Наскальное доисторическое искусство читать ~12 мин.
В археологии термин «наскальное искусство» (от лат. paries — «стена») обозначает любое доисторическое искусство на стенах, потолках или полах пещер и скальных убежищ. В русскоязычной литературе его часто называют «пещерным искусством». Оно охватывает все виды наскальной живописи, все формы гравированного наскального искусства или другие петроглифы, а также любую рельефную скульптуру, вырезанную на стенах, полу или потолке.
В противоположность этому «неподвижному» искусству существует «мобильное искусство». Этот термин означает любые малогабаритные переносные предметы доисторического периода, такие как статуэтки Венеры, резьба по слоновой кости, ювелирные изделия и другие подобные артефакты. Хотя произведения наскального искусства находят в Африке, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Сибири, Австралии и Америке, основная часть этого вида искусства палеолита была обнаружена примерно в 300 доисторических скальных убежищах. Они расположены на юго-западе Франции и на севере Испании и составляют так называемое франко-кантабрийское пещерное искусство (40 000–10 000 лет до н.э.).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Датировка
Ранние исследователи палеолита, такие как Андре Леруа-Гурхан и Анри Брейль, разработали хронологические типологии, основанные на стилистическом сравнении наскального искусства. Позднее, с появлением радиоуглеродного датирования, пещеры, их искусство и другие артефакты стали предметом полноценного научного изучения. Дальнейшее развитие технологий датировки, например, ураново-ториевые (U/Th) тесты, позволяет определять возраст более широкого спектра материалов и видов искусства с возрастающей исторической точностью.
Виды наскального искусства
Как упоминалось выше, эта категория искусства каменного века включает в себя: наскальную живопись (обычно выполненную красной охрой и другими земляными красками — подробнее см. Доисторическая цветовая палитра); наскальные рисунки (как правило, это рисунки углём или наброски марганцовкой); фигуративные наскальные гравюры (обычно выполненные кремнём или другими острыми инструментами); абстрактные знаки в виде геометрических символов (авиформы, клавиформы, полукруги, линии, пектиформы, четырёхугольники, тектиформы и зигзаги); и неподвижную скульптуру (рельефы).
Почти все фигуративные изображения представляют собой животных. В эпоху Ориньяка значительную долю составляли хищники (львы, медведи, носороги). Позднее, в граветтскую и солютрейскую эпохи, большинство изображений — это промысловые животные, на которых охотились ради пищи или шкур (бизоны, олени, мамонты, лошади). Найдено лишь небольшое количество человеческих фигур, причём часто это полулюди-полуживотные или раненые люди. Две уникальные фигуры — это Человек-птица в «шахте» пещеры Ласко и Колдун в пещере Труа-Фрер.
Значение и интерпретация
Большинство произведений наскального искусства было найдено в необитаемых пещерах, которые, вероятно, использовались небольшими элитарными группами и рассматривались как своего рода священные святилища. Гравюра «Колдун» и «Часовня львицы» с вотивными предметами в пещере Труа-Фрер в Арьеже являются яркими свидетельствами ритуальных практик. Несмотря на это, среди археологов и антропологов нет единого мнения о точном значении наскального искусства. Одни видят в нём проявления шаманизма или симпатической магии, другие — ритуалы для обеспечения плодородия и удачной охоты, третьи связывают его с обрядами инициации, а четвёртые — с попытками установить контакт с миром духов.
Известные памятники наскального искусства
Искусство и культура Ориньяка (40 000–25 000 гг. до н.э.)
Пещерные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 лет до н.э.)
Это убежище, расположенное в комплексе пещер Монте-Кастильо в Пуэнте-Вьесго (Кантабрия), содержит древнейшее пещерное искусство, за исключением чашевидных углублений из пещеры Ла-Феррасси (ок. 60 000 лет до н.э.) и находок нижнего палеолита, таких как петроглифы Бхимбетка в Индии.
Пещерное искусство Сулавеси (ок. 37 900 г. до н.э.)
Трафареты рук и рисунки животных в пещере Леанг Тимпусенг на острове Сулавеси в Индонезии были датированы 37 900 и 33 400 гг. до н.э. соответственно, что делает их одними из древнейших образцов пещерного искусства на планете.
Пещерное искусство пещеры Горама (37 000 лет до н.э.)
Некоторые учёные убеждены, что петроглифы, найденные в пещере Горама на юго-восточной стороне Гибралтарской скалы, были созданы неандертальцами. Другие исследователи относятся к этой гипотезе скептически.
Пещерные рисунки Фумане (ок. 35 000 лет до н.э.)
Фумане — жилая пещера на холмах Лессини недалеко от Вероны (Италия), заселённая охотниками на оленей с мустьерских времён. Найденные на фрагментах обрушившейся стены грубые рисунки животных и антропоморфной фигуры, выполненные красной охрой, были косвенно датированы 35 000 лет до н.э.
Гравюры из Абри-Кастанет (ок. 35 000 лет до н.э.)
Ориньякское скальное убежище в Дордони, недалеко от Ласко, известное гравированными изображениями женских гениталий на обвалившемся известняковом потолке.
Пещерные рисунки Альтамиры (первая фаза, ок. 34 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Антильяна-дель-Мар в Кантабрии. Большая часть красочных наскальных рисунков Альтамиры, в частности изображения бизонов, относится к мадленской культуре. Однако знак в форме булавы, обнаруженный в самой дальней части пещеры, был датирован по меньшей мере 34 000 лет до н.э.
Пещерные рисунки Шове (ок. 30 000 лет до н.э.)
Остававшиеся нетронутыми в течение 25 000 лет — дольше, чем в любой другой известной пещере, — наскальные рисунки и картины в Шове относятся к ориньякской культуре и являются древнейшими известными образцами фигуративной живописи.
Грот-де-Дёз-Увертюр / Пещера двух входов (26 500 г. до н.э.)
Раскопанная в 2008 году, пещера расположена в ущелье Ардеш, рядом с пещерой Шове-Пон-д’Арк. Она содержит множество выгравированных пиктограмм, включая более 50 фигур мамонтов и быков.
Рисунки углём в Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.)
Древнейший образец искусства аборигенов Австралии, датированный радиоуглеродным методом. Находится в скальном убежище Наварла Габарнманг, Арнем-Ленд, Северная территория, Австралия.
Примечание: другие памятники наскального искусства в Австралии: наскальное искусство Убирр в Арнем-Ленде (от 30 000 лет до н.э.), наскальное искусство Кимберли на севере Австралии (30 000 лет до н.э.), наскальное искусство полуострова Берруп в Пилбаре (30 000 лет до н.э.) и рисунки Брэдшоу в Кимберли (15 500 г. до н.э.).
Граветтское искусство и культура (25 000–20 000 гг. до н.э.)
Пещерная живопись Коске (ок. 25 000 лет до н.э.)
Внутренняя часть пещеры, украшенной до конца ледникового периода, сегодня доступна только через подводный проход у побережья Франции недалеко от Марселя. Её наскальные работы включают картины, рисунки, множество трафаретов рук и абстрактные мотивы, такие как знаки типа «плакард».
Наскальные гравюры пещеры Куссак (ок. 25 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 2000 году недалеко от Ле-Бюисон-де-Кадуэн в Дордони, эта пещера содержит крупномасштабные гравированные рисунки бизонов, лошадей и мамонтов, похожие на граветтские изображения в пещерах Керси, особенно в Пеш-Мерль.
Пещерные рисунки Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Кабрере в Средних Пиренеях, известна своими выразительными полихромными изображениями «пятнистых лошадей». Также здесь есть несколько знаков-«плакардов».
Трафареты рук из пещеры Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Это скальное убежище в Верхних Пиренеях наиболее известно своей впечатляющей коллекцией из более чем 200 трафаретов рук, на большинстве из которых отсутствуют пальцы или их части. Кроме того, в пещере находится более 150 крупномасштабных гравированных рисунков.
Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 лет до н.э.)
Соседняя с Пеш-Мерль и Куньяк, пещера Рукадур известна своими яркими трафаретами рук, абстрактными символами и гравюрами животных.
Пещера Куньяк (первая фаза, ок. 23 000 лет до н.э.)
Расположенная недалеко от Гурдона в департаменте Ло, пещера имеет ряд граветтских рисунков диких животных, а также странные знаки типа «плакард». Более интересные человекоподобные фигуры были созданы на втором этапе, в мадленскую эпоху.
Венера Лоссельская (ок. 23 000–20 000 гг. до н.э.)
Найденная в коммуне Марке в Дордони, эта известняковая рельефная фигура лежащей обнажённой женщины высотой около 46 см сейчас является одним из главных экспонатов в коллекции искусства каменного века в Музее Аквитании в Бордо.
Лосось из грота Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.)
Это скальное убежище, обнаруженное недалеко от Перигё в Дордони, всемирно известно своей рельефной скульптурой лосося — одним из десяти изображений рыб, встречающихся в палеолитическом наскальном искусстве.
Солютрейское искусство и культура (20 000–15 000 гг. до н.э.)
Пещера Ла-Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в муниципалитете Бенаохан в Андалусии (Испания), эта бывшая стоянка неандертальцев содержит разнообразные нарисованные абстрактные символы, а также прекрасные изображения животных, включая редкое изображение рыбы.
Пещера Ле-Плакар (ок. 17 500 г. до н.э.)
Находится рядом с рекой Тардуар, примерно в 13 км вверх по течению от Ла-Рошфуко. Известна своими загадочными птицеобразными (авиформными) пиктограммами (официально знаки типа «плакард»), идентичными найденным в Пеш-Мерль, Куньяке и Коске.
Пещера Коске (вторая фаза, 17 500–16 000 гг. до н.э.)
Второй этап художественной деятельности в пещере относится к солютрейскому периоду, примерно к 17 500–16 000 годам до н.э.
Пещера Рок-де-Сер (ок. 17 200 г. до н.э.)
Расположенная в долине реки Эшель, пещера Рок-де-Сер считается эталонным образцом доисторической скульптуры солютрейской эпохи. Её главная особенность — серия известняковых блоков со скульптурами, гравировкой и росписью, изображающими животных с большими телами и короткими ногами.
Пещера Ласко (первая фаза, ок. 17 000 лет до н.э.)
Декор пещеры Ласко, расположенной недалеко от деревни Монтиньяк в Дордони, охватывает как солютрейский, так и мадленский периоды, примерно с 17 000 по 13 000 гг. до н.э. Некоторые эксперты считают Ласко вершиной палеолитической наскальной живописи.
Пещера Тет-дю-Льон (ок. 17 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Бидона в Ардеше (рядом с Шове и Шабо) и наиболее известна панно, которое, как считается, представляет собой карту звёзд (созвездие Тельца). Похожие знаки были найдены и в Ласко.
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н.э.)
Расположенная в испанском районе Пуэнте-Вьесго, в том же скоплении скальных укрытий, что и Лас-Монедас, Лас-Чименеас и Эль-Кастильо, эта пещера содержит большое количество фигур животных (олени, лошади, быки) и нерасшифрованных символов.
Мадленское искусство и культура (15 000–10 000 гг. до н.э.)
Живопись пещеры Ласко (вторая фаза, 15 000–13 000 гг. до н.э.)
Всемирно известна своим «Залом быков», «Расписной галереей» и «Шахтой мертвеца», она содержит такие знаменитые изображения, как Большой чёрный бык, Единорог и Человек-птица.
Фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.)
Современное искусству Ласко, скальное укрытие Кап-Блан знаменито потрясающим 13-метровым фризом с изображениями лошадей, бизонов и оленей. Это самый известный пример мадленской резьбы по камню.
Пещерная живопись Альтамиры (заключительный этап, ок. 15 000 лет до н.э.)
Хотя считается, что эту пещеру расписывали во время всех четырёх основных культур верхнего палеолита, великолепные полихромные бизоны на потолке главной галереи были выполнены мадленскими художниками на заключительном этапе.
Пещерная живопись Фон-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй в Дордони. Её главная особенность — фриз из пяти бизонов со сложной штриховкой. Это первое произведение искусства каменного века, найденное в регионе Перигор, и оно уступает только Ласко в рейтинге доисторического искусства Франции.
Мамонты пещеры Руффиньяк (ок. 14 000–12 000 гг. до н.э.)
Расположенная во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернен-де-Рейяк в Дордони, эта пещера имеет самый большой подземный комплекс ходов в Перигоре. Её декор включает более 260 гравюр и монохромных рисунков. Среди сюжетов — мамонты, бизоны, лошади и шерстистые носороги, а также ряд абстрактных знаков (тектиформы и серпентиформы).
Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.)
Один из самых важных памятников в Астурии (Испания), известный красными и чёрными рисунками лошадей, в частности, в «Галерее лошадей» («Galeria de los Caballos»).
Пещера Куньяк (вторая фаза, ок. 14 000 лет до н.э.)
Её мадленские произведения включают потрясающее изображение красного козерога, искусно выполненное так, что неровности скальной стены напоминают шерсть, свисающую с его брюха.
Рельефы бизонов в Тюк-д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.)
Это скальное убежище в Верхних Пиренеях славится великолепной глиняной рельефной скульптурой двух бизонов. На глине хорошо видны следы пальцев, оставленные художником.
Пещерное искусство Ла-Марш (ок. 13 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 1937 году недалеко от Люссак-ле-Шато на западе Франции, пещера содержала серию гравюр с изображениями человеческих голов и лиц. Эксперты до сих пор скептически относятся к подлинности этих мадленских находок.
Рисунки и отпечатки ног в пещере Нио (13 000–11 000 гг. до н.э.)
Расположенная в северных предгорьях Пиренеев, Нио является одной из самых впечатляющих мадленских галерей наскального искусства после Ласко и Фон-де-Гом. Она также известна благодаря серии «следов», предположительно оставленных детьми каменного века и их старшими спутниками.
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
Расположенная в Верхних Пиренеях, недалеко от пещеры Тюк-д’Одубер, она знаменита необычным изображением «Колдуна» — человека с чертами нескольких животных. Считается, что он изображает шамана или мага, и это одно из редких изображений человека в палеолитическом пещерном искусстве.
Капова пещера (ок. 12 500 г. до н.э.)
Расположенная в заповеднике Шульган-Таш на Южном Урале в России, она известна своими красно-охристыми изображениями шерстистых мамонтов.
Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 лет до н.э.)
Пещера известна своей наскальной резьбой и выдающимся фризом рельефной скульптуры.
Гравюры пещеры Ле-Комбарель (ок. 12 000 лет до н.э.)
Расположенный недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак в Дордони, этот крупный памятник мадленского искусства содержит 600–800 высокореалистичных рисунков животных (олени, лошади, львы, пещерные медведи, мамонты), а также собрание из более чем 50 антропоморфных фигур и многочисленные тектиформы.
Гравюры пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.)
На горе Пеллегрино, на окраине Палермо (Сицилия), были найдены необычно современные по стилю изображения человеческих фигур. Сцена, предположительно, изображает жертвоприношение или иной ритуал с участием двух жертв, двух шаманов и группы танцующих наблюдателей.
Важные примеры более поздней пещерной живописи, включая знаменитый памятник Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) (ок. 7300 г. до н.э.), см. в статье Искусство мезолита (ок. 10 000–6 000 гг. до н.э.).
Об эволюции искусства: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.)
- Доисторическое наскальное искусство
- Картины Брэдшоу
- Наскальное искусство, ледниковый период
- Франко-кантабрийское наскальное искусство
- Наскальные рисунки Убирра: характеристики, датировка, хронология
- Пещерный фриз Рок-де-Серс: солютрейские рельефы, наскальные гравюры
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Наскальные выгравированные рисунки
- Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений
- Пещерная живопись
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?