Джамбаттиста Тьеполо:
итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца читать ~7 мин.
Тьеполо был величайшей фигурой венецианской живописи XVIII века. Непревзойдённый виртуоз огромных, наполненных светом фресок и масштабных алтарных композиций, он также был выдающимся рисовальщиком и гравёром. Тьеполо признан лучшим итальянским живописцем в стиле рококо и последним великим представителем монументальной манеры, заложенной в эпоху Высокого Возрождения. Он изучал творчество художников Чинквеченто и своих современников, испытав влияние Паоло Веронезе, Тинторетто и мастеров барокко, включая Рубенса. В его офортах прослеживаются отголоски Рембрандта, Кастильоне и Дюрера. Примечательно, что он никогда не работал в Риме, Франции или Англии — ключевых центрах классицизма, но был востребован в Венеции, Германии и Испании.
Ранняя жизнь и обучение
Джованни Баттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции. Его отец был капитаном торгового корабля и умер через год после рождения сына, оставив семью в нужде. Несмотря на трудности, талант юноши был замечен, и он поступил в мастерскую исторического живописца Грегорио Лаццарини (1655–1730). Однако, по словам биографов, на энергичного ученика больше повлияли его старшие современники, такие как Себастьяно Риччи, и особенно драматический стиль Джованни Баттиста Пьяццетты. Это влияние заметно в его ранних работах: «Жертвоприношение Исаака» (1716, Оспедалетто, Венеция) и «Мадонна горы Кармель» (1721, Пинакотека ди Брера, Милан).
В 1717 году Тьеполо покинул ателье Лаццарини и стал членом Фраглии — гильдии живописцев. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре художников Франческо и Джованни Антонио Гварди, что способствовало его признанию в художественных кругах. В браке у них родилось девять детей, двое из которых также стали художниками.
Фресковая живопись и крупные заказы
До середины 1720-х годов Тьеполо специализировался на масляной живописи, но затем всё больше обращался к фрескам. Он осветлил палитру, вдохновляясь творчеством великого венецианского колориста Паоло Веронезе. В отличие от классицизма Веронезе, Тьеполо создавал в своих потолочных фресках головокружительное ощущение воздушного пространства, используя приём «отверстых небес». Его визуальные находки подкреплялись виртуозным мастерством рисунка, что позволяло с убедительной реалистичностью изображать парящие фигуры.
В 1726 году Тьеполо получил свой первый крупный заказ за пределами Венеции — роспись архиепископского дворца в Удине, которая заняла около двух лет. Примерно в то же время (1726–1729) он создал для венецианского дворца Дольфин цикл из десяти масштабных полотен на темы из римской истории. Эти работы, прославлявшие доблести семейства Дольфин, укрепили его репутацию, а яркость их цветовой палитры получила высокую оценку. Сегодня картины из этого цикла хранятся в Эрмитаже, Метрополитен-музее и Художественно-историческом музее Вены.
Его слава продолжала расти после создания потолочных фресок в Палаццо Арчинто и Казати-Дуньяни в Милане (1731). К 1736 году известность Тьеполо достигла такого уровня, что его пригласили в Стокгольм для украшения Королевского дворца, однако он отказался от заказа из-за размера гонорара.
Алтари и светское искусство
В 1730–1740-е годы Тьеполо активно работал над религиозными сюжетами, создав ряд алтарных образов для венецианских церквей. Среди них выделяется серия из трёх полотен со сценами Страстей Христовых (ок. 1740) для церкви Сант-Альвизе, выполненная в экспрессивной манере, близкой к Тинторетто. Одновременно он продолжал заниматься светской живописью. Одной из вершин его творчества стало оформление Палаццо Лабиа в Венеции (ок. 1745), где находятся знаменитые фрески «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры». Эти работы были созданы в сотрудничестве с Джероламо Менгоцци Колонна, мастером иллюзионистской архитектурной живописи.
Фрески Вюрцбургской резиденции
В 1750 году Тьеполо по приглашению князя-епископа Карла Филиппа фон Грейффенклау отправился в Германию для росписи Вюрцбургской резиденции — дворца, построенного по проекту архитектора Бальтасара Ноймана. Фресковое оформление Парадной лестницы (Треппенхаус) и Императорского зала (Кайзерзаль) стало величайшим шедевром в его карьере. Центральная композиция потолка лестницы, «Аполлон и четыре континента» (1750–1753), демонстрирует его непревзойдённое мастерство в ракурсе и перспективе, а также сияющую палитру. Эта работа стала кульминацией итальянской традиции монументальной живописи, начатой Джотто.
Поздние работы в Италии
Вернувшись в Венецию в 1753 году, Тьеполо стал одним из основателей и первым президентом Венецианской академии изящных искусств. В 1757 году он создал ещё один шедевр декоративного искусства, расписав Виллу Вальмарана близ Виченцы сценами из античной мифологии. Его невероятная скорость работы проявилась при украшении двух потолков в венецианском дворце Ка’ Реццонико (1758–1759). Последним крупным итальянским заказом художника стала роспись потолка бального зала Виллы Пизани в Стра (1761).
Апофеоз Испании
В 1762 году по приглашению короля Испании Карла III Тьеполо отправился в Мадрид для работы над фресками в Королевском дворце. Несмотря на преклонный возраст, за четыре года он завершил три потолочные росписи, включая грандиозную композицию «Апофеоз Испании» в Тронном зале. Кроме того, он написал семь алтарных образов для церкви Сан-Паскуаль в Аранхуэсе. В Испании у Тьеполо возник конфликт с придворным художником-неоклассиком Антоном Рафаэлем Менгсом. Вскоре после смерти Тьеполо его алтарные картины в Аранхуэсе были заменены работами Менгса, что отражало смену художественных вкусов и рост популярности неоклассицизма.
Тьеполо скончался в Мадриде 27 марта 1770 года. Его дело продолжили сыновья-художники: живописец и гравёр Джованни Доменико (1727–1804) и портретист Лоренцо (1736–1776).
Репутация и наследие
Тьеполо стал кульминационной фигурой в четырёхвековой истории итальянской монументальной живописи, идущей от Джотто и Андреа Мантеньи до мастеров барокко, таких как Пьетро да Кортона и Андреа Поццо. Его уникальный вклад заключается в создании грандиозных, парящих в пространстве сцен, наполненных светом и цветом, которые установили новый стандарт в иллюзионистском искусстве. Кроме живописи, Тьеполо был блестящим графиком и автором знаменитых серий офортов «Разные причуды» («Vari Capricci») и «Шутки фантазии» («Scherzi di Fantasia»), отличающихся смелостью и живописной манерой.
Тьеполо оказал большое влияние на великого французского литографа и дизайнера плакатов Жюля Шере (1836-1932).
Избранные картины Джамбаттисты Тьеполо
Кроме упомянутых выше произведений изобразительного искусства и фресок, в творчестве Тьеполо есть следующие известные работы:
«Мученичество святого Варфоломея» (1722) Сан-Стае, Венеция«Похищение Европы» (ок. 1725) Галерея Академии, Венеция
«Аллегория силы и красноречия» (ок. 1725) Институт искусства Курто, Лондон
«Персей и Андромеда» (1730) Коллекция Фрика, Нью-Йорк
«Ангел, спасающий Агарь» (1732) Скуола ди Сан-Рокко, Венеция
«Проповедь Иоанна Крестителя» (1732-1733) Капелла Коллеони, Бергамо
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1732-1733) Капелла Коллеони, Бергамо
«Наказание змей» (1732-1735) Галерея Академии, Венеция
«Иосиф, получающий кольцо от фараона» (1735) Картинная галерея Далвича, Лондон
«Триумф Зефира и Флоры» (1735) Музей венецианского Сеттеченто, Венеция
«Юпитер и Даная» (1736) Стокгольмский университет
«Папа Климент I, поклоняющийся Троице» (1738) Старая пинакотека, Мюнхен
«Богородица с шестью святыми» (1737-1740) Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Богоматерь, явившаяся святому Филиппу Нери» (1740) Епархиальный музей, Камерино
«Сбор манны» (1742) Приходская церковь, Веролануова
«Благородство и Доблесть изгоняют Невежество» (1743) Картинная галерея Далвича, Лондон
«Время, раскрывающее Истину» (ок. 1743) Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
«Пир Клеопатры» (1744) Национальная галерея Виктории, Мельбурн
«Поклоняющиеся ангелы» (1745) Галерея Академии, Венеция
«Аполлон и Дафна» (1744-1745) Музей Лувра, Париж
«Обретение Истинного Креста» (ок. 1745) Галерея Академии, Венеция
«Время, раскрывающее Истину» (ок. 1745-1750) Музей изящных искусств, Бостон
«Прославление семьи Барбаро» (1750) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Святой Иаков Великий, покоряющий мавров» (1750) Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Сбор манны» (ок. 1751) Национальный музей Сербии, Белград
«Аллегория планет и континентов» (1752) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Поклонение волхвов» (1753) Старая пинакотека, Мюнхен
«Коронование Девы Марии» (1754) Художественный музей Кимбелл, Даллас
«Аллегория с Венерой и Временем» (1754-58) Национальная галерея, Лондон
«Сидящие мужчина и девушка с кувшином» (ок. 1755) Национальная галерея, Лондон
«Богословские добродетели» (ок. 1755) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Мученичество святой Агаты» (ок. 1756) Берлинская картинная галерея
«Видение святой Анны» (1759) Галерея старых мастеров, Дрезден
«Мадонна со щеглом» (ок. 1760) Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Женщина с попугаем» (1760-61) Музей Ашмола, Оксфорд
«Святой Карло Борромео» (1769) Художественный музей Цинциннати
«Непорочное зачатие» (1767-1769) Музей Прадо, Мадрид
Работы Джамбаттисты Тьеполо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
О великих художественных направлениях/периодах см: История искусства. Важные даты и хронологический список событий см: Хронология: История искусства.
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
- Фрески Сикстинской капеллы
- Мексиканские фрески и муралы
- Антон-Рафаэль Менгс: немецкий художник-неоклассик
- «Красивые вещи, которые несут небеса» Динав Менгесту, краткое содержание
- В Барнауле открылась выставка «Русское искусство XVIII-XX веков»
- «Хранительница книг из Аушвица» Антонио Итурбе, краткое содержание
- «Сначала они убили моего отца» Лунг Унг, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?