Кватроченто, итальянское искусство 15 века читать ~7 мин.
Что означает Quattrocento? (определение)
В изобразительном искусстве термин «кватроченто» (по-итальянски «четыреста») является сокращением от «millequattrocento» (по-итальянски «четырнадцать сотен»), что означает XV век. Таким образом, он охватывает культурную и художественную деятельность в области живописи, скульптуры и архитектуры в период между 1400 и 1500 годами. Поскольку кватроченто совпало с флорентийским Возрождением — главным центром раннего итальянского Возрождения с его новым энтузиазмом по отношению к классическим античным формам Древней Греции и Древнего Рима, этот термин часто используется как синоним искусства раннего Возрождения в целом.
Термин «Ренессанс», применяемый к новым видам изобразительного искусства, внезапно возникшим во Флоренции в XV веке, впервые был введён французским историком XIX века Жюлем Мишле (1798–1874).
Живопись Кватроченто
XV век стал свидетелем огромного количества новых разработок как в области фресковой, так и масляной живописи. Основываясь на достижениях средневекового византийского искусства, а также изысканного интернационального готического стиля XIV века, итальянские художники кватроченто в целом перешли от иллюминированных рукописей и других форм книжной иллюстрации к панно и крупномасштабным работам, таким как фресковая живопись. В то же время пришло в упадок декоративное искусство, например витражи и мозаика. Хотя темпера оставалась важной живописной техникой, живопись маслом, пришедшая из Северной Европы благодаря таким художникам, как Антонелло да Мессина, привлекала всё больше сторонников.
«Бичевание Христа» (1450–1460, Национальная галерея Марке, Урбино), написанная Пьеро делла Франческа, считается одной из величайших картин эпохи Возрождения.
Средства, методы, приёмы живописи
Художники кватроченто также добились значительных успехов в фигурной живописи (Мазаччо, Андреа Мантенья) и в применении линейной перспективы (Пьеро делла Франческа). Философия гуманизма эпохи Возрождения привела к отходу от декоративной живописи — в стиле византийских икон — в пользу большего реализма и акцента на обнажённых мужчинах и, в меньшей степени, на обнажённых женщинах. Религиозное искусство по-прежнему доминировало, но начали распространяться светская историческая живопись и портретное искусство. Об этом свидетельствуют несколько аллегорических шедевров Боттичелли. Это было естественно, учитывая силу и влияние политических покровителей, таких как семья Медичи во Флоренции, семья Гонзага в Мантуе и другие. Тем временем иллюзионистские техники живописи trompe l’oeil (обманка), такие как ракурс (Андреа Мантенья), начали использоваться на холстах, потолках и в росписи стен. Кроме того, масляная живопись открыла новые возможности работы со светом (Джованни Беллини), а также новые техники, такие как сфумато и светотень (Леонардо да Винчи).
Крупнейшими художниками XV века во Флоренции, Венеции и других городах Италии были: Паоло Уччелло (1397–1475), Фра Анджелико (около 1400–1455), Мазаччо (1401–1428), Доменико Венециано (1410–1461), Андреа дель Кастаньо (около 1420–1457), Пьеро делла Франческа (1420–1492), Андреа Мантенья (1431–1506), Боттичелли (1445–1510) и Леонардо да Винчи (1452–1519).
Подробнее о флорентийском искусстве XV века см.: Ренессанс во Флоренции (ок. 1400–1500).
Сиена
Двумя ведущими художниками сиенской школы живописи кватроченто были Сассетта (ок. 1395–1450), прославившийся алтарём Святого Франциска, созданным для Борго С. Сеполькро (1437–1444, ныне в Лувре и Национальной галерее в Лондоне), и Джованни ди Паоло (1403–1483), известный своей яркой цветовой гаммой, удлинёнными формами и в целом сказочным стилем. Среди других сиенских художников XV века — Таддео Ди Бартоло (1362–1422), известный своими фресками с изображениями римских республиканских героев и гражданских добродетелей (1406–1414, Палаццо Пубблико, Сиена), и Доменико Ди Бартоло (1400–1447), автор Мадонны дель Умилта, одного из самых красивых панно раннего Возрождения.
Венеция
Выдающейся фигурой венецианской живописи был Джованни Беллини (1430–1516), сын Якопо (1400–1470), младший брат Джентиле (около 1429–1507) и зять Андреа Мантенья. Джованни Беллини развил более лирический, колористический стиль масляной живописи, основанный на колорито, в отличие от флорентийской концепции дизеньо. Во время чинквеченто стиль Беллини был продолжен и развит такими художниками, как Джорджоне (1477–1510), Тициан (1488–1576), Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588).
Скульптура Кватроченто
В области пластического искусства между XV веком и предшествующим XIV веком, или треченто, наблюдалась большая преемственность. Это объясняется тем, что готическая скульптура была более развитой, чем готическая живопись. Беглый взгляд на барельефы и статуи колонн на фасадах и дверных проёмах соборов XII века свидетельствует об исключительном трёхмерном реализме, который создавался за столетия до Микеланджело. Скульпторы кватроченто эпохи Возрождения усовершенствовали готические произведения, добавив в свои статуи новые эмоции, энергию и осмысленность, во многом заимствованные из классической скульптуры. Четыре крупнейших мастера итальянской скульптуры эпохи Возрождения — Лоренцо Гиберти (1378–1455), Донателло (1386–1466), Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и, конечно, Микеланджело. В Сиене ведущим скульптором был Якопо делла Кверчиа (1374–1438).
Архитектура кватроченто
Стиль архитектуры раннего Возрождения был вдохновлён и сформирован повторным открытием классических архитектурных теорий (включая каноны пропорций), таких как трактат De Architectura римского архитектора I века Витрувия, обнаруженный в Риме. Флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446) уже начал изучать древнеримские конструкции и считал, что оптимальные пропорции здания могут быть определены с помощью математических и геометрических принципов. Его лучшая работа, ныне считающаяся первым образцом архитектуры эпохи Возрождения, — это величественный купол готического собора Флоренции (1420–1436). Среди других важных архитекторов кватроченто были Леон Баттиста Альберти (1404–1472), Бернардо Росселлино (1409–1464), Джулиано да Сангалло (1443–1516) и Донато Браманте (1444–1514), который впоследствии стал ведущим архитектором эпохи Высокого Возрождения чинквеченто.
Величайшие произведения искусства кватроченто
Итальянскую живопись и скульптуру раннего Возрождения XV века можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Картины
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) работы Томмазо Мазаччо. Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Изгнание из Эдемского сада (1425) Томмазо Мазаччо. Фрески капеллы Бранкаччи.
Святая Троица (1428) Томмазо Мазаччо. Фрески Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Битва при Сан-Романо (1438–1455) Паоло Уччелло. Национальная галерея, Лондон; Уффици, Флоренция; Лувр, Париж.
Благовещение (ок. 1450) Фра Анджелико. Музей Сан-Марко, Флоренция.
Бичевание Христа (1450–1460) Пьеро делла Франческа. Национальная галерея Марке, Урбино.
Фрески Зала Спози (1465–1474) Андреа Мантенья. Camera Picta, герцогский дворец, Мантуя.
Охота в лесу (1470) Паоло Уччелло. Эшмоловский музей, Оксфорд.
Христос в терновом венце (Ecce Homo) (1470) Антонелло да Мессина. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1470–1480) Андреа Мантенья. Пинакотека Брера, Милан.
Экстаз святого Франциска (1480) Джованни Беллини. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Христос вручает ключи святому Петру (1482) Пьетро Перуджино. Фреска в Сикстинской капелле.
Примавера (ок. 1482–1483) Сандро Боттичелли. Уффици, Флоренция.
Мадонна в скалах (1483–1486) Леонардо да Винчи. Лувр, Париж.
Рождение Венеры (1484–1486) Сандро Боттичелли. Уффици, Флоренция.
Дама с горностаем (1490) Леонардо да Винчи. Музей Чарторыйских, Краков.
Старик с мальчиком (1490) Доменико Гирландайо. Лувр, Париж.
Тайная вечеря (1495–1498) Леонардо да Винчи. Фреска в Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Примечание: одним из первых экспертов по атрибуции картин, созданных в век кватроченто, был учёный эпохи Возрождения Бернард Беренсон (1865–1959), который большую часть жизни прожил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд влиятельных книг по живописи раннего Возрождения.
Скульптуры Quattrocento
Якопо делла Кверчиа (1374–1438)
Фонте Гайя (1414–1419) Лоджия Палаццо Пубблико, Сиена.
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Врата рая (1425–1452), бронза, Флорентийский баптистерий.
Донателло (1386–1466)
Пророк Аввакум (1423–1426), музей Опера дель Дуомо, Флоренция.
Давид (ок. 1440), бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
(Подробнее см.: Давид Донателло).
Поющая галерея Луки делла Роббиа (1399–1482) (1431–1438), Флорентийский собор.
Антонио Поллайоло (1432–1498)
Геракл и Антей (ок. 1470), бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Чиони) (1435–1488)
Давид (ок. 1475), бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1495), Венеция.
Никколо Дель’Арка (1435–1494)
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1463), Национальная Пинакотека, Болонья.
Микеланджело (1475–1564)
Пьета (1497–1499), мрамор, Базилика Святого Петра, Рим.
Для получения дополнительной информации о флорентийских фресках кватроченто и изображениях темперой см.: Анализ известных картин.
Эволюция визуального искусства
Хронологию, события, даты и стили см.: История искусства.
Краткое справочное руководство по художественным движениям см.: Art Movements.
Великие художники мира
О ведущих художниках Европы (до 1830 г.) см.: Старые мастера.
- Чинквеченто: итальянское искусство 16 века
- Треченто, итальянское искусство XIV века
- Джорджо Вазари: итальянский художник-маньерист, биограф
- Частная коллекция итальянского искусства передана в галереи Великобритании
- Клуб «Выборгская сторона» представил живопись и гобелены Рассо Магометова
- Ингеборга Дапкунайте в спектакле «Жанна» на сцене Театра Наций
- Виды Выборга из Музея Южной Карелии представил музей «Павловск»
- Юбилей ВЦ «Эрмитаж-Выборг» отметили выставкой «Северная палитра»
- В Выборге пройдёт XXIII Фестиваль российского кино «Окно в Европу»
- Искусство Раннего Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?