Поздняя античность читать ~9 мин.
Поздняя античность — это термин, применяемый к периоду примерно с 250 по 800 год нашей эры. В эти века классический мир подошёл к концу и началось Средневековье. Как и все исторические эпохи, Поздняя античность — это историографическая концепция, позволяющая разделить длительный период человеческой истории на удобные для изучения отрезки. Иными словами, термин «Поздняя античность» используется не для описания пережитой или наблюдаемой современниками реальности. Он обозначает исторический период продолжительностью около пяти с половиной веков, который с современной точки зрения выделяется на фоне предшествующей и последующей эпох благодаря определённым событиям, тенденциям и культурным практикам.
Эти события и тенденции можно разделить на три основные категории: политика, религия и культурная трансформация. Последняя выражалась в переходе от чисто греко-римских традиций к новым культурным формам, включающим элементы германской, сирийской, коптской, армянской и других негреко-римских культур. Одна из причин, по которой Позднюю античность так часто считают переходным периодом, заключается в следующем: после многих веков очень медленных перемен в греко-римском мире и перед эпохой, которую до недавнего времени считали временем застоя (то есть Средневековьем), — в века Поздней античности произошли многочисленные и глубокие изменения.
Политические изменения
В политическом отношении Поздняя античность ознаменовалась сменой стиля правления в римском мире. Произошёл переход от системы, где император формально правил при согласии римского сената (принципат), к системе, где император провозглашал себя земным представителем божественных покровителей Рима. Эта перемена последовала за масштабными потрясениями III века, когда во многих частях римского мира начались затяжные и разрушительные гражданские войны, иностранные вторжения и распространилась коррупция, что привело к ослаблению императорской власти.
Этот период хаоса завершился с приходом к власти императора Диоклетиана, который проявил себя как сильный и эффективный администратор-реформатор. Хотя некоторые из его важнейших реформ были отменены в ходе борьбы за власть в начале IV века, установленная Диоклетианом связь между управлением империей и божественным покровительством сохранилась. Она осталась актуальной даже после смены божества, которое, как считалось, оберегало судьбу Рима.
Приход христианства также изменил политический облик римского мира. Традиционно сети патроната связывали провинциальные города с центром политической власти в Риме. Местные элиты долгое время служили важнейшим звеном между населением и имперским центром, выступая могущественными покровителями, контролируя общественные проекты и управляя экономическими и правовыми делами своих общин. В Поздней античности эти люди сохранили своё значение, но к ним добавилась новая фигура — христианский епископ.
Благодаря покровительству первого христианского императора Константина I (правил в 306–337 гг.) и его преемников, которое распространилось на христианские общины империи, епископы становились всё более важными фигурами. Они играли ключевую роль в распределении богатств, защите прав и привилегий своих общин, а также в преследовании нехристиан и членов соперничающих христианских течений.
Императоры могли обращаться к епископам за содействием в продвижении различных имперских инициатив на местах. Однако они также рисковали оказаться в политически уязвимом положении перед влиятельными иерархами, в чём убедился Феодосий I во время своих неоднократных столкновений с могущественным епископом Милана, святым Амвросием. Моральный авторитет и политическая сила таких епископов, как Амвросий, иногда заставляла императоров сообразовывать свои действия с волей этих епископов.
В период Поздней античности также произошли существенные изменения в территориальном устройстве Римской империи и расположении её центров власти. Сначала Диоклетиан в рамках системы тетрархии создал центры императорской власти в Никомедии, Трире, Сирмиуме и Милане. Затем, в 330 году, Константин основал на проливе Босфор новую столицу римского мира — Константинополь.
В течение IV и V веков империя окончательно разделилась на восточную и западную части, причём западный император правил из Равенны, а восточный — из Константинополя. Вторжения германских народов, таких как готы и франки, а также азиатских кочевых племён, например гуннов, привели к ослаблению римского контроля на западе и на востоке. В 476 году последний император Западной Римской империи, Ромул Августул (правивший при регентстве своего отца Ореста), был свергнут германским вождём Одоакром.
В VI веке Юстиниан I, правитель Византийской империи (бывшей Восточной Римской), вторгся в Италию и Северную Африку (которая пала под натиском другого германского народа, вандалов) в надежде восстановить единство империи. Однако вызванные его войнами разрушения окончательно отдалили Италию и остальные западные земли бывшей Римской империи от Востока.
Юстиниан и его предшественники также вели серию кровопролитных и в конечном счёте безрезультатных войн против персидских шахов из династии Сасанидов. В ходе этих войн земли Сирии, Месопотамии и даже Египта переходили из рук в руки, а их население сильно страдало. В то же время религиозное соперничество между различными христианскими течениями в этих регионах ускорило отчуждение местных общин — сирийцев, армян и коптов — от имперского центра. К тому времени, когда в VII веке император Ираклий нанёс решающее поражение Персидской империи, вековые войны истощили обе державы, сделав их уязвимыми перед лицом арабских завоеваний.
Возникновение христианства
В религиозной сфере двумя важнейшими событиями Поздней античности стали становление христианства официальной религией Римской империи и зарождение ислама благодаря деятельности пророка Мухаммеда. Однако в 250 году оба эти события показались бы крайне маловероятными.
В III и начале IV века христианство было гонимой религией. Его последователей временами отстраняли от общественной жизни, лишали имущества, подвергали пыткам, заключали в тюрьмы и казнили за убеждения. Таких людей называли «мучениками», и поздние христиане видели в них идеал верующего, готового добровольно пожертвовать всем ради своей веры.
Гонения на христиан прекратились, когда в 306 году к власти пришёл император Константин I. Он стал первым христианским римским императором. Издав Миланский эдикт (313 г.), который обеспечил свободу вероисповедания для всех жителей империи, Константин начал активно поддерживать христианскую церковь и покровительствовать епископам. Его преемники продолжили эту политику, но при этом начали преследовать язычников и иудеев, а также членов тех христианских общин, которые император и его окружение считали «еретическими». В конечном счёте, при императоре Феодосии I христианство фактически стало официальной религией римского мира.
По мере того как христианство становилось всё более влиятельной силой в римском обществе, на религиозной и социальной арене появились примечательные фигуры — харизматичные аскеты, или «святые мужи» и «святые жёны». Это были люди, чьё христианское благочестие доходило до крайности: они отказывались от всех телесных удовольствий и подвергали себя суровым испытаниям. Например, годами стояли на высоких столпах (столпничество), носили грубую, царапающую одежду под палящим солнцем пустыни, почти не ели и не спали, носили тяжёлые цепи. Из-за такого поведения современники считали их более близкими к Богу, чем большинство людей, и верили в их способность творить чудеса и ходатайствовать перед Всевышним за обычных христиан. В результате эти святые стали играть важную роль не только в духовной, но иногда и в политической жизни империи.
Не все христиане были столь радикальны в своей преданности Богу. Большинство из них в Поздней античности продолжали жить так же, как и их предки-язычники. Многие оставались погружёнными в литературные и культурные традиции греко-римского прошлого. Одной из отличительных черт эпохи стало смешение христианской и классической культур.
Святой Иероним, церковный деятель IV – V веков, служит ярким примером христианина Поздней античности, впитавшего как классическую традицию, так и религиозные тексты христианства. Иероним сам размышлял об этом, задаваясь вопросом: нет ли неразрешимого противоречия в том, что христианин изучает культурное наследие политеистического прошлого — того самого прошлого, где христиан преследовали за их веру.
Несмотря на это, Иероним, как и многие его современники, в итоге сумел найти баланс и соединить обе традиции. Например, оплакивая разграбление Рима в 410 году, он описывал город не только как центр римского мира, но и как центр христианства. Своё возмущение он выразил, опираясь не только на Новый Завет, но и на «Энеиду» римского поэта Вергилия — «библию» языческого Рима. Это особенно примечательно, если учесть, что всего за столетие до этого имперские эдикты, изданные в Риме, предписывали пытки и казни христиан по всей империи.
Возникновение ислама
Последним по-настоящему эпохальным событием Поздней античности стало появление в среде арабских народов великого пророка-монотеиста и зарождение ислама. В первой половине VII века арабский купец по имени Мухаммед начал делиться со своей семьёй и друзьями верой в то, что ангел Джабраил (Гавриил) приносит ему откровения от единого Бога (Аллаха).
Со временем Мухаммед и его последователи установили контроль над могущественным городом Мекка и другими торговыми центрами Хиджаза. После смерти Мухаммеда в 632 году его последователи, движимые религиозным рвением, вышли за пределы Аравии и начали противостояние с Римской и Персидской империями, которые были истощены долгой войной друг с другом.
Мусульманские армии несли новое послание в римские и персидские земли. Мухаммед провозглашался последним пророком Бога Авраама, а его община несла миру заключительные божественные откровения. Тем, кто принимал новую религию, предлагалось стать полноправными членами мусульманского общества.
Если же люди не принимали ислам, но уже были монотеистами — христианами, иудеями или зороастрийцами, — они могли платить специальный налог (джизью) и получать статус «зимми», то есть находиться под защитой мусульманского государства, сохраняя при этом подчинённое положение. Если ни одно из этих условий не было приемлемым, им предлагалось сражаться. Хотя римляне и персы дали несколько крупных сражений, в частности битву при Ярмуке, многие города и местные общины относительно мирно переходили под власть мусульман, принимая ислам или выплачивая джизью.
К концу 650-х годов Хиджаз, Египет и бывшая империя Сасанидов оказались под властью халифата. К 750 году, в эпоху правления династии Омейядов, под контроль мусульман перешли также Северная Африка и большая часть Пиренейского полуострова.
Члены еврейских и «неортодоксальных» христианских общин, подвергавшиеся преследованиям со стороны имперских властей Рима (а иногда и Персии), в целом были удовлетворены новым положением. Мусульманских правителей мало заботили теологические тонкости их верований, пока они признавали принцип единобожия. Вскоре многие христиане и иудеи стали играть важную роль в управлении мусульманским государством и получили ту степень веротерпимости, которой им часто не хватало в прежних империях. К 800 году процветающая и самобытная исламская культура прочно укоренилась на почве Поздней античности, чтобы в Средние века развиться в самостоятельный и всё более осознающий себя мусульманский мир.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?