Искусство палеолита читать ~31 мин.
Всё, что у нас есть для изучения культуры каменного века в целом и доисторического искусства в частности, — это разрозненные и анонимные находки: обработанные и отполированные камни, осколки керамики, украшенные кости, захороненные скелеты и другие скудные останки древних людей, наскальные изображения с рисунками и гравюрами и, наконец, погребальные памятники, а также руины культовых и укреплённых сооружений.
Именно эти артефакты позволяют доисторикам определять этапы развития человечества и его цивилизаций — колыбели искусства каменного века. Этот путь начался в ту далёкую эпоху в конце третичного периода, когда человек выделился из мира животных, и продолжался до появления основ нашей цивилизации — приручения скота и зарождения земледелия. Изучение современных племён охотников-собирателей в обоих полушариях — таких как бушмены Южной Африки, коренные жители Тасмании, эскимосы и другие — помогает доисторикам лучше понять ископаемого человека, хотя между ними и нет прямой преемственности. См. также: Хронология доисторического искусства.
География
География тех далёких времён существенно отличалась от современной. Целые сухопутные массивы, такие как Зондский шельф (часть Юго-Восточной Азии), сегодня находятся под водой. Исчезли и сухопутные мосты, когда-то соединявшие берега Средиземного моря, Англию с континентальной Европой и Анатолию с Балканами.
С другой стороны, в разные эпохи первобытному человеку приходилось преодолевать сложные препятствия, о которых мы имеем лишь смутное представление. Каспийское море простиралось далеко на север, а наступление великих скандинавских и русских ледников закрывало «ворота на Восток» между Западной Европой и Центральной Азией. Вследствие этого народы палеолита могли проникать из Малой Азии и Африки в Европу только южными и юго-восточными путями. Возможно, этим объясняется расположение таких древнейших находок, как Венера из Берехат-Рам (Голанские высоты) и Венера из Тан-Тана (Марокко). «Ворота» снова открылись лишь много позже, дав начало новым волнам миграции на Запад.
Вот почему Европу, единственный на сегодня полностью изученный регион, следует рассматривать не как обособленную единицу, а как полуостров на северо-западе доисторического мира, через который прокатывались одна за другой волны переселенцев. Сменяющие друг друга культуры каменных орудий также поднимают расовые вопросы, поскольку появление новых цивилизаций в Европе обычно совпадает с появлением новых типов людей, чьё происхождение не связано с Западной Европой.
Индия, Малая Азия, Западная Европа, Африка (Восточная, Южная и Западная) и Ява выделяются как регионы, прошедшие через схожие фазы человеческого развития. Несмотря на заметные различия в культурах орудий труда, между ними прослеживается связь; даже при разнообразии комбинаций составные элементы появляются вновь и примерно в той же последовательности. Более того, нет сомнений, что Сибирь и даже Северный Китай с определённого момента в конце четвертичного периода стали частью этого мира и, вероятно, источниками важных культурных изменений. См: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время).
Доисторическое общество
Кем были первые люди, которые, по крайней мере в некоторых случаях, хоронили своих мертвецов? Были ли они лишь разновидностью изобретательных животных, приспособившихся с помощью кремня и огня основать человеческую империю в мире гигантских чудовищ? Благодаря им стала возможной жизнь для более «современного» вида человека (называемого Homo sapiens sapiens), который пришёл из Африки в западную часть доисторического мира ещё в разгар ледникового периода.
Отметим, что недавние открытия — гравюры в пещере Бломбос (ок. 70 000 до н.э.) и более тонкие гравюры на яичной скорлупе из Дипклофа (ок. 60 000 до н.э.) — доказывают, что эти современные люди уже обладали искусством и пользовались им. В пользу этой точки зрения свидетельствует и недавняя датировка пещерного искусства на Сулавеси (Индонезия) возрастом 37 900 лет до н.э. Это открытие подкрепляет гипотезу о том, что азиатский и европейский «современный человек» не случайно развили навыки рисования в одно и то же время, а уже обладали ими, когда покинули Африку.
Человек начал активно осваивать пещеры лишь во время холодной фазы последнего ледникового периода (около 40 000–10 000 лет до н.э.); с этого момента завеса над его социальной жизнью начинает приподниматься. В этих более постоянных и защищённых жилищах обнаруживаются очаги, а иногда и захоронения.
Как искусство малых форм (переносная резьба), так и монументальное искусство (росписи и рельефы в пещерах) доисторического периода, помимо большого художественного интереса, ставят и другие вопросы, касающиеся магического и, возможно, религиозного назначения этого древнейшего искусства. Как ни странно, женские символы и тотемы середины ориньякского периода — такие как загадочный Человек-лев из Холенштайн-Штаделя (ок. 38 000 до н.э.) и Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.) — позже исчезают, уступая место искусству, сосредоточенному на изображении животных. Животные изображаются пронзёнными символическими стрелами (бизоны и горные козлы в пещере Нио; лошади в Ласко), глиняные модели испещрены следами от копий (в Монтеспане найдены обезглавленные фигуры льва и медведя, которым, похоже, в разное время «надевали» новые шкуры) — все эти факты наводят на мысль о симпатической магии.
Многочисленные изображения беременных женщин среди «палеолитических венер» (например, Венера из Леспюга, 23 000 лет до н.э.) и мужчин, пристально следящих за женщинами, указывают на магию плодородия. Намеренное искажение черт некоторых животных, по-видимому, свидетельствует о существовании табу. Человеческие фигуры в масках животных или гротескных масках напоминают о танцах и обрядах инициации у современных племён и могут изображать колдунов или божеств верхнего палеолита. Прекрасным примером является сцена жертвоприношения и ритуала, запечатлённая в знаменитых гравюрах из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.).
Более поздние наскальные рисунки восточной Испании позволяют нам увидеть, как древние люди охотились, воевали, танцевали и даже как протекала их семейная жизнь.
Истоки доисторического искусства
История труда начинается с каменных орудий того времени, когда их искусственное происхождение стало достаточно очевидным, чтобы отличать их от естественных сколов. С самого начала инструменты были необходимы, чтобы выкапывать из земли съедобные корни или добывать желваки необработанного камня для дальнейшей обработки.
Для раскалывания камня требовались молотки и наковальни. Техника обработки со временем менялась: от грубых ударов камнем о камень к использованию дерева, созданию двусторонних орудий (бифасов) для получения более длинных и тонких отщепов, а затем и длинных узких пластин — методы их изготовления до сих пор не до конца ясны, хотя они, несомненно, включали использование деревянного клина.
Во все времена для обработки дерева и кости были необходимы инструменты, сделанные из отщепов с обработанными краями. Оружие было незаменимо. Сначала оно было массивным: его держали в руке или крепили к рукояти и использовали для нанесения ударов рубящей кромкой, как топор, или остриём, как копье. Позднее предпочтение отдавалось более лёгким типам, которые служили кинжалами или наконечниками для дротиков, копий и стрел. Режущие инструменты также всегда были нужны для разделки туш и изготовления меховой одежды. Уже в ранний ориньякский период (ок. 35 000 до н.э.) эти достижения в технологии изготовления орудий позволили совершить значительный скачок в доисторической скульптуре, примером чего является Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 до н.э.).
В мадленский период широкое распространение получили материалы животного происхождения — слоновая кость, кости и рога оленей; из них делали шилья, наконечники копий, кинжалы, лощила, скребки, а ближе к концу периода — иглы с ушком и гарпуны с зазубринами. Кроме того, в пещерной живописи использовалось огромное разнообразие минеральных красок.
Человек верхнего палеолита был способен проникать вглубь подземных лабиринтов, имея при себе светильники, которые можно было разжечь в случае, если пламя погаснет. Это требовало большой смелости, ведь во все времена необжитые тёмные пещеры внушали людям страх. Эти тёмные галереи (а возможно, и другие места) служили сценой для магических обрядов, направленных на приумножение желаемой добычи, избавление от опасных хищников и обеспечение успеха на охоте.
Подобно эскимосам, древние люди, вероятно, считали зиму сезоном затишья в охоте, живя в основном за счёт заготовленных запасов. Это было время для проведения племенных ритуалов, схожих с эскимосскими: посвящение подростков в традиции и верования, передача им прав и обязанностей взрослых; церемонии для увеличения поголовья полезных животных, для уничтожения крупных хищников, для охотничьей магии и обращения с этими целями к высшим силам, управляющим миром, и к душам убитых животных, чьего возрождения они желали. Все эти обычаи, до сих пор существующие у эскимосов, возможно, практиковались и в верхнем палеолите, что даёт удовлетворительное объяснение религиозной и магической природе изображений. Некоторые гравированные или резные кости, вероятно, служили охотничьими талисманами.
Примечательно, что ни на стенах украшенных пещер, ни на расписных скалах мы не находим следов геометрических или стилизованных орнаментов, характерных для искусства малых форм. Это говорит о том, что в разных ветвях искусства преобладали разные ментальные установки.
Находки, столь ценные для этнографа, являются единственным достоверным свидетельством происхождения искусства, будь то фигуративное или декоративное. Великолепная резьба по слоновой кости из Швабской Юры раннего ориньяка доказывает, что искусство в ту эпоху отнюдь не было примитивным. Одна лишь сложная и необычная Венера из Брассемпуи свидетельствует о долгом художественном прошлом, которое нам совершенно неизвестно.
Существовало ли искусство в эпоху нижнего палеолита?
Несомненно. Кроме примитивных петроглифов, известных как купулы (чашевидные углубления), среди гальки мы находим кремнёвые желваки необычных форм, которые были обработаны человеком четвертичного периода. Некоторые сколы, подчёркивающие предполагаемое сходство с чем-либо, несомненно, были вызваны природными или механическими воздействиями, разрушившими углубления или более хрупкие выступы. Лишь немногие фрагменты можно объяснить случайным сходством.
В дальнейшем развитие обработки кости и распространение этой техники стало отправной точкой для декоративного искусства. После достижения чисто утилитарных результатов обработка кости должна была стать элементом искусства: ритм повторяющихся надрезов стал цениться и копироваться либо для украшения повседневного предмета, либо для освящения магического или религиозного объекта.
Но декоративное искусство — это не то же самое, что изобразительное искусство, которое включает в себя другие элементы. Во-первых, ментальный компонент, заключающийся в распознавании сходства и получении удовольствия от его констатации, то есть подражание. Во-вторых, жест выбора или повторения, направленный на сохранение, улучшение или воспроизведение воспринятого образа, то есть дублирование.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Источники доисторического изобразительного искусства
Подражание связано с глубокими психологическими потребностями; каждое существо стремится гармонировать со своим окружением через бессознательное стремление к имитации. Подлинное подражание существует и у высших животных: два животных побуждают друг друга к воспроизведению своих действий. Некоторые из них, например попугаи и обезьяны, даже подражают видам, сильно отличающимся от их собственных. Такое подражание — это спонтанная пантомима, которая на определённых этапах может перерасти в своего рода игру или драму: например, котёнок, гоняющийся за опавшим листом, или щенок, хватающий палку, как настоящую добычу. Точно так же дети обладают необычайной склонностью к подражанию и даже к драматизации.
Инстинкт детей и представителей традиционных обществ подражать походке и крикам различных животных соответствует подражательной фазе искусства, которая предполагает оценку пластического сходства в действии.
Охотничий камуфляж вносит ещё один элемент: маскировку, которая также может быть вызвана желанием усилить сходство с животным. Такая маскировка, безусловно, играла огромную роль у охотничьих народов. Сырьём для неё служили части тел животных (у эскимосов — северный олень, у североамериканских индейцев — волк, у бушменов — страус).
Успех этих уловок интерпретировался в терминах охотничьей магии; считалось, что маска обладает сверхъестественной силой, а имитационные танцы, в которых она использовалась, давали власть над желанным животным. (См.: Племенное искусство).
Идея сходства имеет и другие сопутствующие источники. В Новой Зеландии украшение лица породило целую серию тесно связанных образов; там всё изобразительное и даже декоративное искусство происходит от татуированного человеческого лица, мотивы которого переносились и на другие части тела. Ещё один очень богатый источник для охотничьих народов — намеренное наблюдение и воспроизведение отпечатков ног людей или животных на земле. Древнейшие гравированные скалы Южной Африки иногда сплошь покрыты ими. Другие следы — это отпечатки человеческой руки, обмакнутой в краску и прижатой к скале.
Для получения изображения руки также использовался трафаретный способ: контуры ладоней обводились краской. Позже люди начали рисовать руки напрямую, отказавшись от этих примитивных техник.
От отпечатков рук к произведениям искусства
В начале верхнего палеолита люди добывали глину со стен некоторых пещер. Их пальцы, погружаясь в мягкий материал, оставляли бороздки разной глубины или расположенные рядом отверстия; это ещё не было искусством — просто следы. Ориньякцы обратили на них внимание; они заметили регулярность этих отпечатков, ритм глубоких проколов, параллельность линий и стали воспроизводить их уже не для добычи глины, а ради самого процесса. Они с удовольствием повторяли узоры, усложняя их и повышая их декоративную ценность. (Примечание: подробнее см: Доисторические трафареты и отпечатки рук). Вполне возможно и даже вероятно, что, как и в случае с изобразительным искусством, другие идеи наложились на этот предварительный этап и превратили эстетическую прихоть в ритуал.
Трафареты и другие отпечатки рук
Одним из самых ранних проявлений искусства верхнего палеолита являются трафареты и другие формы отпечатков рук, которые впервые появились в испанских пещерах Эль-Кастильо (ок. 39 000 до н.э.) и Альтамира (ок. 34 000 до н.э.) в ранний ориньякский период. Во Франции наиболее яркими примерами являются леденящие душу трафареты рук из пещеры Гаргас (ок. 25 000 до н.э.), а также отпечатки из пещер Коскер (ок. 25 000 до н.э.), Пеш-Мерль (ок. 25 000 до н.э.), Рукадур (ок. 24 000 до н.э.) и Куньяк (ок. 23 000 до н.э.). Отдельно стоит упомянуть знаменитую Пещеру Рук (Куэва-де-лас-Манос) (ок. 7 000 до н.э.) в Аргентине.
Линейный рисунок
В то время как ориньякцы выводили многочисленные декоративные меандры в пещерах Гаргас (Пиренеи), Орнос-де-ла-Пенья (Испания) и других, некоторые их современники делали схожие открытия в других местах. Пальцы, смазанные охрой или глиной, оставляли четыре параллельные линии при проведении по чистой поверхности скалы. Это стало причиной появления извилистых линий в пещере Ла-Пилета (недалеко от Малаги), эквивалентных «макаронам» Гаргаса. Если в умах людей, рисовавших таким образом, зарождалась идея сходства, то, подобно детям, они могли интерпретировать свои знаки на месте и дополнять их, чтобы усилить замеченное сходство. Затем они могли начать воспроизводить контур намеренно — так зародился собственно линейный рисунок.
Переход, должно быть, произошёл быстро, поскольку найдено очень мало явных примеров этого процесса; самые ранние фигуры чрезвычайно просты, но уже откровенно натуралистичны. Правда, в тот же период ориньякцы уже вырезали замечательные статуэтки людей из слоновой кости и камня (например, Венеру Гальгенбергскую), а вскоре после этого стали создавать и барельефы (например, известняковую Венеру Лоссельскую, ок. 23 000 до н.э.).
Как только идея сходства укоренилась, появилась возможность систематически интерпретировать естественные формы скал, камней и кусков дерева. Мы видим множество примеров этого начиная с ориньяка. Сходство подчёркивалось штриховкой или добавлением линий. Сначала статуэтки изготавливались из глины, которую было легко обрабатывать, а затем — из более прочных материалов.
Изобразительное искусство
Зародившись из инстинкта подражания живого живому и врождённого чувства сходства, искусство развивалось прежде всего через драматические действия и маскировку с использованием останков животных, а затем через искусственные маски, ставшие самостоятельным явлением.
Когда мышление развилось до такой степени, что позволило образно интерпретировать отпечатки пальцев на стенах, человек перешёл к свободному рисованию, которое позже развилось в палеолитическую живопись и графику.
В то время как изобразительное искусство, зародившееся из масок, татуировок, отпечатков ног или рук, привело лишь к весьма условным, узорчатым творениям, в рисунках, появившихся в результате интерпретации случайных мазков, а также в изображениях, созданных на основе естественных неровностей скал, и в более поздних статуэтках преобладал визуальный реализм. Он особенно развился у народов, живущих охотой, в которой зрение играет жизненно важную роль.
Рельефная скульптура
На протяжении верхнего палеолита доисторические пещерные художники демонстрировали растущую способность вписывать рисунок или гравировку в поверхность скалы, используя все преимущества естественных контуров и изломов пещерной стены для придания своим изображениям максимальной трёхмерности. Рельефная скульптура — это лишь следующий шаг в этом процессе. Выдающиеся примеры рельефной скульптуры каменного века включают: известняковый барельеф, известный как Венера Лоссельская (ок. 23 000–20 000 до н.э.), обнаруженный в Дордони; редкое изображение лосося в пещере Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000–20 000 до н.э.) в Перигоре; известняковый фриз в Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; потрясающий 13-метровый фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) в Дордони; рельефы двух бизонов из необожжённой глины в пещере Тюк-д’Одубер (ок. 13 500 лет до н.э.) в Арьеже; и фриз из резного камня в Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 до н.э.), найденный в Англь-сюр-л’Англен в департаменте Вьенна.
Наскальные гравюры
Хотя мало что может сравниться с великолепными чёрными быками из Ласко или полихромными бизонами из Альтамиры, доисторические художники франко-кантабрийского региона создавали наскальные гравюры удивительной красоты на протяжении граветтской, солютрейской и мадленской эпох.
Самые ранние и примитивные из них можно увидеть в пещере Горама (ок. 37 000 лет до н.э.) в Гибралтаре и на гравюрах из Абри Кастанет (ок. 35 000 лет до н.э.) в Дордони. Среди более поздних и известных примеров: пещера Дё-Увертюр («Двух входов») (26 500 лет до н.э.) в Ардеше; пещера Куссак (25 000 лет до н.э.), пещера Фон-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.) и пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н.э.) в Дордони; пещера Ла-Марш (13 000 лет до н.э.) во Вьенне. См. также гравюры долины Коа в Португалии (22 000 лет до н.э.), самый древний и крупный ансамбль петроглифов под открытым небом в Европе.
Пещерная живопись
Именно так, по-видимому, зародилось великое монументальное искусство, которым славятся доисторические пещеры. Оно развивалось независимо от искусства малых форм, в котором уже были широко распространены человеческие фигурки, возможно, происходящие от кукол, сделанных из меха.
Глубокое знание повадок животных легло в основу этой художественной традиции. В своей полной событий жизни охотники на мамонтов, носорогов, медведей и крупных оленей накопили богатство сильных зрительных и динамических впечатлений. Именно они создали и развили настенное искусство французских пещер, скальных убежищ испанского Леванта и Италии, а также гравированные и раскрашенные скалы Сахары и Южной Африки: в каждом случае именно человек, охотившийся на крупную дичь, был создателем натуралистического искусства. Древнейшие фигуративные изображения можно увидеть в пещере Фумане (35 000 лет до н.э.), хотя стоит отметить, что самая ранняя пещерная живопись была чисто абстрактной (например, красные точки среди настенных росписей пещеры Эль-Кастильо, датируемые 39 000 лет до н.э.).
Палеолитическое искусство пережило необычайный расцвет в Западной Европе. Его развитие было почти одинаковым в местах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга: от Йонны до Гибралтарского пролива, от Сицилии до Гасконского залива, но особенно в регионах Аквитании и французских Пиренеев, а также в их западном продолжении — Кантабрии. Все эти произведения искусства могут быть датированы на основе геологических данных.
Очевидно, что рисунки вымерших животных или животных, сменивших ареал обитания, являются современными этим видам (если не являются современными подделками). Частичное или полное погребение под нетронутым слоем отложений и наличие сталагмитовых натёков, покрывающих изображения, являются достаточными аргументами для исключения подделки. Эволюцию этого искусства можно проследить с относительной точностью.
После сравнительно скромного начала, в котором доминировали условности (фронтальное изображение рогов на теле в профиль; ноги только с одной стороны тела, скрывающие другую пару, и т.д.), искусство четвертичного периода демонстрировало всё более живое восприятие форм животных. Начиная с перигорского периода, в раскрашенных силуэтах Ласко, где красный, чёрный или коричневый рисунок, нанесённый примитивной «воздушной кистью», обводился чёрным контуром, развитие было поразительным.
После перерыва в наших сведениях, соответствующего первым двум третям солютрейского периода, мы вновь встречаемся с настенным искусством в виде барельефов, сведённых к врезанным контурам (Ле-Комбарель), что легко привело к неглубокой гравировке на сверхтвёрдой породе пиренейского и кантабрийского регионов. Вскоре последняя превратилась в граффити, не имеющие большого объёма, но чистота их контуров очаровательна (Марсула, Тейжа, Фон-де-Гом). Затем гравюра уступила место живописи, которая продолжала развиваться.
После достижений перигордиена настенное искусство вернулось к простым рисункам чёрной линией, как будто выполненным углём; позже линия стала более твёрдой и толстой, а штрихи вверх и вниз — более дифференцированными. Затем развилась штриховка, появились смоделированные цвета. Наивный реализм ранних этапов, как правило, уступал место каллиграфическим техникам различных школ; это иногда приводило к поиску экспрессивных эффектов, переходящих в маньеризм — например, в Альтамире, где росписи используют неровности скал для усиления иллюзии объёма. Примерно с 17 000 года до н.э. была создана настоящая полихромия, когда мощная чёрная линия окружала смоделированные участки различных цветов — от коричневого до алого через пурпурные и оранжевые тона. Это была кульминационная точка мадленского искусства, которому суждено было внезапно угаснуть.
В своих последних фазах это искусство вернулось к линейному стилю ориньяка. Начавшееся проникновение средиземноморских племён породило азильскую культуру, но эти новые народы, в основном рыбаки и собиратели улиток и моллюсков, не обладали мощным творческим воображением великих охотников.
Не индивидуальная прихоть породила расписные пещеры. Даже если для зарождения художественного самовыражения вначале и требовались несколько выдающихся личностей, развитие настенного искусства было свидетельством исключительного коллективного интереса и контроля.
Вся Западная Европа была покорена первым озарением красоты, рождённым искрой гения немногих; но этот подъём был «стандартизирован» в обрядах, которые считались основополагающими для всех франко-кантабрийских племён.
Тем не менее, восточная Испания, почти изолированная от Франции Пиренеями, которые снова стали непроходимыми из-за оледенения, пошла по другому пути. Вероятно, благодаря смешению традиций ориньяка и африканского искусства (капсийская культура), там возникло наскальное искусство, в котором преобладают многофигурные композиции, изображающие человеческие фигуры, сцены охоты, войны, семейной или общественной жизни, — подобно южноафриканскому искусству.
Не исключено, что западное натуралистическое искусство контактировало с капсийским и неолитическим доегипетским миром. Можно также предположить параллельное появление в Африке искусства охотников, которые, став скотоводами на севере (см. декор скальных убежищ в Ливийской пустыне и Сахаре), заложили основу для развития протоегипетского и критского искусства. Существование контактов между верхнепалеолитическими людьми из Парпальо (Валенсия) и жителями Африки весьма вероятно. Вопрос о происхождении натуралистического наскального искусства Сахары — в основном неолитического — и его связи с верхнепалеолитическим искусством Западной Европы остаётся открытым, как и его связь на юго-востоке с наскальным искусством Танганьики и Южной Африки.
В качестве примера наскальной живописи мадленского периода см. знаменитую пещеру Руффиньяк (14 000 лет до н.э.) и Капову пещеру (12 500 лет до н.э.), обе известные изображениями шерстистых мамонтов, выполненными красной охрой и/или чёрным марганцем. См. также пещеру Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.), примечательную изображениями красных и чёрных лошадей.Более отдалённые примеры см: Наскальные рисунки аборигенов: Австралия, самые древние образцы включают: наскальное искусство Убирр в Национальном парке Какаду, Арнем-Ленд (от 30 000 лет до н.э.), наскальное искусство Кимберли на севере Австралии (30 000 лет до н.э.), наскальное искусство полуострова Беррап в Пилбаре (ок. 30 000 до н.э.), подлинный рисунок углём на скале Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнем-Ленде и рисунки Брэдшоу в Кимберли (ок. 15 500 до н.э.). См. также широко распространённое океаническое искусство Полинезии, Меланезии и других островов Тихого океана.
Изобретение керамики отодвинуто на 10 000 лет назад
С конца 1990-х годов археологические данные, полученные на стоянках каменного века в Китае и Японии, показывают, что древняя керамика была изобретена не в начале неолита (ок. 8 000 лет до н.э.), а гораздо раньше, в эпоху палеолита. Самым древним в мире образцом глиняной посуды является керамика из пещеры Сяньжэньдун, датируемая 18 000 лет до н.э., за ней следует керамика из пещеры Юйчаньянь (16 000 лет до н.э.). Затем идут керамика из Вела Спила (15 500 лет до н.э.) на Балканах и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.) на Дальнем Востоке России. В то же время в Японии глиняные горшки, известные как керамика Дзёмон, появились примерно с 14 500 г. до н.э. Полный список дат и другие хронологические материалы см. в статье: Хронология гончарного производства (26 000 до н.э. – 1900).
Доисторическое абстрактное геометрическое искусство
Пещерное искусство верхнего палеолита развивалось благодаря острому наблюдению за природой и необычайной верности ей, но параллельно с этим художники разной степени мастерства копировали и искажали произведения, из которых черпали вдохновение. Это приводило к изменению, разрушению, а иногда и к переосмыслению натуралистических фигур, пока они не сводились к роли минималистичных пиктограмм или орнаментальных мотивов.
В палеолитическом пещерном искусстве абстрактные знаки превосходят фигуративные изображения по меньшей мере в соотношении 2:1. Одним из особенно интересных символов является знак типа «Плакар» (птицеподобный или авиформный знак), названный в честь солютрейской пещеры Ле-Плакар (17 200 лет до н.э.). Подробнее о местонахождении и распространённости этих символов см: Доисторические абстрактные знаки (40 000–10 000 до н.э.).
Примерно с 17 000 года до н.э., когда от скульптуры стали постепенно отказываться, орнамент на повседневных предметах — проколках, наконечниках копий и т.п. — всё больше заимствовал свои элементы из натуралистического искусства линейной гравировки. Перенос фигур на узкие поверхности не мог происходить без труда и потерь. Закон наименьших усилий упрощал эти фигуры до тех пор, пока они не становились просто схемами.
Нередко на одном и том же объекте можно обнаружить все переходы от узнаваемой фигуры к полной стилизации. Эти ценные предметы дают нам ключ ко многим другим, таким как голова козлоподобного животного из Массата или жезл из Ла-Мадлен, украшенный головами лошадей, которые постепенно превращаются в овалы.
Тем не менее, эти схемы возникают не только в результате упрощения более качественно выполненных рисунков. Стилизованное изобразительное искусство, как показали учёные, берёт начало от подлинного реализма, который является не визуальным, а скорее концептуальным, как у детей. В эпоху верхнего палеолита оно существовало бок о бок с великим натуралистическим искусством, но независимо от него. Значение этих упрощённых фигур нелегко определить. Элементы этого самобытного стилизованного искусства значительно обогатили орнаментальное искусство с начала мадленского периода.
Большое количество мадленских костяных пластин демонстрируют очень богатые украшения, полученные путём группировки мотивов такого происхождения: эллипсов, зигзагов, шевронов и «флёр-де-лис». Среди фигур есть изображения голов рыб и животных, а также неодушевлённых предметов, различной утвари и даже хижин. Многие узоры были выгравированы или нарисованы на стенах пещер.
Но у декоративного искусства были и другие источники. В процессе разделки крупной дичи человек мог случайно прочертить на костях параллельные линии ровными, последовательными ударами кремня. Начиная с поздне-мустьерского периода, как в Ла-Кина, так и в Ла-Феррасси, время от времени находят кости, испещрённые аккуратными параллельными линиями, которые свидетельствуют уже не о случайном результате разделки, а о намеренной работе, превратившей случайную линию в украшение.
Когда обработка кости, слоновой кости и оленьего рога получила широкое развитие в ориньяке, а затем в солютре и мадлене, её техника стала более точной. К случайным следам от разделки туш добавились следы от разрезания этого сырья для изготовления из него узких, удлинённых инструментов.
Некоторые предметы, такие как наконечники копий, предназначались для крепления к древку. Это породило другие элементы, которые использовались для украшения: поперечные насечки или выступы для прочности креплений; насечки или канавки на поверхностях, соприкасающихся с древком, для лучшего сцепления с клеящим веществом. Привычка видеть крепление вокруг палки также приводила в различных случаях к тому, что его имитировали в резьбе.
Одно из наиболее определённых происхождений геометрического декора многих неолитических сосудов в обоих полушариях связано с первыми горшками (например, керамика культуры Дзёмон, самая ранняя форма японского искусства), которые часто поддерживались в плетёных корзинах. Корзины сгорали при обжиге, но их плетение оставляло след на поверхности сосуда. Когда от корзин отказались, зигзаги их отпечатков стали имитировать от руки просто по привычке. (См. также Китайская керамика).
Таким образом, декоративное искусство родилось из орнаментального переложения элементов технического происхождения; оно обогатилось остатками других элементов, также технических, но вышедших из употребления; оно использовало примитивные схемы, объединяя и разделяя их; оно достигло апогея, видоизменяя для своего усовершенствования элементы, заимствованные из великого искусства — искажая, упрощая, перегруппировывая и разъединяя их.
Символы плодородия
Выживание человека каменного века определялось его способностью добывать пищу и размножаться, и это состояние было в полной мере выражено в его искусстве. В наскальной живописи, где изображались как промысловые животные, так и хищники-соперники, он выражал свои заботы и тревоги, связанные с охотой, и лишь в очень немногих изображениях упоминался сам человек. В скульптуре — особенно в «палеолитических венерах» — он воспевал таинство деторождения и рождения. Эти символы плодородия в виде тучных женских фигур с преувеличенными грудью, ягодицами и гениталиями впервые появились в раннем ориньяке, получили широкое распространение в граветте и исчезли в мадлене.
Наиболее важные примеры этих фигурок: «Венера из Холе-Фельс» (слоновая кость) (35 500 лет до н.э.), «Венера из Дольни-Вестонице» (керамика) (ок. 26 000 лет до н.э.), «Венера из Монпазье» (лимонит) (ок. 25 000 лет до н.э.), «Венера Виллендорфская» (известняк) (ок. 25 000 до н.э.), «Венера Савиньянская» (серпентин) (ок. 24 000 до н.э.), «Венера из Мораван» (слоновая кость) (ок. 24 000 до н.э.), «Венера из Брассемпуи» (слоновая кость) (ок. 23 000 до н.э.), «Венера из Леспюга» (слоновая кость) (ок. 23 000 до н.э.), «Венера из Костёнок» (слоновая кость) (ок. 22 000 до н.э.), «Венера из Гагарино» (вулканическая порода) (ок. 20 000 до н.э.), Авдеевские венеры (20 000 до н.э.), Мальтинские венеры (слоновая кость) (20 000 до н.э.), Зарайские венеры (бивень мамонта) (20 000 до н.э.) и более поздние мадленские статуэтки, известные как Венера Елисеевичская (14 000 до н.э.), Венера Энгенская (13 000 до н.э.) и Венера из Монруз-Невшателя (10 000 до н.э.).
Искусство после палеолита
Какова была судьба искусства после великого мадленского этапа? Период между эпохой, когда верхнепалеолитический человек охотился на последние стада оленей на юго-западе Европы, и эпохой, когда полуцивилизованные пришельцы вспахали там первые борозды и вывели на пастбища первые стада, охватывает мезолит и неолит.
Однако следует признать, что в Африке и Малой Азии уже существовали скотоводческие и земледельческие неолитические общины в то время, когда верхний палеолит в Европе был в зените.
Так называемые неолитические народы на самом деле были результатом миграции племён, чьи корни уходили в верхний палеолит. Их миграция была связана с улучшением климата в регионах, ранее покрытых ледниками. Кроме того, постепенное высыхание обширных территорий, ныне пустынных, но когда-то получавших обильные осадки, заставило племена, сформировавшиеся в конце четвертичного периода и уже занимавшиеся скотоводством или земледелием, искать новые земли для своих стад и посевов.
В классических регионах верхнего палеолита, таких как юго-западная Франция и северо-западная Испания, было зафиксировано несколько последовательных культурных волн, сильно отличавшихся друг от друга с точки зрения развития искусства. Азильская культура представляет собой поучительный пример.
В пещере Мас-д’Азиль (Арьеж), над слоем позднемадленского периода, появляется категория характерных предметов — галька, которая либо окрашена, либо имеет гравировку, либо и то, и другое. Такие же артефакты найдены на том же уровне в других пещерах во французских Пиренеях и в Перигоре; а другие, возможно, ещё более ранние, были обнаружены в нескольких пещерах на севере. Вполне возможно, что дальнейшие исследования обнаружат их на любом уровне европейского верхнего палеолита, так как на стенах расписных пещер встречаются группы точек, полос и знаков, похожих на те, что нанесены на гальку.
Пещеры Кастильо и Нио позволяют нам наблюдать, что в более раннюю эпоху некоторые художники уже обладали большим репертуаром условных знаков, из которых были заимствованы азильские символы. Таким образом, происхождение этой расписной гальки уходит далеко в верхний палеолит, особенно в Средиземноморский регион, где племена жили вдоль побережья, существуя в основном за счёт сбора моллюсков — труда, не требующего больших усилий.
Нарисованные мотивы чаще всего представляют собой точки или полосы в различных комбинациях: кресты с одной или двумя перекладинами, зарешёченные круги, узоры в виде листьев папоротника, прямоугольники с двумя диагоналями, круги с центральной точкой и несколько редких знаков, напоминающих буквы: E, F и т.д. Расписные камни отмечают первый этап стилизованного искусства.
Иберийские наскальные рисунки
При изучении рисунков долины Батуэкас было отмечено поразительное сходство последовательно расположенных точек или полос с рисунками на камнях из Мас-д’Азиль. Действительно, можно интерпретировать символы Мас-д’Азиль в свете менее стилизованных испанских наскальных фигур, которые обычно представляют человеческие формы: двойной или тройной шеврон напоминает схему сидящего человека; крест с одной или двумя перекладинами и знак в форме лестницы с одной вертикалью, проходящей через множество перекладин, — стоящего человека. Между этими сериями слишком много общего, чтобы их происхождение было раздельным.
При нашем нынешнем уровне знаний доисторическое иберийское искусство представляется в следующей картине: во времена верхнего палеолита на полуострове существовала атлантическая провинция, в основном Кантабрийская, но распространявшаяся также на Кастилию и доходившая до южной Андалусии, например, до Ла-Пилеты и окрестностей Малаги и Кадиса; её натуралистическое искусство было географическим продолжением ориньякско-мадленского искусства юго-запада Франции.
Альтамира — самый известный пример. Тем не менее, в ранний период здесь появилось большое количество схематических знаков, которые снова встречаются, хотя и в очень небольшом количестве и в более поздний период, от Пиренеев до Дордони. Пещера Ла-Пилета особенно богата многочисленными и разнообразными ранними знаками.
Второй художественный регион палеолитической Иберии был почти исключительно средиземноморским: он простирался от Каталонии до провинции Альмерия. Хотя благодаря своим великолепным изображениям животных этот регион представляет собой особое развитие франко-кантабрийского пещерного искусства, он отличается от него, как мы уже упоминали, обилием и живым характером столь же реалистичных, но схематично выполненных человеческих фигур — продукта сложных образных сцен охоты и сражений.
Определённые стилизованные элементы, которые в некоторых случаях предшествовали реалистичным фигурам — например, в Минатеде (Альбасете) — встречаются во всё большем количестве к концу этой эпохи и, по-видимому, возникают в результате смешения с прибрежными средиземноморскими влияниями. Влияние росписей Сахары и даже Южной Африки кажется неоспоримым, но, с другой стороны, это влияние могло прийти в Африку со средиземноморского побережья Иберии.
Приход в конце этого периода скотоводческих и земледельческих неолитических народов обогатил наскальное искусство рядом новых традиционных элементов, таких как мегалиты и изображения «совиноголовых» женских фигур из мира дольменов, а также прямоугольных и треугольных идолов иберийского неолита. Эта новая тенденция была наиболее распространена в Андалусии, Сьерра-Морене и Эстремадуре, на юго-западе.
Появилась также керамика, примером которой являются различные её формы, в том числе японская. Подробнее см. Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Мегалитическое искусство в виде цветных рисунков и наскальных гравюр, несомненно, продолжалось вплоть до начала бронзового века. Оно могло повлиять и на искусство железного века, например, на абстракцию кельтских стилей гальштатской и латенской культур.
ХРОНОЛОГИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Ориньякское искусство (40 000–25 000 до н.э.)
Граветтское искусство (25 000–20 000 до н.э.)
Солютрейское искусство (20 000–15 000 до н.э.)
Мадленское искусство (15 000–10 000 до н.э.)
Искусство мезолита (от 10 000 до 4 000 до н.э.)
Неолитическое искусство (ок. 10 000–2000 до н.э.)
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Возрождение в Германии
- Багетная мастерская для украшения художественных шедевров
- Вегетарианский пансионат-санаторий: территория здорового питания
- Универсальная теплая ткань на холодную погоду
- Квентин Массис (Метсис): фламандский художник портретов и жанровых сцен
- ЗАНЯТИЯ ПО ЖИВОПИСИ В ТЕХНИКЕ У-СИН. 13+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?