Музей Ван Гога:
история и шедевры коллекции читать ~5 мин.
Музей Ван Гога (Van Gogh Museum) по праву считается одним из лучших художественных музеев Европы. Экспозиция посвящена наследию выдающегося нидерландского мастера XIX века Винсента ван Гога (1853–1890). Учреждение открыло свои двери в 1973 году в сердце Музейного квартала Амстердама. Здание расположено по соседству с Рейксмюзеумом и музеем современного искусства Стеделейк.
Ежегодно комплекс принимает миллионы гостей, уступая по посещаемости в Нидерландах только Рейксмюзеуму. В мировом рейтинге художественных собраний он стабильно входит в число наиболее популярных. Постоянная экспозиция содержит полотна современников мастера. Здесь широко представлены импрессионизм (1873–1890) и постимпрессионизм во Франции (1880–1900). Посетители могут изучить развитие пуантилизма (ок. 1884–1900) и зарождение постимпрессионизма в Голландии (ок. 1880–1920).
Среди других значимых центров изобразительного искусства в стране выделяются: Музей Кроллер-Мюллер в Оттёрло, Музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Дом-музей Рембрандта в Амстердаме и королевская галерея Мауритсхайс в Гааге.
История создания
После кончины Винсента ван Гога в 1890 году его творческое наследие перешло к младшему брату. Тео ван Гог (Theo van Gogh) пережил Винсента всего на полгода. Владелицей коллекции стала вдова Тео — Йоханна ван Гог-Бонгер (1862–1925). Именно она сыграла решающую роль в популяризации творчества деверя. Йоханна организовала первые выставки и подготовила к публикации переписку братьев. Часть работ была продана для покрытия расходов, но основное ядро собрания она сохранила.
В 1925 году коллекцию унаследовал сын Йоханны и Тео — инженер Винсент Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh). В 1962 году по его инициативе был создан Фонд Винсента ван Гога. Государство выделило средства на строительство специального здания для постоянного размещения картин. Этот шаг гарантировал целостность собрания и доступность его для публики.
Музейный комплекс состоит из двух архитектурно отличных объёмов. Главное здание («Здание Ритвельда») спроектировал знаменитый участник группы De Stijl Геррит Ритвельд (1888–1964). После смерти архитектора проект завершили его партнёры. Строгий функционализм этого сооружения контрастирует с выставочным крылом, добавленным позже. Его автором стал японский архитектор-модернист Кисё Курокава (1934–2007), идеолог движения метаболизма. Крыло Курокавы, открытое в 1999 году, имеет форму эллипса и предназначено для временных экспозиций. Основная коллекция размещается в здании Ритвельда. Хронология работ Винсента разворачивается на первом этаже. Второй уровень отведён под временные выставки и реставрационные мастерские, а третий демонстрирует искусство современников художника.
Состав коллекции
Фонд располагает крупнейшим в мире собранием произведений мастера. В хранилищах и залах находятся около 200 живописных полотен, 500 рисунков и более 700 писем. Экспозиция иллюстрирует все периоды творчества автора. Здесь можно увидеть раннюю пейзажную живопись тёмных тонов и психологическую портретную живопись арльского периода. Широко представлена жанровая живопись и знаменитые натюрморты. Особую ценность имеют девять автопортретов, позволяющих проследить изменение восприятия художником самого себя.
Письма Винсента занимают особое место в собрании. Они являются не просто биографическими документами, но и литературным памятником. В этих текстах художник подробно описывает свои творческие поиски, работу с цветом и философские взгляды. Музей ведёт активную научную работу, постоянно исследуя технику живописи и материалы, использовавшиеся мастером. Для понимания влияния этих работ на искусство XX века см.: История экспрессионистской живописи (1880–1930).
В залах музея также экспонируются полотна друзей и коллег Ван Гога. Импрессионисты представлены именами Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Камиля Писсарро и Гюстава Кайботта. Направление неоимпрессионизма иллюстрируют работы Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Здесь можно найти произведения мастеров барбизонской школы, таких как Жан-Франсуа Милле и Шарль-Франсуа Добиньи. Символизм представлен Одилоном Редоном. В коллекцию входят работы участников группы Наби (Морис Дени, Эдуар Вюйар) и постимпрессионистских художников, включая Анри де Тулуз-Лотрека. Школа Понт-Авен представлена Полем Гогеном и Эмилем Бернаром. Скульптурная секция содержит творения Огюста Родена и Жюля Далу.
Жемчужины собрания
Выставка позволяет проследить эволюцию стиля художника через географию его перемещений: от ранних работ в Нюэнене (1880–1885) и Антверпене (1886) до парижского периода (1886–1888). Расцвет цвета происходит в Арле (1888–1889), продолжается в лечебнице Сен-Реми (1889–1890) и завершается в Овер-сюр-Уаз (1890). Знаковые полотна:
«Пшеничное поле с воронами» (1890)
«Цветущие ветки миндаля» (1890)
«Ирисы» (1890)
«Подсолнухи» (1889)
«Деревься с плющом в саду лечебницы» (1889)
«Жёлтый дом» («Улица») (1888)
«Спальня в Арле» (1888)
«Поле с ирисами возле Арля» (1888)
«Кресло Гогена» (1888)
«Зуав» (1888)
«Сеятель» (1888)
«Портрет Агостины Сегатори» (1887)
«Монмартр: ветряные мельницы и огороды» (1887)
«Натюрморт с Библией» (1885)
«Едоки картофеля» (1885)
Серия автопортретов демонстрирует разные грани образа мастера:
«Автопортрет как художник» (1888)
«В соломенной шляпе» (1887)
«В соломенной шляпе с трубкой» (1887)
«С бокалом» (1887)
«В серой фетровой шляпе» (1887)
«В тёмной фетровой шляпе» (1886)
«С трубкой» (1886)
Окружение и контекст
Произведения других мастеров помогают увидеть художественную среду той эпохи:
«Йоханна ван Гог-Бонгер» (1925), Исаак Израэльс (1865–1934).
«Будда» (1904), Одилон Редон (1840–1916).
«Винсент Виллем ван Гог» (1894), Исаак Израэльс.
«Тайная вечеря в Эммаусе» (1894), Морис Дени (1870–1943).
«Больное дитя» (1893), Эдуар Вюйар (1868–1940).
«Женщина на Елисейских полях ночью» (1891), Луи Анкетен (1861–1932).
«Мулен Руж, Ла Гулю» (афиша) (1891), Анри де Тулуз-Лотрек.
«Ванна» (1889), Эдгар Дега (1834–1917).
«Винсент ван Гог, рисующий подсолнухи» (1888), Поль Гоген (1848–1903).
«Дом среди деревьев: Понт-Авен» (1888), Эмиль Бернар (1868–1941).
«Железнодорожный переезд возле Буа-Коломб» (1886), Поль Синьяк (1863–1935).
«Сена в Курбевуа» (1884), Жорж Сёра (1859–1891).
«Вид с балкона» (1880), Гюстав Кайботт (1848–1894).
«Закат в Виллервиле» (1874), Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878).
«Ветряные мельницы возле Заандама» (1871), Клод Моне (1840–1926).
«Пристань в Булонь-сюр-Мер» (1868), Эдуард Мане (1832–1883).
«Девочка, несущая воду» (1865), Жан-Франсуа Милле (1814–1875).
Режим работы
График посещения варьируется в зависимости от сезона. В высокий сезон (март — сентябрь, а также конец декабря) музей открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 (по пятницам до 22:00). В остальные месяцы двери открыты с 9:00 до 17:00, сохраняя продлённый день по пятницам. Рекомендуется уточнять актуальное расписание перед визитом.
Контактная информация
Музей Ван Гога
Museumplein 6
1071 DJ Amsterdam
Нидерланды
Тел.: +31 20 5705200
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.

Комментирование недоступно Почему?