Пьетро Перуджино Perugino, Pietro (1445-1523)
1445,1523Подтверждений точной даты рождения Пьетро сына Кристофоро Ваннуччи в церковных записях папского государства не сохранилось. Небольшой городок Читта дела Пьеве, сохранившийся до наших дней, подарил миру величайшего живописца эпохи Ренессанса приблизительно в 1445 году. В землях Умбрии под присмотром законопослушных родителей пронеслось детство будущего художника.
Картины Пьетро Перуджино в других альбомах
Биография Пьетро Перуджино
Подтверждений точной даты рождения Пьетро сына Кристофоро Ваннуччи в церковных записях папского государства не сохранилось. Небольшой городок Читта дела Пьеве, сохранившийся до наших дней, подарил миру величайшего живописца эпохи Ренессанса приблизительно в 1445 году. В землях Умбрии под присмотром законопослушных родителей пронеслось детство будущего художника. Здесь же отслеживаются его первые шаги — робкая поступь на творческом поприще. Положение отца в местном совете, богобоязненность матери Лучии Бетти и устои многодетной семьи сыграли роль в мировоззренческом становлении мастера. Приверженность исторической родине прочно закрепит за мастером прозвище Перуджино. С этим именем знаменитый Пьетро займёт достойное место в плеяде итальянских виртуозов кисти.
На пути к признанию
Азы работы с полотном и красками талантливому подростку преподал Франческо ди Бонифации. Для развития своих художественных наклонностей юноша вынужден покинуть родной Перуджи и отправиться в область Тоскана. Провинциальный город Ареццо знакомит его с адептом флорентийской школы Пьеро ди Бенедетто деи Франчески. Близкое общение со столпом эстетики кватроченто и детальное изучение его работ предопределили дальнейшую судьбу художника. Следованием совету Пьетро делла Франческа объясняют биографы переезд молодого человека во Флоренцию. Кропотливое познание тонкостей живописи, формирование персонального стиля продолжилось в мастерской искусств Андреа дель Вероккьо.
Пьетро Перуджино быстро впитал тенденции реализма, пролонгируемые флорентийскими учителями. При этом он успешно овладел приёмами, придающими работам изысканность и аристократическую утончённость. Восприимчивость при обучении позволит живописцу в дальнейшем без особых усилий прибегать в творчестве к напыщенному декорированию форм. В совокупности с точной прорисовкой анатомических деталей персонажей и тщательным подходом к моделированию сюжета обозначился авторский подход и преемственность стиля. Примечательно, что параллельно в эти же годы мастерскую скульптора, живописца и ювелира Вероккио посещали прославленные в будущем современники Пьетро де Ваннуччи — Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, унаследовавший своё прозвище от старшего брата Джованни.
Творческий путь художника
Дарованию Перуджино уготовлено было обрести признание в молодые годы. Сначала он заслуженно пользуется популярностью среди коллег по цеху во Флоренции, а затем слава о нём постепенно простирается на весь Апеннинский полуостров и выходит за пределы Италии. Роспись отстроенной Сикстинской капеллы при покоях понтифика в Ватикане стала своеобразным экзаменом художника на зрелость. К работе мастер приступил по личному приглашению папы Сикста IV совместно с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Пьеро ди Козимо и Боттичелли. После завершения фрески «Христос, вручающий ключи святому Петру» в 1482 за мастером окончательно укрепляется звание величайшего художника современности.
К концу XV века авторитет мастера в аристократических и культурных кругах неоспорим. Апогей творческой карьеры Перуджино характеризуется обилием заказов и плодотворной работой. Это побуждает художника к открытию ряда мастерских и набору целой армии последователей-помощников. Важная веха успешного периода – художественное оформление вилы негласного правителя Флоренции Лоренцо Медичи в Кареджи. Живописец по-прежнему востребован епископом Рима. Регулярность заказов от папы обуславливает частые визиты художника в Ватикан.
Рубиконом на творческом пути мастера выступили масштабные росписи Колледжо дель Камбио. Погоня за материальными благами и перевод искусства на мануфактурные рельсы постепенно привели к затуханию славы мастера. На пьедестал восходил новый кумир – Микеланджело Буонарроти. Он составлял поначалу конкуренцию Перуджино, а впоследствии полностью затмил его в Гильдии Святого Луки. Живописец, утратив свои позиции во Флоренции, вынужден был вначале XVI возвратиться на малую родину. Этот период ознаменовался появлением талантливого ученика – Рафаэля Санти. Знаменитость Пьетро Перуджино обрела вторую грань. Художника почитают за его произведения и как наставника великого Рафаэля.
Личная жизнь
Лишь после сорока лет Пьетро связывает себя узами Гименея. Венчание состоялось в 1493 году. Супругой творца стала двадцатилетняя дочь известного архитектора Франчелли. Красавица Кьяра родила в браке семь мальчиков. Отношения между супругами по ремаркам жизнеописаний Вазари были трепетными и нежными.
Умер Пьетро Перуджино в конце февраля 1523 года в селенье Фонтиньяно. Художник рисовал малый алтарный образ для местного монастыря и заразился от прихожан смертельной чумой, эпидемия которой свирепствовала тогда в окрестностях Перуджи.
Валерий Демченко
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Комментирование недоступно Почему?