Рогир Ван дер Вейден: фламандский религиозный художник читать ~10 мин.
Представитель школы фламандской живописи, Рогир ван дер Вейден был одним из ведущих фламандских живописцев, участвовавших в Северном Возрождении XV века. Под влиянием работ Робера Кампена (мастера из Флемалле) (ок. 1378-1444) и Яна ван Эйка (1390-1441), он работал во Флоренции и Ферраре, а также в Брюсселе. Известный своими стройными элегантными фигурами и внутренней перспективой, он наиболее известен своими красочными панельными картинами, обычно алтарными, на библейские сюжеты. В своём алтарном искусстве Вейден стоит в одном ряду с величайшими художниками Северного Возрождения. Вместе с Робером Кампеном, Гансом Мемлингом, Хуго ван дер Гусом и Иеронимом Босхом он создал одни из величайших картин эпохи Возрождения в Западной Европе и стал одним из самых влиятельных художников нидерландского Возрождения.
Шедевром Вейдена, испытавшего сильное влияние Робера Кампена, несомненно, является Сошествие с креста (1435-40). Известная своими скульптурными фигурами и сильными основными цветами (красным, белым, голубым), картина отличается оригинальностью, силой и влиянием благодаря очень реалистичным чертам лица и эмоциям фигур, в особенности Девы Марии. Картина оказала огромное влияние на библейское искусство фламандской школы и на другие европейские течения, такие как Кёльнская школа живописи (ок. 1350-1500 гг.).
Среди других его великих шедевров религиозного искусства – Триптих «Благовещение» (1435-40, Париж и Турин), Алтарный образ «Семь таинств» (1445, Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен), Плач перед гробом (1450, Галерея Уффици, Флоренция) и Алтарь Боны (Алтарь Страшного суда) (1450, Капелла в отеле Дье, Боне, Франция), и Поклонение волхвов (Алтарь Колумбы) (ок. 1455, Альте Пинакотека, Мюнхен). Сейчас он считается одним из самых лучших исторических живописцев фламандской школы.
Биография
Родился в Турнее, Голландия, в 1400 году, его отец работал изготовителем ножей. Хотя о жизни Вейдена известно немного, считается, что он был также известен под именем «Роже де ле Пастюр» (Rogier de le Pasture) и был учеником художника Робера Кампена (Рогир ван дер Вейден и Роже де ле Пастюр – это фламандский и французский перевод прозвища «Роджер с луга»).
Согласно записям, Роже де ле Пастюр получил звание мастера-живописца в 1427 году. После окончания ученичества он переехал в Брюссель и был назначен живописцем города около 1436 года. Хотя историки не могут подтвердить, сколько картин (если таковые вообще имеются) можно точно приписать Роже, поскольку он не подписывал и не документировал свои работы, очевидно, что к 1436 году он уже был довольно богат и, очевидно, успешен. В то время в Брюсселе жили в основном фламандцы, поэтому он стал известен под своим голландским именем Рогир ван дер Вейден.
Общепризнанно, что Снятие с креста, для церкви Богоматери в Лувене (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид) – работа его руки. Если ван Эйк стремился выразить своё искусство через беспристрастный реализм, то живопись Вейдена отличалась насыщенным цветом и драматическим стилем. В дальнейшем он написал множество безмятежных аристократических портретов бургундских герцогов, их родственников, друзей и придворных. Считается, что кроме одной поездки в Италию в 1450 году, он больше никогда не покидал Брюссель, хотя его картины рассылались по всей Европе и пользовались огромной популярностью.
Ван дер Вейден умер в 1464 году. Его экспрессивный стиль живописи оказал влияние на других старых мастеров на долгие годы. В частности, считается, что он повлиял на художников Петруса Кристуса (ок. 1410-75) и Ханса Мемлинга (который, возможно, был его учеником), а также на гравёра Мартина Шонгауэра, чьи гравюры были очень близки к стилю ван дер Вейдена и распространялись по всей Европе.
Стиль живописи
Самые ранние из сохранившихся работ ван дер Вейдена – это, вероятно, пара небольших диптихов «Богородица с младенцем» и «Святая Екатерина в пейзаже» (Музей истории искусств, Вена), а также «Богородица с младенцем» (коллекция Тиссена-Борнемисы, Лугано) и «Святой Георгий и дракон» (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Присутствие ряда формальных мотивов, работа со светом и крошечный масштаб обеих работ свидетельствуют о знакомстве с творчеством Яна ван Эйка; типы лиц женщин и работа с их драпировками указывают на более тесную связь с Робером Кампеном.
Подобное сочетание влияний проявляется и в другой ранней работе – луврском «Благовещении». В ряде аспектов эта картина выглядит как критика центральной панели алтарной картины Кампена «Меродский алтарь», при этом более вопиющие перспективные ошибки предшественника устранены.
Ко времени создания ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий портрет Богородицы» (Музей изящных искусств, Бостон) влияние Кампена становится незначительным, а влияние Яна ван Эйка – первостепенным. Основная композиция представляет собой парафраз картины «Мадонна канцлера Ролина» (1435; Лувр, Париж). Несмотря на это очевидное заимствование, «Святой Лука, рисующий Деву» демонстрирует линейную выразительность, отсутствующую в его более композиционной модели. Она придаёт эмоциональное напряжение, характерное для личного стиля ван дер Вейдена.
Сошествие с креста (Снятие с креста)
Эта тенденция достигает своего высшего выражения в самой большой из сохранившихся работ художника – Сошествие с креста (Снятие с креста) в Прадо, Мадрид. Вероятно, написанный во второй половине 1430-х годов, этот алтарный образ был заказан гильдией лучников Лувена.
Отказавшись от натуралистического пейзажа, ван дер Вейден сжимает десять фигур почти в натуральную величину в своей композиции внутри позолоченной ниши, имитирующей скульптурный алтарь из полихромного дерева. Тесно прижатые друг к другу фигуры словно кипят в единой судороге боли, жестоко передающей муки Страстей. Хотя «Сошествие с креста» – произведение, отличающееся огромным формальным и колористическим богатством, эти характеристики подчинены принципиально эмоциональной цели замысла.
По компактности композиции, чистоте цвета и интенсивности эмоций «Сошествие с креста» Вейдена (Низложение) должно быть одной из величайших религиозных картин в истории западного искусства.
К 1441 году Ван дер Вейден был чрезвычайно преуспевающим мастером, но записи этого периода показывают, что он не гнушался полихромной скульптурой и росписью знамён. В период с 1439 по 1441 год он работал над четырьмя панелями «Правосудие императора Траяна и графа Геркинбальда», которые до разрушения в 1695 году украшали брюссельскую ратушу. На одном из гобеленов в Берне запечатлены части этой серии, хотя и в сильно искажённом виде. Утрата этих картин вдвойне прискорбна, как из-за их очевидного качества, о котором говорят несколько летописцев, так и потому, что они составляли единственный крупный светский повествовательный цикл, который, как известно, написал художник.
В 1445 году король Хуан II подарил алтарный образ мастера «Роже» харчевне в Мирафлоресе близ Бургоса, что свидетельствует о том, что слава ван дер Вейдена распространилась даже в Кастилии. Эта работа идентична одной из двух версий триптиха, посвящённого Богородице (меньшая находится в Государственном музее Берлина, а большая разделена между Королевской капеллой в Гранаде и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке).
В конце 1440-х годов он написал огромный алтарный образ «Страшный суд», который находится в госпитале, основанном бургундским канцлером Николаем Роленом в Боне, близ Дижона. По золотому фону, скульптурным ассоциациям (основная композиция восходит к готическим рельефам тимпанов) и огромному эмоциональному накалу эта работа сопоставима с более ранним «Сошествием с креста».
Документы показывают, что по крайней мере один алтарный образ ван дер Вейдена был вывезен в Феррару к 1449 году. Они также показывают, что в 1450 и 1445 годах он получал платежи от двора Эсте, которые, возможно, были связаны с этой утраченной работой. В 1450 году он был в Риме, где, как предполагается, восхищался фресками Джентиле да Фабриано. Маловероятно, что этот визит продолжался долго; скорее всего, в том же путешествии он посетил Флоренцию.
Две из его сохранившихся работ были написаны для Медичи: Мадонна с младенцем и четырьмя святыми (Штадельский институт, Франкфурт-на-Майне) и Погребение (Уффици, Флоренция). Обе картины, вероятно, были написаны вскоре после его возвращения домой, а затем отправлены во Флоренцию. Хотя они включают некоторые иконографические мотивы, заимствованные из итальянского искусства, ни одна из них не свидетельствует о том, что художник был особенно заинтересован в новом стиле ренессансного искусства во Флоренции.
Такая картина, как Алтарный образ «Семь таинств» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), написанный, вероятно, для епископа Турнея в начале 1450-х годов, свидетельствует о продолжающемся влиянии Яна ван Эйка. В центральной панели размещение масштабных фигур на фоне вида на церковный неф основано на картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» (1425-30; Государственный музей, Берлин). Расширив эту основную идею на все три панели, ван дер Вейден переосмыслил традиционное повествовательное деление формата триптиха таким образом, что это позволяет представить раздел нефа и приделов готической церкви.
Его триптих Брака (Лувр, Париж), вероятно, имеет схожую дату. В этом небольшом алтарном образе поясные фигуры Христа и святых расположены на фоне далёкого пейзажа в удивительно оригинальной манере. Представляется вероятным, что более поздние северные поясные портреты в пейзажном окружении, получившие распространение на рубеже XV и XVI веков, в конечном итоге восходят к этой или другой картине того же художника.
В алтарном образе Святого Иоанна в Государственном музее Берлина ван дер Вейден вернулся к формату имитации тройного портала с тремя сценами, аналогичному тому, который он использовал десятилетием ранее в алтарном образе Богородицы для Мирафлореса. Однако изображённые сцены визуально сложнее, чем в алтаре Мирафлореса.
Повышенная формальная и иконографическая сложность характерна также для Берлинского триптиха Бладелина (Государственный музей). Для сравнения, диптих с изображением Христа на кресте и Святого Иоанна и Богородицы (Частное собрание, Филадельфия) представляет собой очень строгую композицию, в которой устранены все несущественные детали.
Последняя крупная работа Рогира – Алтарь святого Колумбы. Вероятно, написанный около 1460 года для церкви в Кёльне, он сейчас находится в Альте Пинакотеке в Мюнхене. В этом алтарном образе объединены реминисценции всего творчества художника. Это величественное произведение, отличающееся изысканными формальными и колористическими гармониями.
Картины Рогира ван дер Вейдена
Произведения Рогира ван дер Вейдена можно увидеть в лучших художественных музеях Европы и Америки. К ним относятся: Диптих с Богородицей и Младенцем, стоящими в нише (ок. 1430, Музей истории искусств, Вена), Распятие (ок. 1430, Государственные музеи Берлина), Дама в марлевом головном уборе (ок. 1435, Старая галерея, Берлин), Триптих Благовещение (ок. 1435-40, Париж и Турин), Сошествие с креста (Низложение) (ок. 1440, Музей Прадо, Мадрид), Святой Лука, рисующий портрет Богородицы (ок. 1440, Бостонский музей изящных искусств), Алтарный образ «Семь таинств» (1445, Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен), «Оплакивание перед гробом» (1450, Галерея Уффици, Флоренция) и Бонеский алтарный образ (Алтарь Страшного суда) (1450, капелла в отеле Дье, Боне, Франция), Богородица с младенцем (ок. 1454, Музей изящных искусств, Хьюстон), Женский портрет (ок. 1455, Национальная галерея искусств, Вашингтон) Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (ок. 1455, Альте Пинакотека, Мюнхен) и Франческо д’Эсте (ок. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Фламандская школа живописи
Ван дер Вейден был третьим из великого трио художников, основавших раннюю школу фламандской живописи. Хотя он опирался на Кампена и ван Эйка, его элегантный и эмоциональный стиль совершенно особый, и его влияние на таких современников, как Дирк Боутс (1410/20-75) и других, было огромным.
Его многочисленные экспортируемые работы и большая мастерская, в которой работали художники даже из Италии, распространяли его стиль по всей Европе. Не будет преувеличением сказать, что он был самым влиятельным северным художником XV века и – наряду с Яном ван Эйком (см. его Гентский алтарь) и загадочным Хуго ван дер Гусом (см. Алтарь Портинари).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?