Баттистелло Караччоло:
неаполитанский художник, последователь Караваджо читать ~6 мин.
Баттистелло Караччоло — один из самых влиятельных старых мастеров Неаполя и ключевая фигура неаполитанской школы живописи (1600–1656), сформировавшейся под влиянием Караваджо (1571–1610). Он по праву считается самым верным итальянским последователем великого мастера. — подробнее см. Караваджо в Неаполе (1607, 1609–10). В отличие от Карло Селлитто (1581–1614), другого раннего представителя караваджизма, Караччоло перенял у своего наставника метод письма непосредственно с натуры, без подготовительных набросков. Он также научился использовать живые модели для передачи глубокой экспрессии и усиления эмоционального содержания своих полотен.
Интерпретация священных сцен придаёт религиозному искусству Караччоло ярко выраженный караваджистский колорит. Его шедевром считается «Освобождение Святого Петра» (1615, церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь). Среди других его важных религиозных картин — «Trinitas Terrestris» (1617, Пьета-деи-Туркини), «Отдых на пути в Египет» (1618, Дворец Питти) и «Омовение ног» (1622, Чертоза-ди-Сан-Мартино). См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Ранняя жизнь и работы
Караччоло родился в декабре 1578 года. Источники утверждают, что его семья была знатной, хотя документальных подтверждений этому нет. В 1598 году он женился на Беатриче ди Марио да Гаэта (Stoughton 1978). К этому времени художник, вероятно, уже работал в мастерской Белизарио Коренцио вместе с Луиджи Родригесом.
Самый ранний из сохранившихся документов, датированный 1601 годом, касается нескольких путти, написанных на фасаде Монте-ди-Пьета (ныне разрушенного). В нём имя Караччоло упоминается вместе с этими художниками. После почти десяти лет работы в маньеристской традиции Кавальере д’Арпино, от которой не сохранилось произведений, кроме спорной фрески с путти и драпировкой вокруг органа церкви Монтеоливето (ок. 1606–1607), приезд Караваджо в Неаполь стал поворотным моментом в его карьере.
Влияние Караваджо
Картина «Непорочное зачатие» в церкви Санта-Мария-делла-Стелла, заказанная, согласно недавно опубликованным документам, в 1607 году, свидетельствует о восторженном обращении Караччоло к натурализму Караваджо, хотя он ещё не полностью вытеснил его ранний маньеризм. Однако в 1607–1614 годах художник полностью усваивает стиль своего учителя, включая его знаменитый кьяроскуро и драматический тенебризм, подражая его композициям и сюжетам.
В это время он установил связи с Пио-Монте-делла-Мизерикордия (самым влиятельным религиозным учреждением в Неаполе того времени) и Обществом Иисуса, которые стали его главными покровителями. Его связывала тесная дружба с Джованни Баттистой Мансо, маркизом ди Вилла — литератором, другом поэта Марино и, по словам де Доминичи, отчасти поэтом. Через этот круг он познакомился с Базиле, который посвятил ему стихотворение в сборнике «Мадригалы и оды» 1617 года и написал его портрет (утрачен, но известен по гравюре).
В ранний период, следуя примеру Караваджо, он создавал религиозные картины небольшого формата: «Ecce Homo» (версии в Эрмитаже, Каподимонте, Паоле), «Мадонна с младенцем» (Сан-Мартино), «Святой Иосиф» (Лозанна), «Крещение» для церкви Джироламини и «Путь на Голгофу» (Турин). В 1610 году Маркантонио Дориа, покровитель Караваджо в работе над «Мученичеством святой Урсулы» (1610), заказал у Караччоло картину «Святой Лаврентий». Возможно, это та самая работа, что ныне хранится в Сан-Мартино, для которой в Стокгольме существует подготовительный рисунок. Пребывание художника в Неаполе документально подтверждено в 1602–1612 годах; за это время его жена родила ему пятерых детей.
Зрелые картины
В 1614 году Караччоло посетил Рим, где познакомился с Орацио Джентилески (1563–1639). Вернувшись в Неаполь, он создал два больших алтарных образа между 1615 и 1617 годами: «Освобождение святого Петра» (1615) и «Святая Троица на Земле» в Пьета-деи-Туркини (1617). Он также расписал фресками капеллу Святого Симона Стока в церкви Сан-Тереза-альи-Студи (после 1616 года).
Затем он отправился в Рим, где вступил в гильдию Святого Луки и изучал фрески Галереи Фарнезе работы Аннибале Карраччи (1560–1609) и его болонской школы. Он также был связан с группой художников, работавших в Квиринальском дворце (Ланфранко, квадратурист Агостино Тасси, Сарачени и Спадарино). После этого он поехал во Флоренцию, где написал «Отдых на пути в Египет» (1618) и изучал живопись раннего Сейченто. Вероятно, там он познакомился с Биливертом, Аллори и Артемизией Джентилески (1593–1654). Наконец, он посетил Геную, где в 1618 году создал фрески в казино Маркантонио Дориа в Санпьердарене, над которым позже работали Джентилески и Симон Вуэ (1590–1649). Вернувшись в Неаполь в конце 1618 года, он отправил «Мадонну д’Оньиссанти» в Стило для своего врача Карневале.
Влияние Риберы и Вуэ
На Караччоло также оказали влияние ранние работы караваджиста Хосе Риберы (1591–1652). Однако со временем его караваджизм уступил место более классицизирующему стилю, который сформировался под воздействием поездок в Рим и знакомства с неаполитанской живописью Вуэ. Творческие отношения между Караччоло и Симоном Вуэ укрепились в 1620-е годы и стали противовесом стилю Риберы и его последователей.
Стиль Вуэ, примерами которого служат картины «Святой Бруно, принимающий правила картезианского ордена» (1620, Чертоза-ди-Сан-Мартино) и «Обрезание» (1622, Музей Каподимонте), оказал большое влияние на Караччоло, что особенно заметно в его монументальной работе «Омовение ног» в Сан-Мартино (1622).
В последующие годы его фрески становятся всё более светлыми по колориту (например, росписи капеллы Сан-Северино в Санта-Мария-ла-Нова, 1623; капеллы Ассунты, 1623–1626; капеллы Сан-Дженнаро в Сан-Мартино, 1631–1633, и капеллы Марии в Сан-Диего-аль-Оспедалетто). В 1623 году он также расписал один из парусов в Капелле-дель-Тезоро в Неаполитанском соборе в рамках престижного заказа, полученного Фабрицио Сантафеде. Позже эти фрески были уничтожены, чтобы освободить место для работ Доменикино (1581–1641).
Поздние картины
После 1625 года творчество Караччоло приобретает гибридный характер. В его работах всё чаще появляется движение, переданное через линейные искажения, что, возможно, является отголоском его раннего увлечения маньеристской живописью. Караваджистский кьяроскуро усиливается, но большее значение придаётся рисунку, а формы искажаются в манере, напоминающей Джованни Ланфранко (1582–1647). «Поклонение волхвов» (ок. 1626), другие картины в Зале Капитула в Сан-Мартино, «Святой Луиджи Гонзага» в Джезу-Веккьо (1627), боццетто для алтарного образа церкви Карминьелло-аль-Меркато и «Успение Богородицы» в капелле Ассунты в Сан-Мартино (1631) служат точками отсчёта для развития живописи Караччоло в этот период.
В последние годы жизни он близко знакомится с искусством Доменикино и Ланфранко, работавших в то время в Неаполе. В его манере усиливаются риторические и сценические эффекты, что сближает его с живописью барокко. Кроме работ в Сан-Диего и Сан-Мартино, к этому последнему этапу относятся фрески в Оратории-деи-Нобили в Джезу-Нуово и в Палаццо-Реале, а также такие картины, как «Санта-Анна» (Вена) и «Суд Соломона» (коллекция Серлупи). О преемниках Баттистелло Караччоло см: Неаполитанская живопись эпохи барокко (ок. 1650–1700).
Неаполитанская школа живописи
Кроме упомянутых выше старых мастеров, к неаполитанской школе принадлежали или оказали на неё влияние и другие выдающиеся итальянские художники эпохи барокко:
Гверчино (1591–1666)
Маттиа Прети (1613–1699)
Лука Джордано (1634–1705)
Андреа Поццо (1642–1709)
Франческо Солимена (1657–1747)
Картины Баттистелло Караччоло можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Общее руководство по зарождению и развитию неаполитанского искусства в XVII веке см: Живопись в Неаполе (ок. 1600–1700).
- Караваджизм
- Хендрик Тербрюгген: голландский художник-жанрист Утрехтской школы, последователь Караваджо
- Неаполитанская школа живописи (1600-56)
- Доисторическая амурская керамика
- Итальянский ренессанс
- Король оступился — да здравствует король! Лучший писатель не останется без награды
- Вглядеться пристальнее в самих себя, мечтать и не сдаваться
- Композитные террасные доски
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?