Gallerix Logo
Галерея Архив Джотто ди Бондоне Изображений: 175

Джотто ди Бондоне (1266-1337)

Giotto di Bondone

Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» живописец Предвозрождения. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства. Художник создал яркую, узнаваемую манеру, определившую дальнейшее развитие западноевропейской живописи. ... Далее ↓

Апостол Филипп, святой Леонард и святой Франциск Ассизский в трилистнике, Джотто ди Бондоне
Апостол Филипп, святой Леонард и святой Франциск А…
Богоявление, Джотто ди Бондоне
Богоявление
Мадонна Магнификат , Джотто ди Бондоне
Мадонна Магнификат
Мадонна Оньиссанти, Джотто ди Бондоне
Мадонна Оньиссанти
Мадонна с Младенцем, Джотто ди Бондоне
Мадонна с Младенцем
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами, Джотто ди Бондоне
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами
Погребение Девы Марии, Джотто ди Бондоне
Погребение Девы Марии
Погребение Христа, Джотто ди Бондоне
Погребение Христа
Полиптих, Джотто ди Бондоне
Полиптих
Полиптих Барончелли, Джотто ди Бондоне
Полиптих Барончелли
Полиптих Барончелли, фрагмент, Джотто ди Бондоне
Полиптих Барончелли, фрагмент
Полиптих Барончелли, фрагмент, Джотто ди Бондоне
Полиптих Барончелли, фрагмент
Полиптих Барончелли, фрагмент - Коронование Девы Марии, Джотто ди Бондоне
Полиптих Барончелли, фрагмент - Коронование Девы М…
Полиптих из церкви Бадия, Джотто ди Бондоне
Полиптих из церкви Бадия
Полиптих Перуцци, Джотто ди Бондоне
Полиптих Перуцци
Принесение во храм, Джотто ди Бондоне
Принесение во храм
Распятие, Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие, Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие, Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие, Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие, Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие , Джотто ди Бондоне
Распятие
Распятие с Богоматерью, святым Иоанном Евангелистом и пеликаном , Джотто ди Бондоне
Распятие с Богоматерью, святым Иоанном Евангелисто…
Святой Антоний Великий, Джотто ди Бондоне
Святой Антоний Великий
Святой Стефан, Джотто ди Бондоне
Святой Стефан
Сошествие в лимб, Джотто ди Бондоне
Сошествие в лимб
Сошествие Святого Духа на апостолов , Джотто ди Бондоне
Сошествие Святого Духа на апостолов
Стигматизация святого Франциска, Джотто ди Бондоне
Стигматизация святого Франциска
Стигматизация святого Франциска, пределла - Сон папы Иннокентия III, Джотто ди Бондоне
Стигматизация святого Франциска, пределла - Сон па…
Стигматизация святого Франциска, пределла - Учреждение францисканского ордена папой Иннокентем III, Джотто ди Бондоне
Стигматизация святого Франциска, пределла - Учрежд…
Стигматизация святого Франциска, фрагмент пределлы - Проповедь святого Франциска птицам, Джотто ди Бондоне
Стигматизация святого Франциска, фрагмент пределлы…
Триптих Стефанески , Джотто ди Бондоне
Триптих Стефанески
Триптих Стефанески , Джотто ди Бондоне
Триптих Стефанески
Триптих Стефанески , деталь - папа Целестин V, Джотто ди Бондоне
Триптих Стефанески , фрагмент - папа Целестин V
Триптих Стефанески , Джотто ди Бондоне
Триптих Стефанески

Фрески в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)

О личной жизни Джотто известно немного. Согласно свидетельствам, он был богат, имел в собственности земли и дома, выступал поручителем в банковских делах. Художник владел ткацкими станками и приумножал своё состояние, сдавая их в аренду.

Именно в конце 10-х годов XIV века Джотто расписал церковь Санта Кроче, однако, до наших дней дошли лишь несколько фресок, некогда принадлежавших семьям богатейших европейских банкиров. Эти фрески, ставшие последними из известных уцелевших работ живописца, несмотря на плохое состояние всё же позволяют представить уровень таланта и мастерства Джотто, дают понимание того, чем же так восхищались художники Ренессанса. Фрески выполнены художником уже в зрелые годы, во времена, когда его искусство достигло небывалых вершин.

Каждая капелла представлена декорацией из шести сцен. Позднее, в XVIII веке, композиции были закрашены краской, а к стене с фреской, на которой Джотто изобразил смерть Святого Франциска, была пристроена гробница.

Художнику удалось органично вписать фрески с общее пространство часовен. Работы живописца выполнены в спокойно манере, в сдержанных, приглушённых тонах.

Можно отметить как композиции, изображённые на фресках, постепенно усложняются, обрастают деталями, непривычными для того времени эффектами перспективы, неожиданными ракурсами.

Капелла Барди: Испытание огнем перед султаном , Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Испытание огнем перед султаном
Капелла Барди: Отказ от имущества, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Отказ от имущества
Капелла Барди: Послушание, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Послушание
Капелла Барди: Святая Клара Ассизская, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Святая Клара Ассизская
Капелла Барди: Смерть, подтверджение стигматов и вознесение Святого Франциска, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Смерть, подтверджение стигматов и в…
Капелла Барди: Стигматизация Святого Франциска, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Стигматизация Святого Франциска
Капелла Барди: Утверждение устава францисканского ордена , Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Утверждение устава францисканского …
Капелла Барди: Явление брату Августину и епископу Ассизскому, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Явление брату Августину и епископу …
Капелла Барди: Явление в зале капитула в Арле, Джотто ди Бондоне
Капелла Барди: Явление в зале капитула в Арле
Капелла Перуцци: Благовещение Захарии, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Благовещение Захарии
Капелла Перуцци: Вознесение Иоанна Богослова, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Вознесение Иоанна Богослова
Капелла Перуцци: Воскрешение Друзианы Иоанном Богословом, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Воскрешение Друзианы Иоанном Бого…
Капелла Перуцци: Иоанн Богослов на острове Патмос, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Иоанн Богослов на острове Патмос
Капелла Перуцци: Пир Ирода, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Пир Ирода
Капелла Перуцци: Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя, Джотто ди Бондоне
Капелла Перуцци: Рождение и наречение имени Иоанна…

Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Ни у современников, ни у искусствоведов, ни у обычных любителей живописи не вызывает сомнений тот факт, что росписи Джотто часовни дель Арена по замыслу и его реализации являются не только вершиной итальянского средневекового искусства, но и одним из наиболее уникальных живописных ансамблей того времени. К работе над этой капеллой Джотто приступил, уже будучи полностью сформировавшимся мастером, со своим уникальным видением и новаторским подходом.

Именно работой над часовней дель Арена Джотто совершил революцию в средневековой европейской живописи. Созданные им фрески всколыхнули основы итальянского искусства эпохи Предвозрождения. В них можно увидеть квинтэссенцию гениальности Джотто, обеспечившую ему место в истории мирового искусства, закрепив за художником статус образца для подражания множества живописцев.

Свет и тень

С росписи часовни дель Арена начался новый этап в развитии европейской живописи, когда объёмы предметов, перспектива, угол их восприятия, становятся основными для художников, когда изощрённое и продуманное сочетание света и тени начинает, наконец, восприниматься как освещение, а не «цветоизлучение».

И даже несмотря на то, что все это ещё не представлено в творчестве Джотто в полной мере, и его предметы, будучи уже немного объёмными не отбрасывают тени, художник понял значение и назначение светотени, которая отныне станет неотъемлемым атрибутом европейской живописи.

Как создавались фрески

Фрескам часовни удалось сохраниться до наших дней прежде всего потому, что они были выполнены в специальной технике, предполагающей нанесение красок на сырую штукатурку, которая высыхая, образовывала с краской абсолютное единство, надолго сохраняя изначальную насыщенность цветов.

Однако некоторые цвета, будучи нанесёнными в «сухой» манере, за многие столетия разложились и до нашего времени практически не сохранились.

Судить о том, сколько времени затратил Джотто на создание фресок можно по небольшим полоскам, отделяющим друг от друга слои штукатурки. Художник расписывал фрески непосредственно по влажной штукатурке, которая накладывалась ровно в том количестве, которое было необходимо живописцу, чтобы нанести рисунок за один день. Позднее был проведён подсчёт. Выяснилось, что дель Арена была расписана Джотто за 852 дня.

Часовня дель Арена

Бытует мнение, что капелла дель Арена была спроектирована самим Джотто. Внутреннее пространство часовни было практически пустым. Перед живописцем стояла непростая задача – разработать схему расположения будущих росписей, которые бы не только украсили капеллу, но и каким-то образом организовали внутреннюю пустоту. Всего этого Джотто удалось добиться благодаря необычайно ярким краскам. Изображённые композиции, красиво обрамленные, сияющие всеми оттенками цветовой гаммы смогли сделать аскетичное убранство часовни «нарядным», придать ему недостающий объём.

Особенность фресок часовни

Композиции были расположены в три ряда и были посвященны жизнеописанию Богоматери и Спасителя, связаны между собой единой историей. Однако каждая из них, являясь частью целого, в тоже время представляет самостоятельное произведение.

Джотто заполнил фресками все пространство стен. Из-за достаточно большого размера каждой «картины на стене» воспринять детали композиции уже второго ряда достаточно сложно. Что уже говорить о самых верхних фресках, распложенных на расстоянии более семи метров от пола.

Работая в своей уникальной, во много новаторской манере, Джотто, тем не менее, заимствует некоторые моменты из искусства Византии, творчески перерабатывая их. Религиозные сцены фресок очень лаконичны, в них нет ничего лишнего, многое условно. Только идея и холодные краски.

Отходя от византийского влияния и привнося в свои произведения дух реализма, Джотто изображает персонажей живыми людьми, способными на проявление эмоций. Именно это постепенно привело европейское искусство к Возрождению.

После того, как 25 марта 1305 года Джотто закончил работу, часовня была вновь освещена. Весть о красоте капеллы очень быстро пронеслась по округе, что привлекло в часовню множество верующих и вызвало зависть служителей соседних церквей.

Когда капелла была открыта для публичных посещений, она всколыхнула интерес и к творчеству художника расписавшего его. Часовня пережила своего ангела-хранителя на многие столетия. Она сумела «выжить» даже в страшные годы Второй мировой войны, когда Падуя не раз подвергалась страшным бомбёжкам.

01. Изгнание бездетного Иоакима из храма, Джотто ди Бондоне
01. Изгнание бездетного Иоакима из храма
02. Иоаким присоединяется к пастухам, Джотто ди Бондоне
02. Иоаким присоединяется к пастухам
03. Благовещение святой Анне, Джотто ди Бондоне
03. Благовещение святой Анне
04. Жертвоприношение Иоакима, Джотто ди Бондоне
04. Жертвоприношение Иоакима
05. Сон Иоакима, Джотто ди Бондоне
05. Сон Иоакима
06. Встреча у Золотых Ворот, Джотто ди Бондоне
06. Встреча у Золотых Ворот
07. Рождество Богородицы, Джотто ди Бондоне
07. Рождество Богородицы
08. Введение во храм, Джотто ди Бондоне
08. Введение во храм
09. Церемония посохов, Джотто ди Бондоне
09. Церемония посохов
10. Моление о чуде посохов, Джотто ди Бондоне
10. Моление о чуде посохов
11. Бракосочетание Марии, Джотто ди Бондоне
11. Бракосочетание Марии
12. Свадебная процессия, Джотто ди Бондоне
12. Свадебная процессия
13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии, Джотто ди Бондоне
13. Архангел Гавриил получает поручение отправитьс…
14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения, Джотто ди Бондоне
14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения
15. Фигура девы Марии из Благовещения, Джотто ди Бондоне
15. Фигура девы Марии из Благовещения
16. Встреча Марии и Елизаветы, Джотто ди Бондоне
16. Встреча Марии и Елизаветы
17. Рождество Христово, Джотто ди Бондоне
17. Рождество Христово
18. Поклонение волхвов, Джотто ди Бондоне
18. Поклонение волхвов
19. Сретение, Джотто ди Бондоне
19. Сретение
20. Бегство в Египет, Джотто ди Бондоне
20. Бегство в Египет
21. Избиение младенцев, Джотто ди Бондоне
21. Избиение младенцев
22. Христос среди книжников, Джотто ди Бондоне
22. Христос среди книжников
23. Крещение, Джотто ди Бондоне
23. Крещение
24. Брак в Кане Галилейской, Джотто ди Бондоне
24. Брак в Кане Галилейской
25. Воскрешение Лазаря, Джотто ди Бондоне
25. Воскрешение Лазаря
26. Вход в Иерусалим, Джотто ди Бондоне
26. Вход в Иерусалим
27. Изгнание торгующих из храма, Джотто ди Бондоне
27. Изгнание торгующих из храма
28. Предательство Иуды, Джотто ди Бондоне
28. Предательство Иуды
29. Тайная вечеря, Джотто ди Бондоне
29. Тайная вечеря
30. Омовение ног, Джотто ди Бондоне
30. Омовение ног
31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса, Джотто ди Бондоне
31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса
32. Христос перед Каифой, Джотто ди Бондоне
32. Христос перед Каифой
33. Бичевание Христа, Джотто ди Бондоне
33. Бичевание Христа
34. Крестный путь, Джотто ди Бондоне
34. Крестный путь
35. Распятие Христово, Джотто ди Бондоне
35. Распятие Христово
36. Положение во гроб, Джотто ди Бондоне
36. Положение во гроб
37. Воскресение , Джотто ди Бондоне
37. Воскресение
38. Вознесение Христово, Джотто ди Бондоне
38. Вознесение Христово
39. Сошествие Святого Духа на апостолов, Джотто ди Бондоне
39. Сошествие Святого Духа на апостолов
40 Семь добродетелей: Благоразумие, Джотто ди Бондоне
40 Семь добродетелей: Благоразумие
41 Семь добродетелей: Мужество, Джотто ди Бондоне
41 Семь добродетелей: Мужество
42 Семь добродетелей: Умеренность, Джотто ди Бондоне
42 Семь добродетелей: Умеренность
43 Семь добродетелей: Справедливость, Джотто ди Бондоне
43 Семь добродетелей: Справедливость
44 Семь добродетелей: Вера, Джотто ди Бондоне
44 Семь добродетелей: Вера
45 Семь добродетелей: Любовь, Джотто ди Бондоне
45 Семь добродетелей: Любовь
46 Семь добродетелей: Надежда, Джотто ди Бондоне
46 Семь добродетелей: Надежда
47 Семь пороков: Уныние, Джотто ди Бондоне
47 Семь пороков: Уныние
48 Семь пороков: Зависть, Джотто ди Бондоне
48 Семь пороков: Зависть
49 Семь пороков: Неверие, Джотто ди Бондоне
49 Семь пороков: Неверие
50 Семь пороков: Несправедливость, Джотто ди Бондоне
50 Семь пороков: Несправедливость
51 Семь пороков: Гнев, Джотто ди Бондоне
51 Семь пороков: Гнев
52 Семь пороков: Непостоянство, Джотто ди Бондоне
52 Семь пороков: Непостоянство
53 Семь пороков: Безрассудство, Джотто ди Бондоне
53 Семь пороков: Безрассудство
54 Страшный суд, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент
54 Страшный суд, деталь - Энрико Скровеньи жертвует капеллу, Джотто ди Бондоне
54 Страшный суд, фрагмент - Энрико Скровеньи жертвуе…
Location of the frescoes, Cappella degli Scrovegni, Джотто ди Бондоне
Location of the frescoes, Cappella degli Scrovegni
Капелла Скровеньи - Внешний вид, Джотто ди Бондоне
Капелла Скровеньи - Внешний вид
Капелла Скровеньи - Общий вид к входу, Джотто ди Бондоне
Капелла Скровеньи - Общий вид к входу
Капелла Скровеньи - Общий вид от входа, Джотто ди Бондоне
Капелла Скровеньи - Общий вид от входа
Состав росписей Капеллы Скровеньи, Джотто ди Бондоне
Состав росписей Капеллы Скровеньи

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Искусствоведы считают, что Джотто получил работу по росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи сценами из Нового Завета благодаря протекции своего учителя, живописца Чимабуэ.

Над фресками 30-летний Джотто работал вместе со своими ассистентами, многих из которых он привёз из Вечного города. Художник сам спланировал росписи, однако, его вклад до сих пор непонятен. Предполагается, что он расписывал лишь отдельные крупные фигуры.

Многие исследователи европейского искусства отказываются признавать фрески работой Джотто. Причина этого в том, что композиции были неоднократно переписаны. Однако как бы то ни было «рука» мастера видна. Молодой Джотто смог отразить в этой работе свои художественные предпочтения и даже после того, как он, не закончив роспись, уехал в Рим, работы продолжали его помощники, придерживаясь тех наработок, которые им предоставил мастер.

Несмотря на сложности с атрибуцией, 25 фресок со сценами из Нового Завета признаются одними из самых значительных творений Джотто. Все композиции выполнены в яркой, светлой гамме, придавая росписям жизнерадостность, постепенно начинающую прерывать мрачность средневековых полотен.

Фрески достаточно просты, незамысловаты, имеют множество реалистичных деталей и жизненных сцен. Джотто, следуя своему интересу к реализму, изобразил персонажей живыми, полными эмоциями людьми. Художник руководствовался принципом «одна фреска – одна композиция», что по сравнению с творениями его коллег-современников, явилось новаторским шагом.

Благословение Исаака, Джотто ди Бондоне
Благословение Исаака
Исаак отвергает Исава, Джотто ди Бондоне
Исаак отвергает Исава
Сцены из жизни святого Франциска: 01 Юродивый предсказывает грядущую славу молодому святому Франциску, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 01 Юродивый пред…
Сцены из жизни святого Франциска: 02 Дарение плаща бедному дворянину, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 02 Дарение плаща…
Сцены из жизни святого Франциска: 03 Сон о дворце, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 03 Сон о дворце
Сцены из жизни святого Франциска: 04 Распятие из Сан Дамиано, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 04 Распятие из С…
Сцены из жизни святого Франциска: 05 Отказ от имущества, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 05 Отказ от имущ…
Сцены из жизни святого Франциска: 06 Сон Иннокентия III, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 06 Сон Иннокенти…
Сцены из жизни святого Франциска: 07 Утверждение устава францисканского ордена, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 07 Утверждение у…
Сцены из жизни святого Франциска: 08 Чудесне явление Святого Франциска братии, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 08 Чудесне явлен…
Сцены из жизни святого Франциска: 09 Видение небесных престолов, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 09 Видение небес…
Сцены из жизни святого Франциска: 10 Изгнание демонов из Ареццо , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 10 Изгнание демо…
Сцены из жизни святого Франциска: 11 Испытание огнём перед султаном, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 11 Испытание огн…
Сцены из жизни святого Франциска: 12 Экстаз Святого Франциска , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 12 Экстаз Святог…
Сцены из жизни святого Франциска: 13 Торжественное празднование Рождества в Греччо , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 13 Торжественное…
Сцены из жизни святого Франциска: 14 Чудесное открытие источника , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 14 Чудесное откр…
Сцены из жизни святого Франциска: 15 Проповедь птицам , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 15 Проповедь пти…
Сцены из жизни святого Франциска: 16 Смерть дворянина из Челано , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 16 Смерть дворян…
Сцены из жизни святого Франциска: 17 Проповедь перед папой Гонорием III , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 17 Проповедь пер…
Сцены из жизни святого Франциска: 18 Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 18 Явление Свято…
Сцены из жизни святого Франциска: 19 Стигматизация Святого Франциска , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 19 Стигматизация…
Сцены из жизни святого Франциска: 20 Смерть и вознесение Святого Франциска , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 20 Смерть и возн…
Сцены из жизни святого Франциска: 21 Явление Святого Франциска брату Августину и епискому Ассизскому , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 21 Явление Свято…
Сцены из жизни святого Франциска: 22 Подтверждение стигматов, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 22 Подтверждение…
Сцены из жизни святого Франциска: 23 Оплакивание Святого Франциска Саятой Кларой , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 23 Оплакивание С…
Сцены из жизни святого Франциска: 24 Канонизация святого Франциска , Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 24 Канонизация с…
Сцены из жизни святого Франциска: 25 Явление Святого Франциска во сне Григорию IX, Джотто ди Бондоне
Сцены из жизни святого Франциска: 25 Явление Свято…

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)

Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи напоминает массивный склеп с подземным помещением, в котором покоятся мощи св. Франциска Ассизского.

Первоначально росписи в часовне вёл живописец Чимбауэ, а когда работы переместились в Верхнюю церковь, к процессу присоединился 30-летний Джотто. Росписи велись по всему зданию базилики и заняли в общей сложности около 150 лет.

Многие фрески Нижней церкви выполнены в яркой, новаторской, узнаваемой джоттовской манере, которая практически сразу была заимствована художниками, использовавшими наработки мастера для росписи картин, как во фресках, так и в миниатюрах.

В целом, фрески Нижней церкви производят «рваное» впечатление: кое-где в работе Джотто проскальзывает влияние готики, в других частях отчётливо видно влияние византийского искусства. Однако в итоге общее впечатление от росписи церкви производит поистине неизгладимое впечатление и, в первую очередь, сочетанием роскоши и блеска, говорящим об отклонении последователей святого Франциска от основополагающего для их ордена обета бедности.

Капелла Марии Магдалины: Noli me tangere , Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Noli me tangere
Капелла Марии Магдалины: Воскрешение Лазаря, Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Воскрешение Лазаря
Капелла Марии Магдалины: Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы, Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Магдалина получает одежду…
Капелла Марии Магдалины: Мария Магдалина беседует с ангелами, Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Мария Магдалина беседует …
Капелла Марии Магдалины: Мария Магдалина с коленопреклоненным донатором епископом Понтано, Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Мария Магдалина с коленоп…
Капелла Марии Магдалины: Прибытие в Марсель, Джотто ди Бондоне
Капелла Марии Магдалины: Прибытие в Марсель
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бедности, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бед…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бедности, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бед…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бедности, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория бед…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория послушания, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория пос…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория послушания, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория пос…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория послушания, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория пос…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория послушания, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория пос…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория целомудрия, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория цел…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория целомудрия, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория цел…
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория целомудрия, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Аллегория цел…
Фрески в парусах свода над алтарём - Апофеоз святого Франциска, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Апофеоз свято…
Фрески в парусах свода над алтарём - Апофеоз святого Франциска, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём - Апофеоз свято…
Фрески в парусах свода над алтарём, перекрестие свода - Христос - Судья мира, Джотто ди Бондоне
Фрески в парусах свода над алтарём, перекрестие св…
Фрески правого  трансепта - Бегство в Египет, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Бегство в Египет
Фрески правого  трансепта - Возвращение в Иерусалим, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Возвращение в Иерусали…
Фрески правого  трансепта - Воскрешение святым Франциском мальчика из Сессы, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Воскрешение святым Фра…
Фрески правого  трансепта - Встреча Марии и Елизаветы, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Встреча Марии и Елизав…
Фрески правого  трансепта - Гибель мальчика из Сессы, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Гибель мальчика из Сес…
Фрески правого  трансепта - Избиение младенцев, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Избиение младенцев
Фрески правого  трансепта - Иисус среди книжников, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Иисус среди книжников
Фрески правого  трансепта - Поклонение волхвов, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Поклонение волхвов
Фрески правого  трансепта - Принесение во храм , Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Принесение во храм
Фрески правого  трансепта - Распятие, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Распятие
Фрески правого  трансепта - Рождество, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Рождество
Фрески правого  трансепта - Святой Франциск и смерть, Джотто ди Бондоне
Фрески правого трансепта - Святой Франциск и смер…

Джотто

Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» живописец Предвозрождения. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства. Художник создал яркую, узнаваемую манеру, определившую дальнейшее развитие западноевропейской живописи.

Вехи биографии художника

Сведения о годе и месте рождения великого живописца разнятся. Согласно одним источникам, Джотто появился на свет в 1267 году, согласно другим – в 1276-м.

Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме. Скорее всего, именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии. В этой картине впервые проявилась склонность Джотто к реализму: персонажи достоверно передают зрителю своё состояние – они живут, общаются, проявляют всю гамму эмоций.

Много работал Джотто и для неаполитанского короля, создавая для его личной часовни фрески, расписывая капеллы и храмы.

К концу жизни Джотто, благодаря своим обширным знаниям и великолепному мастерству в области живописи, был приглашён на должность главного архитектора Флоренции, в рамках которой должен был руководить масштабными городскими работами.

Основные произведения

Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Великий живописец оставил после себя внушительный ряд произведений – кресты, алтарые картины, полиптихи. Далеко не все произведения художника имеют подпись. Только столетия спустя исследователям удалось по уцелевшим историческим свидетельствам и сложнейшему стилистическому анализу атрибутировать произведения флорентийского мастера. Датировка многих полотен Джотто также неточна, имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ.

Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих».

Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев. Выполненное в духе реализма, тело Христа сначала было воспринято как недостойное Джотто, автора многочисленных фресок. Несмотря на то, что распятие не имеет подписи своего создателя, сомнений в том, что оно принадлежит руке Джотто ни у кого не возникает.

Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых. Картина дошла до наших времён в очень плохом состоянии, но даже по тому, что удаётся увидеть, можно судить о серьёзности и многозначительности, которыми художник наделил своих персонажей. Удивительное величие святых, неизменно повторяющееся на всех пяти частях полиптиха, привело искусствоведов к заключению о том, что это произведение является одним из лучших творений Джотто.

К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Именно в этот период им были созданы знаменитые фрески часовни Скровеньи, которые справедливо считают квинтэссенцией духа творчества художника. Тогда же были написаны и лучшие живописные произведения Джотто, в которых в полной мере нашло отражение стремление мастера к реалистической передаче визуального ряда.

Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти». Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века. Появись картина чуть ранее, и она бы ничем не отличалась от тех, которые были так характерны для дученто, где образы были невероятно возвышенны, лишены чего бы то ни было земного. «Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. Однако подобное приземление, так нехарактерное для искусства XIII века, совсем не означает у Джотто обеднения, простоты. Облачение Мадонны Джотто все также дорого, её трон великолепен, но при этом правдив и убедителен, а ангелы обнаруживают сходство с придворными кавалерами.

Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Дошедшее до наших дней в хорошем состоянии полотно представлено большим двухсторонним триптихом.

Искусствоведы убеждены, что работая над полотном, Джотто отошёл от своих принципов, следуя вкусам заказчика. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи. Изображённый в центре полотна Спаситель похож на византийского идола, его окружают ангелы, изображённые в стиле живописи XIII века, на переднем плане – сам заказчик полотна. Мадонна с младенцем в окружении ангелов даёт стойкие ассоциации с панелью святых, всем отлично знакомым по знаменитой византийской храмовой живописи.

Тыльная сторона триптиха также весьма необычна. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов, и Святого Петра на троне и Христа. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Живописец ввёл в свою картину и вполне реальных людей – канонизированного в начале XIV века папу Целестин V и, как ни странно, вновь заказчика полотна.

По стойкому убеждению искусствоведов, это произведение Джото сильно выбивается из общего ряда его полотен, как по качественному исполнению, так и по замыслу. Все в нём необычно, современно, и, в то же время, архаично. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.

Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Любопытно, что позднейшие исследования картины, позволившие использовать спектральный анализ, подтвердили, что первоначально все сцены были написаны на единой доске, которая, возможно, представляла собой самостоятельный алтарный образ. Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя. Тщательное изучение стилистики дало возможность предположить, что над полотном вместе с Джотто работали несколько его ассистентов. Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.

Ближе к концу жизни Джотто был вынужден совмещать должность главного архитектора Флоренции с выполнением важных и дорогостоящих заказов, которые поступали к нему из различных городов Италии. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».

Болонья этого времени была крупным научным и торговым городом, находилась под сильным влиянием Франции. Возможно, именно этим объясняется наличие ярких готических тенденций в творчестве Джотто, нашедших своё отражение и «Болонском полиптихе». Архитектура трона, на котором восседает Мадонна с младенцем, имеет явственный отпечаток готики. Богатство её украшений и наряда, драгоценные камни, яркие, блестящие краски вносят общее великолепие в картину. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр. Полиптих имеет подпись своего создателя.

Признание и влияние на развитие европейского искусства

С момента выхода знаменитых «Жизнеописаний» Вазари художника неизменно воспринимают как крупнейшего мастера искусства Нового времени. К XIX веку работы Джотто окружаются особым почитанием, его авторитет непререкаем.

Восприятие мира Джотто, основанное на гуманистических началах, в итоге заложило фундамент школы живописи Флоренции периода Раннего Возрождения. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, восхищённых и вдохновлённых его мастерством. Коллеги признали и оценили передовые идеи Джотто, что в последующие столетия только усилило интерес к его творчеству.

Влияние Джотто на современную ему живопись Италии было колоссальным. Творчество мастера отразилось в работах художников по всей стране.

Все художественные направления XIV века (кроме, пожалуй, венецианской школы, подавленной влиянием искусства Византии) восприняли и воплотили в жизнь наработки Джотто.

Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника итальянская живопись буквально за несколько лет радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого. Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники познакомились с понятием объёма и перспективы, пространства, в которое могут быть помещены предметы, тонким подчёркиванием индивидуальных черт реальность. Все это Джотто подарил европейскому искусству, к которому постепенно все пристальнее стали присматриваться художники всего мира.

Джотто стал первым западноевропейским живописцем, которому удалось порвать с устоявшимися канонами искусства Средневековья, ввести, наконец, в живопись элементы реализма. Джотто удалось нарушить восприятие искусства как помощника-комментатора Священного Писания. Благодаря новаторским идеям и мастерству художника, живопись приобрела самостоятельное значение. Даже на картинах с библейским сюжетом мы видим не безэмоциональные лица, а живые характеры, индивидуальности. Современникам живопись Джотто вполне может показаться простой и примитивной, но для тех времён он был революционером, сумевшим придать плоскости объём, пространство, перспективу. Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, где качества предметов приобрели невероятное значение.

Текст: Ирина Шейхетова


Поиск по фамилии художника:


Комментарии в альбоме

Последние сверху

1) 27/06/2015 defs:

Обновление альбома - сегодня

2) 18/06/2011 Александр Балтин:

ЧИМАБУЭ ВИДИТ ДЖОТТО Чимабуэ видит пастушка – Тот рисует угольком на камне. Мастер смотрит, как рисунок славно Выкруглен, и сколь тверда рука. Пастушок даст перспективу всем Живописцам откровеньем силы Нашего пространства, где совсем Мастера не знали перспективы.

3) 01/04/2011 Александр Балтин:

ДЖОТТО От ученичества у Чимабуэ До силы перспективы путь каков? Он сложен, ибо истины взыскуя, Не просто дать завет для мастеров. Путь обретенья перспективы Джотто Проходит. По молитве и труду Ему открыта новая свобода – Писать иначе – волей небосвода. Другим даря открытия руду.