Аньоло Бронзино: художник-маньерист читать ~7 мин.
Один из самых известных старых мастеров во Флоренции в середине XVI века, Бронзино стал примером всего хорошего и плохого в замысловатом стиле маньеризма, который был так моден в Италии того времени. Его собственный стиль маньеристской живописи – характеризующийся холодным, отстранённым реализмом, придворной элегантностью и ярким колоритом – принёс ему многочисленные заказы от богатых покровителей, включая могущественную семью Медичи во Флоренции, при которой он был придворным художником с 1539 года.
Во многом его успех можно объяснить обучением у великого Якопо Понтормо (1494-1556), одного из новаторских художников-маньеристов периода чинквеченто. Среди величайших работ Бронзино – Портрет Лукреции Панциатичи (1540, Галерея Уффици, Флоренция); Аллегория с Венерой и Купидоном (1545, Национальная галерея, Лондон) и Низложение Христа (1549, Музей изящных искусств, Безансон).
Обучение и усыновление Понтормо
Родился Аньоло ди Козимо, сын мясника в Монтичелли, недалеко от Флоренции, но подробности его скромного происхождения остаются неясными. Неясно даже происхождение его прозвища «Бронзино» (бронзового цвета), хотя обычно оно приписывается его смуглому цвету лица.
Согласно биографу художника XVI века Джорджо Вазари (1511-1574), Бронзино сначала учился золотому делу у ювелира Раффаэллино дель Гарбо, а затем поступил в ученики к знаменитому Якопо Понтормо. У молодого Бронзино сложились особые отношения с учителем Понтормо, который стал его приёмным отцом и оказал сильное влияние на его манеру живописи. (Говорят, что Понтормо вставил детский портрет Бронзино в свою картину маслом «Иосиф в Египте», 1518, Национальная галерея, Лондон).
Понтормо был пионером в искусстве маньеризма, стиля, который был явным отходом от изящного классицизма живописи Высокого Возрождения, и который характеризовался использованием интенсивных цветов и довольно искусственных композиций из фигур в сложных позах. Если Бронзино не унаследовал уникальный талант Понтормо к рисованию, то он впитал мастерство своего учителя в широком диапазоне различных средств, включая масло, а также темперу и фресковую живопись.
Ранние религиозные картины
Бронзино начал с написания религиозных сюжетов для флорентийских церквей, тесно сотрудничая с Понтормо и копируя его стиль. Ранним примером их сотрудничества стала капелла Каппони в церкви Санта-Феличита, расположенной рядом с Понте Веккьо во Флоренции. Понтормо выполнил панно для алтарной части – великолепного Снятия с престола (1525-8) – и фресковую роспись Благовещения на боковой стене. Бронзино была поручена фресковая роспись, украшавшая купол, но ни одна из этих фресок не сохранилась. Однако у нас есть его Плач (1530, Уффици), в котором заметно сильное влияние Микеланджело (его героя) и Понтормо. Его ранняя аллегорическая работа «Святое семейство Панциатичи» (1530-48, Уффици) показательна как своим техническим мастерством, так и изображением телесных движений, что является ключевой характеристикой его искусства.
Личный стиль живописи Бронзино во многом заимствовал у своего мастера Понтормо, в результате чего – в случае с работами, созданными около 1530 года, – их почти невозможно отличить друг от друга. При этом молодому художнику не хватало эмоционального накала, который был характерен для работ Понтормо, а его колорит и кисти были более жёсткими и хрупкими. Отойдя от более плавных линий своего мастера, он создал работы с гораздо более спокойной атмосферой, с тщательно выверенными фигурами и эмалевым покрытием. Из-за этого некоторые его религиозные картины кажутся искусственными, полными элегантного позирования, но лишёнными чувств.
Портрет
Однако, когда он обратился к тому же отстранённому стилю портретного искусства, он создал новый вид портрета – отстранённый и превосходный – хорошо подходящий многим надменным аристократам, которых он изображал. Таким образом, именно за свои портреты Бронзино получил наибольшее признание, поскольку он писал ведущих аристократов, поэтов, музыкантов и учёных своего времени.
Свой первый заказ от семьи Медичи он получил в 1539 году, когда помогал в создании сложных декораций для свадьбы Козимо I Медичи и Элеоноры ди Толедо. Вскоре после этого он был назначен главным художником при дворе Медичи и создал несколько портретов герцога Козимо I Медичи и его семьи.
Наиболее известные портреты Бронзино эпохи Возрождения включают портреты Козимо и Элеоноры, а также придворных, таких как Бартоломео Панциатичи и его жена Лукреция. Эти и другие портреты представляют собой живописную хронику флорентийской элиты, с её выражениями высокомерия и властной уверенности в себе. Кроме того, они отличаются интенсивным цветом и тщательным вниманием к ткани и деталям костюмов, которые носили их аристократические подданные. Кроме того, ищите плоть, которая кажется сделанной из фарфора.
К числу его лучших работ относятся: Портрет Бартоломео Панциатичи (1540, Уффици); Портрет Лукреции Панциатичи (1540, Уффици); Элеонора Толедская и её сын Джованни Медичи (1544-45, Уффици); Портрет Лауры Баттиферри (1555-60, Палаццо Веккьо). Кроме того, Бронзино выполнил несколько идеализированных портретов – например, Данте (ок. 1530, Национальная галерея искусств, Вашингтон), а также ряд аллегорических портретов, включая портрет генуэзского адмирала Андреа Дориа , изображённого в виде Нептуна.
Церковная живопись
Наряду с портретами Бронзино продолжал писать декоративные сцены для капелл и гобеленов при дворе Медичи. В 1540/41 году он начал работу над фресковым убранством капеллы Элеоноры ди Толедо в Палаццо Веккьо – см., например, его настенную роспись «Переход через Красное море» (1541-42).
В 1544-45 годах он написал знаменитую Аллегорию с Венерой и Купидоном (Национальная галерея, Лондон), на которой изображена Венера, мать Купидона, целующая крылатого бога и отводящая его стрелу, когда он прикасается к её груди. Это, пожалуй, самая известная работа Бронзино, ставшая предметом многочисленных дискуссий и разногласий по поводу центральных фигур, образующих сложную аллегорию, смысл которой до сих пор не ясен. Картина написана с использованием самых дорогих красок и имеет безупречную поверхность, характерную для стиля Бронзино. Она воплощает ум, интриги и опасность двора Медичи. Подобно драгоценному камню, она представляет собой ледяной, отполированный, прекрасный объект для нашего созерцания. Для стиля маньеризма характерно заполнение картины множеством фигур и предметов, что создаёт ощущение клаустрофобии, часто свойственное работам Бронзино. Сложный символизм и нравственный тон картины привели бы в восторг и герцога Козимо, заказавшего её, и короля Франции Франциска I, получившего её в подарок.
Его темперное панно «Низложение Христа» (1549, Музей изящных искусств, Безансон) – ещё одна многолюдная композиция, придерживающаяся придворного флорентийского стиля маньеризма. Первоначально написанная для оратории Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо, она была преподнесена в дар Николасу де Гравалле вскоре после завершения работы и оставалась в часовне кармелитов, где находилась его могила в Безанконе, пока не была вывезена во время Французской революции.
Художественная репутация
В целом, однако, можно сказать, что Бронзино был менее успешен как религиозный живописец, чем как портретист. Его религиозному искусству не хватало чувства, а также подлинности (оно было слишком надуманным), и иногда он слишком много заимствовал у своего героя Микеланджело: см. например, его последнюю большую фреску «Мученичество святого Лаврентия» (1569, церковь Сан-Лоренцо), в которой большинство поз были «позаимствованы» либо у Микеланджело, либо у Рафаэля. Хотя «маньеризм» не был идентифицирован или определён до 20 века, именно чрезмерно искусственный стиль Бронзино помог придать этому стилю дурную славу.
Тем не менее, работы Бронзино считались стильными, изысканными и научными, и он пользовался высокой репутацией за свой интеллект и поэзию, а также за своё искусство. Он продолжал писать картины для Медичи до шестидесяти лет, а в 1561-3 гг. стал одним из основателей Академии художеств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno), первой официальной академии в Европе, которая способствовала развитию того, что сейчас называется академическим искусством. Однако к концу жизни Бронзино его стиль несколько устарел, поскольку покровителей стала привлекать живопись барокко, которая проявляла больший интерес к динамичному движению и драматическим, сложным эффектам.
Среди учеников Бронзино был Алессандро Аллори (1535-1607), который стал одним из ведущих флорентийских живописцев конца чинквеченто, и которого Бронзино принял, повторив свои отношения с Понтормо.
Кроме живописи, Бронзино был также мастером гобеленового искусства. Например, около 1545 года он создал набор гобеленов на тему истории Иосифа для Палаццо Веккьо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?