Конструктивный рисунок черепа головы человека:
Конструктивное построение черепа человека читать ~15 мин.
Конструктивное построение черепа человека
Посмотрите на этот сложный пластический узел (череп). «Сложный» — потому, что вы его так воспринимаете. Вспомните свои рисунки натюрмортов из геометрических тел. Вы учились рисовать примитивы, из которых состоит все, что окружает вас. Рисуя натюрморты из предметов быта, вы складывали из примитивов кувшины, драпировки, фрукты. Отбросьте на время все «лишнее» и посмотрите, на какие геометрические тела похожи части черепа. Видите, вы как будто заблудились в траве у трех сосен, которых действительно три.
Рассматривая кратко анатомическое строение черепа человека, мы говорили, что череп человека состоит из двух частей, мозговой и лицевой. Но это с точки зрения анатомии, а с точки зрения пластической анатомии, художникам череп человека лучше рассматривать как форму, состоящую из трех частей: мозговой, лицевой (которая включает лицевые, носовые, челюстные кости) и скуловой.
Разберем это на три составляющие одного целого и посмотрим, как они взаимосвязаны между собой. Мозговая часть — это трехмерная коробка. Лицевая часть — это усеченная пирамида. Скулы (парные) — это дуги, связывающие два первых объема между собой.
Выполните предварительно (до начала основного рисунка) несколько конструктивных зарисовок (анализов) черепа в разных поворотах. Это поможет вам определить цель и задачи рисунка.
Мозговая часть — это трехмерная форма, представляющая собой один из трех основных элементов черепа головы человека. Трехмерная форма мозговой части черепа головы человека имеет поверхности (такие как передняя, две боковые, задняя, верхняя и нижняя), которые расположены в пространстве и подчиняются ему.
Сравним самое простое понимание объема мозговой части черепа с объемом куба: они похожи и одинаково подчиняются пространству. На основе этого понимания выполним конструктивный рисунок и получим ясную пластическую конструкцию. Любая грань пластической конструкции соответствует границе, на которой форма меняет свое положение в пространстве и, конечно, по отношению к источнику света. Понимая конструкцию, можно легко нарисовать эту часть черепа в любом повороте и ракурсе с применением освещения, что позволит более эффектно передать объем формы.
Лицевая часть — это тоже трехмерный объем в пространстве. Выполним конструктивный рисунок этой части и убедимся в подобном утверждении.
Далее подставим лицевую часть под нижнюю часть черепной коробки — получим почти завершенную форму черепа, правда, без двух существенных частей. Ими являются две скуловые части.
Скуловые части — это парные части черепа головы человека. Они располагаются симметрично, с двух сторон от срединной осевой линии черепа, и являются, образно говоря, скобами, скрепляющими две конструктивных части черепа. К черепной коробке скобы крепятся у лобной и у височной кости, а третьим местом крепления являются боковые поверхности лицевой части черепа.
Возвратимся к основному рисунку: композиция определена. Найдите пропорциональные отношения между высотой и шириной всей массы черепа. Проведите вертикальную осевую линию, указывающую на середину формы и ее симметричность. На вертикальной осевой линии найдите пропорциональный отрезок, соответствующий нижней части лобной кости, и проведите горизонтальную осевую линию.
Обратите внимание на положение последней в пространстве: она идет по передней поверхности лобной кости и при повороте черепа к нам в три четверти (да и при любом повороте) направлена к линии горизонта. На линии горизонта она образует точку схода для всех горизонтальных линий, идущих с ней параллельно и расположенных на передних поверхностях формы черепа. Таким образом, мы применили метод линейной перспективы в рисунке черепа головы человека.
Далее найдите высоту передней лобной поверхности, проведите линию, направленную к точке схода на горизонте, и определите ширину лба, проведя две параллельные срединной осевой линии прямые. Вы нарисовали площадку, которая находится в пространстве и соответствует передней мозговой поверхности черепа.
Теперь, методом конструктивного построения, прозрачно и линейно, применяя методы линейной и воздушной перспективы, соблюдая пропорции и, конечно, подглядывая в зарисовки, достройте к передней поверхности верхнюю, нижнюю и боковые площадки. Таким образом вы приведете форму части черепа к законченному трехмерному объему.
Самое трудное — это найти границы поверхностей черепа, так как они не совпадают со швами костей и височной линией. Граница — это переход поверхности формы из одного положения в пространстве в другое положение. Как правило, границы поверхностей форм совпадают с границами света и тени. Рассмотрите форму черепа, используя разные источники освещения, и вы увидите эти границы.
Конструктивный рисунок - это творческий рисунок, результатом которого является осмысление и покорение трехмерного пространства прежде всего в себе, а не просто наработка конструктивных схем. Существуют, конечно, и схемы; они несут в себе функцию толчка к пониманию сложного формообразования через простые формы, но лучшей «схемой» будет ваша собственная.
Следующим этапом является рисунок лицевой части черепа. Найдите пропорциональный отрезок на вертикальной осевой линии, равный высоте лицевой части черепа, и постройте переднюю поверхность лицевой части черепа. Она вверху имеет ширину, равную ширине переносицы. А расширяясь к низу, достигает величины, равной ширине поверхности нижнечелюстной кости.
Нарисуйте нижнюю поверхность нижнечелюстной кости. Затем нарисуйте заднюю поверхность нижнечелюстной кости, поднимающуюся до основания мозговой части черепа. Создайте верхнюю поверхность, соединяющую переднюю и заднюю поверхности лицевой части черепа - и две боковые поверхности лицевой части образовались сами собой.
Мы получили форму в пространстве, чем-то напоминающую утюг; от верха передней поверхности лицевой части выдвинули вперед площадку носовой ости; нарисовали носовое отверстие, нижняя часть которого опирается на переднюю поверхность лицевой части и равна ее ширине.
Далее приступаем к конструктивному рисунку скуловых частей черепа. Как описано выше, скуловые части представляют собой подобие скоб, скрепляющих две части формы черепа, мозговую и лицевую. Двигаясь в пространстве от нижнего угла лобной кости к боковой поверхности лицевой части черепа, скуловая часть формирует глазную впадину, «емкость для глаза»; двигаясь от височной кости к лицевой части черепа, образует скуловую дугу.
Скуловая дуга играет очень важную пластическую роль в формировании лицевой части головы человека, это самая широкая часть лица. Проведите горизонтальную осевую линию, соответствующую этой части лица, в пространстве. Эта осевая линия является второй (из тех, что мы наносим на лист в начале построения рисунка головы) после вертикальной осевой линии.
Постройте передние скуловые площадки, почувствуйте границу поворота форм. В месте пересечения горизонтальной осевой линии с границами поворота форм находятся опорные точки скуловой части. В пространстве, рисуя голову человека, мы будем определять в дальнейшем количество этих точек и - по ним - положение лицевой части. Интересным представляется также и ход боковой площадки скуловой части к лобной кости.
Ни в коем случае не срисовывайте глазницы черепа! Это не форма, а пространство, организованное тремя составляющими объем черепа. Верхнюю часть пространства глазницы образует черепная коробка и скуловая кость, внутреннюю боковую поверхность образует лицевая часть, внешнюю и нижнюю поверхности образует опять скуловая кость.
Вы выполнили основное конструктивное построение формы черепа в пространстве, заложили пластическую основу. Далее можно приступать к более детальной проработке частей черепа, но всегда надо помнить, что за деталью стоит, прежде всего, объем. Этот объем является составляющей частью большого объема. Таким образом, мы рисуем от общего к частному.
Описать весь процесс конструктивного рисунка черепа головы человека невозможно, потому что из методических рекомендаций это выльется в методические инструкции. Также нельзя запомнить у черепа все до мельчайших деталей, да это и не нужно. Любая форма имеет свои индивидуальные особенности; череп является скрытой костной основой головы человека. Помнить и представлять надо главное: в вашем понимании должен сложиться такой образ формы черепа головы человека, который вы легко охватывали бы сознанием.
После небольшой детальной проработки вы сложите этот образ на листе. Не обязательно пересчитывать у черепа все зубы, это не повлияет на пластическое решение объема лицевой части в целом. Достаточно провести границу, отделяющую верхнечелюстные кости от нижнечелюстной.
Далее Воздушная перспектива. Освещение. Частичное введение тона.
- Подлинники картин мастера батальной живописи Верещагина в музее Череповца
- На сцене камерного театра Череповца премьера спектакля «Дядюшкин сон»
- Как создать красивый внешний вид кровли
- В спектакле «Контрабас» единственную роль играет Константин Хабенский
- В Et Cetera состоялся предпремьерный показ спектакля Г. Черепанова «Птицы»
- «Плоды пьяного дерева» Ингрид Рохас Контрерас, краткое содержание