Фра Анджелико – Страшный суд, фрагмент - Ад
Где находится оригинал: Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция (Museo Nazionale di San Marco, Firenze).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
В верхней части картины мы видим фигуры, облачённые в светлые одежды, стоящие на фоне ночного неба, усыпанного звёздами. Их позы выражают торжественность и власть, контрастирующую с происходящим ниже. Они словно наблюдают за разворачивающимся кошмаром, возможно, выступая в роли судей или посредников между небесами и адом.
Основная часть полотна занята изображением мучимых душ. Они теснятся друг к другу, выражая отчаяние и ужас на своих лицах. Многие из них находятся в пламени, другие – в окружении демонических существ, которые подвергают их различным пыткам. Художник использует множество деталей для передачи жестокости сцены: искажённые выражения лиц, неестественные позы тел, символические атрибуты мучений.
В нижней части картины преобладают тёмные тона и гротескные образы демонов. Они изображены с множеством рогов, когтей и других устрашающих черт. Один из них, расположенный в самом низу, кажется центром всей этой адской машины, его поза выражает злорадство и торжество.
Композиция картины построена на вертикальном разделении: верхняя часть символизирует небесный порядок и справедливость, а нижняя – хаос и грех. Использование контрастных цветов (светлые тона в верхней части и тёмные – в нижней) усиливает это противопоставление.
Подтекст картины заключается в предостережении от греховной жизни и напоминании о неизбежности возмездия. Художник стремится вызвать у зрителя чувство страха и раскаяния, чтобы побудить его к покаянию и праведной жизни. Сложная структура ада, с его многочисленными уровнями мучений, может символизировать многогранность грехов и их последствия. Изображение светлых фигур наверху, возможно, намекает на надежду на спасение для тех, кто избежал участи обречённых.