Поклонение волхвов Питер Брейгель Старший (1525-1569)
Питер Брейгель Старший – Поклонение волхвов
около 1566. 124x169
Редактирование атрибуции
Скачать: 2310×1659 px (1,1 Mb)
Художник: Питер Брейгель Старший
Где находится оригинал: Королевский музей изящных искусств, Брюссель (Koninklijke Musea voor Schone Kunsten, Brussels).
Нидерландский художник эпохи Ренессанса Питер Брейгель Старший, прозванный в среде историков живописи Мужицким обращался к теме евангелия трижды. Искусствоведы считают, что все три одноименные картины являются серией картин. Первая была написана в период с 1556 по 1562 год и очень плохо сохранилась. На данный момент картина выставлена в Брюсселе в Королевском музее изящных искусств. Второй вариант, датированный 1564 годом, выставлен в Национальной галерее Лондона.
Нидерландский художник эпохи Ренессанса Питер Брейгель Старший, прозванный в среде историков живописи Мужицким обращался к теме евангелия трижды. Искусствоведы считают, что все три одноименные картины являются серией картин. Первая была написана в период с 1556 по 1562 год и очень плохо сохранилась. На данный момент картина выставлена в Брюсселе в Королевском музее изящных искусств. Второй вариант, датированный 1564 годом, выставлен в Национальной галерее Лондона. А третий, написанный в 1567 году, хранится в музее Оскара Рейнхерта.
Самый известный на сегодняшний день вариант картины написан в 1564 году. Во время работы над полотном Брейгель проживал в Брюсселе. Исторические условия того времени были далеко не радужные для жителей Нидерландов. Страна находилась под управлением испанской короны. Это время, когда население страны становится недовольным иностранным владычеством и в стране назревали революционные настроения. Все чаще происходили столкновения на религиозной почве: между приверженцами католичества и протестантами. Именно в этих исторических реалиях Брейгель берется за написание картины с неоднозначным в данных исторических условиях сюжетом.
Полотно «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Старшего написано в достаточно необычной интерпретации, сюжет картины полон иронии и антицерковного содержания. Итак, сюжет картины взят из евангелия и повествует о том, как три волхва пришли за звездой с Востока, дабы поклониться младенцу Иисусу и принесли ему свои дары. В отличии от традиционных мастеров, писавших этот сюжет картина Брейгеля Старшего разительно отличается. Вместо радостного настроения от момента рождения Иисуса картина полна печали и трагизма. Не мудрено, что католическая церковь не приняла это произведение.
Даже мать Иисуса Дева Мария, центральная фигура картины, пребывает в печали и смятении. Даже одежды ее художник написал в холодных голубых тонах, которые символически передают печаль по поводу данного момента. А на лице Иосифа написано полное равнодушие к тому, что происходит. Кроме ключевых фигур на картине изображены несколько простых людей и солдат, лица которых выражают иронию и злорадствуют.
По поводу образа Девы Марии существует две версии. По одной, считается, что моделью послужила молодая жена художника Мария, которую домашние звали Майкен. В первый раз художник увидел ее еще девочкой в доме своего друга, художника Питера Кука ванн Альста. Когда Брейгель сделал ей предложение, старого отца девушки уже не было в живых. Несмотря на противоречивость сюжета картины образ Марии, написанный с Майкен, вызывает симпатию. Необыкновенно искренняя, скромная девушка узнает себя в этом библейском образе и с готовностью дает согласие на брак.
Однако счастье молодых супругов длилось недолго. Через шесть лет после венчания, художник умирает. Майкен похоронила его в соборе Нотр-Дам-де-Шапель в Брюсселе. Однако у супругов осталось трое детей, двое из которых впоследствии стали знаменитыми художниками.
Согласно другой версии, моделью для образа Марии послужила двоюродная сестра Брейгеля, которая считалась бесплодной и подвергалась многочисленными нападкам со стороны мужа и родственников. Суеверные нидерландцы считали, что она заразила картину «проклятием» Поговаривали, что в семьях, где оказывалась картина, в течение 10 лет не было детей. Так продолжалось до тех, пока полотно не купил знаменитый архитектор Якоб Ван Капмен. На тот момент в его семье уже было трое детей, поэтому дурная слава картины его не волновала.
Текст: Наталия Дромашко
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Комментирование недоступно Почему?
На картине есть что-то из этого: люди, святой, ренессанс, бог, человек, многие, детка, религиозная, мэри, церковь, стоя на коленях, кавалерия, женщина, книга.
Возможно, это картина, изображающая группу людей, стоящих вокруг мангера, с ребенком в мангере в центре.