Искусство палеолита читать ~32 мин.
Всё, чем мы располагаем, чтобы пролить свет на культуру каменного века в целом и доисторическое искусство в частности, – это анонимные обломки: отколотые и отполированные камни, разбитые черепки, украшенные и обработанные кости, замурованные скелеты или скудные останки древних людей, скальные панели, украшенные нарисованными или выгравированными фигурами, и, наконец, погребальные памятники и разрушенные культовые сооружения и укреплённые места.
Таковы факты, которыми располагает доистория, чтобы обозначить этапы развития человеческих типов и их цивилизаций – питомников искусства каменного века – от неясной эпохи, когда человек вышел из среды млекопитающих в конце третичного периода, до времени, когда появились зачатки нашей цивилизации с приручением скота и зачатками сельского хозяйства. Эти первые человеческие группы не имеют ничего общего с огромным количеством современных племён в обоих полушариях – бушменами Южной Африки, тасманцами, эскимосами и др. – и их сравнительное изучение позволяет доисторикам лучше понять ископаемого человека. См. также: Хронология доисторического искусства.
География
Со своей стороны, география тех ранних времён показывает нам (до даты, довольно близкой к нашей собственной с геологической точки зрения) целые континенты, такие как шельф Южной Азии, сегодня погруженный под волны, и континентальные мосты, ныне разрушенные, между двумя берегами Средиземного моря, между Англией и Европой и между Анатолией и Балканами.
С другой стороны, в разные времена первобытному человеку приходилось преодолевать сложные препятствия, о которых мы имеем лишь самое отдалённое представление. Каспий простирался гораздо дальше на север как огромное внутреннее море, и когда великие скандинавские и русские ледники продвинулись вперёд, ворота на Восток между Западной Европой и Центральной Азией были закрыты, и палеолитические народы могли проникать из Малой Азии и Африки в Европу только юго-восточными и южными путями. Возможно, этим объясняется расположение Венеры из Берехат-Рам (Голаны) и Венеры из Тан-Тана (Марокко). Дверь снова открылась лишь много позже, чтобы разрешить новые миграции на Запад.
Вот почему Европа, единственный полностью исследованный регион сегодня, должна рассматриваться не как самодостаточная единица, а как полуостров, присоединённый к северо-западу доисторического мира, по которому поочерёдно прокатывалась каждая новая человеческая волна. Наличие сменяющих друг друга культур каменных орудий также создаёт расовые проблемы, поскольку появление новых цивилизаций в Европе обычно совпадает с появлением новых человеческих типов, происхождение которых не находится в Западной Европе.
Индия, Малая Азия, Западная Европа, Восточная, Южная и Западная Африка и Ява выделяются как области, которые прошли через сравнительно похожие человеческие фазы. Несмотря на заметные различия в культурах орудий труда, мы видим, что они связаны между собой; даже если комбинации сравнительно разнообразны, составные элементы появляются вновь, и примерно в том же порядке последовательности. Более того, не вызывает сомнений, что Сибирь и даже Северный Китай стали, начиная с определённого момента в конце четвертичного периода, компонентами этого ансамбля и, вероятно, источниками основных вариаций. См: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время).
Доисторическое общество
Кем были первые люди – по крайней мере, самые последние из них иногда хоронили своих мертвецов – не более чем разновидностью изобретательных животных, хорошо приспособленных для того, чтобы с помощью кремня и огня основать человеческую империю в мире гигантских чудовищ? Благодаря им жизнь стала возможной для более «современного» вида человека (называемого Homo sapiens sapiens), который прибыл из Африки в западную часть доисторического мира только после окончания ледникового периода.
Вскользь отметим, что недавние открытия – гравюры в пещере Бломбос (ок. 70 000 до н.э.) и более тонкие гравюры на яичной скорлупе Дипклооф (ок. 60 000 до н.э.) – доказывают, что эти современные люди уже имели представление об искусстве и пользовались им. В пользу этой точки зрения свидетельствует недавняя датировка пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) 37 900 годами до нашей эры. Это открытие повышает вероятность того, что азиатский «современный человек» и европейский «современный человек» не случайно развили независимые навыки рисования в одно и то же время, а уже обладали этими навыками, когда покинули Африку.
Человек был вынужден часто посещать пещеры лишь с запозданием из-за холодной фазы в конце последнего межледниковья (ок. 40 000-10 000 лет до н.э.); затем занавес начал подниматься над его социальной жизнью. В этом более стабильном и сохраняющемся местообитании обнаруживаются очаги, а иногда и гробницы.
Как мобильное искусство (переносная резьба), так и настенное искусство (фрески, рельефы в пещерах и убежищах) доисторического периода, помимо большого художественного интереса, ставят много других проблем, касающихся магической и, возможно, религиозной цели этого самого раннего искусства. Как ни странно, тотемические женские символы середины авриньякского периода – такие как загадочный Человек-Лев из Холенштайн Штадель (ок. 38 000 до н.э.) и Венера из Виллендорфа (ок.25 000 до н.э.) – исчезают позже, уступая место животному искусству уже в процессе развития. Животные изображаются пронзёнными символическими стрелами (бизоны и горные козлы в Ниу; лошади в Ласко), глиняные модели изрешечены следами от копий (в Монтеспан, безголовый лев и медведь, которые, похоже, в разное время получали новые шкуры) – факты, наводящие на мысль о симпатической магии.
Многочисленные беременные женщины на фигурках Венеры (см. такие примеры, как Венера из Леспуга, 23 000 лет до н.э.) и мужчины, пристально следящие за своими женщинами, наводят на мысль о магии плодородия. Преднамеренное изменение основных черт некоторых животных, по-видимому, указывает на табу. Человеческие фигуры, наряженные в маски животных или гротескные маски, напоминают о танцах и церемониях посвящения живых народов или представляют колдунов или богов верхнего палеолита. Прекрасным примером является сцена жертвоприношения и ритуального обряда, изображённая на знаменитых гравюрах из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.).
Более поздние наскальные рисунки восточной Испании позволяют нам проследить за тем, как аборигены того времени охотились, вели войну, танцевали и даже занимались семейной жизнью.
Истоки доисторического искусства
История труда начинается только с орудий, сделанных из камня в то время, когда их искусственная природа была уже достаточно очевидна, чтобы отличить их от естественных изломов. С самого начала инструменты были необходимы для того, чтобы рыться в почве и добывать питательные корни или желваки необработанного камня, которые должны были быть обработаны.
Молотки и наковальни были необходимы для их разрушения, в соответствии с техникой, которая претерпевала большие изменения на протяжении веков, от грубых ударов по куску голого камня, камня о камень, затем дерева о камень, до изготовления бифасиального или стержневого инструмента, предназначенного для получения более длинных и тонких чешуек, а затем длинных узких лезвий с помощью процедур, которые до сих пор неясны, хотя они, несомненно, включали использование деревянного клина.
Во все времена инструменты, изготовленные путём обработки краёв чешуек, были необходимы для обработки дерева и кости. Оружие было незаменимо. Сначала они были массивными. Их держали в руке или держали за рукоять, они предназначались для нанесения ударов режущей кромкой, как топор, или остриём, как алебарда; позднее предпочтение стали отдавать более лёгким видам, которые использовались как кинжалы или как наконечники для копий, копий и стрел. Режущие инструменты также всегда были необходимы для расчленения туш, подготовки и изготовления меховой одежды. Уже в период ранней ориньякской культуры (ок. 35 000 до н.э.) эти достижения в технологии изготовления инструментов позволили значительно продвинуться в доисторической скульптуре, примером которой является Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 до н.э.).
В Мадленском периоде широкое распространение получило использование костных материалов – слоновой кости, костей или рогов племени оленей; из них делали шилья, копья, кинжалы, гладилки, ножницы и т.д., а ближе к концу – иглы с глазами и колючие гарпуны. Кроме того, огромное разнообразие минеральных красок использовалось в пещерной живописи.
Человек верхнего палеолита был способен проникать до самого конца буквально подземных лабиринтов с фонарями, которые можно было зажечь в случае случайного исчезновения. Это предполагает наличие смелых людей, поскольку во всех странах неискушённые люди пугаются самых маленьких тёмных пещер. Эти тёмные галереи (а возможно, и другие места) были театрами для магических обрядов, связанных с увеличением желаемого и исчезновением опасных животных, а также с успешным завершением охотничьих экспедиций.
Как и у эскимосов, зима, несомненно, была мёртвым сезоном для охоты; раннему человеку приходилось жить в основном за счёт накопленной провизии. Это было время для празднования обрядов племени на эскимосский манер: посвящение подростков в традиции и верования, права и обязанности взрослых; церемонии для увеличения количества полезных животных, для уничтожения самых крупных диких зверей и для охотничьей магии и обращения с этими целями к высшим силам, которые управляют этими вещами, к душам убитых животных, которых они хотели переродить. Все эти обычаи, которые до сих пор существуют среди эскимосов, возможно, существовали и в верхнем палеолите, и они дадут удовлетворительное объяснение религиозной и магической природы фигурных изображений. Некоторые гравированные или резные кости, вероятно, были изготовлены для использования в качестве охотничьих талисманов.
Примечательно, что ни на стенах украшенных пещер, ни на расписных скалах мы не находим следов геометрических или стилизованных украшений портативного искусства. Таким образом, заметные изменения в ментальных тенденциях преобладали в каждой из отраслей искусства.
Остатки, столь ценные для этнографа, являются единственным положительным свидетельством происхождения искусства, будь то образное или декоративное. Прекрасная резьба по слоновой кости в Швабской Юре в начале Ориньяка доказывает, что искусство отнюдь не было в зачаточном состоянии. Действительно, одна только замысловатая и необычная Венера из Брассемпуи свидетельствует о длительном художественном прошлом, которое нам совершенно неизвестно.
Существовало ли искусство в эпоху нижнего палеолита?
Несомненно. Кроме примитивных петроглифов, известных как купулы, среди гладкой гальки мы находим желваки кремня с любопытными формами, которые были отделаны человеком четвертичного периода. Изломы, которые, как предполагается, являются подчёркнутым подобием, несомненно, были вызваны природными или механическими воздействиями, которые раздробили углубления или более хрупкие выступающие точки.Существует лишь несколько фрагментов, к которым можно было бы применить объяснение случайного сходства.
В дальнейшем развитие обработки кости и распространение этой техники стало отправной точкой декоративного искусства. После получения утилитарных результатов обработка кости должна была стать элементом искусства, ритм повторяющихся надрезов стал цениться и копироваться, либо для того, чтобы сделать приятным повседневный или декоративный предмет, либо для того, чтобы освятить магический или религиозный предмет.
Но декоративное искусство – это не образное искусство, которое включает в себя различные элементы: во-первых, ментальный элемент, который заключается в распознавании данного сходства и получении удовольствия от его констатации – то есть подражание. Затем, жест выбора или повторения, направленный на желание сохранить для себя, улучшить или воспроизвести воспринятый образ – то есть дублирование.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Источники доисторического изобразительного искусства
Подражание связано с глубокими психологическими потребностями; каждое существо стремится гармонизировать со своим фоном посредством бессознательного подражательного стремления. Подлинное подражание существует среди высших животных: два животных побуждают друг друга к взаимному воспроизведению своих действий на собственном примере. Некоторые из них, например, попугаи и обезьяны, даже подражают видам, сильно отличающимся от их собственных. Такое подражание – это спонтанная пантомима, которая на определённых этапах существования может привести к своего рода игре или драме: например, котёнок, который гоняется за мёртвым листом, щенок, который хватает палку, как будто это его настоящая добыча. Точно так же дети обладают необычайной склонностью к подражанию и даже к драме.
Инстинкт детей и примитивных народов, побуждающий их подражать походке и крикам различных животных, соответствует подражательной фазе искусства, которая предполагает оценку пластического подобия в действии.
Охотничий камуфляж вносит ещё один элемент: маскировку, которая также может быть вызвана желанием увеличить сходство с животным. Такая маскировка, безусловно, играла огромную роль среди охотничьих народов. Сырьём для них служили останки животных (у эскимосов – северный олень, у североамериканских индейцев – волк, у бушменов – страус).
Успех этих уловок интерпретировался в терминах охотничьей магии; считалось, что маска обладает сверхъестественной силой, а имитационные танцы, в которых она использовалась, давали власть над желанным животным. (См.: Племенное искусство).
Идея сходства имеет и другие сопутствующие источники. Украшение лица породило в Новой Зеландии тесно параллельную серию; там все образное и даже декоративное искусство происходит от татуированного человеческого лица, которое регенерировало другие части тела. И есть ещё один очень богатый источник охотничьих народов: намеренное наблюдение и воспроизведение отпечатков ног людей или животных на земле.Древнейшие гравированные скалы Южной Африки иногда покрыты ими. Другие следы оставлены человеческой рукой, обмакнутой в краску и прижатой к скале.
Для получения изображения руки также использовался трафаретный способ: контуры рук обводились красками. Затем люди начали рисовать руки непосредственно, вместо того чтобы использовать эти примитивные процедуры.
От отпечатков рук к произведениям искусства
В начале верхнего палеолита люди извлекали глинистые отложения из стен некоторых пещер. Их пальцы, погружаясь в мягкий материал, оставляли бороздки разной глубины или отверстия рядом друг с другом; это не было искусством – просто следы. Ориньяки наблюдали за ними; они отмечали регулярность этих отпечатков, ритм глубоких проколов, параллельных линий и воспроизводили их, уже не для того, чтобы снимать глину, а для себя. Они с удовольствием повторяли их, усложняя и увеличивая их декоративную ценность. (Примечание: подробнее см: Доисторические трафареты и отпечатки рук) То, что другие идеи наложили своё влияние на предварительный этап и превратили эстетическую прихоть в ритуал, вполне возможно и даже вероятно, как и в случае с фигуративным искусством.
Трафареты и другие отпечатки рук
Одним из самых ранних проявлений верхнепалеолитического искусства являются ручные трафареты и другие формы ручной росписи, которые впервые появились в испанских кантабрийских пещерах Эль-Кастильо (ок. 39 000 до н.э.) и Альтамира (ок. 34 000 до н.э.) в ранний ориньякский период. Во Франции наиболее яркими примерами являются леденящие душу трафареты рук из пещеры Гаргас (ок. 25 000 до н.э.), в то время как другие примеры включают отпечатки из пещеры Коскер (ок. 25 000 до н.э.), Пеш Мерль (ок. 25 000 до н.э.), пещере Рукадур (ок.24 000 до н.э.) и пещере Куньяк (ок.23 000 до н.э.), а также знаменитая пещера Рук (Cueva de las Manos) (ок.7 000 до н.э.) в Аргентине.
Рисование линий
Если ориньякцы проследили многочисленные декоративные меандры в пещерах Гаргас (Пиренеи), Хомос де ла Пейя (Испания) и т.д., то некоторые их современники сделали такие же открытия в других местах. Пальцы, намазанные охрой или глиной, оставляют четыре параллельные линии, когда их проводят по чистой поверхности скалы. Это и стало причиной появления извилистых линий в пещере Ла Пилета (недалеко от Малаги), эквивалентных «макаронам» Гаргаса. Если идея сходства зародилась в умах людей, которые так рисовали, то, подобно детям, они интерпретировали свои знаки на месте и впоследствии дополняли их, чтобы увеличить сходство, которое они наблюдали. Затем они могли воспроизвести контур намеренно, и начиналось собственно линейное рисование.
Переход, должно быть, был сделан быстро, поскольку почти не найдено ни одного определённого примера; первые фигуры чрезвычайно просты, но уже откровенно натуралистичны. Правда, в тот же период ориньякцы уже вырезали замечательные статуэтки людей из слоновой кости и камня (например, Венера Гальгенбергская), а вскоре после этого стали делать и барельефы (например, известняковая Венера Лоссельская, ок. 23 000).
Как только идея сходства была внедрена, появилась возможность систематической интерпретации неправильных скал, камней и кусков дерева с природными формами. Мы видим многочисленные примеры этого, начиная с Ориньяка. Сходство подчёркивалось штриховкой или добавлением линий. Сначала статуэтки изготавливались из глины, которую было легко обрабатывать, затем из более прочных материалов.
Образное искусство
Начиная с инстинкта активного подражания живого живому и присущего ему чувства подобия, оно развивалось, прежде всего, через драматическое искусство и маскировку с использованием останков животных, затем через искусственные маски, которые установили свою собственную автономию.
Когда разум был достаточно развит, чтобы образно интерпретировать отпечатки пальцев, оставленные на стенах, он перешёл к свободному изображению, которое позже развилось в рисунке и живописи палеолита.
В то время как образное искусство, которое мы видели в маске, татуированном лице, отпечатках ног или рук, привело только к весьма условным узорчатым творениям, визуальный реализм преобладал в рисунках, появившихся в результате интерпретации мазков, которые позже были воспроизведены намеренно, и в рисунках и резьбе, появившихся в результате акцентированных природных неровностей, а также в последующих статуэтках. Она особенно развилась у народов, живущих охотой, в которой зрение играет жизненно важную роль.
Рельефная скульптура
На протяжении верхнего палеолита доисторические пещерные художники демонстрировали растущую способность подбирать рисунок или гравировку к поверхности скалы, используя все преимущества естественных контуров и изломов стены пещеры для придания своим изображениям максимальной трехмерности. Рельефная скульптура – это всего лишь ещё один шаг в этом процессе. Выдающиеся примеры рельефной каменной кладки, созданной в каменном веке, включают: известняковый барельеф, известный как Венера Лоссельская (ок. 23 000-20 000 до н.э.), обнаруженный в Дордони; редкая резьба по лососю в пещере Абри дю Пуассон (ок. 23 000-20 000 до н.э.), найденной в Перу. до н.э.), найденной в Перигоре; известняковый фриз в Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; потрясающий 13-метровый фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) в Дордони; необожжённые глиняные рельефы двух бизонов в пещере Тюк д’Одубер (ок. 13 500 лет до н.э.) в Арье. до н.э.), в Арьеже; и фриз из резного камня в Рок-о-Сорсьер (ок.12 000 до н.э.), найденный в Англ-сюр-л’Англин во Вьенне.
Наскальные гравюры
Хотя мало что может сравниться с великолепными чёрными быками из Ласко или великолепными разноцветными бизонами из пещеры Альтамира, доисторические художники в регионе франко-кантабрийского пещерного искусства создавали наскальные гравюры большой красоты на протяжении граветтской, солютрейской и мадленской эпох.
Самые ранние и примитивные из них можно увидеть в пещере Горхема (ок. 37 000 лет до н.э.) в Гибралтаре и гравюрах Абри Кастанье (ок. 35 000 лет до н.э.) в Дордони. После этого наиболее известные примеры включают: Пещера «двух отверстий» (26 500 лет до н.э.) в Ардеше; пещера Куссак (25 000 лет до н.э.), пещера Фон-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.) и пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.) в Дордони; пещера Ла Марш (13 000 лет до н.э.) в Вьенне. См. также Гравюры долины Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.), самый древний и самый большой пример петроглифов под открытым небом в Европе.
Пещерные фрески
Именно так, по-видимому, возникло великое настенное искусство, которым славятся доисторические пещеры. Оно было независимым от искусства мелких современных предметов, в котором уже была широко распространена человеческая статуя, происходящая от меховых кукол.
Глубокое знание форм животных легло в основу этой художественной реакции. В течение своей богатой событиями жизни охотники на мамонтов, носорогов, медведей, крупных оленей и т.д. накопили богатство сильных зрительных и динамических впечатлений. Именно они создали и развили настенное искусство французских пещер, скальных убежищ испанского Леванта и Италии, гравированных и раскрашенных скал Сахары и Южной Африки: в каждом случае именно человек, охотившийся на крупную дичь, создал натуралистическое искусство. Самые древние фигуративные изображения см. в пещерной живописи Фумане (35 000 лет до н.э.), хотя следует отметить, что самая ранняя пещерная живопись была чисто абстрактной: например, красные точки среди пещерной живописи Эль-Кастильо, датируемой 39 000 лет до н.э.).
Палеолитическое искусство, таким образом, пережило необычайный расцвет в Западной Европе. Его развитие было почти одинаковым в местах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга: от Йонны до Гибралтарского пролива, от Сицилии до Гасконского залива, но особенно в регионах Аквитании и французских Пиренеев, а также в их западном кантабрийском продолжении.Все эти произведения искусства могут быть датированы по геологическим временам.
Очевидно, что рисунки вымерших животных или животных, которые переместились в другое место, являются современными этим животным или представляют собой современные подделки. Частичное или полное погружение в нетронутый участок земли и наличие сталагмитовых выделений, покрывающих их, являются достаточными аргументами для исключения подделки. Их эволюция может быть прослежена с относительной точностью.
После сравнительно посредственного начала, в котором доминировали условности (фронтальные рога на теле в профиль; ноги только на одной стороне тела, скрывающие другую пару, и т.д.). Искусство четвертичного периода демонстрировало все более живое восприятие форм животных. Начиная с перигордианского периода, в раскрашенных силуэтах Ласко, где красный, чёрный или бистровый рисунок, нанесённый примитивной воздушной кистью, был очерчен чёрным, развитие было поразительным.
После перерыва в нашей информации, соответствующего первым двум третям солютрейского периода, мы вновь открываем настенное искусство с барельефами, сведёнными к врезанным контурам (Les Combarelles), что легко привело к неглубокой гравировке на сверхтвёрдой породе пиренейского и кантабрийского регионов. Вскоре последняя стала граффити, не имеющим большого значения – хотя чистота контуров очаровательна (Марсулас, Тейят, Фон-де-Гом) – и уступила место живописи, которая продолжала развиваться.
После достижений Перигордиана настенное искусство вернулось к простым рисункам чёрной линией, как будто углём; позже линия стала более твёрдой и толстой, штрихи вниз и вверх стали дифференцированными. Затем развилась штриховка; цвета были смоделированы. Наивный реализм первых этапов, как правило, исчезал перед каллиграфическими техниками различных школ; это иногда приводило к поиску жестоких взглядов, которые вели к маньеризму – например, в Альтамире, где в живописи используются скальные образования для лучшей передачи иллюзии. Примерно с 17 000 года до н.э. была создана настоящая полихромия, когда мощной чёрной линией окружались смоделированные участки различных цветов – от бистра до вермильона через пурпурные и оранжевые тона.Это была кульминационная точка мадленского искусства, которому суждено было умереть внезапной смертью.
В своих последних фазах это искусство возобновило линейный стиль Ориньяка. Начавшаяся средиземноморская инфильтрация должна была породить азильскую культуру, но эти новые люди, в основном рыбаки и собиратели улиток и моллюсков, не обладали мощным творческим воображением великих охотников.
Не индивидуальный каприз породил расписные пещеры. Даже если несколько выдающихся личностей, возможно, были необходимы в самом начале, чтобы заложить основу для открытия художественного выражения, развитие настенного искусства было свидетельством исключительного коллективного интереса и контроля.
Вся Западная Европа была завоёвана первым озарением красоты, рождённым искрой гения немногих; но этот подъем был «стандартизирован» в обрядах, которые считались основополагающими для всех франко-кантабрийских племен.
Тем не менее, восточная Испания, почти изолированная от Франции Пиренеями, которые снова стали непроходимыми в результате оледенения, пошла по другому пути и, вероятно, благодаря смешению традиций Ориньяка и африканского искусства, (капсийская культура), завершилась наскальным искусством, в котором распространены изображения с несколькими фигурами вместе, в которых человеческая фигура, охота, война, семейная или общественная жизнь, множатся, как в южноафриканском искусстве.
Не исключено, что западное натуралистическое искусство контактировало с капсийским и неолитическим доегипетским миром. Можно также предположить параллельное появление в Африке искусства охотников, которые, став пастухами на севере (см. декор скальных убежищ в Ливийской пустыне и Сахаре), заложили основу для развития протоегипетского и критского искусства. Существование контактов между верхнепалеолитическими людьми из Парпальо (Валенсия) и африканцами весьма вероятно. Происхождение натуралистического наскального искусства Сахары – в основном неолитического – и его отношения с верхнепалеолитическим искусством Западной Европы остаются открытыми, как и его отношения на юго-востоке с наскальным искусством Танганьики и Южной Африки.
В качестве примера наскальной живописи в Мадленский период см. знаменитую пещеру Руффиньяк (14 000 лет до н.э.) и Капову пещеру (12 500 лет до н.э.), обе отмеченные изображениями шерстистых мамонтов, выполненными красной охрой и/или чёрным марганцем. См. также пещеру Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.), отмеченную красными и чёрными лошадьми.Более отдалённые работы см: Наскальные рисунки аборигенов: Австралия, самые древние примеры включают: Наскальное искусство Убирр в Национальном парке Какаду, Арнемленд (от 30 000 лет до н.э.), Наскальное искусство Кимберли на севере Австралии (30 000 лет до н.э.), Наскальное искусство полуострова Бурруп в Пилбаре (ок. 30 000 лет до н.э.), аутентичные наскальные рисунки аборигенов в Пилбаре (ок. 30 000 лет до н.э.). до н.э.), аутентичный рисунок углём на скале Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнемленде, и рисунки Брэдшоу в Кимберли (ок. 15 500 лет до н.э.). См. также широко распространённое океаническое искусство Полинезии, Меланезии и других островов Тихого океана.
Изобретение керамики отодвинуто на 10 000 лет назад
С конца 1990-х годов археологические данные, полученные на стоянках каменного века в Китае и Японии, показывают, что древняя керамика была изобретена не в начале неолита (ок. 8 000 лет до н.э.), а гораздо раньше, в эпоху палеолита. Самым древним в мире образцом глиняной керамической посуды является керамика пещеры Сянрэндун, датируемая 18 000 лет до н.э., за ней следует керамика пещеры Юйчаньян, датируемая 16 000 лет до нашей эры. За ней последовали керамика Вела Спила (15 500 лет до н.э.) с Балкан и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.) с Дальнего Востока России. В то же время в Японии глиняные керамические горшки, известные как Jomon Pottery, появились примерно с 14 500 г. до н.э. Полный список дат и другие хронологические материалы см: Хронология гончарного производства (26 000 до н.э. – 1900).
Доисторическое абстрактное геометрическое искусство
Пещерное искусство в верхнем палеолите развивалось благодаря острому наблюдению за природой и необычайной верности ей, но параллельно с этим развитием художники разной эффективности и жизнеспособности копировали и искажали произведения, из которых черпали вдохновение. Это привело к изменению, разрушению, а иногда даже к изменению смысла натуралистических фигур, пока они не были сведены к роли минималистских пиктограмм или орнаментальных мотивов.
Абстрактные знаки превосходят фигуративные изображения в палеолитическом пещерном искусстве по крайней мере 2:1. Одним из особенно интересных символов является знак типа «Плакард» (птицеподобный или авиформный знак), названный в честь солютрейской пещеры Ле Плакард (17 200 лет до н.э.). Подробнее о местонахождении и распространённости этих символов см: Доисторические абстрактные знаки (40 000-10 000 до н.э.).
Начиная примерно с 17 000 года до н.э., когда от скульптуры стали постепенно отказываться, орнамент повседневных предметов – перфораторов, копий и тому подобного – все больше заимствовал свои элементы из натуралистического искусства линейной гравировки. Перенос фигур на узкие поверхности не мог происходить без труда и потерь. Закон наименьших усилий упрощал эти фигуры до тех пор, пока они не становились просто диаграммами.
Нередко на одном и том же объекте можно обнаружить все переходы от узнаваемой фигуры к полной стилизации. Эти ценные предметы дают нам ключ ко многим другим, таким как голова животного, похожего на козу, из Массата или палка из Ла Мадлен, украшенная головами лошадей, которые постепенно превращаются в овалы.
Тем не менее, эти диаграммы возникают не только в результате вырождения более качественно выполненных рисунков. Стилизованное фигуративное искусство, как показали учёные, берет начало от подлинного реализма, который не является визуальным, а относится к концептуальному типу, наблюдаемому у детей. В эпоху верхнего палеолита оно существовало бок о бок с большим натуралистическим искусством и независимо от него. Значение этих упрощённых фигур нелегко определить. Элементы этого оригинального стилизованного искусства значительно обогатили орнаментальное искусство с начала мадленского периода.
Большое количество мадленских костяных клинков демонстрируют очень богатые украшения, которые были получены путём группировки мотивов такого происхождения: эллипсов, зигзагов, шевронов и флердонов. Среди фигур есть изображения голов рыб и животных, а также неодушевлённых предметов, различной утвари и даже хижин. Многие узоры были выгравированы или нарисованы на стенах пещер.
Но декоративное искусство имело и другие источники. В процессе разделки мяса крупной дичи человек случайно прочерчивал параллельные линии на костях ровными, последовательными ударами кремня. Начиная с позднего мустьерского периода, как в Ла-Квине, так и в Ла-Феррасси, время от времени находят кости, испещрённые аккуратными параллельными линиями, которые свидетельствуют уже не о случайном результате разделки, а о намеренной работе, превратившей случайную линию в украшение.
Когда обработка кости, слоновой кости и оленьего рога получила широкое развитие в Ориньяке, а затем в Солютре и Магдалене, её техника стала более точной, и к случайным следам расчленения добавились те, которые были вызваны разрезанием этого сырья для изготовления из него узких, удлинённых инструментов.
Некоторые предметы, такие как копья, предназначались для крепления к посоху. Это создавало другие элементы, которые использовались для украшения: поперечные насечки или фланцы для обеспечения прочности креплений; насечки или канавки на поверхностях, соприкасающихся с древком, для более прочного прилипания клеящего вещества. Привычка видеть крепление вокруг палки также приводила в различных случаях к тому, что оно копировалось в резном изображении.
Одно из наиболее определённых происхождений геометрического декора многих неолитических ваз в обоих мирах исходит от первых горшков (например, керамика культуры Дзёмон, самая ранняя форма японского искусства), часто поддерживаемых в корзинах, которые разрушались при обжиге и чьё плетение оставляло след на брюхе. Когда корзина была вытеснена, зигзаги её отпечатков стали имитировать от руки просто по привычке. (См. также Китайская керамика).
Таким образом, декоративное искусство родилось из орнаментального переложения элементов технического происхождения; оно обогатилось остатками других элементов, также технических, но вышедших из употребления и орнаментированных – или из декоративной имитации соседних техник; оно использовало примитивные схемы, объединяя и разделяя их; оно достигло апогея, изменив для своего усовершенствования элементы, заимствованные из великого искусства – изуродовав, унизив, перегруппировав и разъединив их.
Символы плодородия
Выживание человека каменного века определялось его способностью питаться и размножаться, и это состояние человека было полностью выражено в его искусстве. В наскальной живописи, где изображались как промысловые животные, так и хищники-соперники, он выражал свои заботы и тревоги, связанные с охотой, и лишь в очень немногих изображениях упоминался человек. В скульптуре – особенно в статуэтках Венеры – он воспевал таинство деторождения и рождения. Эти символы плодородия в виде тучных женщин, тщательно вылепленных с преувеличенными грудями, ягодицами и гениталиями, впервые появились в раннем Ориньяке, получили широкое распространение в Граветте и исчезли в Мадлене.
Наиболее важные примеры этих фигурок Венеры: «Венера из Холе Фельс» (слоновая кость) (35 5000 лет до н.э.), «Венера из Дольни-Вестонице» (керамика) (ок.26 000 лет до н.э.), «Венера из Монпасье» (лимонит) (ок.25 000 лет до н.э.) до н.э.), «Венера Виллендорфская» (известняк) (ок.25 000 до н.э.), «Венера Савиньяно» (змеевик) (ок.24 000 до н.э.), «Венера из Моравани» (слоновая кость) (ок.24 000 до н.э.), «Венера из Брассемпуи» (слоновая кость) (ок.23 000 до н.э.), «Венера из Леспуги» (слоновая кость) (ок.23 000 до н.э.), «Венера из Костенок» (слоновая кость) (ок.22 000 до н.э.), «Венера из Гагарино» (вулканический камень) (ок.20 000 до н.э.), Авдеевские Венеры (20 000 до н.э.), Мальтинские Венеры (слоновая кость) (20 000 до н.э.), Зарайские Венеры (бивень мамонта) (20, 000 до н.э.) и более поздние мадленские статуэтки, известные как Венера Елисеевичская (14 000 до н.э.), Венера Энгенская (13 000 до н.э.) и Венера Монруз-Нойшательская (10 000 до н.э.).
Постпалеолитическое искусство
Какова была судьба искусства после великого мадленского этапа? Годы между эпохой, когда верхнепалеолитический человек охотился на последние стада оленей на юго-западе Европы, и эпохой, когда полуцивилизованные захватчики вспахали там первые борозды и вывели первые стада на пастбища, составляют мезолит и неолит.
Однако следует признать, что в Африке и Малой Азии уже существовали пастушеские и земледельческие неолитические люди в то время, когда верхний палеолит в Европе был в зените.
Так называемые неолитические народы на самом деле были результатом миграции верхнепалеолитических племён. Их миграция была связана с улучшением климата в тех регионах, которые ранее были ледниковыми. Кроме того, постепенное высыхание обширных регионов, которые теперь опустели, но где когда-то выпадали обильные осадки, заставило племена, сформировавшиеся в конце четвертичного периода и уже занимавшиеся скотоводством или земледелием, искать новые земли для своих стад и посевов.
В классических регионах верхнего палеолита, таких как юго-западная Франция и северо-западная Испания, было зарегистрировано несколько последовательных культурных волн, сильно отличающихся друг от друга с точки зрения развития искусства: азильская культура представляет собой поучительный вклад.
В пещере Мас-д’Азиль (Арьеж), наложенной на слой позднемадленского материала, появляется категория характерных предметов, состоящих из гальки, которая либо окрашена, либо выгравирована, либо и то, и другое. Они также найдены на том же уровне в других пещерах во французских Пиренеях и в Перигоре; а другие, возможно, ещё более раннего периода, были найдены в нескольких пещерах на севере. Вполне возможно, что дальнейшие тщательные исследования могут обнаружить их на любом уровне европейского верхнего палеолита, так как расписанные пещеры имеют на своих стенах группы точек или полос и знаки, похожие на те, что были на гальке.
Пещеры Кастильо и Ниу позволяют нам наблюдать, что в более раннюю эпоху некоторые художники уже обладали большим репертуаром условных знаков, из которых были взяты азильские фигуры. Таким образом, происхождение этих расписных галек уходит далеко в верхний палеолит, особенно в Средиземноморский регион, где племена жили вдоль побережья, существуя в основном за счёт сбора моллюсков – труда, не требующего больших усилий.
Нарисованные мотивы чаще всего представляют собой точки или полосы в различных группах: кресты с одной или двумя руками, зарешеченные круги, листья папоротника, прямоугольники с двумя диагоналями, круги с центральной точкой, и несколько редких алфавитных знаков: E, F и т.д. Расписные камешки отмечают первый этап стилизованного искусства.
Иберийские наскальные рисунки
Когда у нас впервые появилась возможность изучить рисунки долины Батуакас, мы отметили поразительное сходство точек или полос, расположенных последовательно, с рисунками на камнях из Мас д’Азиль. На самом деле, можно интерпретировать символы Мас д’Азиль в свете менее стилизованных испанских наскальных фигур, которые обычно представляют человеческие формы: двойной или тройной шеврон приближается к диаграмме сидящего человека; однорукий или двурукий крест и знак в форме лестницы с одной вертикалью, проходящей через середину большого количества перекладин, напоминают стоящего человека. Между этими сериями слишком много общего, чтобы их происхождение было раздельным.
В нашем существующем состоянии знаний доисторическое иберийское искусство представляется в следующей картине: во времена верхнего палеолита на полуострове существовала атлантическая провинция, в основном Кантабрийская, но которая также распространялась на Кастилию и простиралась до южной Андалусии, например, до Ла Пилеты и окрестностей Малаги и Кадиса; её натуралистическое искусство было географическим продолжением ориньякско-мадленского искусства верхнего палеолита на юго-западе Франции.
Альтамира – самый известный пример. Тем не менее, в ранний период она дала большое количество схематических знаков, которые снова встречаются, только в очень небольшом количестве и в поздний период, от Пиренеев до Дордони, и более редко в последней. Ла Пилета особенно богата многочисленными и разнообразными ранними знаками.
Второй художественный регион палеолитической Иберии был почти исключительно средиземноморским: он простирался от Каталонии до провинции Альмерия.Хотя благодаря своим великолепным росписям животных этот регион представляет собой особое развитие верхнепалеолитического искусства – в частности, франко-кантабрийского пещерного искусства – он отличается от него, как мы уже упоминали, обилием и оживлённым характером столь же реалистичных, но суммарно обработанных человеческих фигур – продукта сложных образных сцен охоты и сражений.
Определённые стилизованные элементы, которые в некоторых случаях предшествовали реалистичным фигурам – например, в Минатеде (Альбасете) – встречаются во все большем количестве к концу этого искусства и, по-видимому, возникают в результате смешения с прибрежными средиземноморскими влияниями, которые становятся все более многочисленными по отношению к первоначальным более северным элементам. Влияние картин Сахары и даже Южной Африки кажется неоспоримым, но, с другой стороны, это влияние могло прийти в Африку со средиземноморского побережья Иберии.
Приход в конце этого периода пастушеских и земледельческих неолитических народов обогатил наскальное искусство рядом новых традиционных элементов, таких как мегалиты и изображения «совоголовых» женских фигур мира дольменов, прямоугольных и треугольных идолов иберийского неолита, среди прочих. Эта новая тенденция была наиболее распространена в Андалусии, Сьерра-Морене и Эстремадуре, на юго-западе.
Появилась также керамика, примером которой является китайская керамика и формы японской керамики. Подробнее см. Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Мегалитическое искусство, в виде цветных рисунков с одной стороны и наскальных гравировок с другой, несомненно, продолжалось вплоть до начала бронзового века. Это могло повлиять на искусство железного века, как абстракция кельтского гальштатского и латенского стилей.
ХРОНОЛОГИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.)
Граветтское искусство (25 000-20 000 до н.э.)
Солютрейское искусство (20 000-15 000 до н.э.)
Мадленское искусство (15-10 000 до н.э.)
Искусство мезолита (от 10 000 до н.э.)
Неолитическое искусство (ок. 2000 лет до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?