Рогир Ван дер Вейден:
фламандский религиозный художник читать ~10 мин.
Рогир ван дер Вейден — один из ведущих представителей фламандской живописи и ключевых фигур Северного Возрождения XV века. Сформировавшись под влиянием Робера Кампена (мастера из Флемаля) и Яна ван Эйка, он работал преимущественно в Брюсселе, а также совершил поездку в Италию, посетив Флоренцию и Феррару. Художник известен своими стройными, элегантными фигурами и эмоциональной глубиной. Он создавал красочные картины на досках, в основном алтарные образы на библейские сюжеты. В этом жанре ван дер Вейден стоит в одном ряду с величайшими художниками Северного Возрождения. Вместе с Робером Кампеном, Хансом Мемлингом, Хуго ван дер Гусом и Иеронимом Босхом он создал одни из величайших произведений эпохи Возрождения и стал одним из самых влиятельных художников нидерландского Ренессанса.
Шедевром Вейдена, несомненно, является «Снятие с креста» (около 1435–1440), в котором заметно сильное влияние Робера Кампена. Картина, известная своими скульптурными фигурами и насыщенными локальными цветами (красным, белым, синим), отличается оригинальностью и мощью. Особое воздействие на зрителя производит реалистичная передача эмоций персонажей, в особенности Девы Марии. Эта работа оказала огромное влияние на библейское искусство фламандской школы и на другие европейские течения, такие как Кёльнская школа живописи (около 1350–1500).
Среди других его великих шедевров религиозного искусства — «Триптих ‘Благовещение’» (1435–1440, Лувр, Париж, и Галерея Сабауда, Турин), «Алтарный образ ‘Семь таинств’» (1445, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), «Положение во гроб» (1450, Галерея Уффици, Флоренция), «Бонский алтарь» («Страшный суд») (1450, капелла в Отель-Дьё, Бон, Франция) и «Поклонение волхвов» («Алтарь Колумба») (около 1455, Старая пинакотека, Мюнхен). Сегодня он по праву считается одним из лучших исторических живописцев фламандской школы.
Биография
Рогир родился около 1400 года в Турне (территория современной Бельгии). Его отец был мастером по изготовлению ножей. Хотя о ранних годах жизни Вейдена известно немного, установлено, что его имя при рождении было Роже де ла Патюр (Rogier de la Pasture). Рогир ван дер Вейден и Роже де ла Патюр — это нидерландский и французский варианты одного и того же имени, означающего «Рогир с пастбища».
В 1427 году он поступил в ученики к художнику Роберу Кампену. 1 августа 1432 года Роже де ла Патюр получил звание мастера-живописца гильдии Турне. После окончания обучения он переехал в Брюссель, где около 1436 года был назначен официальным городским живописцем. Историкам не удалось с уверенностью атрибутировать все работы художника, поскольку он не подписывал и не датировал их. Однако к 1436 году он уже был весьма состоятельным и успешным мастером. В Брюсселе, где преобладало фламандское население, он стал известен под своим нидерландским именем — Рогир ван дер Вейден.
Общепризнано, что картина «Снятие с креста», созданная для церкви Богоматери за стенами в Лёвене (ныне в музее Прадо, Мадрид), — его работа. Если Ян ван Эйк стремился к беспристрастному реализму, то живопись Вейдена отличалась богатым колоритом и драматизмом. Впоследствии он создал множество сдержанных аристократических портретов бургундских герцогов, их родственников и придворных. Считается, что, за исключением поездки в Италию в 1450 году, художник никогда не покидал Брюссель, однако его картины были известны по всей Европе и пользовались огромной популярностью.
Ван дер Вейден умер в 1464 году. Его экспрессивный стиль живописи на долгие годы оказал влияние на других старых мастеров. В частности, принято считать, что он повлиял на творчество Петруса Кристуса (около 1410–1475) и Ханса Мемлинга (который, возможно, был его учеником), а также на гравёра Мартина Шонгауэра. Гравюры последнего, близкие по стилю к работам ван дер Вейдена, широко распространились по Европе.
Стиль живописи
К самым ранним из сохранившихся работ ван дер Вейдена, вероятно, относятся небольшой диптих «Богородица с младенцем» и «Святая Екатерина в пейзаже» (Музей истории искусств, Вена), а также «Богородица с младенцем» (коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид) и «Святой Георгий и дракон» (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Ряд формальных мотивов, работа со светом и миниатюрный масштаб этих произведений свидетельствуют о знакомстве с творчеством Яна ван Эйка, в то время как типы женских лиц и трактовка драпировок указывают на более тесную связь с Робером Кампеном.
Подобное сочетание влияний проявляется и в другой ранней работе — «Благовещении» из Лувра. Во многих аспектах эта картина выглядит как переосмысление центральной панели алтаря «Мероде» работы Кампена, при этом очевидные ошибки в перспективе, допущенные предшественником, здесь устранены.
К моменту создания картины «Святой Лука, рисующий Богородицу» (Музей изящных искусств, Бостон) влияние Кампена ослабевает, а воздействие Яна ван Эйка становится первостепенным. Основная композиция является парафразом его «Мадонны канцлера Ролена» (1435; Лувр, Париж). Несмотря на это заимствование, работа ван дер Вейдена демонстрирует линейную выразительность, которой нет в более статичном прототипе. Она придаёт произведению эмоциональное напряжение, характерное для индивидуального стиля художника.
Снятие с креста
Эта тенденция достигает своего апогея в самой большой из сохранившихся работ художника — «Снятии с креста» (Прадо, Мадрид). Написанный, вероятно, во второй половине 1430-х годов, этот алтарный образ был заказан Гильдией арбалетчиков Лёвена.
Отказавшись от натуралистического пейзажа, ван дер Вейден размещает десять фигур почти в натуральную величину внутри позолоченной ниши, имитирующей резной полихромный алтарь. Плотно сгруппированные фигуры словно охвачены единой судорогой скорби, что powerfully передаёт муки Страстей. Хотя «Снятие с креста» — произведение, отличающееся огромным формальным и колористическим богатством, эти характеристики подчинены его глубоко эмоциональному замыслу.
По компактности композиции, чистоте цвета и интенсивности эмоций «Снятие с креста» признано одной из величайших религиозных картин в истории западного искусства.
К 1441 году ван дер Вейден был чрезвычайно успешным мастером, но записи того периода свидетельствуют, что он не гнушался и такими работами, как полихромная роспись скульптур и знамён. Между 1439 и 1441 годами он создал четыре панели на тему «Правосудие Траяна и Херкинбальда», которые украшали ратушу Брюсселя до своего уничтожения в 1695 году. Фрагменты этой серии, хотя и в сильно искажённом виде, запечатлены на одном из гобеленов, хранящихся в Берне. Утрата этих картин особенно прискорбна, поскольку летописцы отмечали их высокое качество, а также потому, что они составляли единственный известный крупный светский повествовательный цикл художника.
В 1445 году король Кастилии Хуан II подарил алтарный образ «мастера Роже» картезианскому монастырю Мирафлорес близ Бургоса, что свидетельствует о распространении славы ван дер Вейдена далеко за пределы Нидерландов. Эта работа идентифицируется как одна из двух версий триптиха, посвящённого Богородице (меньшая находится в Государственном музее Берлина, а большая разделена между Королевской капеллой в Гранаде и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке).
В конце 1440-х годов он написал монументальный алтарный образ «Страшный суд», который до сих пор находится в госпитале (Отель-Дьё), основанном бургундским канцлером Никола Роленом в Боне. По своему золотому фону, скульптурности (основная композиция восходит к рельефам готических тимпанов) и огромному эмоциональному накалу эта работа сопоставима с более ранним «Снятием с креста».
Документы свидетельствуют, что к 1449 году по крайней мере один алтарный образ ван дер Вейдена был доставлен в Феррару. Они также показывают, что в 1445 и 1450 годах он получал платежи от двора д’Эсте, возможно, связанные с этой ныне утраченной работой. В 1450 году художник посетил Рим, где, как предполагается, восхищался фресками Джентиле да Фабриано. Маловероятно, что этот визит был долгим; скорее всего, в рамках той же поездки он побывал и во Флоренции.
Две его сохранившиеся работы были созданы для семьи Медичи: «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Положение во гроб» (Уффици, Флоренция). Обе картины, вероятно, были написаны вскоре после его возвращения домой и отправлены во Флоренцию. Хотя они и содержат иконографические мотивы, заимствованные из итальянского искусства, ни одна из них не говорит о том, что художник проявил особый интерес к новому стилю искусства флорентийского Ренессанса.
«Алтарный образ ‘Семь таинств’» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), написанный, вероятно, в начале 1450-х годов для епископа Турне, свидетельствует о неослабевающем влиянии Яна ван Эйка. На центральной панели размещение крупных фигур на фоне интерьера церкви основано на композиции картины ван Эйка «Мадонна в церкви» (около 1425–1430; Государственный музей, Берлин). Распространив эту идею на все три створки, ван дер Вейден переосмыслил традиционное повествовательное деление формата триптиха, представив единое пространство нефа и боковых приделов готической церкви.
Его «Триптих семьи Брак» (Лувр, Париж), вероятно, датируется тем же периодом. В этом небольшом алтаре поясные фигуры Христа и святых изображены на фоне далёкого пейзажа, что было удивительно новаторским приёмом. Вероятно, именно к этой или другой подобной работе художника восходят более поздние северные поясные портреты на фоне пейзажа, получившие распространение на рубеже XV – XVI веков.
В «Алтаре Святого Иоанна Крестителя» (Государственный музей, Берлин) ван дер Вейден вернулся к формату, имитирующему тройной портал с тремя сценами — подобный приём он использовал десятилетием ранее в алтаре для Мирафлореса. Однако здесь изображённые сцены визуально более сложны.
Возрастающая формальная и иконографическая сложность характерна и для «Алтарного образа Бладелина» (Государственный музей, Берлин). Для сравнения, диптих с изображением Христа на кресте и Святого Иоанна и Богородицы (Филадельфийский художественный музей) представляет собой предельно строгую композицию, в которой устранены все второстепенные детали.
Последняя крупная работа Рогира — «Алтарь Колумба». Вероятно, написанный около 1455 года для церкви Святого Колумбы в Кёльне, он сейчас находится в Старой пинакотеке в Мюнхене. В этом алтарном образе объединены мотивы и приёмы, характерные для всего творчества художника. Это величественное произведение, отличающееся изысканными формальными и колористическими гармониями.
Картины Рогира ван дер Вейдена
Произведения Рогира ван дер Вейдена можно увидеть в лучших художественных музеях Европы и Америки. К ним относятся:
- «Диптих с Богородицей и Младенцем, стоящими в нише» (около 1430, Музей истории искусств, Вена)
- «Распятие» (около 1430, Государственные музеи, Берлин)
- «Портрет женщины» (около 1435, Берлинская картинная галерея)
- «Триптих ‘Благовещение’» (около 1435–1440, Лувр, Париж, и Галерея Сабауда, Турин)
- «Снятие с креста» (около 1435–1440, Музей Прадо, Мадрид)
- «Святой Лука, рисующий Богородицу» (около 1440, Музей изящных искусств, Бостон)
- «Алтарный образ ‘Семь таинств’» (1445, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
- «Положение во гроб» (1450, Галерея Уффици, Флоренция)
- «Бонский алтарь» («Страшный суд») (1450, капелла в Отель-Дьё, Бон, Франция)
- «Богородица с младенцем» (около 1454, Музей изящных искусств, Хьюстон)
- «Женский портрет» (около 1455, Национальная галерея искусств, Вашингтон)
- «Поклонение волхвов» («Алтарь Колумба») (около 1455, Старая пинакотека, Мюнхен)
- «Портрет Франческо д’Эсте» (около 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Фламандская школа живописи
Ван дер Вейден был одним из трёх великих художников, стоявших у истоков ранней фламандской школы живописи. Хотя он и опирался на достижения Кампена и ван Эйка, его элегантный и эмоциональный стиль совершенно индивидуален, а его влияние на современников, таких как Дирк Боутс (1410/20–1475), было огромным.
Благодаря многочисленным работам, отправленным в другие страны, и большой мастерской, в которой трудились художники даже из Италии, его стиль распространился по всей Европе. Не будет преувеличением сказать, что он был самым влиятельным северным художником XV века. Наряду с Яном ван Эйком (автором Гентского алтаря) и Хуго ван дер Гусом (создателем алтаря Портинари), он стоит в ряду величайших мастеров своей эпохи.
- Фламандская живопись
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Мельхиор Брудерлам: фламандский художник, интернациональная готика
- Петрус Кристус: фламандский художник
- «Поле славы» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- Дирк Баутс: фламандский художник, автор Лувенского алтаря
- Робер Кампен: фламандский религиозный художник
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?