Постимпрессионизм читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин постимпрессионизм обозначает фазу современного искусства, во время которой художники стремились выйти за рамки узкого подражательного стиля импрессионизма, практикуемого Клодом Моне и его последователями. (Подробнее см. «Характеристики живописи импрессионистов».) Эта фаза длилась примерно с 1880 до конца 1900-х годов, хотя за пределами Франции она длилась дольше. Вероятно, самые влиятельные постимпрессионистские движения включали неоимпрессионизм, ранний экспрессионизм, ар-нуво и фовизм, хотя важность этого периода, по сути, заключается в новаторском искусстве некоторых отдельных художников.
Что такое постимпрессионизм?
Хотя самые известные художники-постимпрессионисты жили во Франции, живопись пост-импрессионистов распространилась по всей Европе, включив в себя широкий спектр движений, включая ранний экспрессионизм, а также итальянский дивизионизм, югендстиль, а также авангардные группы, такие как Les Vingt и другие.
Среди наиболее известных художников того времени: Джеймс Уистлер (1834–1903), яркий американский художник, известный своими тональными ноктюрнами; Поль Сезанн (1839–1906), один из самых влиятельных художников современности, чей формалистический подход к пейзажу проложил путь кубизму; новатор Поль Гоген (1848–1903), колорист, чьи рисунки людей и сцен с Таити оказали огромное влияние на современный символизм, а также на стили перегородчатой технологии и примитивизма; Ван Гог (1853-1890), один из пионеров экспрессионизма, известный своими очень личными картинами; Жорж Сёра (1859-1891), один из величайших представителей рисунка, основавший неоимпрессионистский стиль пуантилизм и наиболее известный своими шедеврами «Купальщицы в Аньересе» (Национальная галерея, Лондон) и комплексом Воскресный полдень на острове La Grande Jatte (1884-6); алкоголик Тулуз-Лотрек (1864-1901), чьи литографические плакаты, сцены из кафе и ночных клубов помогли создать популярный образ Парижа на рубеже веков; Анри Матисс (1869–1954), лидер фовистов, и Морис Утрилло (1883–1955), больше всего запомнившийся картинами с изображениями на открытках улиц Парижа.
Неоимпрессионизм (Жорж Сёра)
Жорж Сёра (1859-1891) вместе со своим учеником Полем Синьяком (1863-1935) был основателем неоимпрессионизма, названия, данного дивизионистской технике (также называемой пуантилизмом), которая направлена на создание научной основы импрессионизма через оптическое смешение цветов. Дивизионизм придерживался цветовых теорий М. Шеврёля, изложенных в его книге 1839 года De La Loi du Contraste Simultanée des Couleurs (о законе одновременного контраста цветов). См. Также: Анри-Эдмон Кросс (1856-1910).
Вместо того, чтобы смешивать цвета на палитре и затем наносить их на холст – процесс, который, как считается, снижает яркость, дивизионисты добавляли крошечные мазки чистого цвета прямо на холст рядом друг с другом, таким образом позволяя им «смешиваться» в глазах зрителя. Среди известных пуантилистских картин Сёра – Воскресный полдень на острове Ла Гранж Жатт (1884 г.) и Купальщицы в Аньере (1884 г.). Камилла и Люсьен Писсарро тоже время от времени практиковали дивизионизм.
О более поздних голландских «люминистах» (дивизионистах) см.: Постимпрессионизм в Голландии (1880-1920).
Структура не имитация (Поль Сезанн)
Поль Сезанн, которого некоторые историки искусства считают отцом современного искусства за его влияние на Пикассо и кубизм, решил применить классический подход к пленэрной живописи, практикуемый импрессионистами. Его тщательно структурированные пейзажные композиции и натюрморты создавались разными частями или плоскостями с кропотливо медленной скоростью (фрукты в его натюрмортах гнили, пока он их писал!), чтобы оптимизировать эффекты, которые создавал каждый мазок в общей композиции. Это подчинение естественного содержания форме и структуре оказало огромное влияние на нескольких важных художников 20-го века, таких как Пабло Пикассо, которые развили это в своей кубистской философии искусства.
Среди произведений Сезанна: Игроки в карты (1892), картины Мон-Сент-Виктуар (1882–1906), Мальчик в красном жилете (1890), Мужчина курит трубку (1890–182), Женщина с кофейником (1890). -5), Дама в синем (1900) и Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1906). Сезанн был одним из нескольких постимпрессионистов, которых поддержали парижанин Амбруаз Воллар (1866-1939) и богатый русский коллекционер Иван Морозов. Подробнее о поборнике постимпрессионизма, написавшем важную монографию о Сезанне, см.: Роджер Фрай (1866-1934).
Ранний экспрессионизм (Винсент Ван Гог)
Ключевая фигура в истории экспрессионистской живописи, недолговечный голландец Винсент Ван Гог рисовал только последние десять лет своей жизни, но в отличие от похожего на улитку Сезанна, когда он начал, он не мог остановиться, рисовал около 900 картин в среднем по одной каждые четыре дня. Большинство из них автобиографичны, непреднамеренно отображая его эмоциональный упадок и окончательный крах. Его живопись демонстрирует эмоциональную насыщенность цвета и мазка, поскольку он пытается передать свои личные чувства от увиденного.
Вся его жизнь – в его картинах (особенно автопортретах) от тёмной и замкнутой грубости Едоков картофеля (1885) до стремительно оптимистичных жёлтых оттенков его серии «Подсолнухи», за которыми следуют кривые скрученные ветви Сборщиков оливок (1889), и угрожающие чёрные птицы в Уитфилде с воронами (1890). Неудивительно, что Ван Гог стал иконой для следующих поколений художников-экспрессионистов, искусство которых намеренно искажало форму и цвет, чтобы выразить чувства.
Ещё одним предшественником основного экспрессионистского движения было искусство, созданное в сельской деревне Ворпсведе в Нижней Саксонии, недалеко от Бремена. В начале 1890-х годов он был колонизирован группой молодых художников, включая Фрица Макензена, Отто Модерсона и Ханса ам Энде. Самым известным экспрессионистом Ворпсведе была Паула Модерсон-Беккер (1876–1907), которая наиболее известна своими замечательными экспрессионистскими портретами крестьян. Среди других художников Ворпсведе были Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фогелер. Для получения дополнительной информации о немецком искусстве конца девятнадцатого века см.: Постимпрессионизм в Германии (1880-1910).
Синтетизм / Клуазонизм (Поль Гоген)
Загадочный, но весьма влиятельный французский художник, Поль Гоген разработал упрощённый, не натуралистический стиль живописи – известный как синтетизм – характеризуется декоративной линией, плоскими участки смелых цветов и эзотерической символики (см также клуазонизм Эмиля Бернара и Анкетен). Признанный лидер школы Понт-Авена, Гоген также был ключевым пропагандистом примитивизма. К сожалению, его картины не достигли той популярности, на которую он надеялся, и он умер нищим в южной части Тихого океана.
Скандинавский постимпрессионизм
Пожалуй, тремя наиболее важными фигурами в Скандинавии в эпоху постимпрессионизма были норвежские художники Эдвард Мунк (1863-1944) и Педер Северин Кройер (1851-1909) и датский художник Вильгельм Хаммершой (1864-1916). Мунк, чья картина "Крик" (1895) был продан Петтером Олсеном на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордные 119, 9 миллиона долларов, имел большое влияние в Скандинавии и Германии и рассматривается – наряду с Ван Гогом – как один из главных первоисточников экспрессионизма. Художник, родившийся в Норвегии и получивший классическое образование, Педер Северин Кройер, в первую очередь связан с колонией художников Скаген, группой, известной как «художники света». Хотя группа была вдохновлена французским импрессионизмом, она приняла более реалистичный стиль манеры письма. Среди других членов Скагена были Хольгер Драхманн и Карл Лохер. Одним из учеников Кройера был датский художник Вильгельм Хаммершой (1864-1916), наиболее известный своими интерьерными жанровыми картинами. Несмотря на то, что он наполнен символикой, его тихие интерьеры обладают мистическим, вневременным характером. Под влиянием Яна Вермеера, а также американский постимпрессионист Джеймс Уистлер.
Французский Плакат
Если кубизм представлял собой крайний «интеллектуальный» ответ импрессионизму, то искусство плаката было его противоположностью – высшей формой декоративного искусства, хотя и с функциональными характеристиками. История плаката правильно начинается с техническими новшествами литографа Жюля Шера (1836-1932), и под влияние японизма (в частности, гравюры укиё-э) особенно художниками, как Хокусай (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858). Среди других известных художников-плакатов были Эдвард Мунк, Пьер Боннар, американский иллюстратор Максфилд Пэрриш и чешский художник-график Альфонс Муха. (1860-1939). Анри де Тулуз-Лотрек также был выдающимся. Плакат получил огромный импульс в 1890-х годах с появлением стиля модерн (в Германии и Австрии – югендстиль), признанным мастером идиомы которого был английский иллюстратор Обри Бердсли.
Ле Наби (1891-1899)
Школа конца девятнадцатого века, известная как Les Nabis, была группой художников-постимпрессионистов и иллюстраторов из Парижа, которые стали очень влиятельными в области графического искусства. Их внимание к дизайну нашло отражение в параллельном движении ар-нуво. В состав Les Nabis входили Поль Серюзье (1864-1927), известный благодаря Талисману; Пьер Боннар (1867-1947), Кер Ксавье Руссель (1867-1944), Феликс Валлотон (1865-1925), Морис Дени (1870-1943) и Эдуард Вюйар (1868-1940).
Вюйар был одним из самых одарённых и новаторских авторов современной французской живописи, наиболее известный своим волшебным «интимистским» стилем узорчатого мерцающего цвета. Среди его шедевров – жанровые картины: В саду (1894–1895), Женщины за шитьём перед садом (1895). Пионер простого дизайна и тональной симпатии. Один из самых недооценённых художников, хотя его работы находятся в престижных коллекциях, таких как Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Национальная галерея в Вашингтоне и Чикагский институт искусств.
Ле Винт (1883-93)
Les Vingt (Двадцать, или XX) – бельгийская группа прогрессивных художников, скульпторов и писателей из Брюсселя, объединившаяся – под влиянием юриста Октава Мауса (1856-1919) – для обсуждения, создания и демонстрации авангардного искусства, как бельгийского, так и иностранного, и продвижения последних международных разработок в области декоративного дизайна. Среди учредителей были Джеймс Энсор (1860-1949), Фернан Кнопф (1858-1921), Тео ван Риссельберг (1862-1926) и Альфред Финч (1854-1930).
Итальянский дивизионизм (1890-1907)
Вдохновлённый пуантилизмом Жоржа Сёра, (который они впитали в основном на страницах французских и бельгийских журналов, таких как L’Art Moderne), итальянский дивизионизм находился под сильным влиянием критика, галериста и художника Витторе Грубиси Де Драгона (1851-1920), который был движущей силой группы, не в последнюю очередь из-за его прогрессивных статей и обзоров в римской газете La Riforma. Важными представителями дивизионизма в Италии были: Анджело Морбелли (1853-1919), Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868-1907), Джованни Сегантини (1858-1899), Плинио Номеллини (1866-1943), Эмилио Лонгони (1859-1932), Гаэтано Превиати (1852-1920) и Джованни Соттокорнола (1855-1917).
Фовизм (Анри Матисс)
Анри Матисс, лидер фовистов, сумел освободить цвет от его традиционного использования и навсегда изменил стиль работы художников. Его вклад в постимпрессионизм невозможно переоценить. Он был центральной фигурой на скандальной выставке фовистов в Осеннем салоне в 1905 году. Одним из его самых богатых покровителей был русский текстильный магнат и приверженец постимпрессионизма Сергей Щукин.
Среди других важных художников-фовистов был друг Матисса Андре Дёрен (1880-1954), который учился с ним в Ecole des Beaux-Arts у Моро, друга Дёрена Мориса де Вламинка (1876-1958), художника голландского происхождения. Кес ван Донген (1877-1968), экспрессионист Жорж Руо (1871-1958), Альбер Марке (1875-1947), который специализировался на рисовании водных путей Парижа, колорист Рауль Дюфи (1877-1953), кубиста Жоржа Брака (1882-1963), художник Фриез (1879-1949), импрессионистов Анри-Шарля Мангина (1874-1949), Шарля Камуана (1879-1964), ещё один их друг колорист Луи Вальта (1869-1952) и Жан Пюи (1876-1960) участник оригинальной выставки 1905 года Осенний салон.
Британские постимпрессионисты: группа Camden Town
Основанная в 1911 году в Лондоне Уолтером Сикертом (1860-1942), Camden Town Group (названная в честь бедного жилого района Сикерта в Северном Лондоне) специализировалась на реалистичных сценах городской жизни, выполненных в различных стилях постимпрессионизма и провёл три выставки в галерее Карфакс в 1911 и 1912 годах. В состав группы входили: Роберт Беван (1865-1925), Спенсер Гор (1878-1914), Гарольд Гилман (1876-1919) и Чарльз Исаак Гиннер (1878-1952). Camden Town Group возникла под влиянием (возможно, более успешной) Школы живописи в Глазго (1880-1915), возглавляемой Джеймсом Гатри и Джоном Лавери, которые следовали стилю натурализма, подобному Гаагской школе в Голландии и школе «импрессионистов» в Германии. Другой заслуживающей внимания сплочённой группой художников-постимпрессионистов были шотландские колористы, в том числе Самуэль Пепло, Фрэнсис Каделл, Джон Фергюссон и Лесли Хантер, на которых сильно повлияли Матисс и фовисты.
Группа семи (1920-1960-е)
Находясь под сильным влиянием постимпрессионизма, Группа семи была канадскими художниками-пейзажистами, которые создавали смелые, яркие картины, часто наполняя свои композиции символическим значением. В состав группы входили Том Томсон, а также Франклин Кармайкл (1890-1945), Эй Джей Кассон (1898-1992), Лайонел Фицджеральд (1890-1956), Артур Лисмер (1885-1969), Лоурен Харрис (1885-1970).), Эдвин Холгейт (1892-1977), А. Я. Джексон (1882-1974), Дж. Э. Макдональд (1873-1932) и Ф. Х. Варли (1881-1969).
Картины постимпрессионистов можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира, в частности: в Musee d’Orsay в Париже; Национальный музей современного искусства, Париж; Галерея Тейт, Лондон; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; и Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Информацию о других направлениях в искусстве конца 19 века см.: История искусства.
ЦВЕТА И ОТТЕНКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
О цветных пигментах, используемых художниками-постимпрессионистами, см.: Цветовая палитра XIX века.
ЛУЧШЕЕ ПОСТ-ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ ИСКУССТВО
Лучшая коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов находится в музее Орсе в Париже.
ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ
Список лучших см.: Художники-импрессионисты.
САМАЯ ЛУЧШАЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ
Список великих работ см.: Величайшие современные картины.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?