Сцены из жизни святого Франциска: 11 Испытание огнём перед султаном Джотто ди Бондоне (1266-1337)
Джотто ди Бондоне – Сцены из жизни святого Франциска: 11 Испытание огнём перед султаном
…но на Франциска ничто не действовало. Взяв с собой брата Иллюминато, он вступил на землю противника с криком: «Султан, султан». Их тут же схватили, жестоко избили и привели к султану Мелек-эль-Камелю, доблестному и мудрому государю. В ответ на просьбу султана Франциск изложил цель прихода: он хотел не отречься от Христа, но обратить султана и его людей в евангельскую веру. Он долго говорил о тайне Единого и Троичного Бога, но, чувствуя, что слова его не доходят, придумал нечто более действенное. — Прикажи, — сказал он, — чтобы разожгли большой огонь, и позови своих священников. Мы вместе войдем в огонь. Кто из нас останется невредим, в его веру и уверуй. — Ни один из наших священников не согласится на такое испытание в защиту нашей веры, — ответил султан. Но Франциск не сдавался. Святой Дух подсказывал ему новые доводы и слова, но напрасно: султан, внутренне убеждённый в правоте Франциска, боялся «народного шума».
Редактирование атрибуции
Скачать: 3919×4288 px (7,3 Mb)
Художник: Джотто ди Бондоне
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).



















Комментирование недоступно Почему?
В левой части картины центральное место занимает фигура человека в коричневом одеянии, стоящего перед языками пламени. Его поза выражает смирение и готовность к испытанию. Рядом с ним находятся ещё два человека в подобных одеждах, один из которых сопровождает его, а другой стоит чуть поодаль, словно наблюдая за происходящим. Огонь изображён яркими, динамичными мазками, создающими ощущение тепла и опасности.
В правой части картины мы видим султана, восседающего на роскошном ложе, украшенном золотыми деталями. Его окружает свита: придворные, воины и советники. Султан жестикулирует рукой в сторону происходящего, его выражение лица сложно интерпретировать – оно может выражать любопытство, удивление или даже насмешку. Одежда султана и его приближённых отличается богатством и изысканностью, подчёркивая их высокий статус.
Цветовая палитра картины характеризуется контрастным сочетанием тёплых (красный, оранжевый, золотой) и холодных (синий, зелёный) тонов. Тёплые цвета доминируют в левой части, акцентируя внимание на испытании огнём, а холодные – в правой, подчёркивая величие и отстранённость султана.
Смысловое наполнение картины многогранно. Сцена испытания огнём может символизировать духовное очищение и веру, преодоление страха и готовность к самопожертвованию. Встреча с султаном, вероятно, отражает диалог между разными культурами и религиями, а также тему толерантности и взаимопонимания. Сложность интерпретации выражения лица султана позволяет предположить наличие скрытого подтекста – возможно, это намёк на политические интриги или религиозные противоречия.
Архитектурный фон, сочетающий западные и восточные мотивы, создаёт ощущение столкновения двух миров, подчёркивая универсальность темы веры и духовного поиска. На мой взгляд, картина вызывает размышления о природе испытаний, вере, толерантности и взаимоотношениях между различными культурами.