Шарль-Жозеф Натуар Natoire, Charles-Joseph (1700-1777)
1700,1777Шарль-Жозеф Натуар – известный живописец, педагог в области рисования, декоратор в эпоху правления короля Людовика XV. Шарль-Жозеф Натуар – представитель пышного и знаменитого стиля рококо. Родившись в 1770 году в семье скульптора и архитектора, с самого детства впитал понятие прекрасного и перенял многие знания от отца.
Картины Шарля-Жозефа Натуара в других альбомах
Биография
Шарль-Жозеф Натуар – известный живописец, педагог в области рисования, декоратор в эпоху правления короля Людовика XV. Шарль-Жозеф Натуар – представитель пышного и знаменитого стиля рококо. Родившись в 1770 году в семье скульптора и архитектора, с самого детства впитал понятие прекрасного и перенял многие знания от отца. В семье Ф. Натуара и Е. Морик родились ещё девять детей. Одна из сестёр Шарля-Жозефа Натуара стала в последствие знаменитой пастелисткой. Дети с раннего возраста видели вокруг себя работы отца и учились основам ремесла из первых рук.
В семнадцатилетнем возрасте Шарль-Жозеф Натуар переехал в Париж из родного городка Нима. В Париже молодой художник поступил на учёбу в художественную студию мастера живописи Л. Галлоша. В учениках у мастера Галлоша Шарль-Жозеф Натуар заинтересовался техникой и принципами написания пейзажей. Позже художник значительно отточил свой талант в пейзажном искусстве, обучаясь у Франсуа Лемуана. 1921 год ознаменовался для Шарля-Жозефа Натуара получением престижнейшей в те времена Римской премии за его произведение «Жертвоприношение Маноя» и двумя годами позже уехал стажироваться в Рим, где тогда функционировала известная школа живописи – Французская Академия. Там, в Риме Шарль-Жозеф Натуар занимался изучением и копированием полотен величайших художников эпохи Возрождения. Он так преуспел в этом занятии, что в 1725 году получил ещё одну престижную и значимую премию в мире искусства – первую премию от Римской Академии имени св. Луки. Этой премией была отмечена работа художника «Моисей показывает народу Скрижали Закона».
В 1730 году Натуар возвращается домой в родную Францию. Здесь он моментально становится популярным и знаменитым благодаря крупным и объёмным заказам, за которые берётся. Первый такой заказ – это композиция из 25 полотен сразу, которые мастер создавал с период с 1731 г. по 1740 г. Заказчиком этого ансамбля стал граф Ф. Орри, который, являясь увлечённым коллекционером предметов искусства, собрал у себя большую экспозицию известных и знаменитых работ. Эти работы были выполнены в классическом понимании стиля рококо – всё, от палитры цветов до передачи движений световых бликов, отвечало принципам и канонам стиля. Сегодня 15 из полотен этого великого ансамбля выставлены в музее искусства в городе Труа на севере Франции, а остальной объём картин хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург) или раскидан по частным коллекциям.
1734 год стал для художника знаковым, в это время он удостоился заказа от королевского двора, которому предназначалось украсить комнаты самой королевы в роскошном Версале. В том же году Шарль-Жозеф Натуар стал полноправным членом французской Королевской Академии искусств, его вступительной работой стала картина «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея». Всего лишь годом позже он занял место ассистента профессора в Академии, а ещё через пару лет занял кресло самого профессора. Карьера Шарля-Жозефа Натуара развивалась стремительно, и уже в 1751 году он получил почётную и высокую должность директора художественной Французской Академии в Риме. Мастер с успехом мог занять и вакантное место королевского живописца – это место пустовало после гибели тогдашнего первого живописца королевского двора Куапеля, но обстоятельства на этот раз сложились не в его пользу, и должность была занята конкурентом мастера Натуара – К. Ванлоо.
Шарль-Жозеф Натуар продолжает писать по заказам высших лиц государства, его заказчиками становятся графы и представители королевского двора. Так были созданы ансамбли полотен «История Клеопатры и Марка Антония» для графа Орри, «Отдых Дианы» для Версальских апартаментов, «Святой Этьен перед докторами» для церкви в Италии Сен-Жермен де Пре и многие другие полотна, которые сегодня хранятся в разных музеях Франции, других стран, а о судьбе многих таких картин и вовсе ничего неизвестно. Написав картину по случаю рождения наследницы дофина Франции Марии Зефирины в 1750 году, мастер получил за свой последний заказ от двора короля крупную сумму денег и отправился снова в Италию.
Второй период римской живописи Шарля-Жозефа Натуара знаменуется созданием эскиза для церковного плафона в Сан-Луидже деи Франчези. Всего же на счету художника более 2000 полотен, рисунков и изображений. Эти работы были популярны среди коллекционеров ещё при жизни мастера, оценивались высоко и ценились знатоками до самой его смерти в 1777 году. Работы Натуара отличаются особенным стилем и чувственностью – прожив более 30 лет в Италии, он впитал в себя все присущие итальянской школы живописи концепции и настроения. Особенно интересны его пейзажные работы введением в их сюжет мифологических отголосков, зарисовок из пасторальной жизни людей. Эти влияния затронули и учеников Шарля-Жозефа Натуара, среди которых числились Ю. Роберт, Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. Грёз и Ж. Б. Перронно.
Комментирование недоступно Почему?