Аньоло Бронзино:
художник-маньерист читать ~6 мин.
Аньоло Бронзино, один из самых известных старых мастеров Флоренции середины XVI века, стал воплощением как сильных, так и слабых сторон замысловатого стиля маньеризма, столь модного в Италии того времени. Его собственный стиль маньеристской живописи, характеризующийся холодным, отстранённым реализмом, придворной элегантностью и ярким колоритом, принёс ему многочисленные заказы от богатых покровителей. Среди них была и могущественная семья Медичи во Флоренции, при дворе которой он служил художником с 1539 года.
Во многом его успех был обусловлен обучением у великого Якопо Понтормо (1494–1556), одного из ведущих художников-маньеристов периода чинквеченто. Среди величайших работ Бронзино — «Портрет Лукреции Панчатичи» (ок. 1541, Галерея Уффици, Флоренция), «Аллегория с Венерой и Купидоном» (ок. 1545, Национальная галерея, Лондон) и «Оплакивание Христа» (ок. 1545, Музей изящных искусств и археологии, Безансон).
Ранние годы и обучение у Понтормо
Аньоло ди Козимо родился в Монтичелли, недалеко от Флоренции, в семье мясника, однако подробности его происхождения остаются неясными. Неизвестно и точное происхождение его прозвища «Бронзино» (бронзовый), хотя принято считать, что оно связано с его смуглым цветом лица.
Согласно Джорджо Вазари (1511–1574), биографу художников XVI века, Бронзино сначала обучался ювелирному делу у Раффаэллино дель Гарбо, а затем стал учеником знаменитого Якопо Понтормо. Между молодым Бронзино и его наставником сложились особые отношения: Понтормо стал его приёмным отцом и оказал огромное влияние на его живописную манеру. Считается, что Понтормо включил детский портрет Бронзино в свою картину «Иосиф в Египте» (1518, Национальная галерея, Лондон).
Понтормо был одним из пионеров маньеризма — стиля, который стал явным отходом от гармоничного классицизма живописи Высокого Возрождения. Этот стиль характеризовался использованием насыщенных цветов и искусственными композициями с фигурами в сложных позах. Бронзино не унаследовал в полной мере уникальный талант Понтормо к рисунку, однако перенял у своего учителя мастерство работы в различных техниках, включая масляную живопись, а также темперу и фреску.
Ранние религиозные работы
Бронзино начинал с написания религиозных сюжетов для флорентийских церквей, тесно сотрудничая с Понтормо и подражая его стилю. Ранним примером их совместной работы стала капелла Каппони в церкви Санта-Феличита. Для неё Понтормо выполнил алтарный образ — великолепное «Снятие с креста» (1525–1528) — и фреску «Благовещение» на боковой стене. Бронзино было поручено расписать купол, но эти фрески не сохранились. Однако до нас дошла его работа «Оплакивание» (1530, Уффици), в которой заметно сильное влияние Микеланджело и Понтормо. Его ранняя работа «Святое семейство Панчатичи» (ок. 1540, Уффици) показательна как техническим мастерством, так и особым изображением фигур.
Индивидуальный живописный стиль Бронзино во многом был заимствован у его наставника Понтормо, из-за чего их работы, созданные около 1530 года, почти неотличимы. При этом картинам молодого художника не хватало эмоционального накала, свойственного Понтормо, а его колорит и манера письма были более жёсткими. Он отошёл от плавных линий своего учителя и создавал произведения с более холодной и отстранённой атмосферой, с тщательно выверенными фигурами и гладкой, эмалевой поверхностью. Из-за этого некоторые его религиозные картины кажутся лишёнными чувств.
Портретная живопись
Именно в портретном искусстве этот отстранённый стиль позволил ему создать новый тип изображения, который идеально подходил для надменных аристократов, которых он писал. Таким образом, наибольшее признание Бронзино получил именно за свои портреты, на которых он запечатлел ведущих аристократов, поэтов, музыкантов и учёных своего времени.
Первый заказ от семьи Медичи художник получил в 1539 году, когда участвовал в создании декораций для свадьбы Козимо I Медичи и Элеоноры Толедской. Вскоре он был назначен главным придворным художником и создал несколько портретов герцога Козимо I и его семьи.
Наиболее известные портреты эпохи Возрождения кисти Бронзино включают изображения Козимо и Элеоноры, а также придворных, таких как Бартоломео Панчатичи и его жена Лукреция. Эти работы представляют собой живописную хронику флорентийской элиты с её надменностью и властной уверенностью. Они отличаются насыщенным цветом и скрупулёзным вниманием к деталям костюмов. Характерной чертой его портретов является также изображение кожи, напоминающей по своей гладкости фарфор.
К числу его лучших работ относятся «Портрет Бартоломео Панчатичи» (ок. 1540, Уффици), «Портрет Лукреции Панчатичи» (ок. 1541, Уффици), «Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни» (1544–1545, Уффици) и «Портрет Лауры Баттиферри» (1555–1560, Палаццо Веккьо). Бронзино также создавал идеализированные портреты, например, «Портрет Данте» (ок. 1530, Национальная галерея искусств, Вашингтон), и аллегорические, включая «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна».
Аллегорическая и религиозная живопись
Наряду с портретами Бронзино продолжал создавать декоративные росписи для капелл и эскизы для гобеленов при дворе Медичи. В 1540–1541 годах он начал работать над фресковым убранством капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо, примером чему служит его настенная роспись «Переход через Красное море» (1541–1542).
Около 1545 года он написал знаменитую «Аллегорию с Венерой и Купидоном» (Национальная галерея, Лондон). Эта работа, ставшая предметом многочисленных дискуссий, образует сложную аллегорию, смысл которой остаётся не до конца ясным. Картина написана с использованием дорогих пигментов и обладает безупречной эмалевой поверхностью, характерной для стиля Бронзино. Она стала воплощением интеллектуальной и придворной культуры двора Медичи. Сложный символизм и нравственный посыл картины, вероятно, восхитили как её заказчика, герцога Козимо, так и короля Франции Франциска I, которому она была подарена.
Его картина маслом «Оплакивание Христа» (ок. 1545, Музей изящных искусств и археологии, Безансон) — ещё одна многофигурная композиция в придворном флорентийском стиле. Изначально написанная для капеллы Элеоноры Толедской, она была подарена Никола де Гранвелю и оставалась в Безансоне до времён Французской революции.
Кроме живописи, Бронзино был также мастером искусства гобелена. Около 1545 года он создал для Палаццо Веккьо серию шпалер на тему истории Иосифа.
Художественная репутация и наследие
В целом Бронзино был менее успешен как религиозный живописец, чем как портретист. Его религиозным работам часто не хватало эмоциональной глубины, а порой он слишком явно заимствовал образы у своего кумира Микеланджело. Например, в его последней большой фреске «Мученичество святого Лаврентия» (1569, базилика Сан-Лоренцо) многие позы были взяты из работ Микеланджело и Рафаэля. Хотя сам термин «маньеризм» появился позже, именно такой усложнённый и искусственный стиль, характерный для Бронзино, в последующие эпохи способствовал формированию критического отношения к этому направлению.
Тем не менее, современники высоко ценили работы Бронзино за их изысканность и интеллектуальность. Он пользовался репутацией не только выдающегося художника, но и поэта. В 1563 году он стал одним из основателей Академии рисунка во Флоренции (Accademia delle Arti del Disegno) — первой художественной академии в Европе, способствовавшей развитию академического искусства. К концу жизни Бронзино его стиль стал выходить из моды, поскольку вкусы покровителей смещались в сторону живописи барокко с её динамизмом и драматическими эффектами.
Среди учеников Бронзино был Алессандро Аллори (1535–1607), которого художник усыновил, так же как ранее его самого усыновил Понтормо. Впоследствии Аллори стал одним из ведущих флорентийских живописцев конца чинквеченто.
- Маньеризм
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.)
- Маньеризм
- Художники-маньеристы
- Как защищают авторские права на картины, предметы живописи?
- Авторские права в изобразительном искусстве
- «Волчья зима» Сесилии Экбэк, краткое содержание
- Die Brucke: Немецкая группа экспрессионистов, Дрезден
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?