Изразцы. Немного истории читать ~4 мин.
Изразцы – очень распространенный в дореволюционной России элемент декора. Традиция изготовления изразцов не забыта и по сей день – они украшают наши дома, являясь необычным элементом. Они создают особую атмосферу в доме и вызывают ассоциации с бытом русского человека в старинные времена, о котором нам известно по книгам и иллюстрациям того времени.
Но не стоит забывать, что изразцы использовались не только для художественной облицовки печей и каминов, но и вполне успешно применялись для украшения, как внутренних, так и наружных стен. Самые первые узорчатые керамические пластинки появились в Древнем Междуречье ( долина реки Евфрат). Они значительно отличались от современных представителей, так как у «прадедушек» имелся целый ряд отличий.
В Магрибе (Алжир и Тунис) – особой популярностью пользовалась мозаичная плитка, которой украшали мечети и дворцы. Большинство ученых едины во мнении, что именно от мавританской культуры, данный способ облицовки стен был благополучно перенят жителями Пиренейского полуострова. В современной Португалии сохранились облицованные плиткой фасады церквей XV-XII веков, внешний вид которых напоминает большие картины в бело-синей гамме.
Старушка Европа имела честь познакомиться с изразцами ещё в с VIII столетии. Так украшали исключительно дворцы и храмы, а сами изразцы считались предметом особой роскоши. В XVIII веке их стали применять и в отделке внутренних помещений и очагов.
В России, появление первых расписных печей датируется началом XVI века. Особенность русских изразцов – красный (терракотовый) цвет, так как полив у нас тогда ещё не был известен. Правда, стоит заметить, что после установки – изразцы хоть и не всегда, но белились. Основной рельефный узор того времени – это мифологические животные (например – птица Сирин), сюжеты из сказаний и былин, различные батальные картины, а особой популярностью пользовались – геометрические орнаменты, либо красочные растительные. Некоторые экземпляры уже в то время покрывались прозрачной глазурью без ангоба и они приобретали коричневый оттенок.
В XVII веке в России уже по настоящему начинается расцвет изразцового искусства. К тому времени в распоряжении мастеров уже были глазурь и эмали, набирали популярность поливные муравленые и ценинные экземпляры. Именно в те времена, из печного украшения, они плавно перешли в разряд отделочных материалов для стен зданий. Узоры стали немного разнообразнее: появились изображения фруктов и деревьев со сложными переплетениями.
Принято считать, что первые изготовители ценины (цветная керамика с применением эмали) были белорусские мастера, жившие на Гончарной слободе в столице. Именно они научили русских ремесленников этому искусству. С течением времени, ценные изразцы уже стали изготавливаться и в других городах (Тотьме, Великом Устюге и др.). И в наше время можно увидеть очень много украшенных таким способом церквей, в частности – в Ярославле.
Не можем воздержаться от того, чтобы порекомендовать электромагнитный преобразователь накипи «АкваЩит», в котором сплетение современных технологий и лучших материалов легко справляется с задачей смягчения воды и удаления накипи.
В XVIII веке начинается массовое производство декора, который, на манер голландских мастеров, имеет бело-синюю или зелено-коричневую окраску. Начало такому производству положил Петр I, издав соответствующий указ. Появляются узоры и орнаменты с растительными мотивами и причудливыми изображениями «всяких фигур» - как людей, так и «звериного и птичьего видов». До 1725 года были распространены переходные изразцы, которые считались рельефно-расписными.
Начиная с 1890 года, ручное изготовление переходит в машинное производство. В это же время открылась знаменитая мастерская в Абрамцево, где работали такие известные художники, как Васнецовы, Серов, Головин. Помимо живописи, мастера с удовольствием занимались изготовлением изразцов, которые по стилю и исполнению напоминали древнерусские орнаменты.
Практически все образцы древнерусского декора имеют румпу (специальный выступ в форме открытой коробки, который находится сзади лицевой пластины), где предусмотрены отверстия для крепления при помощи проволоки к печным гвоздям, находящимся в кладке.
Сегодня, изразцы, в большинстве случаев, изготавливают из терракотовой, фаянсовой или шамотной глины. Можно встретить эксклюзивные образцы из высококачественного фарфора, которые считаются достаточно дорогим материалом для отделки, но зато – необыкновенно эффектным. Процесс производства таких изразцов очень сложный, требующий иной раз четырехразовый обжиг. Но как восхитительно смотрятся печи и камины с таким декором – всегда актуальная и роскошная классика.
Комментирование недоступно Почему?