Иероним Босх: голландский религиозный художник читать ~10 мин.
Считается одним из самых изобретательных старых мастеров нидерландского Возрождения, Иероним Босх (также называемый ван Аекен) был голландским художником XV века, известным своими фантазийными фигурами демонов, машин и гротескными, иногда кошмарными, образами. Хотя он был голландцем, он оказал огромное влияние на развитие фламандской живописи на юге. Работы Босха, отличающиеся блестящей и быстрой техникой живописи, отличаются яркими красками, размытыми бликами и подрисовкой мелом.
Уроженец Хертогенбоса, член Братства Святой Девы – он разработал витраж и распятие для часовни Братства – и, таким образом, весьма уважаемый в обществе гражданин. Под сильным влиянием религиозных представлений того времени, его самые известные работы, в основном триптихи – все изображающие грех и моральный упадок – включают: Триптих «Сенокос» (1490, Прадо, Мадрид); Искушение Святого Антония (1500, Национальный музей искусств, Лиссабон); Сад земных наслаждений (1500-05, музей Прадо, Мадрид); и Страшный суд (1500-е, Старая Пинакотека, Мюнхен).
В то время было распространено мнение, что его картины призваны просто развлекать; с тех пор некоторые учёные приписывают его весьма оригинальным и сложным работам более глубокий смысл. Но независимо от того, следует ли рассматривать эти работы как книжки с картинками или головоломки, они обеспечили Босху место одного из лучших художников всех времён.
Юность
Босх родился в Хертогенбосе, столице голландской провинции Брабант. О его жизни, обучении и о том, что он думал о своём искусстве, известно немного. Дата его рождения – лишь приблизительная, основанная на датированном рисунке от руки, который мог быть автопортретом.
Насколько нам известно, он жил и работал всю свою жизнь в Хертогенбосе. Он происходил из семьи художников, и вполне вероятно, что он научился рисунку и живописи у своего отца. Известно, что у него было три брата, все они стали художниками и были членами Братства Святой Девы, богатой организации, которая заказывала различные работы членам семьи Бош. Их отец был художественным советником Братства. Примерно в 1480 году Босх женился на Алейт Гойертс ван ден Меервин, которая была старше его на несколько лет. Она унаследовала дом и ферму от своей семьи.
Творчество Босха
Босх стал очень популярным художником в своё время и отличался огромной изобретательностью, создавая фантастические, почти готические кошмарные видения. Его работы представляли собой полный контраст с религиозным искусством итальянского Возрождения, которое изображало человека, контролирующего рациональную вселенную. Кроме того, его художественная тематика и свободная, живописная кисть, резко контрастирующая с ювелирным блеском традиций Яна ван Эйка, выделяют его из основной массы нидерландского искусства. Кроме того, его картины имеют слегка грубоватую отделку, что заметно контрастирует с другими голландскими и фламандскими художниками того времени, которые старались завершать картины как можно более гладко, чтобы скрыть тот факт, что они были рукотворными.
Общее мировоззрение Босха было крайне пессимистичным, и его уникальная марка искусства Северного Возрождения дала яркое выражение глубоким тревогам, которые волновали человеческий разум, когда готический мир приближался к своему завершению. Он был одержим грехом и развратом, ловушками, расставленными дьяволом для неосторожной человеческой души на её опасном пути в этой жизни, и муками адского огня.
Мощное воображение Босха создало призрачный мир, в котором добро и зло ведут вечную войну. Его моралистические жанровые картины наполнены странными чудовищами и отвратительными растениями, приносящими злые плоды; фантастические сооружения и странные минеральные формы разбросаны по огненным пейзажам. Однако, несмотря на все сложности, искусство Босха должно рассматриваться в контексте ортодоксальных религиозных верований его времени. Многие источники его иконографии можно найти в современном языке, пословицах и фольклоре, а также в позднесредневековых проповедях и провидческой поэзии.
Картины Босха
Хронология создания картин Босха весьма противоречива. Небольшая группа библейских сцен и дидактические жанровые картины, характеризующиеся жёсткими, неловко расположенными фигурами и жёсткой, резкой кистью, обычно принимаются как ранние работы. Темы его картин, включая «Корабль дураков», (Лувр, Париж), «Операция с камнем» (Прадо, Мадрид) и «Семь смертных грехов» (Прадо, Мадрид), – это темы современной сатирической литературы. Босх обличает пороки шарлатанов и шарлатанок, богачей, развратных монахов и монахинь.
Сенокос, Триптих (ок. 1485-1490)
Сюжет картины «Сенокос» был новым для нидерландского искусства. На внутреннем и внешнем крыльях изображены Сотворение и Падение человека (внутреннее) и Ад (внешнее). На центральной панели толпа демонов тянет в ад огромную телегу сена с парой влюблённых на вершине. Позади едут церковные и государственные деятели, а рядом с ними – неуправляемая толпа, дерущаяся за пригоршни сена. Их жадность и разврат – тема картины. Источником для Босха послужила современная баллада или пословица; сено также символизирует никчёмность всех материальных благ.
Страшный суд, Триптих (ок. 1500-х гг.)
Два основных триптиха – «Страшный суд» (Старая Пинакотека, Мюнхен) и «Сенокос» (Прадо, Мадрид) – были написаны в средний период творчества Босха (ок. 1500 г.). На центральной панели «Страшный суд» Босх создал весьма оригинальный адский пейзаж, кишащий роем дьяволов и покрытый горящими ямами и печами, причудливыми сооружениями и орудиями пыток. Многие из монстров наполовину животные, наполовину люди. Другие сочетают животные формы с неодушевлёнными, а поразительные сопоставления масштабов усиливают ужас эффекта – как, например, пронзённое стрелой яйцо, которое передвигается на босых ногах.
Некоторые из образов Босха заимствованы из традиционных средневековых символов, и он также вдохновлялся гротесками, которые появляются на средневековых иллюминированных манускриптах; однако нет прецедентов для необычайной плодовитости его изобретений.
Сад земных наслаждений, Триптих (ок. 1504-1510)
Смертный грех похоти – почти наверняка тема самого сложного триптиха Босха, «Сад земных наслаждений» (Прадо, Мадрид), написанного, вероятно, после 1500 года. Одна из его самых сложных религиозных картин, она разделена на 4 панели. На внешних панелях, когда они закрыты, изображён Третий день творения, написанный гризайлью. Внутри – Сад земных наслаждений, справа от которого находится Ад, а слева – Эдемский сад.
На центральной панели изображён садовый пейзаж чарующей и хрупкой красоты, написанный в жемчужно-розовых и голубых тонах. Здесь группы маленьких обнажённых фигур, декоративно разбросанных, словно на гобелене, предаются всевозможным физическим упражнениям. Они скачут на зверях, резвятся в прудах и ручьях, грызут сочные плоды и переплетаются с гигантскими птицами.
В работе более 1000 фигур, каждая из которых очень индивидуальна и вовлечена в своё действие. Почти все детали – эротические символы, взятые из современного фольклора. Босх, безусловно, хотел изобразить не невинность, а разврат; поверхностная красота картины подчёркивает манящие и обманчивые удовольствия греха, а мягкие плоды символизируют быстротечность плотских наслаждений. «Сад земных наслаждений» демонстрирует, что похоть – главная причина падения человека.
Искушение святого Антония, Триптих (ок. 1500)
Особенно в поздние годы Босха увлекали искушения и мучения, которые преследовали отшельников и святых людей, стремившихся достичь единения с Богом путём жизни, проведённой в созерцании и отречении от потребностей плоти. Серия картин на эту тему достигает кульминации в блестящем по цвету триптихе «Искушение святого Антония» (1500; Национальный художественный музей, Лиссабон).
Босх взял детали сюжета из Жития отцов и Золотой легенды. В левом и правом крыльях изображены традиционные сцены – нападение демонов на святого, которого спасают в бессознательном состоянии его друзья, и его искушение обнажённой королевой-дьяволом. Центральная сцена, однако, гораздо сложнее, и её детали интерпретируются по-разному. Святой Антоний, подняв руку в благословении, стоит на коленях перед разрушенной гробницей. Его окружает толпа дьяволов, символизирующих искушения, которые одолевали его в пустыне. Они теснятся и сжимаются вокруг него с ужасающей интенсивностью, и многие из их тел представляют собой страшную смесь человеческих, животных и неживых форм.
Другие религиозные произведения
Босх написал множество других традиционных христианских сюжетов из жизни Христа, особенно сцены Страстей. Триптих «Поклонение волхвов» (Прадо, Мадрид) – одна из самых загадочных его работ. Сцена происходит перед полуразрушенной хижиной, в которой скрывается толпа мужчин с грозными лицами и в причудливых одеждах. Их присутствие так и не удалось объяснить, но они наводят на мысль о всеобщем конфликте добра и зла: напоминания о всепроникающем присутствии зла повторяются на протяжении всего великолепного панорамного пейзажа, который соединяет три панели.
Серия поясных картин «Страсти Христовы», которые, возможно, датируются поздним периодом жизни Босха, более просты. В них в полной мере используется контраст между смирением Христа и звериной жестокостью его гонителей. В последней сцене Страстей Босха, Христос, несущий крест (Музей изящных искусств, Гент), деформированные и развратные лица толпы гротескно уродливы. Однако Христос остаётся отстранённым и безмятежным; его несение креста обещает победу над злом, что и было последним посланием Босха. Аналогичный подход см. в картине «Разоблачение Христа (El Espolio)» (1577) Эль Греко (1541-1614).
Атрибуция
Картины Иеронима Босха можно найти в лучших художественных музеях и частных коллекциях по всему миру, но многие из них – лишь копии его оригинальных работ. Он никогда не датировал свои работы и мало подписывал, что затрудняет их атрибуцию. Только около 25 картин и несколько рисунков могут быть приписаны ему с достаточной уверенностью. Кроме упомянутых выше, к ним относятся: Аллегория обжорства и похоти (ок. 1490-1500, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен); Фокусник (ок. 1500, Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Лайе); Смерть и мучитель (ок. 1490, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Ecce Homo (1485-1490, Музей искусств Филадельфии; оригинальная версия в Стадельском кунстинституте со Штадтишер галереей, Франкфурт-на-Майне); The Extraction of the Stone of Madness (The Cure of Folly) (ок.1475, Музей Прадо); Рай и ад (ок. 1510, Музей Прадо); и Земной рай (ок. 1500, Палаццо Дукале, Венеция).
Репутация и наследие
В XXI веке некоторые учёные пришли к мнению, что Босх просто использовал своё искусство для отражения религиозных и моральных норм своего времени, изображая истории, которые вполне можно было услышать на церковной церемонии в Средние века. Другие утверждают, что Босх был одним из лучших исторических живописцев и, более того, на сотни лет опередил своё время – возможно, он был ранним представителем сюрреализма, подобно Сальвадору Дали. Некоторые авторы пытались связать его со сновидческими работами Фрейда.
Как бы то ни было, он остаётся одним из самых экстравагантных и знаменитых средневековых художников Северной Европы. Он умер в 1516 году, и многие художники продолжали подражать его стилю, включая пейзажиста Иоахима Патенье (1485-1524). После смерти художника король Испании Филипп II, разделявший сюрреалистическое мрачное видение мира Босхом, купил многие работы художника, поэтому сегодня их так много в мадридском музее Прадо.
Многие историки искусства считают Босха одним из самых изобретательных фигуративных художников Северного Возрождения, возможно, даже во всей истории искусства, и только после появления Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) у Босха появился достойный преемник. См. например: «Борьба между карнавалом и постом» (1559, Музей истории искусств, Вена), «Нидерландские пословицы» (1559, Гемальдегалерия, SMPK, Берлин), «Детские игры» (1560, KM, Вена) и незабываемая «Безумная Мег (Dulle Griet)» (ок. 1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?