Скопас (древнегреческий скульптор), биография читать ~3 мин.
Греческий архитектор и скульптор позднего классического периода, Скопас (Scopas) был преемником Поликлейта (5-й век до н.э.) и современником Праксителеса (актив 375-335) и Лисиппа (395-305). Будучи космополитичным художником, который путешествовал и работал в Азии, Скопас был одним из первых представителей греческой скульптуры, представившим мощные эмоциональные выражения на лицах своих мраморных фигур. Его наиболее заметные отдельно стоящие скульптуры включают в себя Менад (Музей Дрездена), Потоас (Центральный Монтемартини, Рим) и Арес Людовизи (Палаццо Альтемпс, Рим).
Биография
Скопас родился на острове Парос и учился искусству скульптуры у своего отца Артистандера, выдающегося греческого скульптора 4-го века до нашей эры. В своей ранней художественной карьере работы Скопаса имеют сходство с работами Пайониоса, скульптора 5-го века до нашей эры. Пайониос, как правило, создавал возбуждающие композиции с большим количеством действий – это можно увидеть в некоторых частях храма Афины-Алеа в Тегее (395 г. до н.э.), которые Скопас украшал охотой на кабанов и мифическими битвами сражений. Раскопки в храме показали, что «действие» распространяется на выражения лица его фигур, которые полны эмоций.
Скульптуры Мавзолея в Галикарнассе
Хотя мы знаем, что Скопас работал над несколькими монументальными зданиями, даже при раскопках не всегда ясно, какие части работы можно отнести непосредственно к нему, а не к его коллегам. По словам древнегреческого писателя Плиния, Скопас работал над мраморной скульптурой в восточном крыле Мавзолея в Галикарнассе (350 г. до н.э.), в то время как Бряксис (350-312 гг. до н.э.) работал на севере, Тимотеос на юге и Leochares (около 372-324 до н.э.) на западе.
Критики сходятся во мнении, что скульптуры на Востоке, если они действительно сделаны Скопасом, намного превосходят три других крыла. Скульптуры на Востоке проще, выразительнее и мощнее по части эмоций. Хотя эти скульптуры находятся в плохом состоянии, они являются лучшим показателем стиля и гениальности Скопаса. (См. Также: Греческая архитектура: 900-27 до н.э.)
Влияние и сравнение с другими скульпторами
В течение некоторого времени Скопас, кажется, усовершенствовал свой художественный стиль – поглощая влияния произведений Поликлейта (5 в. до н.э.) и других.
Хотя Скопас был классифицирован как афинянин, он действительно был космополитичным художником, работавшим в основном в Азии и на Пелопоннесе. Кроме того, хотя в общей технике и композиции он был относительно близок к Праксителесу (актив 375-335 гг. до н.э.), он отошёл от него, предпочитая смелую выразительность и энергичные действия отдыху и чувствам.
Другие скульптуры Скопаса
Он также работал на нескольких других памятниках, таких как Храм Артемиды в Эфесе, где занимался скульптурными колоннами после пожара в 356 году до нашей эры. Ему приписывают много отдельно стоящих скульптур, в том числе Менаду в Дрездене и Поту в Риме. Другие работы, известные по римским копиям, включают статую Мелеагра (Музей Фогга, Кембридж, Массачусетс), Аполлона Китароедуса (Вилла Боргезе, Рим) и знаменитого Ареса Людовизи (Палаццо Альтемпс, Рим). Фрагменты рельефной скульптуры, приписываемой Скопасу, также хранятся в Британском музее в Лондоне. В настоящее время Скопас также считается скульптором группы фигур, изображающих у бийство дочерей Ниобы, ранее приписываемых Праксителесу. Копии статуй Ниобы можно увидеть в Уффици, Флоренция.
Чтобы узнать, как оценивать греческих классических скульпторов, таких как Скопас, см.: Как ценить скульптуру. Смотрите также наш обзор: Венера Милосская.
Наследие
Антикварные писатели почитают Скопаса, наряду с Праксителесом и Лисиппом как трёх величайших скульпторов второй половины 4-го века до нашей эры. Вместе эти три современника полностью изменили характер греческой скульптуры. Школы, которые они основали, разработки, которые они сделали в искусстве, сильно повлияли на историю скульптуры, затем итальянского Ренессанса, а через него и современного искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?