Каналетто (Джованни Антонио Каналь) Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (1697-1768)
1697,1768Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…
Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.
Великий Каналетто
Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…
Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.
Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.
Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.
Семья Канале
Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.
Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.
«А все-таки он талантлив!»
Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.
Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.
Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.
Джозеф Смит в судьбе Джованни
Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.
Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры. В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим. Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.
К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.
Лондонский период
В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу. Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой. Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.
Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.
Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.
Возвращение на родину
В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.
В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года. Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.
Последняя работа
В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».
В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».
Наследство
Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.
При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.
Последователи манеры кисти Каналетто
Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.
Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…
КОММЕНТАРИИ: 8 Ответы
Комментирование недоступно Почему?