Наскальное доисторическое искусство читать ~12 мин.
В археологии термин «наскальное искусство» (также в разных источниках могут встречаться его упоминания как «настенное», «пристеночное» или «париетальное», но наиболее правильно называть его «пещерным искусством») используется для обозначения любого доисторического искусства, найденного на стенах пещер. Оно охватывает все виды наскальной живописи, все формы гравированного наскального искусства, или другие петроглифы, а также любую рельефную скульптуру, вырезанную на стенах, полу или потолке, художественные работы, выполненные на стенах пещер или больших каменных блоках.
Противоположностью такого неподвижного искусства является «мобильное искусство», означающее любые малогабаритные переносные предметы искусства доисторического периода, такие как статуэтки Венеры или другая резьба по слоновой кости, а также ювелирные изделия и другие подобные предметы. Хотя произведения наскального искусства были найдены в Африке, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Сибири, Австралии и Америке, основная часть этой формы палеолитического искусства была обнаружена в 300 или около того доисторических скальных убежищах юго-западной Франции и северной Испании и составляет то, что известно как франко-кантабрийское пещерное искусство (40 000-10 000 лет до н.э.).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Датировка
Некоторые исследователи раннего палеолита, такие как Андре Леруа-Гурхан и Анри Брей, разработали собственную хронологическую типологию, основанную на стилистическом сравнении изученного наскального искусства. Затем стало доступно радиоуглеродное датирование, после чего пещера, а также её искусство и другие артефакты стали предметом надлежащего научного изучения. Дальнейшее развитие технологии доисторического датирования, например, ураново-ториевые (U/Th) тесты, теперь позволяют датировать более широкий спектр материалов и видов искусства, с соответствующим повышением исторической точности.
Виды наскального искусства
Как упоминалось выше, эта категория искусства каменного века включает: наскальная живопись (обычно окрашенная красной охрой и другими земляными красками – подробнее см. Доисторическая цветовая палитра); наскальные рисунки (обычно включающие рисунки углём или наброски марганцовкой); фигуративные наскальные гравировки (обычно выполненные кремнём или другими острыми инструментами); абстрактные знаки, в виде геометрических символов и других обозначений (включая: Авиформ, Клавиформ, Полукругов, Линий, Пектиформ, Четырёхугольников, Тектиформ и Зигзагов); и неподвижных скульптур (то есть рельефов).
Почти все фигуративные картины представляют собой изображения животных. Сначала, в эпоху Ориньяка, значительный процент составляли хищники (львы, медведи, носороги); позднее, в граветтскую и солютрейскую эпохи, большинство изображений – это изображения промысловых животных, на которых охотились ради пищи или шкур (бизоны, тигры, мамонты, лошади). Было найдено лишь очень небольшое количество человеческих фигур – либо полулюдей, либо полуживотных, либо раненых людей. Две уникальные фигуры – это Человек-птица в шахте Ласко и Колдун в пещере Труа-Фрер.
Значение, интерпретация
Поскольку большая часть рассматриваемого наскального искусства была найдена в необитаемых пещерах, которые использолись небольшими, элитарными группами того или иного рода, вероятно, что пещеры рассматривались как своего рода священные святилища. Гравированная картина «Колдун» и «Часовня львицы» с вотивными предметами, обнаруженные в пещере Труа-Фрер в Арьеже, являются явными свидетельствами сверхъестественных практик. Несмотря на это, среди археологов и антропологов существуют значительные расхождения в интерпретации точного значения наскального искусства. Некоторые специалисты видят в нём свидетельства шаманизма или симпатической магии; другие – ритуалы, способствующие плодородию и удачной охоте; третьи считают, что оно имеет отношение к церемониям инициации; четвёртые рассматривают его как часть попытки связаться с миром духов.
Известные места наскального искусства
Искусство и культура Ориньяка (40 000-25 000 до н.э.)
Пещерные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 до н.э.)
Расположенное в общем комплексе пещер Монте-Кастильо, в Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, это убежище содержит самое древнее искусство из всех пещер, за исключением Кубков пещеры Ла-Феррасси (ок. 60 000 до н.э.) и находок нижнего палеолита, таких как петроглифы Бхимбетка в Индии.
Пещерное искусство Сулавеси (ок. 37 900 лет до н.э.)
Ручные трафареты и рисунки животных в пещере Леанг Тимпусенг на острове Сулавеси в Индонезии были датированы в 2014 году 37 900 лет до н.э. и 33 400 лет до н.э. соответственно, что относит их к древнейшему пещерному искусству на планете.
Пещерное искусство Горэма (37 000 лет до н.э.)
Некоторые учёные убеждены, что петроглифы, найденные в пещере Горэма на юго-восточной стороне Гибралтарской скалы, были созданы неандертальцами. Другие настроены более скептически.
Пещерные рисунки Фумане (ок. 35 000 до н.э.)
Фумане – жилая пещера в холмах Лессини, недалеко от Вероны, Италия, она была заселена охотниками на оленей с мустьерских времён. Грубые рисунки красной охрой животных и антропоморфной фигуры, обнаруженные на каменных фрагментах обрушившейся стены, были косвенно датированы 35 000 лет до нашей эры.
Гравюры Абри Кастанье (ок. 35 000 лет до н.э.)
Ориньякское скальное убежище, расположенное недалеко от Ласко в Дордони, отмеченное гравированными изображениями женских гениталий на обвалившемся известняковом потолке.
Пещерные рисунки Альтамиры (первая фаза ок. 34 000 лет до н.э.)
Расположенная недалеко от Антильяна-дель-Мар в Кантабрии, большая часть богато раскрашенных наскальных рисунков Альтамиры, в частности, бизонов, относится к мадленской культуре. Однако изображение в форме булавы, обнаруженное в самой отдалённой части пещеры, было датировано по меньшей мере 34 000 лет до н.э.
Пещерные рисунки Шове (ок. 30 000 до н.э.)
Остававшиеся нетронутыми в течение 25 000 лет – дольше, чем в любой известной пещере – наскальные рисунки и картины в Шове относятся к ориньякской культуре и являются самыми древними примерами фигурной живописи, известными человеку.
Grotte des Deux-Ouvertures / Пещера двух отверстий (26 500 лет до н.э.)
Раскопанная в 2008 году, пещера расположена в ущелье Ардеш, недалеко от Эгезе, рядом с пещерой Шове-Пон-д’Арк. Она может похвастаться множеством выгравированных пиктограмм, включая более 50 фигур мамонтов и быков.
Рисунки углём в Скальном убежище Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.)
Самое древнее искусство аборигенов Австралии, датированное углеродом.
Наварла Габарнманг, Земля Арнем, Северная территория, Австралия.
Примечание: другие памятники наскального искусства в Австралии см: Наскальное искусство Убирр в Земле Арнем (от 30 000 лет до н.э.), Наскальное искусство Кимберли на севере Австралии (30 000 лет до н.э.), Наскальное искусство полуострова Бурруп в Пилбаре (30 000 лет до н.э.), и Рисунки Брэдшоу в Кимберли (15 500 лет до н.э.).
Граветтское искусство и культура (25 000-20 000 лет до н.э.)
Коскерская пещерная живопись (ок. 25 000 до н.э.)
Украшенная до конца ледникового периода, когда уровень моря резко поднялся, внутренняя часть пещеры сегодня доступна только через подводный проход у побережья Франции недалеко от Марселя. Его наскальные работы включают картины, рисунки, множество наскальных рисунков с ручными трафаретами и другие абстрактные мотивы, такие как знаки типа «Плакард».
Наскальные гравюры пещеры Куссак (ок. 25 000 до н.э.)
Обнаруженная в 2000 году недалеко от Ле Буиссон-де-Кадуэн в регионе Дордонь, её скальная часть включает крупномасштабные гравированные рисунки бизонов, лошадей и мамонтов, похожие на граветтские изображения в пещерах Кверси, особенно Пеш-Мерль.
Пещерные рисунки Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Кабререта в Средних Пиренеях, известна своими драматическими полихромными изображениями пепельных лошадей. Также здесь есть несколько табличек с надписями.
Трафареты рук из пещеры Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Это скальное убежище в Верхних Пиренеях наиболее известно своей вызывающей коллекцией из более чем 200 трафаретов рук, большинство из которых лишены пальцев или их частей. Кроме того, пещера содержит более 150 крупномасштабных гравированных рисунков.
Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 до н.э.)
Сосед Пеш-Мерль и Куньяк, Рукадур известен своими яркими трафаретами рук, абстрактными символами и гравюрами животных.
Пещера Куньяк (первый этап, ок. 23 000)
Расположенная недалеко от Гурдона, в департаменте Лот, пещера имеет ряд граветтских рисунков и рисунков диких животных, а также странные знаки типа плакарда. Более интересные фигуры человеческого типа были завершены на втором этапе, который пришёлся на Мадленскую эпоху.
Венера Лоссельская (ок. 23 000 – 20 000 до н.э.)
Найденная в коммуне Марке в Дордони, эта 18-дюймовая барельефная известняковая фигура лежащей обнажённой женщины сейчас является одним из главных экспонатов коллекции искусства каменного века в Музее Аквитании в Бордо.
Лосось из пещеры Абри дю Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.)
Обнаруженное недалеко от Перигора в Дордони, это скальное убежище всемирно известно своей рельефной скульптурой лосося – одной из десяти рыб, которые встречаются в наскальном искусстве палеолита.
Солютрейское искусство и культура (20 000-15 000 лет до н.э.)
Пещера Ла Пилета (ок. 18 000 до н.э.)
Обнаруженная в муниципалитете Бенаохан, в Андалусии, Испания, это бывшее убежище неандертальцев содержит разнообразные нарисованные абстрактные символы, а также прекрасные картины животных, включая редкое изображение рыбы.
Пещера Ле Плакар (ок. 17 500 лет до н.э.)
Находится рядом с рекой Тардуар, в 8 милях вверх по течению от Ла-Рошфуко, известна своими загадочными авиформными пиктограммами (официально известными как знаки типа «Плакар»), идентичными другим, найденным в Пеш-Мерле, Куньяке и Коскере.
Пещера Коскер (вторая фаза 17000-15000 лет до н.э.)
В граветтский период в Коскере наблюдалась вторая фаза пещерной живописи между 17500 и 16000 годами до н.э.
Пещера Рок-де-Серс (ок. 17 200 лет до н.э.)
Расположенная в долине реки Эшель, примерно в 20 км к северу от Гашеду, пещера Рок-де-Серс является «эталоном» доисторической скульптуры солютрейской эпохи. Его главная изюминка – серия известняковых блоков со скульптурами, гравировкой и росписью с изображениями животных, изображённых с большими телами и короткими ногами.
Пещера Ласко (первая фаза около 17 000 лет до н.э.)
Украшения пещеры Ласко – расположенной недалеко от деревни Монтиньяк, в Дордони – охватывают как солютрейский, так и мадленский периоды, примерно с 17 000 до 13 000 лет до н.э. Некоторые эксперты считают Ласко апогеем палеолитической наскальной живописи.
Пещера Ла Тет дю Лев (ок. 17 000 лет до н.э.)
Расположенная недалеко от Бидона в Ардеше (недалеко от скальных убежищ Шове и Шабо), она наиболее известна благодаря панно, которое, как считается, представляет собой карту звёзд (созвездие Тельца). Аналогичные знаки были найдены в Ласко.
Пещера Ла Пасиега (ок. 16 000 лет до н.э.)
Расположенная в испанском районе Пуэнте Вьесго, в том же скоплении скальных укрытий, что и Лас Монедас, Лас Чименеас и пещера Эль Кастильо, эта пещера содержит большое количество фигур животных (олени, лошади, быки) и нерасшифрованных символов.
Мадленское искусство и культура (15 000-10 000 лет до н.э.)
Живопись пещеры Ласко (вторая фаза 15 000-13 000 до н.э.)
Всемирно известная своим «Залом быков», «Расписной галереей» и «Валом мертвеца», она содержит такие известные изображения, как Большой чёрный бык, Единорог и Человек-птица.
Фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.)
Современный пещерному искусству Ласко, скальный приют Кап-Блан имеет потрясающий 13-метровый фриз, изображающий лошадей, бизонов и оленей: самый известный пример мадленской резьбы по камню.
Пещерная живопись Альтамиры (заключительный этап ок. 15 000 лет до н.э.)
Хотя считается, что эта пещера была расписана и украшена гравировкой во время всех четырёх основных орудийных культур верхнего палеолита, великолепные многоцветные бизоны на потолке главной галереи были выполнены мадленскими художниками на заключительном этапе.
Пещерная живопись Фонт-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.)
Расположенный недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак-Сирей в Дордони, его изюминкой является фриз из пяти бизонов, дополненный сложной штриховкой вокруг тела. Это первое произведение искусства каменного века, найденное в районе Перигор, оно уступает только Ласко в рейтинге доисторического искусства Франции.
Мамонты пещеры Руффиньяк (ок. 14 000-12 000 до н.э.)
Расположенная во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернен-де-Рейльяк в Дордони, эта пещера имеет самый большой подземный комплекс проходов в Перигоре. Украшения пещеры включают более 260 гравюр и монохромных рисунков с чёрными контурами. Тематика включает мамонтов, бизонов, лошадей и шерстистых носорогов, а также ряд абстрактных знаков (тектиформы и серпентиформы).
Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.)
Одно из самых важных мест в Астурии, Испания, известное красными и чёрными рисунками лошадей, в частности, в «Галерее лошадей» (»Galeria de los Caballos»).
Пещерные рисунки Куньяка (вторая фаза, ок. 14 000 лет до н.э.)
Его мадленские произведения искусства включают потрясающее изображение красного козерога, искусно выполненное так, что камень на стене напоминает волосы, свисающие с его брюха.
Рельефы бизонов в Тюк д’Одубер (ок. 13 500 лет до н.э.)
Расположенное в Верхних Пиренеях скальное убежище славится великолепной глиняной рельефной скульптурой двух бизонов. Следы пальцев, оставленные художником, хорошо видны.
Пещерное искусство Ла Марш (ок. 13 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 1937 году недалеко от Люссак-ле-Шато, на западе Франции, пещера содержала серию сенсационных гравюр человеческих голов и лиц, аккуратно расположенных на полу. Эксперты по-прежнему скептически относятся к её мадленскому происхождению.
Рисунки и отпечатки ног в пещере Ниу (13 000-11 000 лет до н.э.)
Расположенная в северных предгорьях Пиренеев, недалеко от Фуа, Ниу является одной из самых впечатляющих мадленских галерей наскального искусства после Ласко и Фон-де-Гом. Вероятно, она наиболее известна благодаря серии «следов», оставленных детьми каменного века в возрасте около 10 лет и их старшим товарищем.
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
Расположенная в Верхних Пиренеях, недалеко от пещеры Тюк-д’Одубер, она знаменита необычным изображением (нарисованным и выгравированным) «Колдуна», человека с чертами нескольких различных животных. Считается, что он изображает шамана или мага, это одно из редких изображений человеческой фигуры в палеолитическом пещерном искусстве.
Капова пещера (12 500 лет до н.э.)
Расположенная в заповеднике Шульган-Таш, на южном Урале в России, она известна своими красно-охристыми изображениями шерстистых мамонтов.
Рок-о-Сорсьер (ок. 12 000 до н.э.)
Пещера известна своей наскальной резьбой и выдающимся фризом рельефной скульптуры.
Гравюры пещеры Ле Комбарель (ок. 12 000 до н.э.)
Расположенный недалеко от Лез Эйзи де Тайак в Дордони, этот крупный объект мадленского искусства содержит 600-800 высоко натуралистичных рисунков животных (олени, лошади, львы, пещерные медведи, мамонты), а также собрание из более чем 50 антропоморфных фигур, плюс многочисленные тектифы.
Гравюры пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.)
Необычно современные человеческие фигуры – включая две жертвы, двух шаманов и группу танцующих наблюдателей – составленные в необычной сцене жертвоприношения или ритуальной деятельности на горе Пеллегрино, на окраине Палермо, на Сицилии
Важные примеры более поздней пещерной живописи – включая знаменитое место Куэва де лас Манос (Пещера Рук) (ок. 7 300 г. до н.э.), см: Искусство мезолита (ок.10 000-6 000 до н.э.).
Об эволюции искусства: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. до н.э.)
- Наскальные выгравированные рисунки
- Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений
- Театр Одного представляет уникальный проект - «С листа»
- Определены победители в историко-литературной премии «Александр Невский»
- Победители фестиваля «У золотых ворот» получил четыре «Шапки Мономаха»
- Фестиваль творчества МакДонаха открылся спектаклем БДТ им. Товстоногова
- Необычный спектакль о хитроумном Фигаро появился в репертуаре театра кукол им. Образцова
- Вячеслав Короленков, интервью в ЦДХ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?