Баттистелло Караччоло:
неаполитанский художник, последователь Караваджо читать ~6 мин.
Один из самых влиятельных старых мастеров в Неаполе и важный представитель неаполитанской школы живописи (1600-1656), выросшей после Караваджо (1571-1610) – подробнее см. Караваджо в Неаполе (1607, 1609-10) – Баттистелло Караччоло наиболее известен как самый верный итальянский последователь Караваджо. В отличие от Карло Селлитто (1581-1614), другого раннего представителя караваджизма, Баттистелло Караччоло был учеником самого мастера, от которого он перенял метод рисования непосредственно с натуры без подготовительных набросков. Он также научился использовать живые модели для передачи экспрессии и усиления эмоционального содержания холста.
Кроме живописного мастерства, интерпретация Караччоло священных сцен придаёт его религиозному искусству ярко выраженный караваджский колорит. Его шедевром, вероятно, является Освобождение Святого Петра (1615, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, сейчас находится в музее Каподимонте), а другие важные религиозные картины включают: Trinitas Terrestris (1617, Пьета деи Туркини); Отдых во время бегства в Египет (1618, дворец Питти); и Омовение ног (1622, церковь Сан Мартино). См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Ранняя жизнь и работы
Родился в декабре 1578 года в семье, которую источники называют знатной, хотя это не доказано, в 1598 году Караччоло женился на Беатриче ди Марио да Гаэта (Stoughton 1978). К этому времени он, вероятно, уже работал в мастерской Белизарио Коренцио вместе с Луиджи Родригесом.
Самый ранний из сохранившихся документов, датированный 1601 годом и касающийся нескольких путти, нарисованных на фасаде Монте-ди-Пьета (ныне разрушенного), упоминает его в связке с этими художниками. После почти десяти лет работы в маньеристской традиции Кавальере д’Арпино, от которой не сохранилось ни одной работы, кроме спорной фрески с путти и драпировкой вокруг органа церкви Монтеоливето (ок. 1606-7), приезд Караваджо в Неаполь стал поворотным пунктом в его карьере.
Влияние Караваджо
Непорочное зачатие в Санта Мария делла Стелла, которое, согласно недавно опубликованному документу, было заказано в 1607 году, свидетельствует о восторженном обращении Караччоло к караваджовскому натурализму, хотя этот натурализм ещё не полностью заслонил его маньеризм. Но в 1607-14 годах он полностью усваивает стиль Караваджо кьяроскуро и драматический тенебризм, подражая его композициям и сюжетам.
В это время он установил связи с Пио Монте делла Мизерикордия (самым активным религиозным учреждением в Неаполе в начале века) и Обществом Иисуса, которые стали его главными покровителями. Его связывала тесная дружба с Джованни Баттистой Мансо, маркесом ди Вилла, который был литератором, другом поэта Марино и сам, по словам де Доминичи, был в некотором роде поэтом. Через этот круг он познакомился с Базиле, который посвятил ему стихотворение в «Мадригалах и одах» 1617 года и написал его портрет (утрачен, но известен по гравюре).
В ранний период, следуя примеру Караваджо, он писал религиозные картины небольшого масштаба: Ecce Homo (версии в Эрмитаже, Ленинграде, Каподимонте, Паоле), Мадонна с младенцем (С. Мартино), Святой Иосиф (Лозанна), Крещение для Джироламини и Путь на Голгофу (Турин). В 1610 году Маркантонио Дориа, покровитель Караваджо в работе над Мученичество святой Урсулы (1610, Итальянский коммерческий банк), заказал у Караччоло Святого Лаврентия, который, возможно, является картиной, находящейся сейчас в Сан-Мартино, и для которого в Стокгольме хранится подготовительный рисунок. Его пребывание в Неаполе документально подтверждено в 1602-12 годах, в это время его жена родила ему пятерых детей.
Зрелые картины
В 1614 году Караччоло посетил Рим, где познакомился с Орацио Джентилески (1563-1639). Вернувшись в Неаполь, он написал два больших алтарных образа между 1615 и 1617 годами: Освобождение святого Петра 1615 года и Троица Террестрис в Пьёте деи Турчини (1617). Он также расписал фресками капеллу Святого Симона Штока в Сан-Тереза агли Студи (после 1616 года).
Затем он отправился в Рим, где записался в гильдию Святого Луки, осмотрел фрески галереи Фарнезе Аннибале Карраччи (1560-1609) и его болонской школы, а также был связан с группой художников, работавших в Квиринальском дворце (Ланфранко, отрёкшийся квадратуриста Тасси, Сарачени и Спадарино). Затем он отправился во Флоренцию, где написал картину «Отдых по пути в Египет» (1618) и изучал флорентийскую живопись раннего Сейченто. Вероятно, он познакомился с Биливертом, Аллори и Артемезией Джентилески (1593-1654). Наконец, он отправился в Геную, где в 1618 году написал фрески в казино Маркантонио Дориа в Санпиердарене, над которыми позже работали и Джентилески, и Симон Вуэ (1590-1649). Вернувшись в Неаполь в конце 1618 года, он отправил «Мадонну д’Огниссанти» в Стило для своего врача Карневале.
Влияние Риберы и Вуэ
На Караччоло также оказали некоторое влияние ранние работы караваджиста Хосе Риберы (1591-1652), но его караваджизм был вытеснен более классицизирующим стилем, возникшим в результате дальнейших поездок в Рим и неаполитанской живописи Вуэ. Художественные отношения между Караччоло и Симоном Вуэ укрепились в 1620-е годы и выступили в качестве противовеса стилю Риберы и его последователей.
Стиль Вуэ, примером которого являются «Святой Бруно, принимающий правила карфуцианского ордена» (1620, Чертоза ди Сан Мартино) и «Обрезание» (1622, Музей Каподимонте), отправленные в Неаполь в 1620-х годах, оказали большое влияние на Караччоло и его большое «Омовение ног» в Сан Мартино (1622).
В последующие годы его фрески написаны в очень светлых тонах (например, капелла Сан Северино в Санта Мария ла Нова 1623; капелла Ассунты 1623-26; капелла Сан Дженнаро в Сан Мартино 1631-33 и капелла Марии в Сан Диего в Оспедалетто). В 1623 году он также расписал подвеску в Капелле дель Тезоро в Неаполитанском соборе, которая была частью престижного заказа, полученного Сантафеде. Позже эти фрески были уничтожены, чтобы освободить место для фресок Доменикино (1581-1641).
Поздние картины
После 1625 года работы Караччоло приобретают гибридный характер; все чаще он предлагает движение через линейные искажения, что, возможно, является пережитком его ранней маньеристской живописи. Караваджеский кьяроскуро усиливается, но рисунку придаётся большее значение, а формы искажаются в манере, напоминающей Джованни Ланфранко (1582-1647). Поклонение волхвов (ок. 1626 г.) и другие картины в Зале Капитолия в Сан-Маттино, Сан-Луиджи Гонзага в Джезу Веккьо (1627), боццетто для алтарного образа церкви Карминьелло аль Меркато и Успение Богородицы в капелле Ассунты в Сан-Мартино (1631) указывают на то, что в 1631 г. Ланкранко (1582-1645 гг. Мартино (1631) служат точками отсчёта для развития живописи Караччоло в это время.
В последние годы жизни он все больше знакомится с искусством Доменикино и Ланфранко, которые в то время находились в Неаполе; он подчёркивает риторические и сценические эффекты в манере, которая граничит с барочной живописью. Кроме картин в Сан-Диего и Сан-Мартино, к этому последнему этапу относятся фрески в Оратории деи Нобили в Джезу Нуово и в Палаццо Реале, а также такие картины, как Санта Анна (Вена) и Суд Соломона (коллекция Серлупи). О преемниках Баттистелло Караччоло см: Неаполитанская живопись эпохи барокко (ок. 1650-1700).
Неаполитанская школа живописи
Кроме упомянутых выше старых мастеров, к неаполитанской школе принадлежали и другие итальянские художники эпохи барокко, оказавшие на неё влияние:
Гверчино (1591-1666)
Маттиа Прети (1613-1699)
Лука Джордано (1634- 1705)
Андреа Поццо (1642-1709)
Франческо Солимена (1657-1747)
Картины Баттистелло Караччоло можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Общее руководство по зарождению и развитию неаполитанского искусства в XVII веке см: Живопись в Неаполе (ок. 1600-1700).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?