Пещерная живопись читать ~20 мин.
В доисторическом искусстве термин «пещерная живопись» охватывает любое настенное искусство, которое создавалось путём нанесения цветных пигментов на стены, полы или потолки древних скальных укрытий. Монохромная наскальная живопись — это изображение, выполненное только одним цветом (обычно чёрным), как, например, изображения в пещере Шове. Полихромная наскальная живопись состоит из двух или более цветов; яркими примерами служат великолепные многоцветные изображения бизонов на потолке в Альтамире или туров в Зале быков в Ласко. В отличие от живописи, термин «наскальная гравюра» (или «петроглиф») относится к изображениям, созданным путём процарапывания линий на поверхности скалы кремнёвым или другим каменным инструментом, а не рисования их углём или диоксидом марганца.
Происхождение и история
В настоящее время у нас нет точного представления о том, когда именно появилась наскальная живопись. Одна из теорий связывает развитие искусства каменного века с появлением анатомически современных людей в Европе в период верхнего палеолита. Согласно этой теории, развитие пещерного искусства совпало с вытеснением неандертальцев анатомически современным человеком, начиная примерно с 40 000 года до н. э. Действительно, примерно с этой даты в пещерах и скальных укрытиях по всему миру, но особенно во Франко-Кантабрийском регионе, начали появляться самые ранние наскальные изображения.
Наряду с настенной живописью развивалось и мобильное искусство, примером которого служат переносные «статуэтки Венер», такие как Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н. э.). В целом, техника и материалы пещерной живописи совершенствовались с течением времени. Так, монохромная живопись ориньякской культуры (40 000–25 000 лет до н. э.) уступает место полихромному искусству граветтской культуры (25 000–20 000 лет до н. э.). Апогей пещерной живописи традиционно относят к мадленской эпохе (ок. 15 000–10 000 лет до н. э.), ярчайшими образцами которой являются росписи в пещерах Ласко, Альтамира, Фон-де-Гом и Ле-Комбарель.
В позднемадленскую эпоху завершился ледниковый период, и глобальное потепление привело к изменению среды обитания, в частности к исчезновению обширных пастбищ северного оленя. Это повлекло за собой угасание мадленской культуры и её традиции наскального искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века, см. статью: Хронологическая шкала доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Изучение пещерного искусства, скульптур и украшенных костей, гальки и камней позволило археологам и другим учёным проследить развитие искусства от упрощённых ранних форм до детализированных, точных фигур в течение нескольких хронологических периодов. Художники начинали с рисования простых очертаний небольших животных. Позже они стали изображать более крупных животных и заполнять их силуэты красной или чёрной краской. Наконец, они перешли к созданию массивных фигур животных, закрашивая их тела земляными тонами коричневого или чёрного цвета и детализируя анатомию с помощью густой штриховки.
Типы
Большинство доисторических наскальных изображений были фигуративными, и 99% из них представляли животных. Вначале художники каменного века рисовали хищников (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и промысловых животных, таких как бизоны и северные олени. Однако начиная с солютрейской эпохи в изображениях стали преобладать именно промысловые животные.
Изображения людей встречались исключительно редко и, как правило, были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем фигуры животных.
Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические фигуры) также были широко распространены. Фактически, они представляют собой самый древний вид палеолитического искусства, найденный в пещерах верхнего палеолита, что подтвердили недавние результаты датировки росписей в Эль-Кастильо и Альтамире.
Кроме фигурной живописи и абстрактных знаков, доисторические пещеры также украшены многочисленными трафаретами и отпечатками ладоней. Согласно недавним исследованиям Дина Сноу из Университета штата Пенсильвания, большинство из них были сделаны женщинами, хотя мужчины и дети также оставляли свои отпечатки. Одними из лучших примеров этой формы росписи являются трафареты рук в пещере Гаргас (Верхняя Гаронна), панно с трафаретами рук в Шове (Ардеш) и отпечатки в Куэва-де-лас-Манос (Пещере Рук) в Аргентине.
Пещерная живопись в три этапа
Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа. Этот процесс мог значительно варьироваться в зависимости от опыта и мастерства художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа освещения, а также доступных материалов. Возьмём, к примеру, изображение бизона.
- Во-первых, на стене пещеры наносили контур и основные черты животного, либо процарапывая поверхность заострённым камнем, либо рисуя чёрный контур с помощью угля или диоксида марганца.
- Во-вторых, готовый контур животного раскрашивали или заполняли красной охрой или другими пигментами.
- В-третьих, края фигуры животного заштриховывали чёрным или другим тёмным пигментом для придания изображению трёхмерности и объёма.
Кроме того, для придания объёма и рельефа могла применяться дополнительная гравировка или даже скульптурная обработка, особенно если естественные изгибы пещерной стены способствовали созданию такого эффекта.
Где находится большинство наскальных рисунков?
Самые впечатляющие образцы наскальной живописи были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому их иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством. В этом регионе археологи обнаружили около 350 пещер с произведениями искусства верхнего палеолита. Крупнейшие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго (Кантабрия). Однако и в других частях света были найдены великолепно украшенные пещеры — в Южной Африке, Аргентине, Индии, Китае, Австралии и других местах.
Какие пещерные рисунки самые древние?
В настоящее время самым ранним искусством в доисторических пещерах, возраст которого подтверждён радиоуглеродным методом, считаются абстрактные знаки. В частности, это красная точка и отпечаток руки, найденные среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения были датированы по крайней мере 39 000 годом до н. э. и 35 500 годом до н. э. соответственно, что делает их древнейшими образцами пещерного искусства в Европе.
Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи с помощью уран-ториевого метода датирования определили возраст трафаретов рук в пещере Леанг Тимпусенг на острове Сулавеси — около 37 900 года до н. э. (Рисунки животных в той же пещере были датированы 33 400 годом до н. э.). Далее по возрасту следуют рисунки из пещеры Фумане (ок. 35 000 лет до н. э.), а затем два символа в форме ключиц (клавиформы), найденные в Альтамире и датированные 34 000 годом до н. э.
Следующими по возрасту являются рисунки в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Обнаруженные в 1994 году, они датируются примерно 32 000–30 000 годами до н. э. Наиболее продуктивными периодами для пещерного искусства были граветтская и мадленская культуры, датируемые 25 000–20 000 гг. до н. э. и 15 000–10 000 гг. до н. э. соответственно.
Примечание: Многие пещеры содержат свидетельства многократного нанесения рисунков, иногда на протяжении десятков тысяч лет. Поэтому некоторые из этих «пещерных студий» могут оказаться древнее, чем предполагалось изначально. Именно так произошло в Альтамире, где основной массив искусства относится к мадленскому периоду (ок. 15 000 лет до н. э.), но недавние анализы показали, что одно из абстрактных изображений датируется ориньякской эпохой — около 34 000 лет до н. э.
Какие изображения рисовали в доисторических пещерах?
Художники каменного века создавали разнообразные фигуративные и абстрактные изображения. Натуралистические картины в основном изображают сцены охоты или скопления животных — обычно бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота, туров и мамонтов. Однако встречается и широкий спектр других существ, таких как: львы, овцебыки, ослы, сайгаки, серны, волки, лисы, зайцы, выдры, гиены, тюлени, рыбы, рептилии и птицы.
При этом в доисторическом искусстве нет пейзажей или каких-либо элементов ландшафта, таких как горы или реки. Изображения людей появляются очень редко, и даже в этих случаях они скорее человекоподобны, чем реалистичны. Хорошие примеры: «раненые люди» в Куньяке; изображение человека с птичьей головой в «Шахте мертвеца» в Ласко; гравированное изображение «Колдуна» в пещере Труа-Фрер.
Как уже упоминалось, абстрактное искусство также было широко распространено. Стены пещер изобилуют разнообразными точками, линиями, знаками и символами. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые периодически появляются в разных пещерах. Некоторые из них выполнены простыми штрихами, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее.
Кроме упомянутых, к ним относятся: авиформы (птицеподобные знаки), клавиформы (булавовидные), кордиформы (сердцевидные), перекрестия, крестообразные, флабеллиформы (веерообразные), отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы (гребнеобразные), пенниформы (перистые), положительные стрелки, четырёхугольники, скаляриформы (лестничные), серпентиформы (змеевидные), спирали, тектиформы (крышеобразные), зигзаги и другие.
Какие методы рисования использовали художники каменного века?
Используя морские раковины в качестве ёмкостей для краски и работая при свете жировых ламп или, реже, при слабом солнечном свете, доисторические художники применяли самые разнообразные методы рисования. Вначале они, вероятно, рисовали пальцами, а затем перешли на использование кусочков пигмента (подобие мелков), подушечек из мха или кистей из шерсти животных и растительных волокон. Они также освоили более сложную технику распыления краски через полые трубки из тростника или костей.
В пещере Альтамира была найдена полая птичья кость, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н. э. Это свидетельствует о том, что солютрейско-мадленские художники уже к этому времени владели техникой распыления краски. Художники каменного века также использовали приёмы ракурса и светотени (кьяроскуро). Каждая эпоха вводила новые методы, и пещеры, украшавшиеся на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — в Ласко, например, археологи выявили более десятка различных стилей живописи.
Как доисторические художники получали цвета красок?
Все красящие пигменты, использовавшиеся в наскальной живописи, добывались на месте, в основном из минералов. Художники каменного века использовали несколько комбинаций материалов для создания цветных красок.
Глинистая охра давала три основных цвета: многочисленные оттенки красного, а также жёлтый и коричневый. Для получения чёрного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок их смешивали со связующим веществом, чтобы краска лучше держалась на поверхности скалы. В качестве связующего могли выступать пещерная вода (часто с высоким содержанием карбоната кальция), животные жиры, растительный сок, кровь или моча. Они также использовали наполнители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (получаемый из измельчённых и обожжённых костей животных).
Можно предположить, что художники были знакомы с пигментами благодаря росписи по телу и лицу — практикам, которые существовали за тысячелетия до того, как они начали украшать пещеры. Более подробно о типах красящих пигментов, использовавшихся в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.
Делали ли художники каменного века предварительные наброски?
Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под чёрным пигментом рисунков, что указывает на то, что перед нанесением краски делали подготовительный набросок. Чаще силуэт животного вместе с его основными чертами процарапывался в скале кремнём, а затем закрашивался пигментом.
Какая цель была у этих пещерных рисунков?
Мы не знаем наверняка. Изначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические данные показывают, что в расписных пещерах не жили обычные люди. По-видимому, их посещала лишь небольшая группа художников или других людей, связанных с проведением ритуалов.
В результате сейчас преобладает мнение, что пещерная живопись создавалась в ритуальных целях — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными обрядами, проводимыми шаманами. В используемой иконографии нет чёткой и единой системы, поэтому в настоящее время большинство теорий о точном значении или функции пещерной живописи каменного века остаются лишь предположениями.
Содержат ли доисторические пещеры скульптуру?
Да. Сохранилось несколько прекрасных примеров рельефной скульптуры. Среди них — Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н. э.), один из шести барельефов, высеченных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко. Другой знаменитый пример — рельефные изображения бизонов из необожжённой глины, найденные в пещере Тюк д’Одубер в Арьеже, Франция. Эксперты считают, что доисторическая скульптура могла быть столь же распространена, как и настенная живопись, но большая часть таких произведений со временем была разрушена или утрачена.
Знаменитые пещеры, содержащие рисунки каменного века
Европа (Франция и Испания)
Франко-кантабрийская доисторическая пещерная живопись, вероятно, известнее любой другой традиции настенного искусства в мире. Здесь представлены самые знаменитые пещеры региона, украшенные росписью.
Пещера Эль-Кастильо (39 000 до н. э.) Пуэнте-Вьесго, Испания
Обнаруженная в комплексе пещер Монте-Кастильо, эта пещера содержит древнейшее искусство Homo sapiens в Европе. Более древними являются лишь знаки, оставленные неандертальцами, например, в пещере Ла-Феррасси (ок. 60 000 до н. э.).
Пещера Фумане (ок. 35 000 до н. э.)
Итальянская доисторическая пещера, в которой обитали охотники на оленей ориньякской культуры. На фрагментах обрушившейся стены пещеры были найдены несколько наскальных рисунков древних животных.
Абри-Кастанет (ок. 35 000 лет до н. э.)
Скальное убежище в Дордони, содержащее выгравированные изображения женских гениталий и мужских фаллосов, а также рисунки лошадей охрой и некоторые абстрактные символы.
Пещера Альтамира (первая фаза, 34 000 лет до н. э.) Антильяна-дель-Мар, Испания
Клавиформ (булавовидный знак), найденный в самой отдалённой части пещеры, был датирован уран-ториевым методом 34 000 годом до н. э.
Пещера Шове (ок. 32 000–30 000 лет до н. э.) Валлон-Пон-д’Арк, Франция
Обнаруженная в 1994 году, пещера Шове — выдающийся образец ориньякского искусства — состоит из двух основных частей. В первой большинство изображений красного цвета, в то время как во второй животные в основном чёрные. Наиболее яркими являются панно с лошадьми и панно со львами и носорогами. См. Росписи пещеры Шове.
Грот-де-Дёз-Увертюр (Пещера двух входов)
(ок. 28 000–26 000 до н. э.) Ущелье Ардеш, недалеко от пещеры Шове
Примечательна своими наскальными гравюрами животных, включая более 50 фигур туров и мамонтов.
Пещера Коске (ок. 25 000 лет до н. э.), побережье Марселя, Франция
Обнаруженная глубоководным дайвером Анри Коскером в 1985 году и датируемая 25 000 годом до н. э., пещера Коске имеет вход, расположенный на глубине более 30 метров ниже уровня моря. Её росписи включают ручные трафареты, знаки-плакары, рисунки углём и около 100 полихромных рисунков лошадей и других животных. Подробнее см: Росписи пещеры Коске.
Пещера Куссак (ок. 25 000 лет до н. э.) Ле-Бюисон-де-Кадуэн, Дордонь, Франция
Обнаруженная в 2000 году, её граветтское искусство схоже с изображениями в пещерах Рукадур и Пеш-Мерль в Керси.
Пещера Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н. э.) Кабрере, Юг-Пиренеи, Франция
Обнаруженная в 1922 году, Пеш-Мерль известна своими драматичными полихромными рисунками «Пятнистые лошади», выполненными углём и охрой на известняке, и знаками типа «плакар». Подробнее см: Пещерные рисунки Пеш-Мерль.
Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 до н. э.)
Подобно изображениям, обнаруженным в Пеш-Мерле и Куньяке, искусство Рукадура состоит из ручных трафаретов, гравировок и абстрактных символов.
Пещера Куньяк (первый этап, ок. 23 000 лет до н. э.) Гурдон, Лот, Франция
В пещере обнаружены рисунки животных граветтской эпохи и необычные знаки-плакары.
Пещера Ла-Пилета (ок. 18 000 до н. э.) Андалусия, Испания
Содержит наскальные рисунки животных, включая редкое изображение рыбы, а также большое разнообразие абстрактных знаков.
Пещера Ле-Плакар (ок. 17 500 лет до н. э.) Ла-Рошфуко, Франция
Известна своими нерасшифрованными авиформными знаками, почти идентичными тем, что были обнаружены в Коске, Пеш-Мерле и Куньяке.
Пещера Коске (вторая фаза 17 000–15 000 лет до н. э.) Марсель, Франция
Второй период росписи в Коске пришёлся на позднюю солютрейскую эпоху.
Пещера Ласко (ок. 17 000–13 000 до н. э.) Монтиньяк, Дордонь, Франция
Обнаруженная в 1940 году, Ласко содержит как солютрейское, так и мадленское искусство. Пещерный комплекс состоит из семи украшенных камер с более чем 2000 нарисованных изображений. Среди них — потрясающий Зал Быков, названный так из-за изображений туров (диких быков), хотя там также есть множество рисунков лошадей. Здесь находятся такие знаменитые изображения, как Большой чёрный бык, Единорог и Человек-птица. Подробнее см: Пещерные рисунки Ласко.
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н. э.) Куэвас-де-Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания
Обнаруженная в 1911 году, пещера Ла-Пасьега состоит из одной главной галереи длиной около 73 метров с ответвлениями в несколько второстепенных галерей. Её пещерное искусство насчитывает более 700 нарисованных изображений (примерно 100 оленей, 80 лошадей, 30 горных козлов, 30 быков, а также северные олени, мамонты, птицы и рыбы), включая многочисленные абстрактные символы (идеоморфы) и гравюры.
Пещера Альтамира (заключительный этап ок. 15 000 лет до н. э.) Антильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания
Обнаруженная в 1879 году и датируемая 15 000 годом до н. э., Альтамира считается археологами и искусствоведами «Сикстинской капеллой палеолитического искусства» благодаря высококачественным крупномасштабным настенным росписям. Потолок так называемой Полихромной камеры, украшенный 30 крупными изображениями животных (в основном бизонов), ярко выполненными красным и чёрным пигментом, считается вершиной мадленского искусства во франко-кантабрийском регионе. Подробнее см: Пещерные рисунки Альтамиры.
Пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н. э.) Дордонь, Франция
Первая из обнаруженных в Перигоре пещер с доисторической живописью. Известна своим фризом из пяти бизонов, дополненным сложной штриховкой для передачи объёма.
Пещера Тито-Бустильо (14 000 лет до н. э.) Астурия, Испания
Известная своей Галереей лошадей, её наскальные рисунки стоят в одном ряду с рисунками из Эль-Кастильо, Альтамиры и пещеры Ла-Пасьега как важные примеры палеолитической культуры на Пиренейском полуострове.
Пещерные рисунки Куньяка (вторая фаза, 14 000 лет до н. э.) Гурдон, Лот, Франция
Его мадленские произведения искусства включают потрясающее изображение красного горного козла, искусно вписанное в рельеф стены так, что камень напоминает шерсть, свисающую с живота животного, и несколько уникальных антропоморфных фигур.
Мамонты пещеры Руффиньяк (ок. 14 000–12 000 до н. э.) Руффиньяк, Дордонь
Содержит самый большой комплекс подземных ходов в Перигоре. Украшения включают более 250 гравюр и монохромных рисунков. Тематика включает бизонов, мамонтов, лошадей и шерстистых носорогов, а также ряд абстрактных символов.
Пещера Ла-Марш (ок. 13 000 лет до н. э.) Люссак-ле-Шато, Франция
Обнаруженная в 1937 году, она поразила археологов серией раскрашенных гравюр с изображениями человеческих голов и лиц, на некоторых из которых были видны детали одежды. Французские власти подтвердили подлинность, но многие эксперты по-прежнему скептически относятся к возрасту рисунков.
Пещера Нио (13 000–11 000 до н. э.) Фуа, Верхние Пиренеи, Франция
Одна из самых важных галерей мадленского искусства после Ласко и Фон-де-Гом. Знаменита следами ног древних людей, уникальным изображением ласки и другими высококачественными наскальными рисунками.
Пещера Труа-Фрер (13 000–12 000 до н. э.) Верхние Пиренеи, Франция
Всемирно известна нарисованной и выгравированной человекоподобной фигурой, известной как «Колдун», которая сочетает в себе черты различных животных. Считается, что она изображает шамана.
Пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н. э.) Дордонь, Франция
Ещё одно крупное место мадленского искусства, которое может похвастаться 600–800 высоконатуралистичными гравюрами животных, а также коллекцией из более чем 50 антропоморфных фигур и множеством тектиформных знаков.
Остальная Европа
Важные расписные пещеры в Европе, за пределами Франции и Испании:
Пещерные рисунки Фумане (35 000 лет до н. э.) Холмы Лессини, Верона, Италия
Содержат грубые фигуративные изображения животных и человекоподобной фигуры. Представляют собой древнейшее искусство в Италии и один из древнейших образцов фигурной живописи в мире.
Пещерное искусство Колибойя (30 000 лет до н. э.) Природный парк Апусени, Румыния.
Обнаруженные в 2009 году, росписи включают восемь рисунков углём, возраст которых подтверждён радиоуглеродным методом, и по крайней мере одну гравюру. Это самое древнее пещерное искусство в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Капова пещера (12 500 лет до н. э.) Заповедник Шульган-Таш, Россия.
Расположенная в Башкортостане — российской республике, лежащей между Волгой и Уральскими горами, — пещера содержит рисунки красной охрой мамонтов и лошадей, а также многочисленные абстрактные символы и трафареты ладоней. Представляет собой самую древнюю наскальную живопись в России.
ОСТАЛЬНОЙ МИР
Другие очень древние пещеры, содержащие настенное искусство каменного века, находятся в центральной Индии, Южной Африке, Австралии, Намибии, Аргентине и Юго-Восточной Азии, а также в других местах по всему миру.
Индия
В пещерах Аудиториум и Дараки-Чаттан в штате Мадхья-Прадеш, Центральная Индия, недавно было обнаружено древнейшее в мире известное искусство в виде купул (cupules) — чашеобразных углублений (разновидности петроглифов), вырезанных на твёрдом кварците и относящихся к эпохе нижнего палеолита. Подробности и фотографии см: Петроглифы Бхимбетки и пещерное искусство Дараки-Чаттана.
Другим важным местом искусства каменного века в Индии являются скальные жилища Бхимбетка, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который был известен индийским археологам ещё в 1888 году. Расположенное в штате Мадхья-Прадеш к югу от Бхопала на краю холмов Виндхьячал, это место содержит самые ранние следы человеческой жизни в Индии, хотя возраст самих наскальных рисунков составляет всего около 9 000 лет.
Изображения, обычно выполненные в красном и белом цветах с редким использованием зелёного и жёлтого, охватывают большую часть эпох мезолита и неолита, а также бронзовый, железный и позднесредневековый периоды. Они отражают множество различных сцен (например, охоту, танцы, верховую езду, всадников на слонах, бои животных, бытовые сцены) и объектов (например, бизонов, тигров, львов, кабанов, слонов, антилоп, собак, ящериц, крокодилов).
Южная Африка
Африканское искусство включает некоторые из самых древних видов искусства в мире, в том числе и наскальные рисунки. Древнейшие из них были обнаружены в пещере Бломбос, недалеко от Кейптауна. Они представляют собой несколько гравировок в виде геометрических узоров на кусках охры и датируются 70 000 годом до н. э. Подробности и фотографии см: Пещерное искусство Бломбоса.
Намибия
В пещере Аполлон-11 в горах Хунс была найдена серия геометрических и животных изображений, выгравированных и нарисованных на семи каменных плитах, датируемых 25 500 г. до н. э.
(Подробнее см: Камни пещеры Аполлона 11) Необычно то, что изображения, нарисованные углём, красной охрой и белой краской, были нанесены на плиты в другом месте, а затем принесены в пещеру. Эксперты считают их ранним образцом племенного искусства.
Австралия
Австралийские аборигены были создателями всего палеолитического искусства континента. К самым древним традициям искусства аборигенов — считается, что они датируются 30 000 годом до н. э., хотя это не подтверждено окончательно — относятся наскальные рисунки Кимберли (Западная Австралия), наскальные рисунки Убирр (Арнем-Ленд, Северная территория) и наскальные рисунки полуострова Беррап (Пилбара). К более поздним произведениям относятся рисунки Брэдшоу (сейчас их называют искусство Гвион), датируемые 15 500 г. до н. э., в Кимберли, Западная Австралия. Однако самым древним датированным произведением искусства в Австралии является рисунок углём на обломке скалы из Наварла-Габарнманг, который был датирован по углероду 26 000 годом до н. э.
Аргентина
В Куэва-де-лас-Манос (Пещере Рук) в долине реки Пинтурас находится самая древняя наскальная живопись в Америке. Самые древние фрески, относящиеся к эпохе мезолита, около 9 000 лет до н. э., состоят из десятков трафаретов рук, окрашенных красным, чёрным и белым пигментами. Более поздние изображения включают картины животных, сцены охоты и сложные абстрактные узоры (идеоморфы).
Юго-Восточная Азия
Наскальные рисунки также были найдены в Таиланде (в хребте Пхетчабун в Центральном Таиланде и в провинции Накхонсаван), Малайзии (в Гуа-Тамбун в Пераке и в Расписной пещере в национальном парке Ниах) и Индонезии, в районе Сангкулиранг на Калимантане. Недавние находки в пещерах Марос-Пангкеп на индонезийском острове Сулавеси показывают, что одни из самых древних произведений искусства на планете были созданы мигрантами, перебиравшимися через острова в сторону Австралии. Эти находки позволяют предположить, что художественные способности современного человека развились ещё до того, как он покинул Африку около 80 000 лет до н. э., а не возникли «случайно» в разных точках мира. См. также: Искусство Океании.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?