Романская живопись в Италии читать ~18 мин.
В Италии период романского искусства длился дольше, чем в других европейских странах. Стремительное развитие романской живописи было обусловлено прямым контактом с Востоком и усиливалось тем, что византийские мастера мозаики, работавшие в Риме и других городах полуострова, продолжали создавать свои впечатляющие произведения, которые, несомненно, влияли на мастеров фрески. Кроме того, романский стиль сохранял свои позиции дольше из-за позднего появления готики. Фактически, итальянское романское искусство достигло своего завершения в творчестве старых мастеров дученто (XIII век) и треченто (XIV век). Среди них были Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319) — лидер консервативной сиенской школы живописи, флорентийский художник Чимабуэ (Ченни ди Пеппо, 1240–1302) и, возможно, даже Джотто ди Бондоне (1267–1337). Все они подготовили почву для кватроченто — периода Раннего Возрождения, зародившегося во Флоренции.
В тот период в Италии почти в каждой религиозной картине присутствовали следы византийского искусства. Даже на севере страны можно отчётливо распознать византийские черты, сохранившиеся в оттоновском искусстве, например, в образе Христа Пантократора в апсиде церкви аббатства Монтемария в Бургузио, недалеко от Больцано.
Общий обзор по церковным фрескам см: Христианское искусство (150-2000).
Конечно, как и в других странах, каждый художник сочетал византийское влияние с местными традициями, добавляя к этому свою творческую индивидуальность. Значение его личности определялось общим результатом и тем, как в его работах сочетались эти различные элементы.
Информацию о французском настенном искусстве XI и XII веков см: Романская живопись во Франции. О живописи в Германии см: Немецкое средневековое искусство.
Романская живопись в Ломбардии
В ломбардской романской живописи самые древние фрески находятся в базилике Сан-Винченцо в Гальяно. Они датируются временем незадолго до 1007 года, когда эта церковь, перестроенная на фундаменте храма V века, была освящена Ариберто да Интимиано, ставшим архиепископом Милана в 1018 году. Его портрет, перенесённый на холст, сегодня хранится в Амброзианской библиотеке в Милане.
Эта замечательная средневековая живопись в Сан-Винченцо, к сожалению, пережила много превратностей, но остаётся одним из важнейших примеров романского искусства в Северной Италии. Росписи в апсиде выполнены искуснее, чем в нефе; можно предположить, что только первые были созданы мастером, а остальные — работа его мастерской, выполненная, вероятно, в тот же период.
В полукуполе апсиды изображена огромная фигура Христа. Под ней пророки Иеремия и Иезекииль склонились в поклоне, потрясённые сиянием видения. За Иеремией стоит архангел Михаил с плакатом, на котором можно прочесть petitio. За Иезекиилем, справа от Пантократора (Вседержителя), должен был стоять архангел Гавриил с надписью postulatio, которая теперь стёрта. (Следует помнить, что в 1801 году базилика была продана и превращена в частный дом; муниципалитет Канту выкупил её в 1909 году, отреставрировал и вновь освятил в 1934 году). Христос в мандорле (миндалевидном ореоле), поддерживаемый архангелами, представлен здесь как Верховный Судья. На нижнем ярусе апсиды четыре панно изображают сцены из жизни святого Винсента.
Настенные росписи нефа, которые некоторые исследователи считают более поздними, тем не менее, вероятно, относятся к тому же периоду, но выполнены не рукой главного мастера. Несмотря на их сильные повреждения, они отличаются композиционной уравновешенностью. На северной стене в верхнем ярусе (стены нефа разделены на три яруса) сохранились фрагменты истории Адама и Евы, в среднем — почти полностью стёртые следы, предположительно, истории Авраама, а в нижнем всё ещё можно различить житие святой Маргариты Антиохийской. На южной стене колоссальная фигура святого Христофора занимает большую часть пространства в несколько ярусов; его житие повествуется в нижнем ярусе, а история Самсона — над ним.
Голова святого — единственный видимый фрагмент росписи в бывшем монастыре Сант-Иларио, разрушенном во время упразднения церквей и монастырей в XIX веке. Своей геометрической стилизацией она напоминает росписи Гальяно, с которыми является современницей: контуры чётко подчёркнуты мощными линиями, что придаёт образу выразительность.
О дизайне зданий см: Романская архитектура (ок. 800-1200 гг.).
С историей о святом Христофоре в Гальяно тесно связаны сохранившиеся фрагменты росписей коллегиальной церкви Сан-Пьетро-э-Сант-Орсо в Аосте. Они находятся в очень хорошем состоянии и отличаются яркими цветами (синий, зелёный, красный, охра, жёлтый, чёрный и белый) и сильно выраженными контурами. Чтобы увидеть их, нужно подняться по лестнице в пространство между сводом (перестроенным в XV веке) и первоначальным потолком.
На левой стене последовательно расположены: чудо на брачном пиру в Кане, ангелы у гроба после Воскресения, фрагмент сцены Воскресения, архангел с ангелом. На правой стене: мученичество апостола Петра, царь, Иисус и апостолы на Геннисаретском озере, буря на Геннисаретском озере, мученичество святого Иакова Великого, святой Иоанн в Эфесе, святой Андрей или пророк Илия в Патрах. На входной стене слева — сцена мученичества. Историки не могут прийти к согласию относительно датировки этих фресок: одни относят их к концу X века, другие — к концу XI или началу XII века.
Также нет единого мнения о периоде и характере перестройки церкви аббатства Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате. Это затрудняет датировку росписей, которые были созданы одновременно с реконструкцией. В настоящее время это аббатство, расположенное на значительной высоте с видом на озеро Комо, украшено росписями в притворе (нартексе), нефе и крипте. Их главная тема — Небесный Град.
На своде притвора мы видим Христа-Царя, восседающего на сфере, с Агнцем у его ног. На другом своде изображены четыре реки Рая. В нефе, на люнете над тремя арками, ведущими в притвор, представлен Христос во славе в окружении сцены битвы архангела Михаила и ангелов с драконом из Апокалипсиса. Слева от Христа — святой Михаил и шесть ангелов, пронзающих копьями голову и тело дракона. Последний занимает всю нижнюю часть композиции, а справа расположились сонмы ангелов, участвующих в битве. Несмотря на тяжеловесный, почти архаичный рисунок лиц, эти росписи, вероятно, всего на пятьдесят лет моложе фресок Гальяно. Однако, учитывая некоторые заимствования из греческих образцов, их нельзя датировать ранее первой половины XII века.
Информацию об итальянской средневековой книжной живописи и евангельских иллюминациях см: Романские иллюминированные рукописи.
Романская живопись в Венеции
Происхождение византийских элементов в романской живописи Венеции и Фриули объяснить гораздо легче, чем в Ломбардии, Пьемонте и Лациуме. В Аквилее фрески собора, выполненные по заказу патриарха Поппо (1019–1042), являются типичным примером работы средневековых художников, обученных в традициях мозаичного искусства. Росписи в крипте созданы позже, чем в апсиде, но столь же величественны и свидетельствуют о более значительном вкладе творческого духа местных мастеров. Сцены сражений рыцарей, украшающие основание крипты на фоне вышитых занавесей, выполнены в чисто романском стиле.
Романская живопись в Центральной Италии
Если говорить о средневековом христианском искусстве XI – XII веков, то фрески базилики Сант-Анджело-ин-Формис, расположенной среди древних руин в пяти милях к северу от Капуи, демонстрируют самое сильное византийское влияние во всей Италии. Самые старые части, возможно, относятся ко времени Дезидерия, аббата Монтекассино, от которого зависел монастырь Сант-Анджело-ин-Формис.
Боковые стены центрального нефа украшает повествовательный цикл из жизни Христа, занимающий три яруса. Входную стену центрального нефа занимает большая композиция «Страшный суд». Здесь, однако, заметно, что художник позволил себе определённые вольности по отношению к византийским прототипам: вторжение римских художественных мотивов (в увеличенных размерах распятия) и западных типов (в «Страшном суде», где более живая мимика усиливает драматизм действия).
Росписи в нефе, а также изображение Христа во славе в апсиде, держащего книгу с надписью Ego sum alfa et omega, вероятно, относятся ко второй половине XI века, а «Страшный суд», возможно, был выполнен около 1100 года.
В Риме две небольшие церкви, Сан-Бастианелло (построенная около 1000 года) и Сант-Урбано (которую надпись позволяет датировать 1011 годом), содержат остатки фресок, предвосхищающих зрелую романскую живопись. Подобные черты можно увидеть и в работе очень талантливого художника в нижней церкви Сан-Клементе.
Среди росписей в подземной церкви Сан-Клементе (которые не образуют единого целого, так как относятся к разным периодам) для нас интерес представляют только те, что украшают вестибюль и две колонны нефа, поскольку они выполнены в истинно романском стиле. Агиографические сцены, такие как чудо в подводной гробнице Святого Климента, перенос праха Святого Кирилла из Ватикана в церковь Сан-Клементе в 869 году (если только это не перенос мощей Святого Климента в 868 году), а также три сцены из жизни Святого Алексия, объединённые в одну композицию, считаются одним из шедевров романской живописи в Италии. (См. также влияние Каролингского искусства.)
Художники, украсившие церковь аббатства Кастель Сант-Элия недалеко от Непи (примерно в пятидесяти милях к северу от Рима), также умело использовали иконографические сюжеты, образцы драпировок и различных аксессуаров, предоставленные римскими мастерскими. В Кастель Сант-Элия находится самый большой ансамбль фресок в Лациуме.
В апсиде изображён Христос между святыми Петром и Павлом. За ними, разделённые деревьями, слева — Моисей, а справа — пророк Илия. Ниже, в декоративной полосе, где Агнец занимает центральное место в медальоне, изображены двенадцать овец (по шесть с каждой стороны), выходящих из Вифлеема и Иерусалима. Ткань, на которой стоят сосуды для приношений Агнцу, написана с поразительной изобретательностью.
На стенах трансепта, внизу и ближе к апсиде, первоначально были изображены двадцать четыре старца Апокалипсиса, из которых сохранились только те, что справа. Их драпировки отличаются изысканностью и пластической выразительностью. Росписи Кастель Сант-Элия отличаются богатством цвета, характерным для романской школы, с преобладанием красных, охристых и белых цветовых пигментов, подчёркнутых глубоким синим.
Вероятно, несколько художников работали над криптой собора в Ананьи, примерно в пятидесяти милях к югу от Рима, почти в один и тот же период — около 1255 года. Этот ансамбль чрезвычайно важен, консервативен по своему характеру и образует единую иконографическую последовательность.
Один цикл росписей связан с церемонией освящения крипты. Во-первых, это «научные» сюжеты, относящиеся к таинству посвящения (элементы вселенной по учению Аристотеля, которое было очень модным в то время, хотя и редко иллюстрировалось: Человек-микрокосм, изображённый на разных этапах жизни), а также два врача древности — Гален и Гиппократ. Далее следуют агиографические сцены: мученичество Святого Иоанна Евангелиста перед Латинскими воротами и несколько сцен из жизни Святого Магнуса, епископа Ананьи, казнённого во время гонений Деция (Святой Магнус исцеляет паралитика, его мученическая смерть через усекновение главы и положение во гроб). На другой стороне — сцены из Апокалипсиса: Страшный суд, старцы Апокалипсиса, а в своде апсиды — Христос во славе с необычной иконографической деталью: мечом правосудия, исходящим из его уст.
Несколько сводов посвящены истории Ковчега Завета: евреи, совершив грех идолопоклонства, теряют священный ковчег; филистимляне уносят ковчег в Азот; четыре филистимских города — Газа, Дагон, Аккарон и Аскалон, которые поочерёдно хранили ковчег; Самуил примиряет евреев с Богом, разрушение идола, возвращение ковчега, Самуил обращается к евреям; история возвращения ковчега. Другой свод показывает нам вознесение Илии на огненной колеснице.
По сравнению с росписями Кастель Сант-Элия и Сан-Клементе, которые ансамбль Ананьи значительно превосходит по декоративному великолепию, здесь, помимо византийского элемента, проявляется гораздо более тщательное наблюдение за реальностью и бóльшая выразительная сила.
В то время как искусствовед Грабар отвергает предположение, что фрески Ананьи были созданы по образцу иллюминированных рукописей, сцены, украшающие стены оратория Святого Сильвестра в монастыре Quattro Coronati в Риме, наводят его на мысль, что художник мог задумать свои фрески как увеличенные миниатюры.
Построенный в 1246 году, этот ораторий посвящён Святому Сильвестру I, Папе и Исповеднику. На трёх из четырёх стен изображена история Константина и Святого Сильвестра: Константин, страдающий проказой, который, по мнению врачей, может быть излечен купанием в человеческой крови, успокаивает матерей, пришедших умолять его пощадить их детей; святые Пётр и Павел являются императору во сне; посланники Константина отправляются на гору Соракта за отшельником; они приглашают Сильвестра вернуться с ними; Сильвестр показывает императору изображения святых, которых он видел во сне; крещение Константина, погруженного в воду св. Сильвестром; исцелённый император дарит отшельнику тиару и фригий (символы папской светской власти); Константин, ведя под уздцы коня, на котором восседает папа, сопровождает его въезд в подаренный ему Рим; Сильвестр воскрешает быка и посрамляет раввина; благодаря Сильвестру страна избавляется от дракона.
Эта тема, безусловно, была продиктована заказчиком, поскольку папы любили подчёркивать доктрину Святого Престола о подчинении императора папе.
Романская живопись в Северной Италии
Обратимся ещё раз к Северной Италии, где крупные города по мере роста их благосостояния становились центрами религиозного искусства, влияние которого распространялось на самые отдалённые регионы.
На холме у входа в долину Сузы (дорога на Мон-Сени) стоит небольшая часовня Сант-Эльдрадо. Она была построена на территории бенедиктинского монастыря Новалеза под руководством отца Джакомо делле Скале, настоятеля с 1229 по 1265 год, и украшена росписями, которые были неудачно отреставрированы в 1828 году. Это очень досадно, так как они представляют большой иконографический интерес: на них изображена жизнь святого Николая, в том числе младенец, уже посвящённый строгому воздержанию и отказывающийся от материнского молока.
По дороге в Кунео, в Роккафорте-Мондови, также следует отметить церковь Пьеве-ди-Сан-Маурицио. Весь правый придел и апсида здесь украшены фресками, которые в некоторых аспектах (гротески и фигуры чудовищ) напоминают росписи церкви Сан-Якопо в Термено. Однако здесь мы сталкиваемся с работой художника, который, хотя и не был знаком с византийской традицией, испытал влияние тосканского романского искусства, известного нам по боковым сценам на пизанских и особенно флорентийских расписных крестах: у фигур миндалевидные глаза с расширенными зрачками.
Краски, в которых преобладают насыщенные зелёные и голубые тона, нанесены ровными цветовыми пятнами между тонко прорисованными контурами. Светлые и тёмные штрихи нанесены в традиционной манере, без цели создать эффект объёма, а лишь для достижения декоративности и цветовой гармонии. На левой стене бокового нефа находится сцена «Поцелуй Иуды», которая напоминает росписи в крипте Сен-Савена, хотя и уступает им в классической мощи.
В Пьемонте, в Новаре, заслуживает внимания серия росписей в различных зданиях. В ризнице собора архитектурный декор с портретом епископа представляет лишь второстепенный интерес. Однако рядом, в оратории Сан-Сиро (всё, что осталось от грандиозной романской базилики, разрушенной в 1857 году), свод и стены покрыты сценами из жития Святого Сира, первого епископа Павии, рукоположённого Святым Петром в 46 году н.э. Эти романские росписи относятся ко второй половине XII века, за исключением торцевой стены, которая датируется XIII веком и уже является готической.
В верхней части входной стены мы видим вдову из Вероны, которая умоляет Святого Сира вернуть к жизни её умершего сына. Сцена сверху обрамлена красной полосой, которая справа расширяется и становится фоном для группы зданий, заключённых в крепостные стены Вероны, сложенные из крупных блоков красноватого туфа. Выразительность лица вдовы усиливается её драматической позой.
На левой стороне пилястры, в том же ярусе, мы видим, как Святой Сир воскрешает сына вдовы. На правой стороне той же пилястры святой Сир крестит вдову. Здесь оранжевая полоса вверху также отделяет синий фон, в центре которого выделяется белая крестильная купель с зелёными тенями снаружи и синими внутри. В неё погружена женская фигура: мы видим её голову и обнажённые плечи, длинные рыжие волосы ниспадают на спину. Слева святой Сир возлагает правую руку на голову женщины, чтобы крестить её; позади него прямо и неподвижно стоит диакон.
Эти росписи исключительного качества как по своим художественным достоинствам, так и по драматическому напряжению. Неизвестный художник, создавший их во второй половине XII века, обладал не только тонким чувством цвета, высокоразвитым чувством ритма и пространства, но и напряжённой выразительной силой, которая редко встречается в итальянской романской живописи. Оригинальность композиции, лёгкое изящество, с которым изображены драпировки и сгруппированы фигуры, — ещё одна отличительная черта этого великого мастера, чей стиль не имеет аналогов среди сохранившихся работ того времени.
Также в Новаре находится старый дворец коммуны (Бролетто), который датируется сентябрём 1208 года. Расписной фриз на южной стене под карнизом является современником здания. Сцены на нём разнообразны по тематике: рыцари, покидающие город, сражающиеся простолюдины, люди, борющиеся с дикими животными, сцены битв, чудовища, кентавры и даже эротическая сцена. Фриз фрагментарен в центральной части, и из-за разрозненности сюжетов невозможно определить, взят ли мотив из какого-то рыцарского романа, имеет ли он символическое значение или является чисто декоративным. Стиль выдержан в народной традиции конца предыдущего века: живой, свободный и лёгкий, грубоватый и схематичный, с забавным оттенком карикатурности.
Романская живопись в итальянской Швейцарии
На озере Маджоре в итальянской Швейцарии, в маленькой часовне Сан-Виджилио в Ровио, построенной в начале XIII века, в апсиде сохранилось несколько романских фресок того же периода. В своде апсиды, над Богородицей и апостолом Петром, возвышается величественный, хотя и несколько смещённый, образ Христа.
В апсиде церкви Сан-Якопо в Гриссиано (Южный Тироль) Христос во славе, поддерживаемый Богородицей и святым Иоанном Крестителем, с символами евангелистов по четырём углам, напоминает миниатюры оттоновской школы.
Под фризом с меандром, перемежающимся, согласно классической традиции, фигурами и масками, на триумфальной арке изображено «Жертвоприношение Исаака». Эта сцена является типичным образцом искусства, где последние византийские каноны уступают место натурализму, предвосхищающему готическую школу. Скалистый фон сцены навеян близлежащими Доломитами, а художник, очевидно, нашёл неподалёку дровосека с ослом, который послужил моделью для слуги, сопровождающего Авраама и Исаака.
Романская живопись в Тоскане
В Тоскане большинство романских фресок исчезло. Мы можем найти лишь отдельные образцы, такие как фрагмент из здания, примыкающего к апсиде церкви Сан-Микеле-дельи-Скальци, хранящийся в Национальном музее Сан-Маттео в Пизе. С другой стороны, важный вклад тосканских художников представлен целым рядом монументальных расписных крестов, алтарных образов и табернаклей. Другие художники работали в то же время и в том же духе в Риме, Лациуме и в центре полуострова.
Именно в Италии и Испании (см.: Романская живопись в Испании), странах, непосредственно затронутых византийским влиянием, развивалось искусство станковой живописи. Образцами служили православные иконы, первоначально привезённые из Греции, а затем скопированные в Венеции и других местах. Со временем итальянские художники отказались от иератической строгости и стремились сделать свои фигуры более пластичными и человечными.
См. также: Русская средневековая живопись (ок. 950-1100) и её преемница Новгородская школа иконописи (и фрески) (1100-1500)
Четыре панно являются типичными примерами романского искусства центральной Италии и Лациума, всё ещё находящегося под сильным влиянием поздневизантийских тенденций. Например, в панно «Дева с младенцем», выполненном темперой в церкви Мадонна-дель-Сербо в Кампаньяно, строгость поз, неподвижный взгляд и складки драпировок напоминают портреты принцесс и служанок на мозаиках Сан-Витале в Равенне.
Алтарный образ из церкви Санта-Мария-Ассунта в Тревиньяно датируется первой третью XIII века. На нём Христос во славе изображён с заступницей Девой на левой створке и Святым Иоанном Евангелистом на правой. На образе есть подписи двух художников, Николауса де Петро Пауло и Петруса де Николао, что было редкостью для того времени. Эти же художники, предположительно, создали и панно, описанное выше.
Фигура Искупителя в соборе Тарквинии выполнена в схожей манере.
Наконец, в Витербо, в церкви Санта-Мария-Нуова, находится табернакль, посвящённый Святому Спасителю, написанный на пергаменте, закреплённом на дереве. В открытом виде он представляет собой, как и триптих из Тревиньяно, Христа во славе, поддерживаемого Богородицей и св. Иоанном Евангелистом. В закрытом состоянии на двух створках изображены фигуры святого Петра и святого Павла. На обратной стороне мы видим ангела, также написанного под сильным влиянием византийского искусства школы Сполето.
Романская скульптура часто расписывалась для большего эффекта. Искусство росписи деревянных распятий, итальянское изобретение конца XII века, сродни настенной живописи. Фигура Христа сначала изображалась живой, но неподвижной и жёсткой, с широко открытыми глазами (как на картине в ризнице собора Сполето, подписанной Альберто Социо и датированной 1187 годом), а позже — как мёртвое тело с закрытыми глазами и поникшей головой, зеленоватого цвета (Крест № 20 из Национального музея Сан-Маттео в Пизе).
Тосканские художники, вольно обращаясь с восточным каноном, писали вокруг фигуры Христа небольшие сцены из его жизни. Они выполнены с изяществом и элегантностью, а великолепие их красок усиливается контрастом с позолоченным фоном. Некоторые из этих художников к концу XII века создавали настоящие шедевры. До нас дошли некоторые имена, хотя они и относятся к более позднему периоду, чем собственно романский: Райнальдо ди Рануччо, Джунта Пизано, Бонавентура Берлингьери, Коппо ди Марковальдо, вплоть до Чимабуэ, который предвещает Джотто, а за ним и славу живописи Раннего Возрождения (ок. 1400-90).
Итальянскую романскую живопись можно увидеть в некоторых старейших церквях и соборах Италии, а также в лучших художественных музеях по всему миру.
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «Романская живопись» Хуана Айно и Андре Хельда.
ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА
Общий обзор: История искусства. Информация о событиях и датах: Хронология истории искусства. О стилях и школах: Художественные движения.
- Романская живопись во Франции
- Романская живопись в Испании
- Романская живопись
- «Mañanaland» Пэм Муньос Райан, краткое содержание
- «Меч лета» Рика Риордана, краткое содержание
- «Идеальный шпион» Джона ле Карре, краткое содержание
- От Микеланджело до Мардена: семь самых ярких драк в истории живописи
- Лидия Клемент. Яркая планета. 16+
- Искусствоведы: известные художественные критики
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Сильвано Винчети: для «Моны Лизы» позировал ученик Леонардо да Винчи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?