«Три мушкетёра», краткое содержание читать ~18 мин.
«Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) — роман Александра Дюма (Alexandre Dumas), который следует ценить прежде всего за увлекательный сюжет. Приёмы, которые автор с таким успехом использовал в 1844 году, и его мастерское владение формой романа-фельетона работают и сегодня.
Это история молодого гасконского дворянина д’Артаньяна, который отправляется в Париж, чтобы стать мушкетёром. Он заводит дружбу с тремя прославленными мушкетёрами короля — Атосом, Портосом и Арамисом. Вместе они участвуют в многочисленных приключениях и в конце концов предотвращают заговор против королевы Франции.
Дюма предлагает читателю полноценный роман, заключённый в исторические рамки. Повествование начинается с лёгкостью и уверенностью, а заканчивается с нотами угрюмости и сомнения. Финал, кажется, ставит под вопрос многие ценности, которыми дорожил автор. Д’Артаньян становится лейтенантом мушкетёров, но его повышение происходит благодаря кардиналу — тому самому, против которого он и его друзья так доблестно сражались.

В эпилоге д’Артаньян мирится и даже сближается с графом де Рошфором, главным агентом кардинала. Возникает вопрос: стоила ли борьба того? Или все усилия мушкетёров были напрасны? Возможность тщетности усилий и возвращение к обыденности после великих свершений характеризуют форму романа в той же степени, что и его светлые, героические стороны.
Если учесть исторический контекст, в котором жил Дюма, то меланхолия романа становится ещё более выраженной. Автор будто создаёт прекрасное романтическое приключение, дающее людям шанс убежать от повседневных забот, а затем сам же его и отвергает. Он не может довести до конца «ложь» романтизма. Даже если такой поворот к двусмысленности характерен для романного жанра, концовку трудно не истолковать как отказ Дюма от чисто романтических ценностей.
У «Трёх мушкетёров» есть два продолжения, которые Дюма написал, чтобы развить успех романа. Это «Двадцать лет спустя», опубликованное в 1845 году, и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», выходившее частями в 1847–1850 годах. Последний роман повествует о возмужавшем д’Артаньяне, уже капитане мушкетёров. Несмотря на популярность продолжений, Дюма так и не смог полностью повторить феноменальный успех 1844 года.
«Три мушкетёра» — это ещё и великий исторический роман, а оригинальный подход Дюма к истории также способствует успеху книги. Хотя он не делает своих героев главными действующими лицами эпохальных событий, он не боится смело приписывать истории человеческие мотивы.
В версии Дюма, Франция и Англия едва не начинают войну лишь потому, что герцог Бекингем влюблён в Анну Австрийскую, а Джон Фелтон убивает герцога по личным причинам, внушённым ему Миледи. Увлекательность «Трёх мушкетёров» отчасти заключается в том, что, сосредотачиваясь на частной жизни героев, Дюма объясняет великие события более убедительно, чем любое сухое изложение государственных дел. У истории нет лица — у д’Артаньяна оно есть, и притом весьма симпатичное.
Формула Дюма прекрасно служит его истории. Его использование романтизма в историческом романе вознесло целый жанр на вершину читательского обожания и дало французскому народу историю, которая отвлекала его от насущных проблем. Популярная литература существует в двух измерениях: эстетическом и социальном, как искусство и как культурный артефакт.
Лучшие образцы популярной литературы, такие как произведения Александра Дюма, выходят за рамки второй категории и входят в наше сознание как самостоятельные произведения искусства. Чтобы насладиться «Тремя мушкетёрами», не обязательно знать о жизни Дюма, истории Франции или теории жанра. Великолепная занимательность романа говорит сама за себя — вот почему его изучение остаётся таким важным и интересным.
Сюжет
Действие романа начинается с того, что молодой гасконец д’Артаньян покидает свой дом, чтобы попытать счастья в Париже. Отец дарит ему старого коня и рекомендательное письмо к месье де Тревилю, капитану королевских мушкетёров. Он советует сыну руководствоваться храбростью и умом, не терпеть оскорблений ни от кого, кроме короля и кардинала. Мать даёт ему рецепт целебной мази, и с этим юноша отправляется в путь.
В городе Менг вспыльчивый д’Артаньян вступает в драку с незнакомцем, который высмеивает его коня. Слуги этого господина избивают гасконца. Придя в себя, он видит, как дворянин беседует с красивой женщиной, которую называет «Миледи». Уезжая, незнакомец похищает рекомендательное письмо к месье де Тревилю.
Расстроенный, но не сломленный, д’Артаньян добирается до Парижа и находит дом капитана мушкетёров. Здесь его поражает обилие гвардейцев, проводящих дни в беседах и насмешках над кардиналом. Д’Артаньяна принимают в покоях месье де Тревиля, который в этот момент отчитывает двух мушкетёров, Арамиса и Портоса, за недавнюю стычку с гвардейцами кардинала.
Вскоре появляется и третий их товарищ, Атос — красивый и благородный дворянин, который едва держится на ногах от раны. Увидев это, гнев де Тревиля сменяется отеческой заботой. Атос падает в обморок, и все бросаются ему на помощь.
После того как Атосу оказали помощь, д’Артаньян рассказывает де Тревилю о потере письма и описывает похитителя. Капитан подозревает, что д’Артаньян может быть шпионом кардинала, и проверяет его, восхваляя «красного герцога». Гасконец, не поняв уловки, охотно соглашается, чем удивляет де Тревиля. В этот момент д’Артаньян замечает на улице своего обидчика из Менга и выбегает, чтобы бросить ему вызов.
В спешке д’Артаньян налетает на раненого Атоса. Вспыхивает ссора, и они договариваются о дуэли на полдень. Продолжая погоню, он сталкивается с Портосом и неосторожно указывает на то, что его перевязь позолочена лишь с одной стороны. Оскорблённый Портос вызывает его на дуэль в час дня.
Потеряв незнакомца из виду, д’Артаньян видит Арамиса и, желая быть учтивым, поднимает с земли дамский платок, который тот пытался скрыть. Этим он выдаёт тайну Арамиса. Результат — ещё одна дуэль, назначенная на два часа.
Д’Артаньян ошеломлён собственной глупостью, но решает, что умереть от шпаги мушкетёра — достойный конец. Он отправляется на первую дуэль с Атосом. Вскоре прибывают Портос и Арамис, секунданты Атоса. Все трое смущены тем, что им предстоит драться с одним и тем же юношей.
Когда Атос и д’Артаньян готовятся скрестить шпаги, появляется отряд гвардейцев кардинала под командованием де Жюссака. Дуэли запрещены, и гвардейцы намерены арестовать мушкетёров. Помня о недавнем выговоре де Тревиля, трое друзей готовятся к бою. Д’Артаньян, не раздумывая, присоединяется к ним. Он побеждает де Жюссака и спасает раненого Атоса, становясь героем дня.
Король Людовик XIII, узнав об этом, желает видеть четырёх храбрецов. Он хвалит их, особенно д’Артаньяна, и дарит ему сорок пистолей. На эти деньги друзья устраивают ужин и нанимают д’Артаньяну слугу — пикардийца по имени Планше.
Далее следует описание быта трёх мушкетёров. Атос живёт в скромной, но со вкусом обставленной квартире со слугой Гримо, приученным к молчанию. Портос обитает в доме с великолепным фасадом, но никто никогда не был внутри. Арамис занимает элегантную квартирку со слугой Базеном, благочестивым человеком.
Однажды к д’Артаньяну обращается за помощью его квартирный хозяин, галантерейщик Бонасье. Его жену Констанцию, фрейлину королевы, похитили. Бонасье уверен, что это связано с политическими интригами. Похитителем оказывается тот самый «человек из Менга». Д’Артаньян с радостью соглашается помочь в обмен на прощение долга за жильё.
Д’Артаньян созывает друзей. Вмешательство в это дело рискованно: оно означает выступить на стороне королевы против всесильного кардинала. Однако мушкетёры решают помочь, ведь помешать кардиналу — их главная цель. В этот момент гвардейцы приходят арестовывать самого Бонасье, и д’Артаньян хладнокровно позволяет им это сделать, чтобы не подвергать риску общую миссию.
В квартире Бонасье устраивают «мышеловку». Д’Артаньян подслушивает допросы через пол. Когда возвращается сама мадам Бонасье, он врывается, отбивает её у стражников и прячет в доме Атоса. Она рассказывает, что сбежала от похитителей и теперь должна выполнить важное поручение королевы в Лувре. Д’Артаньян провожает её во дворец.
За это время д’Артаньян успевает влюбиться в Констанцию. Чтобы обеспечить себе алиби, он пробирается к де Тревилю и переводит его часы назад. Теперь капитан сможет подтвердить, что д’Артаньян был у него во время схватки со стражниками.
Бродя по улицам, д’Артаньян видит, как мадам Бонасье стучится в дверь дома Арамиса. Он следует за ней и выясняет, что она участвует в организации тайного свидания королевы Анны с герцогом Бекингемским. Гасконец помогает провести герцога в Лувр.
В Лувре проходит встреча королевы и Бекингема. Герцог признаётся в любви, но Анна, хотя и отвечает ему взаимностью, связана долгом. В знак своего расположения она дарит ему двенадцать алмазных подвесок, подарок короля.
Тем временем месье Бонасье доставляют в Бастилию. Его допрашивает сам кардинал Ришелье. Сломив волю галантерейщика, кардинал превращает его в своего шпиона, поручив следить за собственной женой.
На следующий день де Тревиль добивается у короля освобождения Атоса. Кардинал делает вид, что уступает, но тут же сообщает королю о визите Бекингема к королеве. Он искусно разжигает ревность Людовика XIII и советует устроить большой бал, на котором королева должна появиться в алмазных подвесках.
Кардинал уверен в успехе своей интриги, ведь его агент, Миледи, уже отправилась в Англию. Ей поручено похитить у Бекингема несколько подвесок. Королева в отчаянии. Мадам Бонасье предлагает свою помощь: она найдёт гонца, который доставит письмо герцогу с просьбой вернуть драгоценности.
Её муж, месье Бонасье, отказывается ехать. Тогда д’Артаньян, подслушавший их разговор, предлагает свои услуги. Признавшись Констанции в любви, он получает её согласие и письмо для герцога.
Д’Артаньян получает у де Тревиля отпуск для себя и трёх своих друзей. Все четверо отправляются в Англию. Путь оказывается полон опасностей: Портоса втягивают в дуэль и ранят, Арамис также получает ранение в засаде, а Атоса ложно обвиняют в преступлении. Вынужденный оставить друзей, д’Артаньян в одиночку продолжает путь и добирается до Бекингема.
Герцог обнаруживает, что двух подвесок не хватает — их срезала Миледи. Он приказывает закрыть все порты Англии, чтобы помешать ей доставить их кардиналу, что равносильно объявлению войны. Его личный ювелир срочно изготавливает недостающие подвески, и д’Артаньян мчится обратно в Париж.
Он прибывает накануне бала. На балу королева появляется с подвесками. Кардинал торжествующе вручает королю две подвески, якобы присланные ему из Лондона. В ответ королева с удивлением спрашивает, почему он дарит ей ещё две, ведь у неё уже есть все двенадцать. Интрига кардинала провалилась. В благодарность королева тайно дарит д’Артаньяну перстень.
Дома д’Артаньян находит записку с приглашением на свидание от мадам Бонасье. Однако в назначенном месте он её не находит. Местный крестьянин рассказывает, что её похитила группа мужчин, среди которых был человек, опознавший её. Д’Артаньян понимает, что это был её муж, месье Бонасье.
Де Тревиль советует д’Артаньяну покинуть Париж и проведать друзей. Гасконец отправляется в путь. Он находит раненого Портоса, который хвастается вымышленной победой и знатной любовницей, хотя на самом деле это жена скряги-прокурора. Затем он навещает Арамиса, который от отчаяния (считая, что его дама сердца его бросила) снова собрался в монастырь. Письмо от его таинственной возлюбленной, мадам де Шеврез, мгновенно возвращает ему вкус к жизни.
Наконец, д’Артаньян находит Атоса. Тот забаррикадировался в винном погребе трактира, хозяин которого участвовал в нападении на них, и методично опустошал его запасы. В состоянии опьянения Атос рассказывает д’Артаньяну историю своего «друга»-дворянина, который женился на прекрасной девушке, но однажды обнаружил на её плече клеймо лилии — знак преступницы. В порыве отчаяния «друг» повесил её.
Друзья возвращаются в Париж, где получают приказ готовиться к походу на Ла-Рошель. У них нет денег на экипировку. Портос получает средства от своей любовницы. Арамис продаёт теологические тезисы. Д’Артаньян и Атос закладывают перстень, подаренный королевой. В этот момент д’Артаньян снова сталкивается с таинственной красавицей, которую он видел с «человеком из Менга». Это Миледи.
Д’Артаньян становится одержим ею. Он вступается за неё в ссоре с её деверем, лордом де Винтером, и вызывает его на дуэль. Победив, но пощадив англичанина, он добивается знакомства с Миледи. Она очаровательна, но её служанка Китти, влюблённая в д’Артаньяна, открывает ему правду: Миледи ненавидит его и любит графа де Варда.
Желая отомстить, д’Артаньян под видом графа де Варда проникает к Миледи. После ночи любви он раскрывает свой обман. В ярости Миледи пытается его убить. Во время борьбы её ночная рубашка рвётся, и д’Артаньян видит на её плече клеймо лилии. В ужасе он убегает и рассказывает обо всём Атосу. Тот понимает, что Миледи — его бывшая жена, которую он считал мёртвой.
Кардинал вызывает д’Артаньяна на аудиенцию и предлагает ему звание лейтенанта в своей гвардии. Д’Артаньян отказывается. Кардинал предупреждает, что отныне не может гарантировать его безопасность. Вскоре на д’Артаньяна совершают несколько покушений, организованных Миледи.
Во время осады Ла-Рошели Атос, Портос и Арамис случайно подслушивают разговор кардинала с Миледи. Ришелье поручает ей отправиться в Англию и, если не удастся убедить Бекингема заключить мир, организовать его убийство. Взамен Миледи просит разрешения расправиться с д’Артаньяном и Констанцией Бонасье.
Атос наедине встречается с Миледи. Угрожая ей, он отбирает у неё охранную грамоту от кардинала, в которой сказано, что «всё, что сделал податель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства».
На следующий день четверо друзей завтракают в захваченном ими бастионе Сен-Жерве, чтобы спокойно обсудить план действий. Они решают предупредить лорда де Винтера об опасности и просят королеву через мадам де Шеврез сообщить, где находится Констанция Бонасье.
Лорд де Винтер арестовывает Миледи по прибытии в Англию и приставляет к ней стражника — пуританина Джона Фелтона. Миледи, притворившись невинной жертвой и единоверкой, соблазняет Фелтона. Она рассказывает ему вымышленную историю о том, как Бекингем опозорил её и заклеймил. Ослеплённый страстью, Фелтон помогает ей бежать и убивает герцога Бекингема.
Тем временем друзья узнают, что Констанция находится в монастыре в Бетюне. Миледи опережает их. Втёршись в доверие к Констанции, она отравляет её за несколько мгновений до прибытия д’Артаньяна. Констанция умирает на руках у возлюбленного.
Атос, Портос, Арамис, д’Артаньян и прибывший из Англии лорд де Винтер решают свершить правосудие. Они выслеживают Миледи. К ним присоединяется таинственный человек в красном плаще — палач из Лилля. Он рассказывает, что Миледи в прошлом была монахиней, соблазнила его брата-священника и толкнула на преступление, за что он и заклеймил её. Они устраивают суд, и каждый предъявляет ей свои обвинения. Миледи приговаривают к смерти, и палач приводит приговор в исполнение.
По возвращении в лагерь д’Артаньяна арестовывает Рошфор и доставляет к кардиналу. В ответ на обвинения в убийстве Миледи д’Артаньян рассказывает всю историю и предъявляет охранную грамоту, отнятую у неё Атосом. Поражённый, кардинал разрывает бумагу и вручает гасконцу патент на чин лейтенанта мушкетёров с незаполненным именем. Д’Артаньян предлагает его друзьям, но они отказываются. Атос уходит в отставку, Портос женится на богатой вдове, а Арамис уходит в монастырь. Д’Артаньян вписывает в патент своё имя.
В эпилоге рассказывается, что Ла-Рошель пала. Д’Артаньян сделал блестящую карьеру. Атос жил в своём поместье. Портос наслаждался богатством, а Арамис стал аббатом. Жизнь развела друзей, но их девиз «Один за всех, и все за одного!» навсегда вошёл в историю.
Как исторический роман, «Три мушкетёра» строит свой сюжет вокруг реальных персонажей и событий французской истории XVII века. Кардинал Ришелье, Анна Австрийская и другие важные герои действительно существовали и действовали примерно так, как описано в романе.
Идея романа была вдохновлена псевдоисторическими «Мемуарами месье д’Артаньяна» Гасьена де Куртиля де Сандра, на которые Дюма и его соавтор Огюст Маке наткнулись во время исследований. Эта книга послужила основой для первой части «Трёх мушкетёров». По иронии судьбы, Дюма поначалу не верил в историчность «Мемуаров», но позже выяснилось, что они действительно имели под собой реальную основу.
Вклад Огюста Маке в создание романа был огромен. Будучи профессиональным историком, именно он проводил архивные изыскания, разрабатывал основную сюжетную канву и создавал «каркас» произведения. Дюма же наполнял эту структуру жизнью: он писал блестящие диалоги, добавлял динамику, юмор и тот неповторимый шарм, который и сделал роман бессмертным. Этот тандем стал одним из самых успешных в истории литературы.
Прототипом д’Артаньяна был Шарль де Батц-Кастельмор, гасконец, приехавший в Париж около 1640 года. Он сделал блестящую карьеру при преемниках Людовика XIII, дослужился до звания полевого маршала и погиб при осаде Маастрихта в 1673 году.
Атос, Портос и Арамис также основаны на реальных личностях. Арман де Силлег д’Атос д’Отвиль был мушкетёром и погиб на дуэли в 1643 году. Исаак де Порто (Портос) служил в гвардии, а затем стал мушкетёром. Анри д’Арамиц (Арамис), родственник де Тревиля, после службы в мушкетёрах стал светским аббатом.
Основные исторические фигуры в романе также довольно точны. Людовик XIII, Анна Австрийская, кардинал Ришелье и месье де Тревиль представлены без серьёзных искажений. Мушкетёры короля действительно существовали и соперничали с гвардейцами кардинала. Тревиль и Ришелье были политическими противниками, и капитан мушкетёров даже участвовал в заговоре с целью убийства кардинала.
Единственным полностью вымышленным центральным персонажем является Миледи. Дюма объединил черты нескольких второстепенных героинь из разных мемуаров, создав один из самых ярких образов роковой женщины в мировой литературе. Тот факт, что вымышленный персонаж доминирует во второй части романа, говорит о том, что для Дюма увлекательный сюжет был важнее строгой исторической достоверности.
Список персонажей
Роман населён множеством ярких и запоминающихся героев, чьи характеры и поступки двигают вперёд сложный и динамичный сюжет.
Д’Артаньян
Главный герой, молодой и бедный гасконский дворянин, приехавший в Париж за славой. Он храбр, благороден, честолюбив и умён. Как романтический герой, он движим любовью и кодексом чести, но иногда способен на поступки, далёкие от морали.
Атос
Самый старший и самый загадочный из трёх мушкетёров, ставший для д’Артаньяна отцовской фигурой. Он безупречен во всём — от манер до владения шпагой, — но его терзает глубокая меланхолия, причину которой он скрывает.
Арамис
Красивый, тихий и элегантный молодой мушкетёр. Он постоянно заявляет, что служба — лишь временный этап перед возвращением в церковь. При этом Арамис искусно плетёт интриги и скрывает свою связь с высокопоставленной дамой, мадам де Шеврез.
Портос
Громкий, хвастливый и самодовольный мушкетёр. Он чрезвычайно тщеславен и любит роскошь, но в бою проявляет невероятную отвагу и преданность друзьям. Его любовница — мадам Кокенар, жена богатого прокурора.
Миледи де Винтер
Таинственная, красивая и смертельно опасная шпионка кардинала. Д’Артаньян сначала одержим ею, но вскоре они становятся смертельными врагами. На её плече стоит клеймо в виде лилии, которым отмечали самых опасных преступников.
Констанция Бонасье
Жена галантерейщика Бонасье и фрейлина королевы Анны. Она предана своей госпоже до конца. Д’Артаньян влюбляется в неё, что и вовлекает его в водоворот дворцовых интриг.
Месье Бонасье
Квартирный хозяин д’Артаньяна. Изначально он просит гасконца о помощи в спасении жены, но после аудиенции у кардинала становится его агентом и предаёт Констанцию.
Месье де Тревиль
Капитан королевских мушкетёров. Благородный дворянин, близкий к королю. Он относится к своим подчинённым как к сыновьям и становится важным покровителем для д’Артаньяна. Соперничает с кардиналом за влияние при дворе.
Король Людовик XIII
Король Франции. Не слишком сильный правитель, находящийся под влиянием своего первого министра, кардинала Ришелье. Он капризен и мелочен, чем умело пользуются придворные.
Кардинал Ришелье
Самый могущественный человек во Франции. Он честолюбив, но в то же время является выдающимся государственным деятелем. Ришелье всеми силами укрепляет власть короля, поскольку на ней держится и его собственное могущество.
Королева Анна
Королева Франции, испанка по происхождению. Её преданность разделена между Францией, родной Испанией и любовью к английскому герцогу Бекингему. Король ей не доверяет, а кардинал ненавидит.
Джордж Вильерс, герцог Бекингем
Первый министр английского короля Карла I. Красивый, храбрый, богатый и влиятельный, он является идеалом английского джентльмена. Безнадёжно влюблён в Анну Австрийскую, и все его поступки продиктованы этой страстью.
Лорд Винтер
Деверь Миледи. Английский аристократ, поначалу не склонный к действию, но в конце романа проявляет решительность, чтобы отомстить за смерть брата и остановить Миледи.
Граф де Рошфор
Доверенное лицо и главный шпион кардинала. Опасный противник д’Артаньяна на протяжении большей части романа.
Граф де Вард
Агент кардинала, в которого влюблена Миледи.
Китти
Служанка Миледи. Она влюбляется в д’Артаньяна и помогает ему разоблачить свою госпожу.
Джон Фелтон
Молодой офицер, пуританин, приставленный охранять Миледи. Становится жертвой её манипуляций и орудием мести.
Планше
Слуга д’Артаньяна. Умный, находчивый и преданный своему хозяину.
Гримо
Слуга Атоса. Приучен своим хозяином общаться преимущественно жестами, чтобы не нарушать тишину.
Мушкетон
Слуга Портоса. Подобно своему хозяину, ценит хорошую еду и комфорт.
Базен
Слуга Арамиса. Благочестивый человек, мечтающий лишь о том, чтобы его хозяин наконец принял духовный сан.
Мадам де Кокенар
Любовница Портоса, жена богатого прокурора. Портос скрывает её личность, выдавая за герцогиню.
Мадам де Шеврез
Тайная возлюбленная Арамиса и близкая подруга королевы. Изгнана из Парижа по подозрению в содействии интригам королевы.
Комментирование недоступно Почему?