Ортодоксальный иудаизм читать ~11 мин.
Ортодоксальный иудаизм отличается от других еврейских деноминаций своей приверженностью к письменной Торе (канон еврейской Библии, или Танах) и Устной Торе, традиции, объясняющей смысл письменных писаний. Ортодоксальные иудеи верят, что Бог передал Священное Писание Моисею, а затем обучил его устной традиции, которая передаётся из поколения в поколение.
Реакция на реформистский иудаизм
На протяжении 19 века европейские и американские еврейские общины сталкивались с проблемами современной жизни и формирующейся светской культуры большинства, которая стремилась интегрировать и поглотить еврейскую общину в себя. В ответ на это возникла новая форма иудаизма, которая пыталась адаптироваться к современной культуре. Реформистский иудаизм внёс ряд изменений в традиционную еврейскую жизнь, заменив практики, которые считались несущественными и неуместными в современном контексте. С появлением реформистского иудаизма традиционные раввины стремились возродить традиционные нормы. Ортодоксальный иудаизм – это название, которое сегодня даётся всем элементам религиозной еврейской общины, требующим строгого соблюдения еврейского закона.
Галахический процесс
Примерно во втором веке нашей эры устная еврейская традиция была зафиксирована в письменном виде в Мишне (основной текст еврейской правовой теории). В последующие века были записаны дополнительные комментарии, называемые Гемарой. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд – авторитетный свод еврейской традиции. На протяжении веков раввины продолжали применять галахический процесс (систему юридических рассуждений и толкований) к Торе и к этим более поздним священным текстам, чтобы определить, как лучше ответить на новые вопросы по мере их возникновения. Галахический процесс дал ортодоксальной общине средства для решения изменяющихся ситуаций и служит основой для соблюдения ортодоксальных предписаний.
Ортодоксальные общины
Иудейская ортодоксия разделена на ряд заметных общин. Некоторые из основных делений являются этническими. Евреи Центральной Европы, Восточной Европы и Пиренейского полуострова (сефардский иудаизм) образуют основные подразделения. Примерно половина из 13 миллионов евреев мира проживает в США, где большинство ортодоксальных евреев представлено конгрегационной ассоциацией и двумя раввинскими ассоциациями.
Истоки
Истоки ортодоксального иудаизма можно проследить в Германии начала 19 века и немецко-еврейских иммигрантских общинах в Соединённых Штатах. Ортодоксальный иудаизм считается реакцией на набирающий популярность реформистский иудаизм.
Реакция против реформистского иудаизма
В начале 19 века еврейские реформаторы в некоторых частях Центральной Европы и Северной Америки увидели необходимость приспособиться к меняющимся временам и обратиться к более современным, либеральным евреям, изменив традиционные практики не только в синагогах, но и в повседневной жизни. Они выступали за интеграцию евреев в светское общество в тех сферах, которые считались несущественными для еврейской жизни, например, за переход на местные простонародные языки и смягчение строгих законов о кошерной пище. Это влиятельное движение стало известно как реформистский иудаизм.
Ортодоксальный иудаизм отверг многие из модернизаций, введённых реформистским иудаизмом, подтвердив авторитет древнего еврейского закона и предписав строгое следование традиционным еврейским практикам. Хотя основатели ортодоксального иудаизма признавали современную эпоху и необходимость для евреев быть частью более крупного сообщества, они также считали, что евреи могут вести полностью ортодоксальную жизнь, строго соблюдая установленный еврейский закон и ритуал.
Основатели и сторонники
Одним из ключевых основателей немецкой ортодоксии был раввин Якоб Эттлингер. Будучи ярым противником реформаторского движения, Этлингер сыграл важную роль в организации группы раввинов-единомышленников в регионе для протеста против реформы. В 1845 году он начал издавать еженедельный журнал на немецком языке с приложением на иврите, который распространял ортодоксальные идеи и мнения. Эттлингер вызывал всеобщее восхищение своей религиозной преданностью и учёностью, и многие студенты, окончившие его влиятельную ешиву (школу, где изучают Талмуд и еврейское право), заняли видные раввинские должности. Это способствовало дальнейшему распространению догматов ортодоксального иудаизма, которые уже были приняты в странах Западной и Центральной Европы, а также в немецко-еврейских иммигрантских общинах в США.
Два ученика Этлингера, раввин Самсон Рафаэль Хирш и раввин Азриэль Хильдесхаймер, ещё больше углубили и расширили практику ортодоксального иудаизма. В течение своей выдающейся карьеры оба они сыграли важную роль в распространении ортодоксальной мысли в Германии и остальной Западной Европе. В США Иссак Лизер отстаивал ортодоксальные идеи в своём влиятельном периодическом издании The Occident и American Jewish Advocate. Лизер приобрёл дурную славу в американской еврейской общине благодаря своей оппозиции реформистскому иудаизму, особенно учениям и трудам видного американского лидера реформистов Иссака Майера Уайза.
Основы веры
Хотя существует множество деноминаций, классифицируемых как ортодоксальный иудаизм, все они имеют общие основные верования. Одним из наиболее существенных постулатов веры является то, что эти группы, будь то хареди или современные ортодоксы, верят, что Тора имеет божественное происхождение и неизменна в свете меняющихся экономических и социальных условий. Задача сегодняшних еврейских учёных – применить традиционный еврейский закон (Галаху) к современным ситуациям.
Тора и Талмуд
Согласно ортодоксальной вере, Бог дал Моисею Тору, первые пять книг еврейского Писания, когда Моисей был на горе Синай после того, как вывел израильтян из египетского рабства. Затем Бог обучил Моисея устной традиции, известной как Устная Тора, которая включала в себя практику объяснения прямого смысла Священного Писания из поколения в поколение. Устная Тора не была записана до второго века, и письменная форма стала известна как Мишна. В последующие века еврейские учёные писали комментарии и анализ Мишны, которые стали известны как Гемара. Сочетание Мишны и Гемары известно как Талмуд, который широко признан как авторитетный текст по еврейской традиции и краеугольный камень ортодоксальной еврейской практики.
Приверженность традиции
Ортодоксальный иудаизм един в своём неприятии идеи о том, что иудаизм нуждается в реформировании, чтобы лучше отвечать на вызовы современного общества. В то время как реформистский и консервативный иудаизм утверждают, что еврейский закон может быть изменён, ортодоксальный иудаизм не согласен с тем, что традиционные законы могут быть адаптированы или что они эволюционировали с течением времени. По мнению ортодоксов, эти законы и практика являются фиксированными и неизменными. Поэтому раввинские учёные используют процесс, известный как галахический процесс, для толкования традиционного закона с целью рассмотрения новых ситуаций и решения правовых проблем. Однако на протяжении многих лет между современной ортодоксией и деноминациями хареди велись споры о том, в какой степени галахический процесс может привести к различным толкованиям традиционного закона. Различные секты также имеют разногласия по поводу самого принципа подвергать Талмуд сомнению или критиковать его в любом виде; если еврейские законы были переданы Богом, то многие ортодоксальные учёные утверждают, что такая критика является еретической по своей природе.
Поскольку они так строго придерживаются традиционных законов и практики, современные ортодоксальные евреи считают, что они являются конфессией, исповедующей наиболее чистую форму веры. Ортодоксальные учёные прослеживают свой философский подход и правовые рамки до времён Моисея и древней еврейской мысли. Таким образом, по их мнению, ортодоксальные деноминации следует рассматривать как истинных наследников еврейской традиции. Неортодоксальные группы рассматриваются как неаутентичные или еретические по отношению к истинному иудаизму. Некоторые еврейские историки ставят под сомнение убеждение, что ортодоксальный иудаизм является наиболее аутентичной формой веры, указывая на то, что во многих отношениях современные ортодоксальные еврейские общины даже более строги в практике, чем их предшественники. С годами некоторые конфессии разработали ритуалы и практики, которые нельзя проследить до Торы или Талмуда и которые можно объяснить другими влияниями.
Распространение и развитие
К концу 19 века многие еврейские общины в Европе начали противостоять вызовам, брошенным современной эпохой традиционной еврейской жизни и культуре. Активные дебаты, которые велись вокруг идей, воплощённых реформистским и ортодоксальным движениями, повлияли на евреев во многих частях мира. Ортодоксальные идеи, отстаиваемые ранними деятелями движения, такими как раввин Яков Этлингер и раввин Самсон Рафаэль Хирш, прижились в еврейских общинах и позволили многим приверженцам исповедовать традиционную форму иудаизма в современном светском обществе. С момента своего возникновения ортодоксальный иудаизм развивался не только как реакция на реформистский иудаизм, но и как результат теологических дебатов и распрей между различными сектами на протяжении десятилетий. Кроме того, мировые события, особенно трагедия Холокоста и основание Израиля в середине 20-го века, также повлияли на развитие ортодоксального иудаизма во многих частях мира.
Общины хареди
По мере распространения ортодоксального иудаизма из Германии в другие еврейские общины Европы и США в конце XIX века, стали появляться различные подходы к ортодоксальной мысли. Некоторые группы приняли очень консервативную форму ортодоксального иудаизма, которая известна как ультраортодоксальный иудаизм, термин, используемый для описания ряда традиционных сект иудаизма, характеризующихся очень строгим соблюдением еврейского закона. Вместо «ультраортодоксы» эти группы предпочитают термин «харедим», что означает «боящиеся Бога"; этот термин встречается в стихе “Слушайте слово Господа, вы, которые трепещите (ха-харедим) перед словом Его” (Исайя 66.5).
Хотя эти различные деноминации хареди сильно отличаются друг от друга по своей истории и специфическим практикам, их объединяет стремление держаться в стороне от светского мира, чтобы защитить свои традиционные верования. По их мнению, Запад не может предложить ничего ценного в духовном плане и полезен лишь в очень ограниченном смысле, например, в экономическом взаимодействии. В целом, эти группы не ассимилировались в современном обществе и остались самодостаточными и частными общинами. К таким группам относятся хасиды, евреи-ашкенази из Восточной Европы и общины сефарди из Испании и Португалии.
Неоортодоксальные группы
Неоортодоксия, также известная в США как современная ортодоксия, – это другой подход к ортодоксальному иудаизму. Основанная влиятельным немецким раввином и мыслителем Самсоном Рафаэлем Хиршем, неоортодоксия не проводила такой строгой границы между светским обществом и еврейскими общинами. В своих трудах Хирш утверждал, что ортодоксальный иудаизм не является несовместимым с современным обществом; на самом деле ортодоксальные евреи могут сохранять свои традиционные убеждения в светских общинах. Эти идеи пришлись по душе многим евреям, которых отталкивали радикальные изменения, проводимые реформистским иудаизмом, но которые признавали многие возможности и преимущества, предоставляемые современной жизнью. С годами подход Хирша стал широко применяться в большинстве еврейских общин на Западе.
Современные практики
По оценкам, от 3 до 5 миллионов евреев во всем мире исповедуют ортодоксальный иудаизм. Во многих частях мира это растущее и энергичное население. Учёные объясняют эту тенденцию несколькими факторами. В ортодоксальной общине, как правило, гораздо выше рождаемость и ниже уровень межнациональных браков, чем в реформистских или консервативных общинах. Это означает, что евреи, родившиеся в ортодоксальных сектах, с большей вероятностью останутся в этой общине и с меньшей вероятностью ассимилируются или покинут еврейскую веру. Кроме того, многие неортодоксальные евреи присоединились к ортодоксальным группам в ответ на политические и социальные тенденции в светском обществе, такие как феминизм, движение за права геев и высокий уровень разводов.
Для многих консервативные религиозные движения, такие как ортодоксальный иудаизм, обеспечивают мощную духовную привлекательность, чёткие моральные ориентиры, растущую политическую силу и сильную и богобоязненную общину. В США крупные ортодоксальные общины существуют в Нью-Йорке, на севере штата Нью-Йорк, в некоторых районах северного Нью-Джерси, в окрестностях Балтимора, Мэриленд, Майами-Бич, Флорида, и Лос-Анджелесе, Калифорния. Также большое количество ортодоксальных евреев проживает в Израиле, Лондоне, Англия, и Париже, Франция.
Организации и лидерство
Поскольку ортодоксия – это термин, относящийся к различным традиционным формам иудаизма, не существует центральной, всемирной организации, представляющей её интересы. Вместо этого такие организации созданы в разных странах и регионах. В Европе ортодоксальных евреев представляет Совет европейских раввинов. В США большинство ортодоксальных евреев представлено Союзом ортодоксальных конгрегаций Америки (UOCA), также известным как Православный союз. Он обслуживает около 1 000 синагог и конгрегаций и требует, чтобы его члены следовали ортодоксальному толкованию еврейского закона и традиции.
Многие еврейские нации, общины или секты выбирают главного раввина, который выступает в качестве посредника между их общиной и национальными, региональными или местными органами власти. Например, в Израиле есть два главных раввина: один для еврейской общины сефардов, другой для еврейской общины ашкеназов. Такая же ситуация существует в канадском городе Монреаль.
Политическое участие
Несмотря на отсутствие центрального органа, направляющего политические усилия, многие ортодоксальные общины демонстрируют растущее политическое и экономическое влияние. Хотя некоторые секты евреев-хареди в значительной степени отстранены от светского общества, они также осознали, что определённый уровень участия в политическом процессе в значительной степени обеспечит защиту и самоопределение для их собственной общины.
В Соединённых Штатах ортодоксальная еврейская община, как правило, более консервативна и голосует за республиканцев, в то время как неортодоксальные евреи склонны к либерализму. Для многих представителей современной ортодоксальной общины политическая власть используется для влияния на федеральную политику, связанную с дальнейшим выживанием и успехом государства Израиль. В ближайшие годы политологи ожидают роста политического влияния ортодоксальной общины и того воздействия, которое она будет оказывать на политический процесс в США.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?