Кватроченто, итальянское искусство 15 века читать ~7 мин.
Что означает Quattrocento? (определение)
В изобразительном искусстве термин «кватроченто» (по-итальянски «четыреста») является сокращением от «millequattrocento» (по-итальянски «четырнадцать сотен»), что означает пятнадцатый век. Таким образом, он охватывает культурную и художественную деятельность в области живописи, скульптуры и архитектуры в период между 1400 и 1500 годами. Поскольку кватроченто совпало с флорентийским Возрождением (главным центром раннего итальянского Возрождения с его новым энтузиазмом к классическим античным формам из Древней Греции и Древнего Рима) – этот термин часто используется как синоним искусства раннего Возрождения в целом.
Примечание: термин «Ренессанс», используемый для описания новых видов изобразительного искусства, внезапно возникших во Флоренции в 15 веке, впервые был введён французским историком 19 века Жюлем Мишле (1798-1874).
Живопись Кватроченто
XV век стал свидетелем огромного количества новых разработок как фресок, так и масел. Основываясь на достижениях средневекового византийского искусства, а также изысканного интернационального готического стиля 14-го века, итальянские художники кватроченто в целом перешли от иллюминированных рукописей и других форм книжной иллюстрации к панно и другим крупномасштабным работам, таким как фресковая живопись. Также пришло в упадок декоративное искусство, такое как витражи и мозаика. Хотя темпера оставалась важной средой, живопись маслом, пришедшая из Северной Европы с такими художниками, как Антонелло да Мессина, привлекала все большее количество приверженцев.
«Бичевание Христа» (1450-60, Национальная галерея Марке, Урбино), кисти Пьеро делла Франческа – одна из величайших картин эпохи Возрождения.
Средства, методы, приёмы живописи
Художники кватроченто также добились значительных успехов в фигурной живописи (Мазаччо, Андреа Мантенья) и в применении линейной перспективы (Пьеро делла Франческа). Философия гуманизма эпохи Возрождения привела к отходу от декоративной живописи – в стиле византийских икон – в пользу большего реализма и акцента на обнажённых мужчинах и, в меньшей степени, на обнажённых женщинах. Религиозное искусство продолжало доминировать, но начали распространяться светская историческая живопись и портретное искусство: свидетельством тому являются несколько аллегорических шедевров Боттичелли. Это было естественно, учитывая силу и влияние политических покровителей, таких как Семья Медичи во Флоренции, семья Гонзага в Мантуе и другие. Тем временем иллюзионистские техники живописи trompe l’oeil (обманка), такие как ракурс (Андреа Мантенья), начали использоваться на холстах, потолках и в росписи стен. Кроме того, масляная живопись позволила открыть новые способы работы со светом (Джованни Беллини), а также новые техники, такие как сфумато и светотень (Леонардо да Винчи).
Крупнейшими художниками 15 века во Флоренции, Венеции и других местах Италии были: Паоло Уччелло (1397-1475), Фра Анджелико (около 1400-1455), Мазаччо (1401-1428), Доменико Венециано (1410-1461), Андреа дель Кастаньо (около 1420-1457), Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1430-1506), Боттичелли (1445-1510) и Леонардо да Винчи (1452-1519).
Подробнее о флорентийском искусстве 15 века см.: Ренессанс во Флоренции (ок. 1400-1500).
Сиена
Двумя ведущими художниками сиенской школы живописи кватроченто были Сассетта (ок. 1395–1450), прославившийся алтарём Святого Франциска, написанным для Борго С. Сеполькро (1437–1444, в Лувре и Национальной галерее в Лондоне); и Джованни ди Паоло (1403–1483), известный своей резкостью цвета, удлинёнными формами и в целом сказочным качеством. Среди других сиенских художников 15 века – Таддео Ди Бартоло (1362–1422), известный своими фресками, изображающими римских республиканских героев и гражданских добродетелей (1406–1414, Палаццо Пубблико, Сиена); и Доменико Ди Бартоло (1400–1447), известный Мадонной дель Умилта, одним из самых красивых панно раннего Возрождения.
Венеция
Выдающейся фигурой венецианской живописи был Джованни Беллини (1430-1516), сын Якопо (1400-1470), младший брат Джентиле (около 1429-1507) и зять Андреа Мантенья. Джованни Беллини развил более лирический, колористический стиль масляной живописи, основанный на колорито, а не на флорентийской концепции дизеньо. Во время чинквеченто, стиль Беллини поддерживался и развивался такими людьми, как Джорджоне (1477-1510), Тициан (1488-1576), Якопо Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588).
Скульптура Кватроченто
В области пластического искусства между 15 веком и предшествующим 14 веком, или треченто, было гораздо больше преемственности. Во многом это произошло потому, что готическая скульптура была более развитой, чем готическая живопись. Беглый взгляд на барельефы и статуи колонн на фасадах и дверных проёмах соборов 12 века свидетельствует об исключительном трёхмерном реализме, который создавался за столетия до Микеланджело. Со своей стороны, скульпторы кватроченто эпохи Возрождения улучшили готические произведения, добавив в свои статуи новые эмоции, энергию и осмысленность, по большей части заимствованные из классической скульптуры. Четырьмя величайшими фигурами итальянской скульптуры эпохи Возрождения были Лоренцо Гиберти (1378-1455), Донателло (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и, конечно, Микеланджело. В Сиене ведущим скульптором был Якопо делла Кверчиа (1374–1438).
Архитектура кватроченто
Стиль архитектуры раннего Возрождения был вдохновлён и сформирован повторным открытием классических архитектурных теорий (включая каноны пропорций), таких как копия De Architectura римского архитектора I века Витрувия, обнаруженная в Риме. Между тем, флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446) уже начал своё изучение древнеримских конструкций и считал, что оптимальные пропорции здания могут быть определены с помощью математических и геометрических принципов. Лучшая работа Брунеллески, которая теперь рассматривается как первый образец архитектуры эпохи Возрождения, была его величественным дизайном для купола готического собора Флоренции (1420-36). Среди архитекторов, другие важные классики кватроченто были Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Бернардо Росселлино (1409-1464), Гильяно да Сангалло (1443-1516) и Донато Браманте (1444-1514), который впоследствии стал ведущим строительным дизайнером эпохи Высокого Возрождения синквеченто.
Величайшие произведения искусства кватроченто
Итальянскую живопись и скульптуру раннего Возрождения 15 века можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Картины
• Фрески капеллы Бранкаччи (1424-28) работы Томмазо Мазаччо. Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Изгнание из Эдемского сада (1425 г.) Томмазо Мазаччо. Фрески часовни Бранкаччи.
Святая Троица (1428 г.) Томмазо Мазаччо. Фрески Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Битва при Сан-Романо (1438-55) Паоло Уччелло. Национальная галерея Лондона; Уффици Флоренция; Лувр, Париж.
Благовещение (ок. 1450 г.) Фра Анджелико. Музей Сан-Марко, Флоренция.
Бичевание Христа (1450-60) Пьеро Делла Франческа. Национальная галерея Марке, Урбино.
Фрески Зала Спози (1465-74) работы Андреа Мантенья. Camera Picta, Герцогский дворец, Мантуя.
Охота в лесу (1470 г.) Паоло Уччелло. Эшмоловский музей, Оксфорд.
Христос в терновом венце (Ecce Homo) (1470 г.) Антонелло да Мессина. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1470-80) Андреа Мантенья. Пинакотека Брера, Милан.
Экстаз святого Франциска (1480) Джованни Беллини. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Христос вручает ключи святому Петру (1482) Пьетро Перуджино. Фреска в Сикстинской капелле.
Примавера (1482–1413) Сандро Боттичелли. Уффици, Флоренция.
Мадонна в скалах (1483-1455) Леонардо да Винчи. Лувр, Париж.
Рождение Венеры (1484-86) Сандро Боттичелли. Уффици, Флоренция.
Дама с горностаем (1490) Леонардо да Винчи. Музей Чарторыйских, Краков.
Старик с мальчиком (1490) Доменико Гирландайо. Лувр, Париж.
Тайная вечеря (1495–98) Леонардо да Винчи. Фреска в Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Примечание: одним из первых экспертов по атрибуции картин, созданных в век кватроченто, был учёный эпохи Возрождения Бернард Беренсон (1865-1959), который большую часть своей жизни прожил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд очень влиятельных книг по живописи раннего Возрождения.
Скульптуры Quattrocento
• Якопо делла Кверчиа (1374–1438)
Фонте Гайя (1414–1919) Лоджия Палаццо Пубблико, Сиена.
• Лоренцо Гиберти (1378–1455).
Врата рая (1425–1452 гг.), Бронза, Флорентийский баптистерий.
• Донателло (1386–1466),
пророк Аввакум (1423–1416), музей Опера дель Дуомо, Флоренция.
Давид (ок. 1440) Бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
(Подробнее см.: Давид Донателло).
• Поющая галерея Луки делла Роббиа (1399-1482) (1431-38) Флорентийский собор.
• Антонио Поллайоло (1432-1498)
Геракл и Антей (около 1470), бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
• Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Чиони) (1436-1488)
Давид (около 1475) Бронза, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1495 г.) Венеция.
• Никколо Дель’Арка (1462-1494)
Оплакивание мёртвого Христа (около 1463) Национальная Пинакотека, Болонья.
• Микеланджело (1475-1564)
Пьета (1497-99) Мрамор, Базилика Святого Петра, Рим.
• Для получения дополнительной информации о флорентийских фресках кватроченто и изображениях темперой см.: Анализ известных картин.
Эволюция визуального искусства
Хронологию, события, даты и стили см.: История искусства.
Краткое справочное руководство по художественным движениям, см.: Art Movements.
Великие художники мира
О ведущих художниках Европы (до 1830 г.) см.: Старые мастера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?