романские художники
Средневековое визуальное искусство возникло как часть масштабной программы строительства, организованной властями христианской церкви.Таким образом, большинство романских визуальных художников были скульпторами и другими мастерами, занятыми в строительстве ранних европейских соборов.
Гизлебертус (активный в начале 12 века)
Французский скульптор, известный своими работами в соборе Святого Лазаря.
Годфроид де Клер (c.1100-73)
Член школы Мосана, возможно, занимался триптихом Ставело.
Николай Верденский (c.1156–1232)
Ювелир, отвечал за Храм Трех Королей в Кёльне.
Мастер Кабестани (работавший в конце 12 века)
Анонимный художник, сделавший тимпан в романском стиле, в Кабестани.
Мастер Матео (активный во второй половине 12 века)
Испанский скульптор славится своим портиком де ла Глория.
Бенедетто Антелами (активный в 1178-1196)
Один из лучших итальянских скульпторов до готического художника Николы Пизано.
Готические и до ренессансные художники
Как и в раннюю романскую эпоху, большая часть готического визуального искусства была связана со строительством соборов. Таким образом, большинство готических визуальных художников были скульпторами, художниками по витражам, мозаиками и другими мастерами, занятыми в строительстве. Только в Италии художники фресок и панно смогли продемонстрировать свои истинные способности.
Никола Пизано (c.1206-1278)
Рассматривается как ключевой основатель итальянской скульптуры.
Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302)
Писал знаменитый фресковый цикл в церкви Святого Франческо в Ассизи.
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310)
Известный готической скульптурой гробниц.
Джованни Пизано (ок. 1250-1314)
Итальянский скульптор и архитектор; создал мраморный алтарь в Ареццо.
Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319)
Ведущий художник из Сиены; написал алтарь маэсты для сиенского собора.
Джотто ди Бондоне (1267-1337)
Считается величайшим художником фресок до эпохи Возрождения.
Симоне Мартини (1285-1344)
Итальянский готический художник из Сиенской школы.
Жан Пьюсель (c.1290-1334)
Французский книжный художник и миниатюрист, известный часами Жанны д’Эврё.
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339)
Скульптурная святыня святого мученика в Милане.
Андреа Пизано (1295-1348)
Изготовил первый комплект бронзовых дверей для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календио (до 1315-1355)
Скульптор и художник, ответственный за дворец Дожей 14 века в Венеции.
Амброджо Лоренцетти (активный в 1319-48)
Итальянский готический художник, член Сиенской школы.
Пьетро Лоренцетти (работал в 1320-45)
Итальянский художник Сиенской школы под влиянием Джотто.
Андре Бонево (c.1335-1400)
Официальный скульптор короля Франции Карла V и герцога Жана де Берри.
Клаус Слютер (c.1340-1406)
Фламандский скульптор, руководитель дижонской школы.
Мельхиор Брёдерлам (c.1350-1411)
Фламандский художник, работающий на Филиппа Смелого, известен Алтарем Дижона.
Лоренцо Монако (1370-1425)
Живописец и монах, работающий во Флоренции; интернациональный готический стиль.
Мазолино (1383-1440)
Ювелир и художник, сотрудничавший с Масаччо на фресках часовни Бранкаччи.
Братья Лимбург (1390-1416)
Фламандские книжные художники, рукописные иллюминации, см. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Пизанелло (Антонио Пизано) (c.1394-1455)
Художник из Вероны, медалист, портретист, работал в готическом стиле.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (c.1395-1450)
Интернациональный готический художник, Сиенская школа, известен алтарем Святого Франциска.
Жан Фуке (1420-81)
Ведущий французский художник 15 века; придворный художник Карла VII и Людовика XI.
Русские средневековые иконописцы
Восточно-православное христианское искусство сильно зависело от византийских форм, таких как религиозные иконы, обычно выполненные темперой на деревянных панелях. Также использовались фрески и мозаика.
Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Византийский художник, основатель новгородской и московской школ иконописи.
Андрей Рублев (c.1360-1430)
Самый известный русский иконописец, особенно прославившийся иконой Святой Троицы.
Дионисий (Дионисий Мудрый) (ок. 1440-1502)
Иконописец, известный своими иконами для Иосифо-Волоколамского монастыря.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?