Джотто ди Бондоне Giotto di Bondone (1266-1337)
1266,1337Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» живописец Предвозрождения. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства. Художник создал яркую, узнаваемую манеру, определившую дальнейшее развитие западноевропейской живописи.
Фрески в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)
О личной жизни Джотто известно немного. Согласно свидетельствам, он был богат, имел в собственности земли и дома, выступал поручителем в банковских делах. Художник владел ткацкими станками и приумножал своё состояние, сдавая их в аренду.
Именно в конце 10-х годов XIV века Джотто расписал церковь Санта Кроче, однако, до наших дней дошли лишь несколько фресок, некогда принадлежавших семьям богатейших европейских банкиров. Эти фрески, ставшие последними из известных уцелевших работ живописца, несмотря на плохое состояние всё же позволяют представить уровень таланта и мастерства Джотто, дают понимание того, чем же так восхищались художники Ренессанса. Фрески выполнены художником уже в зрелые годы, во времена, когда его искусство достигло небывалых вершин.
Каждая капелла представлена декорацией из шести сцен. Позднее, в XVIII веке, композиции были закрашены краской, а к стене с фреской, на которой Джотто изобразил смерть Святого Франциска, была пристроена гробница.
Художнику удалось органично вписать фрески с общее пространство часовен. Работы живописца выполнены в спокойно манере, в сдержанных, приглушённых тонах.
Можно отметить как композиции, изображённые на фресках, постепенно усложняются, обрастают деталями, непривычными для того времени эффектами перспективы, неожиданными ракурсами.
Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)
Ни у современников, ни у искусствоведов, ни у обычных любителей живописи не вызывает сомнений тот факт, что росписи Джотто часовни дель Арена по замыслу и его реализации являются не только вершиной итальянского средневекового искусства, но и одним из наиболее уникальных живописных ансамблей того времени. К работе над этой капеллой Джотто приступил, уже будучи полностью сформировавшимся мастером, со своим уникальным видением и новаторским подходом.
Именно работой над часовней дель Арена Джотто совершил революцию в средневековой европейской живописи. Созданные им фрески всколыхнули основы итальянского искусства эпохи Предвозрождения. В них можно увидеть квинтэссенцию гениальности Джотто, обеспечившую ему место в истории мирового искусства, закрепив за художником статус образца для подражания множества живописцев.
Свет и тень
С росписи часовни дель Арена начался новый этап в развитии европейской живописи, когда объёмы предметов, перспектива, угол их восприятия, становятся основными для художников, когда изощрённое и продуманное сочетание света и тени начинает, наконец, восприниматься как освещение, а не «цветоизлучение».
И даже несмотря на то, что все это ещё не представлено в творчестве Джотто в полной мере, и его предметы, будучи уже немного объёмными не отбрасывают тени, художник понял значение и назначение светотени, которая отныне станет неотъемлемым атрибутом европейской живописи.
Как создавались фрески
Фрескам часовни удалось сохраниться до наших дней прежде всего потому, что они были выполнены в специальной технике, предполагающей нанесение красок на сырую штукатурку, которая высыхая, образовывала с краской абсолютное единство, надолго сохраняя изначальную насыщенность цветов.
Однако некоторые цвета, будучи нанесёнными в «сухой» манере, за многие столетия разложились и до нашего времени практически не сохранились.
Судить о том, сколько времени затратил Джотто на создание фресок можно по небольшим полоскам, отделяющим друг от друга слои штукатурки. Художник расписывал фрески непосредственно по влажной штукатурке, которая накладывалась ровно в том количестве, которое было необходимо живописцу, чтобы нанести рисунок за один день. Позднее был проведён подсчёт. Выяснилось, что дель Арена была расписана Джотто за 852 дня.
Часовня дель Арена
Бытует мнение, что капелла дель Арена была спроектирована самим Джотто. Внутреннее пространство часовни было практически пустым. Перед живописцем стояла непростая задача – разработать схему расположения будущих росписей, которые бы не только украсили капеллу, но и каким-то образом организовали внутреннюю пустоту. Всего этого Джотто удалось добиться благодаря необычайно ярким краскам. Изображённые композиции, красиво обрамленные, сияющие всеми оттенками цветовой гаммы смогли сделать аскетичное убранство часовни «нарядным», придать ему недостающий объём.
Особенность фресок часовни
Композиции были расположены в три ряда и были посвященны жизнеописанию Богоматери и Спасителя, связаны между собой единой историей. Однако каждая из них, являясь частью целого, в тоже время представляет самостоятельное произведение.
Джотто заполнил фресками все пространство стен. Из-за достаточно большого размера каждой «картины на стене» воспринять детали композиции уже второго ряда достаточно сложно. Что уже говорить о самых верхних фресках, распложенных на расстоянии более семи метров от пола.
Работая в своей уникальной, во много новаторской манере, Джотто, тем не менее, заимствует некоторые моменты из искусства Византии, творчески перерабатывая их. Религиозные сцены фресок очень лаконичны, в них нет ничего лишнего, многое условно. Только идея и холодные краски.
Отходя от византийского влияния и привнося в свои произведения дух реализма, Джотто изображает персонажей живыми людьми, способными на проявление эмоций. Именно это постепенно привело европейское искусство к Возрождению.
После того, как 25 марта 1305 года Джотто закончил работу, часовня была вновь освещена. Весть о красоте капеллы очень быстро пронеслась по округе, что привлекло в часовню множество верующих и вызвало зависть служителей соседних церквей.
Когда капелла была открыта для публичных посещений, она всколыхнула интерес и к творчеству художника расписавшего его. Часовня пережила своего ангела-хранителя на многие столетия. Она сумела «выжить» даже в страшные годы Второй мировой войны, когда Падуя не раз подвергалась страшным бомбёжкам.
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
Искусствоведы считают, что Джотто получил работу по росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи сценами из Нового Завета благодаря протекции своего учителя, живописца Чимабуэ.
Над фресками 30-летний Джотто работал вместе со своими ассистентами, многих из которых он привёз из Вечного города. Художник сам спланировал росписи, однако, его вклад до сих пор непонятен. Предполагается, что он расписывал лишь отдельные крупные фигуры.
Многие исследователи европейского искусства отказываются признавать фрески работой Джотто. Причина этого в том, что композиции были неоднократно переписаны. Однако как бы то ни было «рука» мастера видна. Молодой Джотто смог отразить в этой работе свои художественные предпочтения и даже после того, как он, не закончив роспись, уехал в Рим, работы продолжали его помощники, придерживаясь тех наработок, которые им предоставил мастер.
Несмотря на сложности с атрибуцией, 25 фресок со сценами из Нового Завета признаются одними из самых значительных творений Джотто. Все композиции выполнены в яркой, светлой гамме, придавая росписям жизнерадостность, постепенно начинающую прерывать мрачность средневековых полотен.
Фрески достаточно просты, незамысловаты, имеют множество реалистичных деталей и жизненных сцен. Джотто, следуя своему интересу к реализму, изобразил персонажей живыми, полными эмоциями людьми. Художник руководствовался принципом «одна фреска – одна композиция», что по сравнению с творениями его коллег-современников, явилось новаторским шагом.
Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)
Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи напоминает массивный склеп с подземным помещением, в котором покоятся мощи св. Франциска Ассизского.
Первоначально росписи в часовне вёл живописец Чимбауэ, а когда работы переместились в Верхнюю церковь, к процессу присоединился 30-летний Джотто. Росписи велись по всему зданию базилики и заняли в общей сложности около 150 лет.
Многие фрески Нижней церкви выполнены в яркой, новаторской, узнаваемой джоттовской манере, которая практически сразу была заимствована художниками, использовавшими наработки мастера для росписи картин, как во фресках, так и в миниатюрах.
В целом, фрески Нижней церкви производят «рваное» впечатление: кое-где в работе Джотто проскальзывает влияние готики, в других частях отчётливо видно влияние византийского искусства. Однако в итоге общее впечатление от росписи церкви производит поистине неизгладимое впечатление и, в первую очередь, сочетанием роскоши и блеска, говорящим об отклонении последователей святого Франциска от основополагающего для их ордена обета бедности.
Джотто
Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» живописец Предвозрождения. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства. Художник создал яркую, узнаваемую манеру, определившую дальнейшее развитие западноевропейской живописи.
Вехи биографии художника
Сведения о годе и месте рождения великого живописца разнятся. Согласно одним источникам, Джотто появился на свет в 1267 году, согласно другим – в 1276-м.
Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме. Скорее всего, именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии. В этой картине впервые проявилась склонность Джотто к реализму: персонажи достоверно передают зрителю своё состояние – они живут, общаются, проявляют всю гамму эмоций.
Много работал Джотто и для неаполитанского короля, создавая для его личной часовни фрески, расписывая капеллы и храмы.
К концу жизни Джотто, благодаря своим обширным знаниям и великолепному мастерству в области живописи, был приглашён на должность главного архитектора Флоренции, в рамках которой должен был руководить масштабными городскими работами.
Основные произведения
Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Великий живописец оставил после себя внушительный ряд произведений – кресты, алтарые картины, полиптихи. Далеко не все произведения художника имеют подпись. Только столетия спустя исследователям удалось по уцелевшим историческим свидетельствам и сложнейшему стилистическому анализу атрибутировать произведения флорентийского мастера. Датировка многих полотен Джотто также неточна, имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ.
Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих».
Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев. Выполненное в духе реализма, тело Христа сначала было воспринято как недостойное Джотто, автора многочисленных фресок. Несмотря на то, что распятие не имеет подписи своего создателя, сомнений в том, что оно принадлежит руке Джотто ни у кого не возникает.
Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых. Картина дошла до наших времён в очень плохом состоянии, но даже по тому, что удаётся увидеть, можно судить о серьёзности и многозначительности, которыми художник наделил своих персонажей. Удивительное величие святых, неизменно повторяющееся на всех пяти частях полиптиха, привело искусствоведов к заключению о том, что это произведение является одним из лучших творений Джотто.
К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Именно в этот период им были созданы знаменитые фрески часовни Скровеньи, которые справедливо считают квинтэссенцией духа творчества художника. Тогда же были написаны и лучшие живописные произведения Джотто, в которых в полной мере нашло отражение стремление мастера к реалистической передаче визуального ряда.
Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти». Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века. Появись картина чуть ранее, и она бы ничем не отличалась от тех, которые были так характерны для дученто, где образы были невероятно возвышенны, лишены чего бы то ни было земного. «Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. Однако подобное приземление, так нехарактерное для искусства XIII века, совсем не означает у Джотто обеднения, простоты. Облачение Мадонны Джотто все также дорого, её трон великолепен, но при этом правдив и убедителен, а ангелы обнаруживают сходство с придворными кавалерами.
Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Дошедшее до наших дней в хорошем состоянии полотно представлено большим двухсторонним триптихом.
Искусствоведы убеждены, что работая над полотном, Джотто отошёл от своих принципов, следуя вкусам заказчика. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи. Изображённый в центре полотна Спаситель похож на византийского идола, его окружают ангелы, изображённые в стиле живописи XIII века, на переднем плане – сам заказчик полотна. Мадонна с младенцем в окружении ангелов даёт стойкие ассоциации с панелью святых, всем отлично знакомым по знаменитой византийской храмовой живописи.
Тыльная сторона триптиха также весьма необычна. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов, и Святого Петра на троне и Христа. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Живописец ввёл в свою картину и вполне реальных людей – канонизированного в начале XIV века папу Целестин V и, как ни странно, вновь заказчика полотна.
По стойкому убеждению искусствоведов, это произведение Джото сильно выбивается из общего ряда его полотен, как по качественному исполнению, так и по замыслу. Все в нём необычно, современно, и, в то же время, архаично. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.
Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Любопытно, что позднейшие исследования картины, позволившие использовать спектральный анализ, подтвердили, что первоначально все сцены были написаны на единой доске, которая, возможно, представляла собой самостоятельный алтарный образ. Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя. Тщательное изучение стилистики дало возможность предположить, что над полотном вместе с Джотто работали несколько его ассистентов. Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.
Ближе к концу жизни Джотто был вынужден совмещать должность главного архитектора Флоренции с выполнением важных и дорогостоящих заказов, которые поступали к нему из различных городов Италии. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».
Болонья этого времени была крупным научным и торговым городом, находилась под сильным влиянием Франции. Возможно, именно этим объясняется наличие ярких готических тенденций в творчестве Джотто, нашедших своё отражение и «Болонском полиптихе». Архитектура трона, на котором восседает Мадонна с младенцем, имеет явственный отпечаток готики. Богатство её украшений и наряда, драгоценные камни, яркие, блестящие краски вносят общее великолепие в картину. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр. Полиптих имеет подпись своего создателя.
Признание и влияние на развитие европейского искусства
С момента выхода знаменитых «Жизнеописаний» Вазари художника неизменно воспринимают как крупнейшего мастера искусства Нового времени. К XIX веку работы Джотто окружаются особым почитанием, его авторитет непререкаем.
Восприятие мира Джотто, основанное на гуманистических началах, в итоге заложило фундамент школы живописи Флоренции периода Раннего Возрождения. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, восхищённых и вдохновлённых его мастерством. Коллеги признали и оценили передовые идеи Джотто, что в последующие столетия только усилило интерес к его творчеству.
Влияние Джотто на современную ему живопись Италии было колоссальным. Творчество мастера отразилось в работах художников по всей стране.
Все художественные направления XIV века (кроме, пожалуй, венецианской школы, подавленной влиянием искусства Византии) восприняли и воплотили в жизнь наработки Джотто.
Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника итальянская живопись буквально за несколько лет радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого. Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники познакомились с понятием объёма и перспективы, пространства, в которое могут быть помещены предметы, тонким подчёркиванием индивидуальных черт реальность. Все это Джотто подарил европейскому искусству, к которому постепенно все пристальнее стали присматриваться художники всего мира.
Джотто стал первым западноевропейским живописцем, которому удалось порвать с устоявшимися канонами искусства Средневековья, ввести, наконец, в живопись элементы реализма. Джотто удалось нарушить восприятие искусства как помощника-комментатора Священного Писания. Благодаря новаторским идеям и мастерству художника, живопись приобрела самостоятельное значение. Даже на картинах с библейским сюжетом мы видим не безэмоциональные лица, а живые характеры, индивидуальности. Современникам живопись Джотто вполне может показаться простой и примитивной, но для тех времён он был революционером, сумевшим придать плоскости объём, пространство, перспективу. Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, где качества предметов приобрели невероятное значение.
Текст: Ирина Шейхетова
КОММЕНТАРИИ: 7 Ответы
ДЖОТТО
От ученичества у Чимабуэ
До силы перспективы путь каков?
Он сложен, ибо истины взыскуя,
Не просто дать завет для мастеров.
Путь обретенья перспективы Джотто
Проходит. По молитве и труду
Ему открыта новая свобода –
Писать иначе – волей небосвода.
Другим даря открытия руду.
ЧИМАБУЭ ВИДИТ ДЖОТТО
Чимабуэ видит пастушка –
Тот рисует угольком на камне.
Мастер смотрит, как рисунок славно
Выкруглен, и сколь тверда рука.
Пастушок даст перспективу всем
Живописцам откровеньем силы
Нашего пространства, где совсем
Мастера не знали перспективы.
Обновление альбома - сегодня
Комментирование недоступно Почему?