Средневековые художники:
скульпторы, художники, ювелиры средневековья читать ~10 мин.
Хотя история средневекового искусства охватывает почти десять веков между падением Рима (ок. 450 г. н.э.) и ранним итальянским Ренессансом (ок. 1400 г.), искусство западного Средневековья включает в себя наследие византийской культуры (Восточной Римской империи), островное искусство Ирландии и Британии, произведения времён правления Карла Великого и его оттоновских преемников. Наконец, примерно с 1000 года, оно представлено общеевропейскими течениями христианского искусства — романики и готики. Лишь в последние 400 лет этого периода имена художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства стали регулярно появляться в архивах. Таким образом, большинство известных нам средневековых мастеров творили в позднем Средневековье.
Виды средневекового искусства
Кроме архитектуры, крупнейшей категорией сохранившихся средневековых произведений является скульптура. В частности, это статуи и рельефы, созданные для великих романских и готических соборов, таких как Шартрский (1194–1250), собор Парижской Богоматери (1163–1345), Кёльнский (1248–1880) и Реймсский (1211–1275). Средневековая живопись также была распространена, особенно книжная миниатюра на пергаменте. Популярностью пользовались и декоративные изделия из металла, витражи (Шартрский собор), мозаика (монастырь Хора в Константинополе), гобелены (например, «Ткань святого Гереона», ок. 1020) и вышивка (знаменитый «Гобелен из Байё», ок. 1080, который технически является вышивкой).
Материалы в средневековом искусстве
Хотя художники-монахи получали скромное вознаграждение за свой труд, часто довольствуясь лишь признанием, Церковь и светские покровители не жалели средств на сами произведения искусства. Регулярно использовались такие ценные материалы, как золотой порошок, фольга или листовое золото, серебро и другие драгоценные металлы (см. также ювелирное искусство). Применялись дорогие натуральные цветные пигменты, например ультрамарин, который изготавливали из редкого афганского лазурита. В ходу были редкие виды слоновой кости и телячья кожа для пергамента и веллума — на создание одной иллюминированной Библии могло уходить до 500 шкур.
История средневекового искусства
Европейское искусство Средних веков выросло из художественного наследия классической античности, традиций Римской империи, а также христианской иконографии. К этой смеси необходимо добавить ближневосточное влияние в формах и идеалах византийской культуры. В начале периода почти все произведения искусства заказывались либо религиозными властями для церквей и монастырей, либо светскими правителями в назидательных целях. Большинство работ создавалось монахами. К концу Средневековья художественная среда значительно расширилась: появилось больше светских художников, а состоятельные горожане стали заказывать произведения для личного пользования.
Несмотря на это, на протяжении 600 лет (ок. 400–1000 гг. н.э.) Европа переживала период культурной изоляции. Единственным институтом, сохранившим своё влияние, была христианская церковь с центрами в Риме и Константинополе. Неудивительно, что именно Церковь стала главным заказчиком архитектурных сооружений и произведений искусства в ту эпоху.
Раннехристианское искусство (650–900 гг. н.э.)
Одними из лучших образцов раннехристианской живописи являются ирландские и англосаксонские иллюминированные рукописи, создававшиеся с середины VI века. Эти прекрасно иллюстрированные книги (например, «Книга из Келлса» и «Книга из Дарроу») сочетали в себе традиции кельтского, англосаксонского и кельтского искусства обработки металла. Их создавали писцы и художники-монахи в скрипториях аббатств и монастырей Ирландии и Северной Англии. Позднее традицию иллюминирования продолжили в Каролингской и Оттоновской империях, а также в Византии, где создавались манускрипты под влиянием персидских и исламских иллюстраций.
Средневековые художники на континенте
Первые признаки культурного возрождения на континенте появились около 775 года при дворе короля Карла Великого. Этот период, известный как Каролингское искусство, находился под влиянием позднеантичных и византийских традиций. Художники и каллиграфы Карла Великого, среди которых были одни из лучших миниатюристов Европы, создали ряд выдающихся иллюстрированных рукописей, таких как «Евангелистарий Годескалька», «Лоршское Евангелие» и «Евангелие Святого Медарда Суассонского». Дополнительную информацию см. в статьях: Немецкое средневековое искусство (ок. 800–1250), Средневековое христианское искусство и Средневековая скульптура.
Романские мастера (ок. 950–1140)
К середине X века христианская церковь создала разветвлённую сеть епархий в большинстве регионов Западной Европы (см. также: Оттоновское искусство). По мере роста своего богатства Церковь обратилась к монументальной архитектуре, используя новый стиль, известный как романский, для распространения своего учения. Для него характерны массивные стены, полуциркульные арки и своды. Романские архитекторы возвели сотни церквей и монастырей по всему континенту. Среди известных примеров — Пизанский собор с его знаменитой падающей колокольней, Флорентийский баптистерий, соборы в Лане, Аугсбурге и Вормсе, аббатство Клюни. В Англии 26 из 27 древних соборов были заложены в романскую эпоху. Для получения дополнительной информации см. Историю архитектуры и статью о романской скульптуре. Подробнее о живописи XI – XII веков можно прочесть в статье о романской живописи. О региональных особенностях стиля см.: романская живопись в Италии, Франции и Испании. О книжной живописи см.: Романские иллюминированные рукописи.
Готические архитекторы (ок. 1140–1300)
Романская архитектура была внушительной, но строгой, а её интерьеры оставались тёмными из-за небольших окон. Всё изменилось с появлением готической архитектуры. Её стрельчатые арки, нервюрные своды и огромные витражи не только вдохновляли, но и лучше доносили библейские сюжеты до неграмотных прихожан. Готическое искусство впервые проявилось около 1140 года в аббатстве Сен-Дени близ Парижа, а затем нашло широкое применение в соборах Северной Франции, богато украшенных готической скульптурой. Среди известнейших примеров французской готики — собор Парижской Богоматери (1163–1345), Шартрский собор (1194–1250), соборы в Страсбурге (1015–1439), Лане (1160–1235), Туре (1170–1547), Бурже (1195–1230), Реймсе (1211–1275) и Амьене (1220–1270). За пределами Франции яркими примерами являются Кёльнский собор (1248–1880), Флорентийский собор, начатый Арнольфо ди Камбио в готическом стиле в 1296 году и завершённый Брунеллески в эпоху Ренессанса в 1436 году, собор Святого Стефана XIV века в Вене, грандиозный Миланский собор (начало строительства в 1386 году) и Севильский собор (1401–1528) — крупнейший готический собор в мире. В Англии образцами готики служат Вестминстерское аббатство, Йоркский и Солсберийский соборы. См. также статьи об английской и немецкой готической скульптуре и готическом искусстве в Германии (ок. 1200–1450).
Византийские художники (ок. 500–1400)
К тому времени, когда Рим пал в V веке, центр художественной жизни сместился в Константинополь. Там на основе греческих, персидских и египетских традиций начал формироваться новый свод восточно-христианских образов, известный как византийское искусство.
Посвящённое почти исключительно религиозной тематике, византийское искусство развивалось в рамках строгой традиции. Это привело к утончённости и одухотворённости стиля, редко встречавшимся в западном искусстве. Основные виды византийского искусства включали монументальные мозаики, частные иконы, выполненные в технике энкаустики на деревянных панелях, иллюминированные рукописи, такие как знаменитое «Евангелие Раввулы» (586 г.), фресковую живопись, а также диптихи из слоновой кости и изысканные изделия из металла. В отличие от средневекового религиозного искусства Западной Европы, византийские произведения почти не несли дидактической или повествовательной функции: они оставались по своей сути безличными, церемониальными и символическими.
Византийские архитекторы построили множество выдающихся храмов, в том числе собор Святой Ирины (ок. 360 г.) и собор Святой Софии (532–537 гг.) в Константинополе (ныне Стамбул), а также церковь Святой Софии в Софии, Болгария (527–565). Все они были богато украшены позолотой, мозаиками и рельефной скульптурой. Со временем византийские зодчие стали всё больше обращаться к восточным традициям, что оказало глубокое влияние на раннее исламское искусство и архитектуру, примером чего является Великая мечеть Омейядов в Дамаске.
Византийское искусство распространилось на Равенну, а также на Киев, Новгород, Тверь, Псков и Москву, где оно легло в основу русской средневековой живописи. Это способствовало появлению таких центров художественного мастерства, как новгородская, а позднее и московская школа иконописи.
Средневековые художники, предвосхитившие Ренессанс
В XIV веке готический стиль, до этого проявлявшийся в основном в архитектуре, скульптуре и книжной миниатюре, начал применяться в живописи и декоративном искусстве. Этот вариант стиля известен как интернациональная готика. Для него характерно преобладание линии и цвета над композицией и натуралистическими деталями. Стиль, ярко проявившийся в иллюминированных рукописях, представлял собой синтез итальянского и североевропейского искусства. Его центрами были Ломбардия, Фландрия, Бургундия и Богемия. Этот язык был развит и усовершенствован тремя великими художниками Проторенессанса: Чимабуэ (Ченни ди Пепо) (1240–1302), Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319), принадлежавшим к консервативной сиенской школе живописи, и Джотто ди Бондоне (1267–1337). Фрески и станковые работы Джотто заложили основу для флорентийских художников и скульпторов XV века, что особенно заметно в их мастерском владении линейной перспективой и реализмом.
Список средневековых художников
Среди мастеров живописи, скульптуры и архитектуры позднего Средневековья, чьи имена дошли до нас, были следующие:
Романские художники
Изобразительное искусство романского периода развивалось в рамках масштабных строительных программ, организованных христианской церковью. Поэтому большинство романских художников были скульпторами и ремесленниками, занятыми в возведении соборов.
Гизлебертус (работал в первой половине XII в.)
Французский скульптор, известный своими работами в соборе Святого Лазаря в Отёне.
Годфруа де Клер (ок. 1100–1173)
Мастер мозанской школы, предположительно участвовал в создании «Триптиха из Ставло».
Николай Верденский (ок. 1156–1232)
Ювелир, автор «Раки трёх волхвов» в Кёльнском соборе.
Мастер из Кабестани (работал в конце XII в.)
Анонимный скульптор, автор романского тимпана в Кабестани.
Мастер Матео (работал во второй половине XII в.)
Испанский скульптор, прославившийся своим «Портиком Славы» в соборе Сантьяго-де-Компостела.
Бенедетто Антелами (работал в 1178–1196)
Один из крупнейших итальянских скульпторов, предшественник готического мастера Николы Пизано.
Художники готики и Проторенессанса
Как и в романскую эпоху, большая часть готического искусства была связана со строительством соборов. Поэтому большинство мастеров того времени были скульпторами, витражистами и мозаичистами. Только в Италии художники, работавшие с фреской и станковой живописью, смогли в полной мере проявить свои таланты.
Никола Пизано (ок. 1206–1278)
Считается одним из основоположников итальянской скульптуры.
Чимабуэ (Ченни ди Пепо) (1240–1302)
Автор знаменитого фрескового цикла в церкви Сан-Франческо в Ассизи.
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310)
Прославился созданием готических надгробий.
Джованни Пизано (ок. 1250–1314)
Итальянский скульптор и архитектор, создал мраморный алтарь в Ареццо.
Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319)
Ведущий художник Сиены, написал алтарный образ «Маэста» для Сиенского собора.
Джотто ди Бондоне (1267–1337)
Считается величайшим мастером фрески до эпохи Возрождения.
Симоне Мартини (1285–1344)
Итальянский готический художник сиенской школы.
Жан Пюсель (ок. 1290–1334)
Французский книжный иллюстратор и миниатюрист, известный «Часословом Жанны д’Эврё».
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339)
Создал гробницу святого Петра Мученика в Милане.
Андреа Пизано (1295–1348)
Создал первый комплект бронзовых дверей для Флорентийского баптистерия.
Филиппо Календарио (до 1315–1355)
Скульптор и архитектор, участвовал в строительстве Дворца дожей в Венеции в XIV веке.
Амброджо Лоренцетти (работал в 1319–1348)
Итальянский готический художник, представитель сиенской школы.
Пьетро Лоренцетти (работал в 1320–1345)
Итальянский художник сиенской школы, испытавший влияние Джотто.
Андре Бонево (ок. 1335–1400)
Придворный скульптор французского короля Карла V и герцога Жана Беррийского.
Клаус Слютер (ок. 1340–1406)
Фламандский скульптор, глава дижонской школы.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411)
Фламандский художник, работавший на Филиппа Смелого, известен «Дижонским алтарём».
Лоренцо Монако (1370–1425)
Художник и монах, работавший во Флоренции в стиле интернациональной готики.
Мазолино да Паникале (1383–1440)
Ювелир и художник, сотрудничал с Мазаччо при создании фресок в капелле Бранкаччи.
Братья Лимбург (ок. 1385–1416)
Фламандские миниатюристы, авторы «Великолепного часослова герцога Беррийского».
Пизанелло (Антонио ди Пуччо Пизано) (ок. 1394–1455)
Художник из Вероны, медальер, портретист, работал в стиле поздней готики.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395–1450)
Художник интернациональной готики, сиенская школа, известен алтарём «Стигматизация святого Франциска».
Жан Фуке (1420–1481)
Ведущий французский художник XV века, придворный художник Карла VII и Людовика XI.
Русские средневековые иконописцы
Восточно-православное христианское искусство в значительной степени опиралось на византийские образцы, в первую очередь на иконы, которые обычно писались темперой на деревянных панелях. Также использовались фрески и мозаика.
Феофан Грек (ок. 1340–1410)
Византийский художник, который работал на Руси и считается одним из основателей новгородской и московской школ иконописи.
Андрей Рублёв (ок. 1360–1430)
Самый известный русский иконописец, прославившийся иконой «Троица».
Дионисий (ок. 1440–1502)
Иконописец, известный своими росписями в Ферапонтовом монастыре и иконами для Иосифо-Волоколамского монастыря.
- Великолепный часослов герцога Беррийского
- Лучшие художники и скульпторы мира
- Средневековое искусство
- Средневековое христианское искусство (600-1200)
- Искусство средних веков (для учащихся 6 класса)
- Средневековая живопись: готическое искусство средневековья
- Искусство династии Тан
- Романская скульптура
- Наследие греческой живописи
- Влияние христианства на становление славянской культуры
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?