Венера Гальгенбергская читать ~3 мин.
Венера Гальгенбергская (Venus vom Galgenberg), также известная как «фигурка из Штратцинга», — это образец доисторической скульптуры ориньякской культуры Европы. Статуэтка датируется примерно 30 000 годом до н.э. (около 36 000 лет назад), что делает её одной из древнейших фигурок Венер. Наряду с Венерой из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.), она является одним из самых ранних произведений доисторического искусства.
Фигурку из зелёного серпентина обнаружили в 1988 году около Штратцинга в Нижней Австрии. Это место находится недалеко от того, где 7 августа 1908 года нашли знаменитую Венеру Виллендорфскую. Венера из Гальгенберга — самое раннее произведение искусства, найденное в Австрии. Сегодня она хранится в Музее естественной истории в Вене. Место фигурки в общей эволюции раннего искусства можно проследить по Хронологии доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Ещё один важный пример искусства каменного века из Центральной Европы можно увидеть здесь: Пещерное искусство Колибоаи (30 000 лет до н.э.).
Находка
Статую нашли 23 сентября 1988 года во время раскопок стоянки ориньякской культуры в Гальгенберге, недалеко от Штратцинга. Это убежище регулярно использовали палеолитические охотники-собиратели ледникового периода. На месте раскопок обнаружили уголь от костров и кремнёвые орудия, но других предметов мобильного искусства или наскальных рисунков найдено не было. Фигурка была разбита на части. Вероятно, её изготовили на месте находки, так как рядом нашли множество мелких фрагментов серпентина — возможно, это отходы производства. Кроме того, поблизости было обнаружено месторождение этого же камня. Позднее на месте обнаружения Венеры был построен тематический парк.
Описание и характеристики
Высота Венеры из Гальгенберга — 7,2 см, а вес — 10 г. Она вырезана из блестящего зеленоватого серпентина (амфиболитового сланца). Фигурка изображает стоящую обнажённую женщину без ног, что характерно для палеолитического искусства. У неё подчёркнуты грудь и гениталии. Верхняя часть тела повёрнута, словно в танце, а правая рука лежит на бедре. Из-за этой «танцующей» позы статуэтку прозвали «Фанни» в честь австрийской балерины XIX века Фанни Эльслер.
Считается, что фигурки Венер, одни из самых загадочных изображений обнажённой натуры в искусстве каменного века, служили символами плодородия, на что указывают преувеличенные женские формы. Однако для палеоантропологов остаётся вопросом, почему люди каменного века по всей Европе создавали очень похожие статуэтки в один и тот же период.
Другие известные палеолитические Венеры
Самые древние человекоподобные артефакты, Венера из Берехат-Рама (700–230 тыс. лет до н.э.) и Венера из Тан-Тана (500–200 тыс. лет до н.э.), относятся к ашельской культуре. Однако большинство фигурок было создано в периоды граветтской и мадленской культур (примерно 33–11 тыс. лет до н.э.). Ниже приведён список наиболее известных из них в хронологическом порядке.
Венера из Холе-Фельс (38–33 тыс. лет до н.э.) Германия.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 тыс. лет до н.э.) Чехия.
Венера из Монпазье (ок. 25 тыс. лет до н.э.) Франция.
Венера Виллендорфская (ок. 25 тыс. лет до н.э.) Австрия.
Венера из Савиньяно (ок. 24 тыс. лет до н.э.) Италия.
Венера из Мораван (ок. 24 тыс. лет до н.э.) Словакия.
Венера из Лосселя (ок. 23 тыс. лет до н.э.) Франция.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 тыс. лет до н.э.) Франция.
Венера Леспюгская (ок. 23 тыс. лет до н.э.) Франция.
Костёнковские венеры (ок. 22 тыс. лет до н.э.) Россия (Воронеж).
Гагаринские венеры (ок. 20 тыс. лет до н.э.) Россия (Липецк).
Авдеевские венеры (ок. 20 тыс. лет до н.э.) Россия (Курск).
Мальтинские венеры (ок. 20 тыс. лет до н.э.) Россия (Иркутск, Сибирь).
Зарайские венеры (ок. 20 тыс. лет до н.э.) Россия (Московская область).
Елисеевичская венера (ок. 14 тыс. лет до н.э.) Россия (Брянская область).
Венеры из Энгена (ок. 13 тыс. лет до н.э.) Швейцария.
Венера из Монрю (ок. 11 тыс. лет до н.э.) Швейцария.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?