Иконопись читать ~8 мин.
Иконы (от греческого термина «подобие» или «образ») – один из древнейших видов христианского искусства, возникший в традиции восточного православного христианства. Как правило, это небольшие религиозные панно, обычно изображающие Христа, Деву Марию или святых. Среди верующих Восточной православной церкви (например, в Греции, России, Украине, Турции) писаные иконы были в каждом доме, а также считались важным декоративным элементом церкви, которая оказывала им особое литургическое почитание.
Фактически, начиная с византийского периода Комнинов (1081-1185), иконы служили средством богословского обучения через иконостас – православный экран из камня, дерева или металла между алтарём и прихожанами – к которому прикреплялось большое количество икон, изображающих сцены из Библии. Фактически, интерьеры православных церквей часто были полностью покрыты этим видом религиозного искусства. Тесно связанные с византийским искусством (ок. 450-1450) и, несколько позже, с русским искусством (ок. 900 и далее), иконы используются и сегодня, особенно в восточных православных, восточных православных и коптских церквях.
Характеристики иконописи
Различные средства
Хотя в наши дни иконы наиболее тесно связаны с деревянными панелями, в Византии они могли быть написаны (или изваяны в мелком рельефе) из самых разных средств, таких как мрамор, слоновая кость, мозаика, драгоценный камень, драгоценный металл, эмаль или фресковая живопись. Ранние иконописцы, как правило, использовали энкаустическую краску, которая использует горячий пчелиный воск в качестве связующего вещества для связывания пигментов и облегчения их нанесения на поверхность. Позднее этот метод рисования был заменён темперной краской, в которой вместо яичных желтков использовался пчелиный воск.
Разнообразие размеров
Иконы различались по размеру от миниатюрных до очень больших. Некоторые типы икон вешались на шею в качестве подвесок, другие (известные как «триптихи», подобно проектам алтарного искусства) имели три панели, которые можно было открывать и складывать. Церковные иконы иногда имели более постоянную конструкцию, появляясь на фресковых фресках или сверкающих мозаиках, которые использовались в церковных интерьерах в качестве декоративного и учебного искусства. См: Мозаики Равенны 400-600 гг.
Символическое искусство
Несмотря на свою изобразительную образовательную функцию, иконопись в классической православной традиции является скорее символическим, чем натуралистическим искусством. Говоря иначе, в византийском искусстве иконные фигуры изображались таким образом, чтобы подчеркнуть их святость, а не человечность. В рамках этого иконописное искусство соблюдает определённые правила композиции и цвета, которые призваны усилить богословское послание.
Почти всё, что содержится в изображении иконы, по сути, символично. Например, у Иисуса, святых и всех ангелов есть нимбы. У ангелов (и обычно у Иоанна Крестителя) также есть крылья, потому что они считаются посланниками. Кроме того, фигуры принимают стандартные выражения лица и позы. Что касается цвета, то золотой символизирует щедрость Небес, красный – божественную жизнь. Синий цвет предназначен для человеческой жизни, а белый – для воскресения и преображения Христа. Если вы изучите иконы Христа и Марии: Иисус носит красную нижнюю одежду с синей верхней одеждой (Бог стал Человеком), а Мария носит синюю нижнюю одежду с красной верхней одеждой (она начала как человек, но становится ближе к Богу).
Все это напоминает египетское искусство древности, в котором (например) размер человека рассчитывался по его или её социальному статусу, а не по правилам линейной перспективы. Средневековая живопись, как и живопись Проторенессанса (ок. 1250-1350) и Интернациональной готики (ок. 1375-1450), также использовала разнообразные символы. Символическое или нет, искусство икон было важным, поскольку давало просителю возможность прямого общения с изображённой священной фигурой.
История иконописи
Истоки
Происхождение икон можно отнести к эпохе раннехристианского искусства, когда они служили картинами мучеников и их подвигов, которые начали предаваться огласке после римской легализации христианства, в 313 году. Фактически, в течение столетия или около того, только библейские фигуры были разрешены для изображения в форме икон. (Римский император считался религиозной фигурой).
Самые ранние изображения Иисуса и Марии были гораздо более реалистичными, чем более поздние стилизованные версии. После этого потребовалось несколько столетий, чтобы возник универсальный образ Христа. Два наиболее распространённых стиля портретной живописи включали: форму, изображающую Иисуса с короткими, жилистыми волосами, и альтернативный вариант, изображающий бородатого Иисуса с волосами, разделёнными посередине. Когда Рим пришёл в упадок, центр внимания переместился в Константинополь, где иконы стали одним из отличительных византийских видов искусства, наряду с мозаикой и церковной архитектурой. См. также: Христианское искусство, Византийский период.
Иконоборчество
Примерно 350 лет спустя в VIII и IX веках разгорелся спор об их использовании (иконоборчество). Иконоборцы (противники икон) утверждали, что они являются идолопоклонством; их сторонники отвечали, что иконы – это всего лишь символические изображения. В 843 году почитание икон было окончательно восстановлено, хотя очень немногие ранние византийские иконы пережили потрясения того периода – важным исключением являются писаные иконы, хранящиеся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, Египет.
После иконоборческих споров были введены дополнительные правила, регулирующие иконопись , портретное искусство, а также характер и масштаб церковных фресок и мозаичных украшений. Некоторые библейские сюжеты особенно поощрялись в качестве сюжетов для этих интерьерных декоративных искусств, включая Анастасис Христа и Коимесис Богородицы.
Рост иконописи
После этого иконопись расцвела, в частности, в период 850-1250 гг. как часть византийской культуры (более популярными были только мозаики), а также в период 1050-1450 гг. в Киеве, Новгороде и Москве, где она стала основной формой русской средневековой живописи, развиваемой такими художниками, как Феофан Грек, основатель новгородской школы иконописи.
Что касается византийской иконописной традиции, то мы имеем лишь несколько примеров 11 века или ранее, и ни одного предшествующего. Отчасти это связано с иконоборчеством, во время которого многие из них были уничтожены, отчасти с разграблением венецианцами во время Четвёртого крестового похода в 1204 году, и, наконец, с разграблением города турками-османами в 1453 году.
Начиная с 1453 года, византийская традиция иконописи была увековечена в регионах, ранее находившихся под влиянием её религии и культуры – то есть в России, на Кавказе, Балканах и большей части Левантийского региона. Сначала, как правило, иконописцы в этих странах строго придерживались традиционных художественных моделей и формул. Но со временем некоторые из них, в частности русские, постепенно расширили идиому, выйдя далеко за рамки ранее принятого.
В середине XVII века изменения в церковной практике, введённые патриархом Никоном, привели к расколу в Русской православной церкви. В результате, в то время как «старообрядцы» продолжали создавать иконы в традиционной стилизованной манере, Государственная церковь и другие приняли более современный подход к иконописи, включив в неё элементы западноевропейского реализма, аналогичного католическому религиозному искусству периода барокко.
Иконописцы
К сожалению, самые ранние иконописцы остаются неизвестными, мы знаем только некоторых из них: Феофан Грек (1340-1410), прибывший в Россию из Константинополя и оказавший влияние на московскую и новгородскую школы; Андрей Рублёв (1370-1427), его помощник Даниил Чёрный, и Дионисий (ок. 1440-1502) – один из первых мирян, ставших иконописцами. Среди поздних иконописцев были Богдан Салтанов (1626-1686) и Симон Ушаков (1626-1686) из поздней московской школы живописи, вероятно, последний крупный иконописец. Благодаря популярности икон среди русских, развилось огромное разнообразие школ и стилей иконописи, в частности, ярославской, владимиро-суздальской, псковской, московской и новгородской.
Знаменитые иконы
Самая известная картина восточного христианства – «Владимирская икона Божией Матери» (ок. 1131 г., Третьяковская галерея, Москва), предположительно прибывшая из Константинополя в Киев, а оттуда, в 1155 г., во Владимир. 26 августа 1395 года она была торжественно внесена в Москву при ликовании народа; в тот же день, как говорят, монголы были отбиты от городских ворот.
Об этой иконе существует множество легенд. Когда Наполеон вошёл в Москву, она была спасена из горящего Кремля и впоследствии с триумфом возвращена в собор. Тщательная экспертиза выявила то, что осталось от оригинала после шести перекрасок и реставраций, продолжавшихся столько же веков. Эти остатки, хотя эксперты расходятся во мнениях относительно деталей, показывают Владимирскую Богоматерь, которая по выражению лица и позе всегда была архетипом в русском искусстве. Наряду с Богородицей с младенцем, святымвеликомученикомГеоргием Победоносцем, является одним из самых популярных святых в русской иконологии. На протяжении четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого веков, которые были классической эпохой русской живописи, византийский стиль оставался неизменным выражением неизменной веры, за которой исчезали все индивидуальные качества.
Другие знаменитые иконы: Святой Пётр (ок. 550, монастырь Святой Екатерины, гора Синай), Святой Михаил (ок. 950-1000, Тезоро ди Сан-Марко, Венеция), и Троица (1427, Третьяковская галерея). Одна из самых почитаемых византийских икон (ныне утраченная) известна как Богородица Одигитрия. Согласно Евдокии, жене императора Феодосия II (ум. 460), эта икона на деревянной панели (хранящаяся в монастыре Одигон в Константинополе) была написана святым Лукой. Копируемый повсеместно в Византии, образ Богородицы Одигитрии оказал огромное влияние на западные изображения Богородицы и Младенца Христа в эпоху Средневековья и Возрождения.
Коллекции
Иконопись и мозаику можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Москва; Музей искусств, Новгород; Британский музей; Музей Виктории и Альберта; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; в Соборе Святой Софии (Константинополь, ныне Стамбул); монастырской церкви Христа в Хоре (Стамбул); соборе Торчелло, Венеция; соборе Чефалу, Сицилия; церкви Спасителя, Новгород; и монастыре Святой Екатерины, гора Синай, Египет.
Иконопись оказала большое влияние на многих русских современных художников, в частности Наталью Гончарову (1881-1962). Великолепная коллекция русских православных икон представлена на сайте Галлерикс, вместе с предложениями готовых икон от живущих ныне художников.
О более современных сокровищах русского искусства см. Пасхальные яйца Фаберже, серия красивых, но сложных драгоценных предметов, изготовленных из золота, серебра и драгоценных камней Санкт-Петербургским домом Фаберже.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для анализа и значений см.: Определение понятия «Искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?