Василий Иванович Суриков – Меншиков в Березове
1883. 170×206
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
картина норм
Как часто порой бывает, изменчива судьба. Сначала даёт какое-то уверенное ощущение всесилия, а потом опускает резко вниз – в нищету, в опалу. Именно это изобразил на своём полотне великий русский художник Суриков Василий Иванович. Он изобразил семейство Меншиковых в ссылке. Да, да, того самого Меншикова, который был всесильным министром при Петре Первом, но просто после его смерти чересчур активно стал продвигать своё семейство в царские хоромы. За это он и поплатился. Всё припомнили ему те, кого он при императоре-реформаторе успел обидеть. Все свои обиды высказали и выслали от греха подальше. Правда, вскоре его всё-таки вернут в столицу, но он уже и будет в не доживать свой век, не имея прежнего величия. А ведь как всё было хорошо! Как всё было славно при Петре Первом! Он был вторым лицом государства, он был даже богаче императора, за что не раз им же был бит. Воровал, давал взятки и сам брал, покупал земли и строил великолепные дворцы.
И вдруг всё это почти в одночасье рухнуло, пропало, уплыло. Все его старания сохраниться во власти – выдать старшую дочь за преемника престола – с треском провалились. Никто из вельмож не хотел быть под властью пусть и дворянина, пусть и сподвижника Петра, но всё же не родовитого происхождения, он их крестьян.
Суриков изобразил именно тот момент, когда он думал о своём прошлом в окружении своих дочерей и находясь отнюдь не во дворце, а в маленькой избе с одним оконцем, которое особо то и не освещало помещение. Все четыре фигуры погружены в воспоминания былого. Ведь никто из них не ожидал, что всё вот так обернётся. Хотя нет, Меншиков предчувствовал, он понимал, что за всё придётся расплачиваться. Но просто не знал, что уйдёт в ссылку и про него забудут. Суриков изобразил его скудный быт, и Меншиков в его интерпретации отнюдь не блистательный щёголь-вельможа, а уже старик, который похоронил свою жену и остался один с дочерьми. Он в картине понимает, что ничего уже лучшего не будет, а понимают ли дочери? А вот посмотрите внимательно. Одна что сидит в его ногах – задумчива, как и отец. Другая дочь, скорее всего со злостью вспоминает прошлое и со многим не смирилась. А вот третья дочь, что у окна – она смирилась и просто читает книгу, понимая видимо, что прошлого не вернуть и надо жить настоящим, тем, что есть на данный момент.
Разное понимание жизни… Именно это удалось передать художнику. Удалось показать контраст между яркой жизнью и полным ничтожеством, но при этом Меншиков не сломлен. Он скорее обижен. Но вот на кого? Скорее всего, на себя.
Радиопередача об этой картине (слушать с 10-й минуты):
https://radonezh.ru/radio/2018/06/21/20-10
Комментирование недоступно Почему?