Поздняя античность читать ~10 мин.
Поздняя античность – это термин, применяемый к периоду примерно 250-800 гг. н.э., века, в течение которых классический мир подошёл к концу и началось средневековье. Как и все исторические периоды, поздняя античность – это изобретение историков, способ разбить длинный период человеческой истории на управляемые отрезки. Другими словами, поздняя античность – это термин, используемый не для описания какой-то прожитой или наблюдаемой реальности, а для обозначения периода человеческой истории, в котором определённые события, тенденции и культурные практики, с современной точки зрения, обозначают период продолжительностью около пяти с половиной веков, отличный от тех, что были до него, и тех, что были после него.
Эти события, тенденции и культурные практики можно разделить на три основные категории: политика, религия и культурная трансформация от чисто греко-римских традиций к новым культурным проявлениям, включающим атрибуты германской, сирийской, коптской, армянской или других негреко-римских культур. Одна из причин, по которой позднюю античность так часто считают переходным периодом в истории, заключается в том, что после многих веков, в течение которых перемены в греческом и римском мире происходили очень медленно, и перед периодом, который до недавнего времени считался временем застоя и даже стагнации (то есть Средневековьем), в века поздней античности произошло множество драматических изменений.
Политические изменения
В политическом плане в поздней античности стиль правления в римском мире изменился с того, что император якобы управлял с помощью консенсуса римского сената, на тот, в котором император претендовал на правление как земной агент божественных покровителей Рима (кем бы они ни были в то время). Эти перемены последовали за грандиозными потрясениями третьего века н.э., когда во многих местах римского мира начались длительные и ужасно разрушительные периоды гражданской войны, иностранного вторжения, коррупции, потери императорской власти и местного контроля.
Этот период хаоса закончился, когда император Диоклетиан стал сильным, эффективным администратором и реформатором. Хотя некоторые из его наиболее важных реформ были сведены на нет борьбой за власть в начале IV века н.э., связь, установленная Диоклетианом между управлением римским миром и божественным покровительством, сохранилась даже тогда, когда божество, которое, как считалось, следило за судьбой Рима, изменилось.
Приход христианства также изменил лицо политики в римском мире. Традиционно длинные цепи покровительства тянулись от провинциальных городов к центру политической власти в Риме. Местная элита городов издавна служила важнейшим связующим звеном между местным населением и имперским центром. Они были могущественными местными покровителями, контролировали проекты общественного строительства и руководили экономическими и юридическими делами своих общин. Хотя в поздней античности эти люди оставались важными, к ним присоединилась новая фигура – христианский епископ.
Благодаря покровительству первого христианского императора Константина I (правившего в 306-337 гг.) и его преемников, распространившемуся среди христианских общин империи, епископы становились все более важными фигурами в распределении богатства, защите прав и привилегий своих общин, а также в преследовании нехристиан и членов соперничающих христианских общин.
Императоры могли обращаться к епископам за помощью в продвижении различных имперских мер и проектов на местах, но они также могли оказаться загнанными в политический угол важными епископами, как узнал Феодосий I во время своих неоднократных столкновений с влиятельным епископом Милана, святым Амвросием. Моральный авторитет и политическая сила таких епископов, как Амвросий, иногда заставляли императоров подстраивать своё поведение под желания этих епископов.
В период поздней античности также произошли существенные изменения в территориальном составе Римской империи и расположении её центров власти. Сначала Диоклетиан создал центры императорской власти в Никомедии, Трире, Сирмиуме и Милане, а затем, в 330 году, Константин основал новую столицу римского мира, Константинополь, на проливе Босфор.
В течение четвёртого и пятого веков империя пережила раскол на восточную и западную части, причём западный император правил из Рима, а восточный – из Константинополя. Вторжения таких германских народов, как готы и франки, и таких азиатских кочевых племён, как гунны, привели к ослаблению римского контроля как на востоке, так и на западе.
В 476 году последний император Западной Римской империи Ромул Августул, отец которого, Орест, исполнял обязанности регента, был свергнут германским вождём Одоацером. В шестом веке Юстиниан I, правитель Византийской империи (бывшей Восточной Римской империи), вторгся в Италию и Северную Африку (которая пала под властью другого германского народа, вандалов) с надеждой восстановить Римскую империю прошлых веков, но разрушения, которые он произвёл, навсегда отторгли Италию и остальные западные части старой Римской империи.
Юстиниан и его предшественники также вели ряд безрезультатных и ужасно разрушительных войн против персидских шахов. В ходе этих войн земли Сирии, Месопотамии и даже Египта переходили из рук в руки, а их население ужасно страдало. Тем временем в этих регионах соперничество между враждующими христианскими общинами ускорило отторжение местных общин сирийцев, грузин, армян и коптов от имперского центра. К тому времени, когда в седьмом веке император Ираклий наконец-то нанёс решающее поражение Персидской империи, столетия войн привели к тому, что обе империи были истощены и уязвимы перед ранними мусульманскими вторжениями.
Возникновение христианства
В сфере религии двумя наиболее важными событиями поздней античности были появление христианства в качестве официальной религии римского мира и приход Мухаммеда и раннего исламского сообщества. Однако в 250 году оба эти события показались бы чрезвычайно маловероятными.
В III веке и в начале IV века христианство было гонимой религией, и его приверженцев порой отстраняли от участия в общественной жизни, лишали имущества и даже пытали, заключали в тюрьмы и казнили за их убеждения. Этих людей называли «мучениками», и более поздние христиане считали их идеальными верующими, поскольку они добровольно шли на жертвы ради своей веры.
Гонения на христиан закончились, когда в 306 году к власти пришёл император Константин I. Константин был первым христианским римским императором. Издав Миланский эдикт (313 г. н.э.), который обеспечил свободу вероисповедания для всех римлян, Константин начал активно поддерживать христианскую церковь и покровительствовать епископам некоторых местных общин. Его преемники продолжили эту политику, но при этом начали преследовать многобожников и иудеев римского мира, а также членов христианских общин, которые считались «еретическими» с точки зрения императора и тех, кто его окружал. В конце концов, при императоре Феодосии I христианство стало де-факто официальной религией римского мира.
По мере того как христианство становилось все более проникающей силой в римском обществе в период поздней античности, на религиозном и социальном ландшафте римского мира появились интригующие фигуры. Это были харизматические аскеты, или «святые мужчины» и «святые женщины». Это были люди, чьё христианское благочестие было настолько экстремальным, что они отказывали себе во всех формах телесных удовольствий и даже подвергали себя таким болезненным формам самодисциплины, как многолетнее стояние на высоких столбах или ношение очень горячей и царапающей одежды под солнцем пустыни каждый день в течение всей своей жизни. Они не мылись и не ели ничего, кроме нескольких чечевиц или бобов. Они постоянно лишали себя сна, иногда носили тяжёлые цепи или паслись, как дикие животные. Из-за такого поведения современники считали их гораздо ближе к Богу, чем большинство людей, и верили, что они способны творить чудеса и ходатайствовать перед Богом от имени обычных христиан. В результате святые мужчины и святые женщины стали играть важную роль не только в духовной жизни обычных христиан, но иногда и в политической жизни империи.
Не все христиане были столь экстремальны в своей преданности своему Богу. Большинство христиан в поздней античности продолжали жить так же, как и их предки-язычники. Действительно, в период поздней античности многие христиане оставались погруженными в литературные и культурные традиции греко-римского прошлого, и одной из отличительных черт поздней античности является смешение христианской и классической культуры.
Святой Иероним, церковный деятель четвёртого и пятого веков, является особенно ярким примером христианина поздней античности, который впитал в себя как классическую традицию своих предков, так и религиозные тексты и традиции христианской церкви. Иероним сам боролся с этим, размышляя, нет ли смертельного противоречия в том, что христианин посвящает себя культурному наследию политеистического прошлого, в котором христиане подвергались гонениям за свою собственную религиозную культуру.
Несмотря на это, Иероним, как и большинство других членов его общества, в конце концов, сумел сбалансировать и соединить две традиции, наследником которых он был. Например, когда Иероним оплакивал разграбление Рима в 410 году, он описывал Рим не только как центр римского культурного мира, но и как центр христианского мира. Более того, он выразил своё возмущение этим событием, опираясь не только на Новый Завет, но и на «Энеиду» римского поэта Вергилия, «библию» языческого Рима. Это особенно примечательно, если учесть, что чуть более чем за столетие до этого императорские указы, изданные в Риме, предписывали пытки и казни христиан по всему римскому миру.
Возникновение ислама
Последним поистине судьбоносным событием поздней античности стало появление великого пророка-монотеиста среди арабских народов и возникновение ислама. В первой половине седьмого века арабский купец и торговец по имени Мухаммед начал делиться со своей семьёй и друзьями своей верой в то, что ангел Гавриил приносит ему откровения от Бога Авраама.
В конце концов, Мухаммед и его последователи установили контроль над могущественным городом Мекка и другими торговыми пунктами Хеджаза. После смерти Мухаммеда в 632 году его последователи, вооружённые, конные и охваченные религиозным рвением, вырвались из Аравии и стали вступать в противостояние с Римской и Персидской империями, каждая из которых была истощена длительной войной друг с другом.
Мусульманские армии принесли послание в римские и персидские земли. Мухаммед был последним и последним пророком Бога Авраама. Его община принесла с собой последние откровения Бога и предложила их общинам всего мира. Если эти общины принимали новую религию, то они становились полноправными членами мусульманского общества.
Если люди не хотели принимать новую религию, но уже были монотеистами – христианами, иудеями или зороастрийцами, – они могли платить мусульманам специальный налог, называемый джизья, и быть их покровительствуемыми (но подчинёнными) подданными. Если они не находили приемлемым ни одно из этих условий, они могли воевать с мусульманами.
Хотя римляне и персы провели несколько сражений против мусульман – в частности, битву при реке Ярмук, – многие города и местные общины перешли к мусульманам довольно охотно, либо обратившись, либо заплатив джизью. К концу 650 года Хеджаз, Египет и бывшая империя Сасанидов оказались в руках династии Омейядов. К 750 году Северная Африка и большая часть Пиренейского полуострова также окажутся в руках мусульман.
Члены еврейских общин и «неортодоксальных» христианских общин, которые подвергались преследованиям со стороны имперских римских властей (а иногда и со стороны персов), в целом были вполне довольны таким положением вещей. Мусульман мало заботили особенности их верований, пока они соглашались, что «нет бога, кроме Бога», то есть, что они монотеисты.
Вскоре многие христиане и иудеи стали играть важную роль в управлении мусульманским государством и получили период веротерпимости, которого им так не хватало в старых империях. К 800 году процветающая и яркая исламская культура пустила корни в почве поздней античности и продолжала развиваться, пока в средние века не превратилась в самобытный и все более самосознающий мусульманский мир.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?