Джамбаттиста Тьеполо:
итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца читать ~9 мин.
Тьеполо был величайшей фигурой венецианской живописи XVIII века. Высший виртуоз огромных фресок, переливающихся светом и воздухом, и масштабных алтарных композиций, он был также выдающимся рисовальщиком и гравёром. Он был лучшим итальянским живописцем в стиле рококо и последним великим мастером итальянской манеры, созданной в эпоху Высокого Возрождения. Увлечённый изучением творчества художников Чинквеченто, а также современных ему художников, он испытал влияние Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициана (1485-1576), а также нескольких мастеров барокко, включая Рубенса (1577-1640). В его офортах есть отголоски Рембрандта (1606-1669), Кастильоне (1609-1664) и Дюрера (1471-1528). Любопытно, что он никогда не работал в Риме, Франции или Англии, ключевых центрах академического классицизма, но был активен в Венеции, Германии и Испании.
Ранняя жизнь и обучение
Родился Джованни Баттиста Тьеполо в Венеции, учился у посредственного исторического живописца Грегорио Лаццарини (1655-1730). По словам биографа последнего Винченцо да Канала, прилежная манера Лаццарини не подходила его энергичному ученику, на которого больше влияли старшие современники, такие как Себастьяно Риччи (1659-1734), и, прежде всего, мрачный и драматический стиль Джованни Баттиста Пьяццетты (1683-1754), как в ранних работах «Жертвоприношение Исаака» (1716, Оспедалетто, Венеция), «Мадонна горы Кармель» (1721, Пинакотека ди Брера, Милан) и «Слава святой Терезы» (1725, Скальци, Венеция). В 1717 году он покинул ателье Лаццарини и стал членом Фраглии, гильдии живописцев. В 1719 году, в возрасте 23 лет, Тьеполо женился на Марии Чечилии Гварди, чьи братья – Франческо Гварди и Джованни Антонио Гварди – были венецианскими живописцами. Тьеполо стал отцом девяти детей.
Фресковая живопись
До середины 1720-х годов он специализировался на масляной живописи, после чего все больше обращался к фрескам, облегчил палитру и попал под влияние великого венецианского колориста Паоло Веронезе (1528-1588), с которым его объединяли радости зрелищности и пристрастие к искрящемуся цвету. Однако если Веронезе обычно сохранял в своих работах ощущение ренессансного классицизма, то Тьеполо, как и Корреджо (1494-1534), Пьетро да Кортона (1596-1669), Лука Джордано (1634-1705) и Франческо Солимена (1657-1747) до него, создавали бодрящую атмосферу воздушного пространства, в частности, в своих потолочных фресках, центральная часть которых часто изображает открытое небо. Визуальное творчество Тьеполо было подкреплено виртуозным мастерством рисунка, и именно оно позволило ему изобразить свои парящие фигуры с такой убедительной реальностью.
В 1726 году Тьеполо приступил к выполнению своего первого крупного заказа за пределами Венеции. Это была фресковая роспись архиепископского дворца в Удине. Работа над ним заняла около двух лет, но повлекла за собой ряд других заказов в Северной Италии. В то же время он продолжал работать в Венеции, написав цикл огромных картин со сценами античных сражений для украшения большой приёмной с видом на Большой Венецианский канал (ок. 1726-1729). Яркость этой цветной живописи значительно укрепила его растущую репутацию, которую ещё больше укрепили потолочные фрески в Палацци Арчинто и Касати-Дугнани в Милане (1731). К 1736 году слава Тьеполо достигла такого уровня, что его пригласили в Стохольм для украшения королевского дворца – от этого заказа он отказался из-за размера гонорара.
Алтари, религиозное искусство
До этого момента большинство его работ носили светский характер, но с середины 1730-х по 1740-е годы он также выполнил ряд алтарных и крупных религиозных картин для ряда венецианских церквей: в частности, комплект из трёх массивных полотен (скорее в эмоциональном стиле Тинторетто, чем в декоративной манере Веронезе), изображающих сцены из Страстей Христовых (ок. 1740) для церкви Сант-Альвизе.
В 1740-е годы он также продолжал заниматься светской работой, одним из наиболее важных примеров которой является оформление Палаццо Лабиа (ок. 1745) со знаменитыми фресками «Встреча Антония и Клеопатры» и «Банкет Антония и Клеопатры», выполненными с помощью его постоянного сотрудника Джероламо Менгоцци Колонна (1688-1766), специалиста по иллюзионистской архитектуре.
Фрески резиденции в Вюрцбурге
В 1750 году Тьеполо впервые выехал за пределы Италии по приглашению князя-епископа Карла Филиппа фон Грейффенклау, чтобы выполнить весьма выгодный и престижный заказ – украсить дворец князя-епископа Вюрцбурга в Германии. Здание, построенное по проекту Бальтасара Ноймана – лучшего европейского архитектора того времени, – было известно как Вюрцбургская резиденция. Фресковое оформление Тьеполо государственной столовой (Кайзерал) и потолка Большой лестницы (Трепенхаус) оказалось самым большим и фантазийным шедевром в его карьере.
В центре потолка Трепенхауса находится великолепная драматическая и парящая картина «Аполлон, приводящий невесту» (1750-1), в которой Тьеполо демонстрирует своё непревзойдённое мастерство рисунка, ракурса и перспективы, а также мерцающую цветовую палитру огромной яркости. В сотрудничестве с Джероламо Менгоцци Колонна (ок. 1688-1766) он достиг новой вершины в квадратуре – технике иллюзорной живописи. Работа подводит к величественному завершению итальянскую традицию фресковой живописи, начатую Джотто (1270-1337) четырьмя сотнями лет ранее.
Фрески виллы Вальмарана
Выполнив заказ в 1753 году, Тьеполо вернулся в Венецию, где четыре года спустя создал ещё один шедевр декоративного искусства, расписав ряд комнат на вилле Вальмарана, недалеко от Виченцы, сценами из греческой истории и мифологии. Его новаторские дизайнерские решения и непревзойдённая скорость живописи вновь проявились в 1758-9 годах, когда он украсил два потолка в Ка’ Реццонико в Венеции, а также фреску Успения в Удине, которую он закончил за один месяц. Его последним крупным итальянским заказом стал массивный потолок в бальном зале виллы Пизани в Стра, недалеко от Падуи, который он расписал в 1761 году.
Апофеоз Испании
В следующем году он отправился в Мадрид по приказу короля Испании Карла II, чтобы создать ряд потолочных фресок в королевском дворце. Хотя ему было 66 лет, в течение четырёх лет он закончил три потолка, включая потолок огромного тронного зала, на котором он изобразил Апофеоз Испании, иллюстрирующий доминирующее положение Испании в Америке и во всем мире. Кроме того, он написал семь алтарных картин для церкви Святого Паскуаля в Аранхуэсе.
Говорят, что во время пребывания в Испании Тьеполо вызвал такую ревность и зависть художника-неоклассициста Антона Рафаэля Менгса (1728-1779), который в то время был придворным художником Карла II, что Менгс даже нанял головорезов, чтобы избить его. Как оказалось, мода на неоклассическое искусство была такова, что в течение нескольких лет после смерти Тьеполо его прекрасные торжественные алтарные образы были удалены и заменены на явно более низкие заменители, написанные Менгсом.
Сам Тьеполо умер в испанской столице 27 марта 1770 года. Его пережили два сына-художника: живописец и гравёр Джованни Доменико 1727-1804 гг. и не столь долговечный пастельный портретист и гравёр Лоренцо 1736-76 гг.)
Репутация и наследие
Один из величайших (если не самый великий) живописцев фресковых сцен в истории искусства, Тьеполо стал кульминацией искусства, охватывающего более четырёх столетий. Начало ей положил Джотто в капелле Арена в Падуе, а затем её развили такие мастера эпохи Возрождения, как Андреа Мантенья (1431-1506) – в его фресках «Камера дельи Спози» для герцогского дворца семьи Гонзага в Мантуе, – и мастера барокко, в том числе Пьетро да Кортона (1596-1669) – в его Аллегории Божественного Провидения и Власти Барберини (1633-39, Палаццо Барберини) – и Андреа Поццо (1642-1709) – в его Апофеозе Святого Игнатия (1688-94, Сант-Игнацио, Рим). Уникальным вкладом Тьеполо стало создание захватывающих дух реальных и богато окрашенных сцен драматического повествования, которые словно парят над зрителем, устанавливая новый стандарт в иллюзионистском архитектурном искусстве.
Примечание: Тьеполо оказал большое влияние на великого французского литографа и дизайнера плакатов Жюля Шере (1836-1932).
Избранные картины Джамбаттисты Тьеполо
Кроме упомянутых выше произведений изобразительного искусства и фресок, в творчестве Тьеполо есть следующие известные работы:
Мученичество святого Варфоломея (1722) Сан-Стае, Венеция
Похищение Европы (ок. 1725) Галерея Венецианской академии.
Аллегория силы красноречия (ок. 1725) Институт Курто, Лондон.
Персей и Андромеда (1730) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Ангел, спасающий Агарь (1732) Скуола ди Сан-Рокко, Венеция.
Проповедь Иоанна Крестителя (1732-1733) Капелла Коллеони, Бергамо.
Обезглавливание Иоанна Крестителя (1732-1733) Капелла Коллеони, Бергамо.
Бичевание змей (1732-1735) Галерея Академии, Венеция.
Иосиф, получающий кольцо от фараона (1735) Галерея Далвич, Лондон.
Триумф Зефира и Флоры (1735) Музей Сеттеченто, Венеция.
Юпитер и Даная (1736) Консторический институт Университета, Стокгольм.
Папа Святой Климент, поклоняющийся Троице (1738) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Богородица с шестью святыми (1737-1740) Музей изящных искусств, Будапешт.
Богоматерь, явившаяся святому Филиппу Нери (1740) Музей Диоцезано, Камерино.
Сбор манны (1742) Парроккьяле, Веролануова.
Добродетель и благородство отправляют невежество в полет (1743) Галерея Далвич, Лондон.
Время, открывающее истину (ок. 1743) Museo Civico Palazzo Chiericati, Виченца.
Банкет Клеопатры (1744) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Поклоняющиеся (1745) Галерея Академии, Венеция.
Аполлон и Дафна (1744-1745) Музей Лувра, Париж.
Открытие истинного креста (ок. 1745) Галерея Академии, Венеция.
Время, открывающее истину (ок. 1745-1750) Музей изящных искусств, Бостон.
Прославление семьи Барбаро (1750) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Святой Иаков Великий, покоряющий мавров (1750) Будапештский музей.
Собирание маны (ок. 1751) Национальный музей Сербии, Белград.
Аллегория планет и континентов (1752) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поклонение волхвов (1753) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Коронация Богородицы (1754) Художественный музей Кимбелл, Даллас.
Аллегория с Венерой и временем (1754-58) Национальная галерея, Лондон.
Сидящие мужчина и девушка с кувшином (ок. 1755) Национальная галерея, Лондон.
Теологические добродетели (ок. 1755) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Мученичество святой Агаты (ок. 1756) Государственный музей, Берлин.
Видение святой Анны (1759) Гемальдегалерия, Дрезден.
Мадонна со златокудрой (ок. 1760) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Женщина с попугаем (1760-61) Ашмолинский музей, Оксфорд.
Сан-Карло Борромео (1769) Художественный музей Цинциннати, Огайо.
Непорочное зачатие (1767-1769) Музей Прадо, Мадрид.
Работы Джамбаттисты Тьеполо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
О великих художественных направлениях/периодах см: История искусства. Важные даты и хронологический список событий см: Хронология: История искусства.
- Антон-Рафаэль Менгс: немецкий художник-неоклассик
- «Красивые вещи, которые несут небеса» Динав Менгесту, краткое содержание
- В Барнауле открылась выставка «Русское искусство XVIII-XX веков»
- «Хранительница книг из Аушвица» Антонио Итурбе, краткое содержание
- «Сначала они убили моего отца» Лунг Унг, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?