Традиционные религии Африки читать ~11 мин.
Почти все африканские религии содержат идею единого бога, который является верховным творцом. Большинство африканских народов имели уникальное имя для Высшего Существа до введения христианства или ислама. Несмотря на широко распространённую веру в верховное существо, большинство божественных функций было делегировано другим существам, меньшим богам, духам или предкам.
Верховное существо и другие боги
Верховное существо обладает личными качествами и обособлено от других духовных существ. Часто Верховное Существо также является первопредком. Солнце, дождь, небо и другие природные явления являются проявлениями Верховного существа. Наиболее часто Высшему существу приписывается созидательная деятельность. Однако часто возникает ощущение, что Верховное существо отстранилось от творения. Высшему существу редко поклоняются напрямую, и нет необходимости пытаться умиротворить его дарами или жертвоприношениями.
У некоторых африканских народов, особенно в Западной Африке, существует вера в пантеон божеств. Они часто связаны с какими-то аспектами природы или жизни, и поэтому их иногда называют «духами природы». Они обладают многими человеческими чертами, и люди всегда должны стараться оставаться в хороших отношениях с ними.
Магия и колдовство
Практики, связанные с манипулированием духовной силой, тесно связаны с религиозными практиками. Африканцы верят, что духовная сила может заключаться в словах, чарах, лекарствах и других предметах. Обладание этой силой позволяет людям вызывать благоприятные события или предотвращать зло. Эти силы также могут быть использованы для причинения вреда людям. Невидимой злой силе колдуна или ведьмы, обладающей слишком большой силой, которая может быть эгоистично использована для причинения вреда другим, необходимо противопоставить более могущественную силу.
Происхождение
Традиционные религии Африки столь же разнообразны, как и почти 2 000 языков, на которых говорят на континенте. Каждая религия берет своё начало в культуре определённой группы людей, испытывает влияние окружающих культур и тесно связана с повседневной жизнью. Общие черты
В целом, коренные африканские религии не представляют духовный и физический миры как отдельные; скорее, религия вплетена в общие общественные верования, а духи и божественные существа часто участвуют в борьбе людей. Такое практическое применение многочисленных африканских религий с самого начала служило тем клеем, который объединял отдельные общины и укреплял их чувство самобытности.
Несмотря на многочисленные различия между традиционными религиями Африки, существуют определённые общие черты. К ним относятся: верховное существо, которое обычно считается ответственным за все творение; пантеон низших божеств; духи предков, которые вмешиваются между физическим и божественным мирами; жертвенные церемонии, чтобы завоевать благосклонность богов или духов (обычно включающие смерть живого существа); практические правила и ритуалы, регулирующие повседневную жизнь.
Возникновение и влияние
Истоки религий коренных народов Африки нельзя объяснить каким-то одним событием или основателем, хотя некоторые традиции восходят к определённой дате или периоду доисторического времени.
Более того, эти религии не развивались в вакууме. Хотя в наше время много говорится о влиянии ислама и христианства на африканские духовные традиции, обе эти основные религии оказывали и оказывают влияние на различные коренные африканские религии, начиная с первого века нашей эры. В частности, торговцы из Центральной Азии и Ближнего Востока вдохновили многие верования жителей прибрежных районов Африки. Они также привезли африканские верования с собой на родину. Некоторые учёные считают ислам самостоятельной традиционной африканской религией, поскольку он появился во многих районах до внутренней африканской миграции народа банту, чьи обычаи и традиции поклонения появились во многих районах лишь около 300 г. н.э. Многие из основных постулатов ислама оказались особенно совместимы с верованиями коренного населения, и в Эфиопии существует одна из самых древних в мире форм христианства. В то же время, прозелитизм – общая черта многих основных мировых религий – практически не существует в коренных африканских религиях, поскольку считается, что такая практика является уникальной частью культуры.
Основы веры
Многочисленные и разнообразные религии коренных народов Африки имеют некоторые общие черты, включая веру в верховного бога, ответственного за все творение. Это божественное существо, известное под разными именами в разных культурах, обычно рассматривается как всезнающий источник жизни, смерти и удачи, как хорошей, так и плохой. Йоруба в Нигерии называют это верховное божество Олудмаре, податель жизни и наказания; народ свазиленда почитает великого духа Мвелинканти, «Того, кто пришёл первым"; для баганда из Уганды Катонда является создателем всего живого; а булу из Камеруна почитают Мби, «Того, кто несёт мир». Мифы о сотворении мира – центральные для всех африканских религий, как и для большинства духовных традиций мира – приписываются работе верховного бога каждой группы. Боги и духи предков
Влияние этих всемогущих богов на ход повседневной жизни варьируется, диктуя ритуалы отдельных религий, а также роль низших божеств и духов предков. Представители некоторых групп, например, народ бамбути в бассейне реки Конго и племя галла в Эфиопии, могут молиться непосредственно своему верховному божеству. Игбо из Нигерии, напротив, говорят о своём боге как о «богатом человеке», с которым можно связаться только через его «слуг», низших божеств. В религиях, создатель которых, как считается, мало интересуется мелочами земного существования, низшие божества могут отвечать за определённые аспекты жизни и мира природы. Многие традиционные африканские религии включают в себя целый ряд божеств. Другой распространённой частью верований коренных народов является почитание мудрых предков, духи которых служат связующим звеном между духовным и физическим миром. Считается, что духи предков так же реальны, как и живые люди, и их советы высоко ценятся.
Ритуалы и церемонии
Тесная связь между духовной и физической жизнью в африканских религиях привела к появлению широкого спектра религиозных ритуалов, праздников и обрядов, направленных на обращение к различным божествам, их умиротворение и общение с ними. Эти церемонии связаны с такими событиями, как рождение, смерть, переход от полового созревания к взрослой жизни, брак, земледелие, охота и война. Хотя отдельные люди могут обращаться к богам или духам самостоятельно, наиболее сильные связи между людьми и божественным переживаются сообща. Поэтому религиозные церемонии часто включают пение, танцы и музыку, которые служат своего рода культурным клеем, укрепляющим общинные связи.
Боги и природа
Практически все религии коренных народов Африки также предполагают тесную связь между богами и природой. В мифе о сотворении мира кенийского народа масаи верховный бог Энкай создал все человечество из одного дерева, которое он разделил на три части, по одной, представляющие каждое из местных племён. Затем Энкай распределил между каждой группой различные природные ресурсы. Племена лугбара и ланги в Уганде почитают определённые священные камни; народ кикуйю в Кении молится перед горой Кения; а народ койсан, который является древнейшей этнической группой Африки, придаёт особое значение фазам луны и характеру осадков. Болезни – часто рассматриваемые как наказание богов или работа завистливого соседа – лечатся сочетанием местных растений и обращений к богам.
Распространение и развитие
Распространение и развитие многих коренных религий Африки включает в себя историю миграции, торговли и распространения идей не только на континенте, но и во всем мире. Традиционные религии Африки распространялись не путём откровенного религиозного прозелитизма или массового принятия новых религий, а скорее путём медленного культурного слияния на протяжении многих тысяч лет. Невозможно проследить развитие многих сотен – возможно, тысяч – отдельных религиозных традиций Африки, особенно в отсутствие чётких основателей, институтов и иерархии. Однако многие учёные изучали влияние африканских традиционных верований в континентальном и глобальном масштабах. Пределы распространения
На протяжении большей части истории Африки распространение отдельных религий было ограничено несколькими ключевыми факторами. Возможно, самым важным является то, что религии коренных народов не рассматриваются как отдельные сущности, а скорее как часть повседневной жизни определённой культурной группы. В целом, религия не является чем-то общим или навязанным другим группам, а скорее является уникальной частью повседневного существования каждой группы. Кроме того, традиционные африканские религии развивались и передавались почти исключительно через устные традиции и обмен историями о сотворении мира и другими мифами, которые не обязательно переводились на другие языки.
Влияния
В то же время, бесчисленные религии коренных народов континента, безусловно, влияли друг на друга, особенно там, где различные этнические группы пересекались. Одним из основных событий в развитии традиционных религий в Африке стала миграция народа банту, первых земледельцев Африки, из мест их исконного проживания на территории современных Нигерии и Камеруна, начавшаяся около 5 000 лет назад. Примерно к 400 году н.э. банту распространились по всей Африке к югу от Сахары, привнеся аспекты своей культуры и религии, основанной на земледелии, охотникам-собирателям по всему континенту.
Коренные африканские религии также оказали влияние и испытали на себе влияние религий, впервые возникших в других странах, особенно иудаизма, христианства и ислама. Давно налаженные торговые пути между Африкой, Европой и Ближним Востоком позволили широко обмениваться идеями, по крайней мере, с первого века нашей эры.
Африканские религии в Америке
В более современные времена трансатлантическая работорговля принесла многие традиционные религии Западной Африки в Америку. Переживая ужасы рабства, многие африканцы полагались на свои родные религии, которые придавали им силы. Такие верования стали особенно распространены в Южной Америке и Карибском бассейне, где африканские рабы смогли продолжить многие лечебные аспекты своих религий после того, как нашли растения, похожие на те, которые они знали в своих собственных тропических и экваториальных домах.
Во многих случаях традиционные африканские верования сочетались с верованиями коренных народов Америки или с христианской практикой рабовладельцев. Такое смешение культур привело к возникновению некоторых наиболее известных религий африканской диаспоры, включая Воду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерию на Кубе и Пало, которая развилась из религиозных практик Центральной Африки в контролируемых испанцами странах Карибского бассейна.
Современные практики
Трудно оценить количество людей, которые до сих пор исповедуют традиционные африканские религии, в основном из-за высокого уровня смешения, или синкретизма, между этими духовными традициями и традициями христианства и ислама. Хотя коренные африканские религии издавна испытывали влияние друг друга, а также христианства и ислама, колониализм, а теперь и глобализация быстро расширили сферу влияния христианства и ислама. Такие тенденции позволили этим двум основным мировым религиям за относительно короткий промежуток времени обрести миллионы новых последователей, и огромная часть их роста произошла в Африке. Упадок традиционных религий
Сегодня около 10% жителей Африки к югу от Сахары относят себя к традиционным религиям. Напротив, почти 500 миллионов (около 45% всего населения континента) считают себя христианами, а около 234 миллионов (21%) исповедуют ислам. Религиоведы объясняют упадок традиционных верований – не только в Африке, но и во всем мире – недостаточной организованностью и институционализацией этих духовных традиций по сравнению с основными мировыми религиями. В традиционных африканских религиях нет формальной иерархии руководства и священных текстов, которые позволили внедрить христианство и ислам в различные культуры мира. В то же время, растущая урбанизация и глобальное влияние в Африке к югу от Сахары способствуют использованию общих языков – в первую очередь английского, французского и суахили – в ущерб языкам коренных народов, которые лучше всего описывают и развивают традиционные религии.
Переплетение верований
Однако упадок традиционных африканских религий – это ещё не вся история. Как и в прошлом, границы между коренными африканскими верованиями и христианской и мусульманской традициями часто размыты. Многие африканцы, считающие себя христианами или мусульманами, продолжают использовать традиционные верования, обряды и лечебные практики в своей повседневной жизни. Это явление наиболее ярко выражено в сельских районах континента, где меньше контроля со стороны религиозных лидеров.
Недавние исследования религии в странах Африки к югу от Сахары показали, что значительное число африканцев верят в защитную силу духов или предков. Такие традиционные верования особенно сильны в Танзании, Мали, Сенегале и Южной Африке, где многие верят, что жертвоприношения духам или предкам могут защитить их от несчастий. Сегодня многие христиане и мусульмане преуменьшают, презирают или даже демонизируют вплетение традиционных африканских верований в ткань своих религий. Таким образом, многие африканцы, которые до сих пор придерживаются местных ритуалов и верований, менее охотно признаются в этом, а многие из их религиозных верований оказались в подполье, что ещё больше увеличивает неопределённость будущего африканской традиционной религиозной практики.
В то же время традиционные африканские религиозные верования продолжают жить и в некоторых частях Америки, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне. Вуду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерия и Пало в испаноязычных странах Карибского бассейна – все это живые, растущие религии, которые можно проследить непосредственно в африканском происхождении и влиянии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?