Скопас (древнегреческий скульптор), биография читать ~3 мин.
Греческий архитектор и скульптор периода поздней классики Скопас (греч. Σκόπας; работал ок. 395–350 гг. до н.э.) был идейным преемником Поликлета (V век до н.э.) и современником Праксителя (активен в 375–335 гг. до н.э.) и Лисиппа (активен в 395–305 гг. до н.э.). Скопас много путешествовал и работал в разных частях греческого мира, в том числе в Малой Азии. Он одним из первых мастеров греческой скульптуры начал передавать в мраморе сильные душевные переживания и эмоции — пафос. Среди его наиболее известных работ — статуи «Менада» (собрание Дрездена), «Потос» (Центральный музей Монтемартини, Рим) и «Арес Людовизи» (Палаццо Альтемпс, Рим).
Биография
Скопас родился на острове Парос. Предположительно, он обучался искусству скульптуры у своего отца Аристандра, также паросского ваятеля. В раннем творчестве Скопаса прослеживается сходство с работами Пеония, скульптора V века до н.э., создававшего динамичные и полные действия композиции. Этот стиль нашёл отражение в оформлении храма Афины Алей в Тегее (ок. 370–360 гг. до н.э.), для фронтонов которого Скопас создал сцены охоты на калидонского вепря и битвы Ахилла с Телефом.
Скульптуры Мавзолея в Галикарнасе
Хотя известно, что Скопас трудился над несколькими монументальными проектами, не всегда возможно с уверенностью определить, какие именно фрагменты созданы им, а какие — его коллегами. По свидетельству Плиния Старшего, Скопас работал над мраморным фризом восточной стороны Мавзолея в Галикарнасе (ок. 350 г. до н.э.). В то же время Браксис отвечал за северную сторону, Тимофей — за южную, а Левхар — за западную.
Искусствоведы отмечают, что фриз с восточной стороны, приписываемый Скопасу, отличается большей экспрессией и драматизмом по сравнению с работами на других сторонах мавзолея. Хотя эти рельефы сохранились лишь фрагментарно, они дают наилучшее представление о гениальности и новаторском стиле мастера. (См. также: Греческая архитектура).
Влияние и сравнение с другими скульпторами
Со временем Скопас усовершенствовал свой художественный стиль, испытав влияние творчества Поликлета и других мастеров V века до н.э. Хотя Скопаса иногда причисляют к аттической школе, он был мастером, работавшим преимущественно в Малой Азии и на Пелопоннесе. По общей технике и композиционным решениям он был близок к Праксителю, однако отошёл от свойственного тому спокойствия и изящества, отдав предпочтение бурной экспрессии и передаче трагических страстей.
Другие скульптуры Скопаса
Мастер также участвовал в восстановлении храма Артемиды в Эфесе после пожара 356 года до н.э., где работал над скульптурным оформлением колонн. Ему приписывается множество отдельно стоящих статуй, оригиналы которых утрачены, но известны по римским копиям. Среди них «Менада» (Дрезден) и «Потос» (Рим). Другие известные работы включают статуи «Мелеагр» (Художественный музей Фогга, Кембридж), «Аполлон Кифаред» (Вилла Боргезе, Рим) и знаменитого «Ареса Людовизи» (Палаццо Альтемпс, Рим).
Фрагменты рельефного фриза из Галикарнасского мавзолея, приписываемые Скопасу, хранятся в Британском музее в Лондоне. В настоящее время Скопаса также считают автором скульптурной группы, изображающей убийство детей Ниобы, которую ранее приписывали Праксителю. Копии статуй этой группы можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.
Чтобы узнать, как оценивать греческих классических скульпторов, таких как Скопас, см.: Как ценить скульптуру. Смотрите также наш обзор: Венера Милосская.
Наследие
Античные авторы почитали Скопаса наряду с Праксителем и Лисиппом как трёх величайших скульпторов второй половины IV века до н.э. Эти три современника определили новый этап в развитии греческой скульптуры. Основанные ими школы и их художественные новации оказали глубокое влияние на дальнейшую историю скульптуры, в частности на мастеров итальянского Возрождения и, как следствие, на искусство Нового времени.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?