Франческо Скварчоне:
Биография художника эпохи Возрождения, Падуя читать ~7 мин.
Один из старых мастеров Раннего Возрождения, Франческо Скварчоне питал страсть к римскому и, в меньшей степени, греческому искусству. Эту увлечённость он передал многочисленным воспитанникам своей большой мастерской в Падуе. Художник более известен благодаря ренессансным картинам своих учеников, чем собственным работам. Самым знаменитым его учеником был Андреа Мантенья (1431–1506). Среди других были и такие прославленные художники Раннего Возрождения, как Никколо Пиццоло (1421–1453), Козимо Тура (1430–1495), Марко Дзоппо (1433–1498), Карло Кривелли (1435–1495) и далматинец Джорджо Скьявоне (1433–1504).

Мастерская Скварчоне, по сути являвшаяся школой, со временем прославилась на всю Италию. Сохранилось лишь два достоверно атрибутированных ему произведения живописи раннего Возрождения: панно «Мадонна с младенцем» (около 1448, Старая галерея, Государственные музеи Берлина) и алтарный образ «Де Лазара» (1449–1452, Городской музей, Падуя). Его интерес к античности распространялся на римскую скульптуру и копии греческой скульптуры. С них он делал многочисленные рисунки и этюды. Его коллекция также включала образцы греческой керамики и другие произведения искусства. Однако с именем мастера связаны и споры: он возбуждал судебные дела против учеников (например, Мантеньи), пытавшихся расторгнуть обременительные условия ученичества.
Из Падуи
Скварчоне, начинавший как портной и вышивальщик, к 1423 году стал членом гильдии живописцев, а в документе 1426 года он уже упоминается как художник. Вероятно, будучи самоучкой в живописи, он почти не покидал Падую и её окрестности, за исключением краткого пребывания в Венеции в начале 1460-х годов. Падуя в то время была важным культурным центром с крупнейшим в Европе университетом. В 1434 году он вместе с Фра Филиппо Липпи (1406–1469) входил в комиссию по оценке картины другого мастера, что свидетельствует о его знакомстве с искусством флорентийского Ренессанса и его художниками.
Примером для него служили как картины Паоло Уччелло, так и флорентийская скульптура, образцы которой создавались в Падуе в первой половине кватроченто. Величайший из скульпторов того времени, Донателло (1386–1466), уже создавший свой шедевр «Давид» (около 1440-х, Музей Барджелло, Флоренция), с 1443 по 1454 год активно работал в Падуе. Он трудился в базилике Святого Антония (называемой Иль Санто) и на соседней площади, где создавал конную статую Гаттамелаты. В эти годы Скварчоне тесно общался с ним.
Мастер перспективы и ракурса
Падуанского художника часто ошибочно называют современником Мантеньи и других его учеников. Однако его следует рассматривать как представителя своего поколения — первой группы художников кватроченто. Наряду с Пизанелло (1394–1455) из Вероны и Якопо Беллини (1400–1470) из Венеции (отцом Джентиле Беллини) он был одним из ведущих североитальянских живописцев. Его вклад, даже в дошедшей до нас фрагментарной форме, весьма значителен. Он был экспертом в линейной перспективе и иллюзионистском ракурсе. Его мастерство в техниках обманки (trompe l’oeil) проявилось в работах самого Мантеньи, таких как фрески Камеры дельи Спози (1465–1474) в Мантуе и картина «Оплакивание мёртвого Христа» (около 1470–1480), ныне находящаяся в Пинакотеке Брера в Милане.
Скварчоне коллекционировал рисунки других художников и предметы античного искусства. Согласно источнику XVI века, в его школе-мастерской обучалось 137 учеников. Даже если это число является преувеличением, учеников у него, должно быть, было много, и приезжали они издалека.
Живопись и влияние
Из двух сохранившихся картин — «Мадонны с младенцем» и «Алтаря Де Лазара» — первая подписана; вторая хорошо документирована (1449–1452) и считается несколько более поздней. Таким образом, известные работы Скварчоне были созданы, когда ему было уже за пятьдесят. Мы можем судить о его творчестве лишь по позднему периоду, не имея ясного представления о его становлении. Строить догадки о его ранних работах без новых свидетельств было бы безрассудно.
Однако в Падуе существовала сильная художественная традиция треченто, представленная Альтикьеро и Джусто де Менабуои. Великий шедевр Проторенессанса Джотто (1270–1337) — росписи Капеллы дель Арена — не мог не повлиять на его творческое видение. В то время, когда Скварчоне оттачивал своё мастерство, в Ломбардии и Венето активно работал Джентиле да Фабриано (1385–1427). Кроме того, тесные связи Падуи с Северной Европой, особенно с Австрией и Германией, также могли сказаться на его развитии.
Ещё одна сложность заключается в том, чтобы определить, какая часть работы в этих произведениях выполнена рукой самого Скварчоне, а какая — его учениками, особенно учитывая стилистические различия между ними. Вероятно, мы никогда не узнаем ответа. Важно то, что Скварчоне оказал уникальное влияние на многих художников, которое распространилось по всей Италии. Эти две картины являются продуктом его мастерской и дают наилучшее представление о его собственном вкладе.
Алтарный образ Де Лазара
Алтарный образ, созданный для семейной капеллы Де Лазара в церкви Кармине в Падуе, представляет собой полиптих с пятью отдельными частями в сложной раме. В центре изображён сидящий святой Иероним. Ширина этой панели примерно вдвое превышает ширину каждой из четырёх боковых, на которых представлены святые Лючия, Иоанн Креститель, Антоний Аббат и Иустина.
Пропорции фигур центральной части и боковых панелей не совпадают. Непропорционально крупная фигура Иеронима нарушает единство композиции. Он изображён в условном пейзажном окружении, тогда как боковые святые стоят на мраморных постаментах на абстрактном фоне. Они больше похожи на раскрашенные статуи, чем на живых людей. Стилистический разрыв между центральным образом и боковыми святыми для середины XV века выглядит несколько архаично.
Пространство, в котором находится святой Иероним, с видом на дальний пейзаж слева и апсидальную капеллу справа, лишено чётких пространственных ориентиров. Судя по этой работе, несмотря на её изобретательность, Скварчоне вряд ли мог научить юного Мантенью, сформировавшегося как мастер именно в годы создания алтаря, чему-то большему, чем основам ремесла.
Фигуры в «Алтаре Де Лазара» не только композиционно разобщены, но и развёрнуты в разные стороны без видимого единого замысла. Святой Иероним смотрит вверх и вправо, уводя взгляд зрителя далеко за пределы живописного поля. Творческая манера Скварчоне породила необычные решения: причудливые ракурсы, как в изображении руки Святой Лючии, или неожиданные пространственные эффекты в панели с Иеронимом. Всё это демонстрирует его яркий экспрессионизм.
Мадонна с младенцем
Другая панно, которую традиционно приписывают Скварчоне, — это подписанная «Мадонна с младенцем» из Берлина. Эту работу часто связывают с творчеством Донателло, особенно с деталью бронзовой рельефной скульптуры «Чудо с говорящим младенцем», которую тот завершил около 1450 года для базилики Иль Санто.
«Мадонна», в которой очевидно влияние флорентийской скульптуры, могла быть заказана той же семьёй Де Лазара. С другой стороны, её стиль перекликается с «Тарквинийской мадонной» Филиппо Липпи 1437 года. Не только энергичная поза Младенца почти идентична, но и его пухлое лицо и мелкие черты указывают на связь. Это позволяет предположить, что картина Скварчоне была написана ближе по времени к работе Липпи, чем принято считать. Выразительность картины строится на резком контрасте между Младенцем, изображённым в фас, и строгим профилем Матери.
В пейзаже видна огромная пара подсвечников, причём правый лишь частично различим за занавесом, что вновь поднимает вопросы о масштабе. Это нарочитый отказ от симметрии в пользу неожиданного, эксцентричного решения. На карнизе, отделяющем зрителя от изображённой сцены, лежит большое, но сплюснутое яблоко, словно снятое с гирлянды наверху. Такое сочетание натюрмортных элементов с образом Мадонны станет стандартом во второй половине XV века, его особенно будет любить Джованни Беллини. Берлинская «Мадонна», увлекательная и остроумная, даёт представление о самобытном стиле, который так привлекал многих художников следующего поколения.
Картины Франческо Скварчоне и его учеников можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Фестиваль «Пушкин в Британии» завершился победой Галины Лазаревой из Австралии
- В Самарском театре драмы успешно прошла премьера спектакля «Завтра была война»
- Японская живопись на выставке «Ускользающий мир. Из Эдо в Токио» в Ростовском музее ИЗО
- «Через века» - в ЦДХ открыта выставка творчества художника Сергея Лазарева
- Выставка художницы Юстины Комиссаровой «7 грехов+1»
- «Франкенштейн», краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?