Иконопись читать ~8 мин.
Иконы (от греческого «εἰκών» — «образ», «подобие») — это живописные изображения лиц или событий священной истории, являющиеся предметом почитания в восточном христианстве. Как правило, они представляют собой религиозные изображения на деревянной основе, обычно изображающие Христа, Деву Марию или святых. В домах верующих Восточной православной церкви (например, в Греции, России, на Украине) иконы всегда занимали важное место. Они также были неотъемлемым элементом убранства храма, где им оказывалось особое литургическое почитание.
Начиная с византийской эпохи, иконы служили средством богословского наставления. Особенно важную роль в этом играл иконостас — перегородка из камня, дерева или металла, отделяющая алтарь от остальной части храма. На иконостасе размещалось множество икон, иллюстрирующих библейские сюжеты. Интерьеры православных церквей нередко полностью покрывались религиозными росписями и иконами. Иконопись тесно связана с византийским искусством (около 450–1450) и, позднее, с русским искусством (с X века) и используется по сей день.
Характеристики иконописи
Материалы и техники
Хотя сегодня иконы ассоциируются преимущественно с живописью на деревянных досках, в Византии они могли создаваться (или вырезаться в виде барельефа) из самых разных материалов: мрамора, слоновой кости, мозаики, драгоценных камней и металлов, эмали или в технике фрески. Ранние иконописцы часто использовали энкаустику — технику, где в качестве связующего для пигментов применяется горячий пчелиный воск. Впоследствии эту технику вытеснила темпера, в которой связующим веществом служил яичный желток.
Размеры и форматы
Иконы могли быть как миниатюрными, так и очень большими. Существовали небольшие иконы-подвески, которые носили на шее, а также «триптихи» — складные иконы из трёх частей, напоминающие по конструкции алтарные образы. Храмовые иконы часто имели более монументальный характер, представляя собой фрески или мозаики, которые служили и украшением, и средством обучения верующих. См: Равеннские мозаики (V – VII века).
Символическое искусство
Несмотря на свою образовательную функцию, иконопись в классической православной традиции — это искусство скорее символическое, чем натуралистическое. В византийском искусстве фигуры изображались так, чтобы подчеркнуть их святость, а не человеческую природу. Иконопись подчиняется строгим канонам композиции и цвета, призванным усилить богословское послание.
Практически каждый элемент иконы несёт символическое значение. Например, у Иисуса, святых и ангелов есть нимбы. У ангелов (и часто у Иоанна Крестителя) также есть крылья, поскольку они — вестники. Фигуры изображаются в канонических позах и с определённым выражением лиц. Что касается цвета, то золотой символизирует сияние Царствия Небесного, а красный — божественную жизнь или жертвенность. Синий цвет обозначает человеческую природу, а белый — чистоту и святость, как в сценах Воскресения и Преображения Христа. Если изучить иконы Христа и Марии, можно заметить: Иисус одет в красную нижнюю одежду и синюю верхнюю (Бог стал Человеком), а Мария — в синюю нижнюю и красную верхнюю (будучи человеком, она приобщилась к божественному).
Этот подход напоминает древнеегипетское искусство, где размер фигуры определялся её социальным статусом, а не законами линейной перспективы. В иконописи также используется обратная перспектива, чтобы подчеркнуть, что образ обращён к молящемуся. Средневековая живопись, искусство Проторенессанса (около 1250–1350) и интернациональной готики (около 1375–1450) также использовали сложную систему символов. Независимо от символизма, икона была важна как средство прямого общения молящегося со священной фигурой.
История иконописи
Истоки
Истоки иконописи восходят к эпохе раннехристианского искусства. После легализации христианства в Римской империи в 313 году распространились изображения мучеников и их подвигов. Согласно преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Самые ранние из дошедших до нас икон датируются VI веком.
Ранние изображения Иисуса и Марии были более реалистичными, чем позднейшие стилизованные образы. Потребовалось несколько столетий, чтобы сформировался единый канонический образ Христа. Наиболее распространёнными были два типа изображения: один представлял Иисуса с короткими вьющимися волосами, другой — бородатого, с волосами, разделёнными пробором. С упадком Рима центр христианского мира сместился в Константинополь, где иконы, наряду с мозаикой и церковной архитектурой, стали одним из главных видов искусства. См. также: Христианское искусство Византийского периода.
Иконоборчество
В VIII и IX веках в Византийской империи разгорелся масштабный спор об использовании икон, известный как иконоборчество (726–843). Противники икон (иконоборцы) осуждали их почитание как идолопоклонство. Их защитники (иконопочитатели) утверждали, что иконы — это символические изображения, через которые почитание восходит к первообразу. В 843 году почитание икон было окончательно восстановлено, и в честь этого события был установлен праздник «Торжество православия». Однако очень немногие ранние византийские иконы пережили этот период. Важным исключением являются образы, сохранившиеся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай в Египте.
После эпохи иконоборчества были выработаны строгие правила, регулирующие иконографию портретных изображений, а также характер и содержание храмовых росписей. Некоторые библейские сюжеты стали особенно популярны в декоративном убранстве церквей, например, «Сошествие во ад» (Анастасис) и «Успение Богородицы» (Коимесис).
Расцвет иконописи
После окончания эпохи иконоборчества иконопись пережила расцвет, особенно в Византии в период 850–1250 годов (по популярности уступая только мозаикам) и на Руси в 1050–1450 годах, в Киеве, Новгороде и Москве. На Руси она стала основной формой средневековой живописи, развитой такими мастерами, как Феофан Грек, который работал в новгородской школе иконописи.
От византийской традиции сохранилось немного икон, созданных в XI веке или ранее, и ни одной доиконоборческой, за исключением синайских. Это связано не только с уничтожением икон в период иконоборчества, но и с разграблением Константинополя крестоносцами в 1204 году и его захватом турками-османами в 1453 году.
После 1453 года византийская иконописная традиция продолжала жить в регионах, находившихся под её культурным и религиозным влиянием: в России, на Кавказе и на Балканах. Изначально мастера строго следовали традиционным образцам, но со временем некоторые школы, особенно русские, значительно расширили иконописный язык.
В середине XVII века церковные реформы патриарха Никона привели к расколу в Русской православной церкви. «Старообрядцы» продолжали создавать иконы в традиционной стилизованной манере, в то время как государственная церковь стала использовать более современный подход, включая элементы западноевропейского реализма, схожие с католическим искусством эпохи барокко.
Иконописцы
Имена самых ранних иконописцев остаются неизвестными. Среди известных мастеров: Феофан Грек (около 1340–1410), прибывший на Русь из Константинополя и оказавший огромное влияние на московскую и новгородскую школы; Андрей Рублёв (около 1360–1428) и его сподвижник Даниил; а также Дионисий (около 1440–1502) — один из первых выдающихся иконописцев-мирян. К более поздним мастерам относятся Богдан Салтанов (1630-е – 1686) и Симон Ушаков (1626–1686) из поздней московской школы живописи, которого считают одним из последних великих иконописцев допетровской эпохи. Благодаря популярности икон на Руси развилось множество школ и стилей, в частности, ярославская, владимиро-суздальская, псковская, московская и новгородская.
Знаменитые иконы
Самая известная и почитаемая икона в России — «Владимирская икона Божией Матери» (около 1131, Третьяковская галерея, Москва). Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой и в 1131 году прислана на Русь из Константинополя в Киев, а оттуда в 1155 году перенесена во Владимир. Празднование в честь иконы установлено в память о спасении Москвы от нашествия татар под предводительством хана Мехмед-Гирея в 1521 году.
С этой иконой связано множество легенд. Когда Наполеон вошёл в Москву, её спасли из горящего Кремля. Тщательные исследования показали, что от первоначальной живописи после многочисленных поновлений и реставраций сохранились лишь фрагменты. Тем не менее, Владимирская Богоматерь по выражению лика и позе стала архетипом в русском искусстве. Наряду с образом Богородицы с младенцем, одним из самых популярных святых в русской иконографии является великомученик Георгий Победоносец.
Другие знаменитые иконы: Апостол Пётр (около 550, монастырь Святой Екатерины, гора Синай), Архангел Михаил (около 950–1000, сокровищница Сан-Марко, Венеция) и Троица Андрея Рублёва (1411 или 1425–1427, Третьяковская галерея). Одной из самых почитаемых византийских икон (ныне утраченной) была Богородица Одигитрия («Путеводительница»). Считалось, что этот образ, хранившийся в монастыре Одигон в Константинополе, был написан святым Лукой. Копии Одигитрии были широко распространены и оказали огромное влияние на западные изображения Богородицы с Младенцем в Средние века и в эпоху Возрождения.
Коллекции
Произведения иконописи и мозаики можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Третьяковскую галерею в Москве, Новгородский музей-заповедник, Британский музей, Музей Виктории и Альберта, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Богатейшие собрания находятся в соборе Святой Софии и церкви Христа в Хоре (Стамбул), соборе Торчелло (Венеция), соборе в Чефалу (Сицилия), церкви Спаса на Ильине улице (Великий Новгород) и монастыре Святой Екатерины на горе Синай (Египет).
Иконопись оказала большое влияние на многих русских художников XX века, в частности на Наталью Гончарову (1881–1962). Великолепная коллекция русских православных икон представлена на сайте «Галлерикс», наряду с предложениями готовых икон от современных мастеров.
О более поздних сокровищах русского ювелирного искусства см. статью Пасхальные яйца Фаберже — серия драгоценных изделий, изготовленных петербургской фирмой Фаберже из золота, серебра и драгоценных камней.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для анализа и определений см.: Определение понятия «Искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?