«Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, краткое содержание читать ~21 мин.
Повесть «Записки сумасшедшего» была написана в 1835 году, в период правления императора Николая I. Для этой эпохи в российской истории были характерны разросшаяся бюрократия и милитаризм. Император стремился обходить стандартные гражданские процедуры, опираясь на военных в управлении государством.
Эта атмосфера бюрократической закрытости и неэффективности служит фоном для повести Гоголя, описывающей жизнь Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого петербургского чиновника в чине титулярного советника. В произведении также упоминаются европейские политические события того времени. В частности, содержатся аллюзии на смерть короля Испании Фердинанда VII в 1833 году и на французского министра иностранных дел Жюля де Полиньяка, служившего при короле Карле X.
Очень коротко: Главный герой, титулярный советник Аксентий Поприщин, страдает от своего низкого социального положения. Его разочарование перерастает в безумие: он подслушивает разговоры собак, похищает их переписку и в итоге провозглашает себя королём Испании. Повесть, написанная в форме дневника, документирует этот трагический распад личности.

Николай Гоголь (Николай Васильевич Гоголь; укр. Микола Васильович Гоголь) родился в украинском селе Сорочинцы в семье, принадлежавшей к мелкопоместному дворянству. В 1828 году Гоголь переехал в Петербург с намерением поступить на государственную службу и добиться литературной славы. Поначалу ему не удалось найти покровителей, необходимых для получения должности. В разочаровании он уехал в Германию, но вскоре вернулся в Петербург, когда у него закончились средства. Гоголь устроился на низкооплачиваемую чиновничью службу и публиковал свои произведения в периодических изданиях, пока не добился литературного успеха с выходом сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Он продолжал активно писать в 1830-е годы, выпустив сборники «Миргород» и «Арабески». Его пьеса «Ревизор» была поставлена по личному указанию императора Николая I. Позже Гоголь путешествовал по Германии и Швейцарии, а затем обосновался в Риме, где завершил работу над первым томом поэмы «Мёртвые души». Она была опубликована в 1842 году, одновременно с выходом первого собрания сочинений писателя, куда вошла и знаменитая повесть «Шинель».
В последующие годы Гоголь пытался закончить второй том «Мёртвых душ», но его творческая деятельность пошла на спад. Он вернулся в Россию в 1848 году и попал под влияние священника Матвея Константиновского, который предписал ему строгий пост и аскетические практики. Это привело к дальнейшему ухудшению душевного состояния писателя. В феврале 1852 года он сжёг практически готовую рукопись второго тома «Мёртвых душ». Вскоре после этого он отказался от пищи и скончался в состоянии крайнего истощения.
Сюжет
Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник средних лет, одержимый социальным рангом и статусом. Он ведёт дневник, в котором подробно описывает свою жизнь, часто выражая разочарование и гнев. Однажды, опоздав на службу, он решает прогуляться по городу. Во время прогулки Поприщин встречает Софи, дочь своего начальника, директора департамента. Софи зашла в магазин, оставив на улице свою собачку Меджи.
Внезапно Поприщин слышит «голос» и понимает, что Меджи разговаривает с Фидель, другой собакой. Поначалу он “очень удивляется”, что собаки говорят на “человеческом языке”, но затем убеждает себя, что “в мире было много примеров” такого поведения животных. Подслушав их разговор, Поприщин узнаёт, что Меджи написала Фидель письмо. В конце дневниковой записи того дня он отмечает адрес Фидель с намерением навестить её в ближайшее время.
На следующий день Поприщин описывает в дневнике сцены из своей конторы. Он отмечает, что кабинет его начальника заставлен книгами на иностранных языках, что, по его мнению, свидетельствует об образованности директора. Когда в кабинет входит Софи, Поприщин восхищается её внешностью. Он мысленно представляет, как поразит её изысканными фразами. В действительности же Софи роняет платок, Поприщин неловко бросается его поднять, и она уходит, не обменявшись с ним ни словом. После этого лакей велит ему идти домой.
Следующие несколько записей в дневнике описывают обыденную жизнь Поприщина. Он беседует с начальником отделения, который критикует его за отсутствие карьерного роста. Поприщин не воспринимает критику всерьёз, считая, что начальник просто завидует его положению в кабинете директора.
Вскоре Поприщин возвращается к теме собачьих писем. Он пишет, что встретил Меджи в городе и попросил её рассказать о жизни Софи. Затем он признаётся, что проник в дом Фидель и выкрал “связку маленьких бумажек”. Поприщин уверен, что письма помогут ему “наконец-то узнать” о закулисной жизни своего окружения, ведь собаки, по его мнению, знают “все политические отношения”. Он не видит в своём поступке ничего предосудительного и твёрдо верит в способность собак вести переписку о политических интригах.
Поприщин читает письма. В них содержатся отступления о еде и ласке хозяев, но также раскрываются карьерные амбиции директора и сведения о возлюбленном Софи — камер-юнкере Теплове. Эта новость приводит Поприщина в ярость. Он гневно пишет в дневнике, что богатым людям достаётся “всё лучшее на свете”.
Герой продолжает изливать на страницах дневника свой гнев и разочарование в несправедливом, по его мнению, мире. Он с надеждой размышляет, что, возможно, он “какой-нибудь граф или генерал”, а его нынешнее положение — лишь досадная ошибка. Поприщин начинает сомневаться в том, кто он есть на самом деле.
Затем он вспоминает газетную статью о “странных делах” в Испании, где “трон вакантен” и чиновники ищут наследника. Поприщин приходит в смятение, утверждая, что государство не может “быть без короля”. Он приходит к выводу, что король просто скрывается где-то при загадочных обстоятельствах.
Внезапно тон дневниковых записей резко меняется. Поприщин пишет, что на дворе “2000 год” и что король Испании “нашёлся”. Он заявляет, что он и есть давно потерянный монарх, и не может понять, как раньше считал себя простым чиновником. Записи становятся всё более бессвязными. Под датой “Марта 86 числа” он сообщает, что не был на службе “три недели”. Когда он всё же появляется в департаменте, то на выговор начальника не реагирует, а поданные ему бумаги подписывает именем “Фердинанд VIII”. Затем он разражается тирадой против женщин, утверждая, что все они “влюблены в чёрта”.
Вскоре Поприщин пишет, что “испанские депутаты” увезли его в Испанию. Из его описаний становится ясно, что на самом деле его поместили в дом для умалишённых. К этому моменту его записи полностью утрачивают связь с реальностью. Он считает, что “Китай и Испания — одна и та же земля”, и беспокоится о том, что “земля сядет на луну”. Когда он пытается поделиться своими переживаниями с другими обитателями заведения, один из служащих избивает его палкой.
Иллюзия Поприщина сохраняется: он верит, что телесные наказания, которым его подвергают, — это формы “рыцарских обычаев” и “придворного этикета” в Испании. Поначалу эта фантазия защищает его от осознания ужаса своего положения, хотя он и признаёт, что “проклятая палка” причиняет “ужасную боль”.
Однако физические страдания постепенно разрушают его королевские иллюзии, и Поприщин осознаёт свою полную изоляцию. Он кричит, что у него “голова горит”, и просит спасти его, вынести “из мира”. Он представляет себе сцену с матерью и умоляет её спасти своё “больное дитятко”. В этом крике о помощи Поприщин на миг признаёт своё отчуждение. Но затем он бессвязно добавляет, что “у алжирского дея под самым носом шишка”, что указывает на возвращение безумия.
Темы
Социальный класс и статус
В повести «Записки сумасшедшего» чиновник Аксентий Иванович Поприщин постепенно теряет рассудок, что приводит его в дом для умалишённых. Безумие героя усугубляется его одержимостью социальным классом и статусом. Большую часть времени он негодует на положение окружающих в обществе. Повесть Гоголя показывает, как одержимость социальным статусом может привести к трагическим последствиям и безумию.
Ключ к пониманию одержимости Поприщина лежит в «Табели о рангах» — законодательном акте, введённом Петром I, который определял иерархию чинов на военной, гражданской и придворной службах. Вся жизнь дворянина и чиновника в Российской империи была подчинена продвижению по этим 14 классам. Поприщин, будучи титулярным советником (9-й класс), отчаянно стремится к более высокому положению, но не имеет для этого ни способностей, ни связей, что и становится источником его душевных терзаний.
На протяжении всей повести Гоголь демонстрирует зацикленность Поприщина на собственном чине. В одной из сцен начальник отделения критикует героя, отмечая, что тому “уже за сорок лет” и пора бы “взяться за ум”. Он советует Поприщину присмотреться к себе, ведь он “нуль, больше ничего”. Поприщин, не в силах вынести критику, решает, что начальник ему “завидует”, поскольку он сидит в “директорском кабинете”. Из-за своей одержимости он воспринимает справедливые замечания исключительно через призму статуса.
Слова начальника глубоко ранят Поприщина. Он не может спокойно ответить на критику и мысленно оскорбляет его. Он убеждён, что начальник видит “знаки благоволения”, которыми его “преимущественно” одаряют. Поприщин считает, что его воображаемый внутренний статус делает его лучше начальника. Он задаётся вопросом: “Разве я какого-нибудь простого звания, из поповичей или из мещан?”. Он настаивает, что он “дворянин” и “может дослужиться” до более высокого чина.
Одержимость Поприщина социальным статусом всеобъемлюща. Многочисленные сцены подчёркивают, как он постоянно оценивает всех вокруг через призму класса. Например, во время прогулки его описания людей основаны исключительно на их социальном положении. Он замечает “одних мужиков”, “мальчишек”, “купцов”. Единственный замеченный им “дворянин” оказывается таким же мелким чиновником, как и он сам.
В другой сцене Поприщин осуждающе комментирует окружающую обстановку. Проходя мимо лавок, он жалуется на запах капусты, который “несётся” из них. Он утверждает, что от “каждого дома” исходит “адский запах”, заставляющий его зажимать нос. Он подчёркивает, что “подлые ремесленники” производят “столько копоти и дыма”, что “благородному человеку решительно невозможно там гулять”. Его презрение распространяется на всех, кого он считает ниже себя по положению.
При этом Поприщин зациклен и на статусе своих начальников. Он отмечает образованность директора, указывая, что в его книгах содержится “учёность”, к которой ему самому “не пристукнешься”. Поприщин хотел бы узнать, “что они делают в своём кругу, высшем кругу”, чтобы лучше понять их манеры.
Одержимость социальным классом в итоге перерастает во всепоглощающую манию. Прочитав о вакантном престоле в Испании, Поприщин начинает фантазировать о том, что он “какой-нибудь граф или генерал”. Он утверждает, что “сколько есть на свете примеров”, когда простого человека принимали за знатную особу. Его мечты настолько сильны, что он начинает верить в собственное высокое происхождение, скрытое даже от него самого.
Эта навязчивая идея в сочетании с новостями из газет приводит Поприщина к мысли, что он и есть потерянный испанский король Фердинанд VIII. Внезапное “прозрение” открывает ему, что он не ничтожный “титулярный советник”, а настоящий монарх. Внутренние терзания по поводу низкого социального статуса настолько поглотили его, что он был вынужден создать фантазию, чтобы разрешить своё несчастье.
На протяжении повести Гоголь показывает, как глубоко мысли о классе и статусе проникают в сознание Поприщина. Эта одержимость разрушает его жизнь и приводит к безумию. Писатель словно предупреждает, что постоянные сравнения, осуждение и беспокойство о своём положении в обществе могут иметь разрушительные последствия.
Писательство, эскапизм и фантазия
Чиновник Аксентий Иванович Поприщин проводит свободное время, ведя дневник, где он может выразить свои истинные чувства. Его реальное общение с людьми, как правило, кратко и невыразительно, оно не отражает его мыслей и стремлений. Однако дневниковые записи, несмотря на кажущуюся искренность, также представляют собой фантазийную версию самого себя. Письмо позволяет Поприщину исследовать свои фантазии: он воображает, что две собаки способны вести переписку, и в итоге приходит к убеждению, что он — наследник испанского престола. Повесть Гоголя иллюстрирует, как писательство становится способом бегства от реальности, которое может быть обманчивым и разрушительным.
Форма дневниковых записей подчёркивает важность письма в жизни Поприщина. Эти записи показывают, что его внутренний мир гораздо богаче и сложнее, чем его внешние проявления. Например, на службе Поприщин — незаметный чиновник, но в дневнике он язвительно отзывается о своих начальниках. Он называет начальника отделения “проклятой цаплей” и утверждает, что казначея “бьёт по щекам его собственная кухарка”. Эти презрительные комментарии он доверяет только бумаге.
Это несоответствие между письменной и устной речью проявляется и в других аспектах его жизни. Поприщин влюблён в дочь директора, Софи, и пишет о ней в возвышенном, поэтическом стиле, отмечая, что она порхает “как канареечка”, а её взгляд подобен “солнцу”. Однако при личной встрече он способен лишь на односложные ответы.
В другой сцене Поприщин не может заговорить с директором, которым он восхищается и считает “настоящим государственным человеком”. В дневнике он пишет, что хотел бы научиться “тем экивокам и придворным штукам”, которыми владеют люди его круга. Эти записи раскрывают истинные стремления героя. Однако уверенность в себе и наблюдательность, запечатлённые в дневнике, — полная выдумка. В реальности Поприщин робок и нерешителен.
Гоголь продолжает показывать, что письмо для Поприщина — это форма самовыражения и фантазии. Увидев Софи и её собачку Меджи, Поприщин воображает, что слышит, как Меджи “говорит человеческим языком” с другой собакой, Фидель. Меджи упоминает, что написала Фидель письмо. Даже в своих фантазиях Поприщин сосредоточен на письме как на способе коммуникации. В его мире, где письмо — средство выражения истинных мыслей, собаки, ведущие себя как люди, должны и писать как люди.
Позже Поприщин крадёт у собак “маленькие бумажки”. Он верит, что эти письма “всё откроют”, раскроют “политические отношения” и истинные чувства Софи. Надежда на то, что письма принесут ему тайные знания, — это эскапистская фантазия. Содержание писем лишь отражает паранойю самого Поприщина: его одержимость классом и статусом. Даже в вымышленных письмах его мания находит своё выражение.
Чтобы отвлечься, Поприщин читает в газете, что “трон Испании вакантен”. В своём дневнике он начинает зацикливаться на этом, утверждая, что у королевства должен быть король. В конце концов, Поприщин настолько поглощён этой тайной, что объявляет самого себя “тем самым королём”. Его фантазия становится настолько глубокой, что он датирует свои записи “2000 годом”. Дневник становится для него способом побега, позволяя воображать себя не жалким чиновником, а наследником трона.
После того как Поприщин приходит к выводу, что он — король Испании, он набирается смелости и начинает бунтовать. Он не ходит на службу “три недели”, а когда возвращается, то подписывает бумаги как “Фердинанд VIII”. В этом акте письма Поприщин наконец выражает скрытое чувство превосходства над своими коллегами.
В повести Гоголя письмо — жизненно важная часть внутреннего мира Поприщина и его единственная форма самовыражения. Записи позволяют ему высказать то, что он не решается произнести вслух, и создать фантазийную версию самого себя. Последние записи в дневнике осуществляют его самое заветное желание: стать знатным и уважаемым человеком. Хотя эти письма и являются плодом безумия, они всё же позволяют ему вырваться из его убогих обстоятельств.
Безумие
В «Записках сумасшедшего» Гоголь описывает, как Аксентий Иванович Поприщин медленно сходит с ума. Повествование начинается с изображения относительно обычного человека, но вскоре его безумие проявляется во множестве форм. Он верит, что собаки могут говорить и писать письма. В конце концов, он страдает манией величия и считает себя потерянным королём Испании. Гоголь сопоставляет безумие Поприщина, порождённое обычными чувствами неполноценности и зависти, с моментами рациональности, иллюстрируя, насколько тонка грань между безумием и нормой.
В начале повести Поприщин предстаёт как обычный мелкий служащий, недовольный своей карьерой и положением. Он мысленно оскорбляет коллег и уклоняется от обязанностей. Его внутренний монолог мелочен, но не выходит за рамки обыденного недовольства. Комментарии Поприщина часто напоминают безобидные сплетни. Эти наблюдения, хотя и свидетельствуют о его несчастье, не говорят о глубоком душевном расстройстве.
Затем Гоголь постепенно вводит сцены, иллюстрирующие безумие Поприщина, чередуя их с обыденными эпизодами, чтобы показать постепенность сдвига в его мировосприятии. Услышав разговор собак, Поприщин сначала “очень удивляется”, но быстро убеждает себя, что “было много таких примеров”. Этот внезапный переход от удивления к принятию иррационального показывает хрупкость его рассудка.
Вскоре Поприщин заявляет, что “начал слышать и видеть” то, чего “никто ещё не видал и не слыхивал”. Он решает “непременно” завладеть перепиской собак. Получив письма, он признаёт, что в них есть “что-то собачье”, поскольку в них обсуждается еда и ласки. Хотя сама предпосылка писем фантастична, эти детали придают им видимость реализма. Способность Поприщина одновременно замечать и нереальные, и правдоподобные детали стирает грань между реальностью и безумием.
Способность Поприщина отличать реальность от фантазии ослабевает по мере развития сюжета. Он читает о “странных делах” в Испании, где “престол вакантен”. Поприщин необычайно встревожен этой новостью, ведь, по его мнению, “не может быть”, чтобы в Испании “не было короля”. Его одержимость социальным статусом и иерархией начинает проявляться как мания, формирующая его мысли.
В конце концов, у Поприщина развивается мания величия: он верит, что является потерянным королём Испании, Фердинандом VIII. Он облачается в подобие мантии и объявляет о своём королевском статусе служанке. Это стремительное погружение в безумие приводит к тому, что его увозят в дом для умалишённых, который он считает “испанской границей”. Поприщин больше не может отделить реальность от фантазии.
Состояние Поприщина продолжает ухудшаться, но вера в свой королевский статус искажает его восприятие. Когда служащие лечебницы бреют ему голову и льют на неё “холодную воду”, он считает это частью “рыцарского обычая” или “придворного этикета”. Его записи, как это ни парадоксально, раскрывают правду о его жалком положении, сохраняя при этом фантазию. Он не может понять смысл происходящего, что является верным признаком его безумия.
В повести Гоголя главный герой постепенно теряет связь с реальностью. Его жалобы, поначалу звучащие как обычные сетования мелкого служащего, в итоге перерастают в бред о говорящих собаках и королевском происхождении. Гоголь показывает, как быстро сознание персонажа может переключаться между нормальностью и безумием.
Изоляция
Аксентий Иванович Поприщин, озлобленный и осуждающий чиновник, не любит своих сослуживцев и одержим своим низким социальным статусом. Несмотря на богатый внутренний мир, который он изливает в дневнике, внешне Поприщин тих и сдержан. Его неспособность общаться с окружающими и постоянное осуждение не позволяют ему установить с кем-либо близкие отношения. Эта полная изоляция приводит к быстрому распаду его рассудка. Изоляция в повести Гоголя — это мощная сила, которая подталкивает человека глубже в мир фантазий, служащих средством обретения чувства принадлежности.
Гоголь приводит множество примеров пренебрежительных внутренних комментариев Поприщина, подчёркивая его неспособность общаться с людьми. С самого начала он предстаёт как чиновник, презирающий своих коллег. Он называет начальника отделения “проклятой цаплей”, а казначея — скупцом. Его осуждение распространяется и на незнакомцев. Встретив на улице другого канцеляриста, он упрекает его за то, что тот “заглядывается” на даму. В мыслях Поприщина нет места сочувствию или пониманию.
При этом язвительный внутренний монолог Поприщина не соответствует его застенчивому поведению. Когда директор пытается завести с ним светскую беседу, Поприщин отвечает односложно, несмотря на глубокие наблюдения о характере начальника в своём дневнике. Он признаётся, что “несколько раз” хотел завязать разговор, но “язык не слушался”. Точно так же он не может выразить свои чувства к Софи, предмету своего обожания. Несоответствие между его мыслями и действиями показывает, насколько он закрыт от мира.
Полностью изолированный от общества, Поприщин сходит с ума. Его отчуждение настолько глубоко, что галлюцинации становятся единственным способом интерпретации реальности. Его помещают в лечебницу, но он воображает, что за ним прибыли “испанские депутаты”. Его избивают, но он оправдывает это, представляя себе “рыцарский обычай”. Когда ему бреют голову и льют на неё холодную воду, он считает, что “попал в руки инквизиции”.
Такое обращение в конце концов начинает мучить Поприщина. Его изоляция становится невыносимой, и он просит вынести его “из этого мира”. Он представляет, что видит свою мать, и восклицает, что “нет места на свете” для него. Фантазия о королевском происхождении, временно защищавшая его, исчезает. В результате Поприщин на мгновение осознаёт свою полную изоляцию от общества. Это краткое прозрение становится моментом глубокого самоосознания среди его бреда.
В «Записках сумасшедшего» разрыв между внутренним миром Поприщина и его внешним поведением изолирует его от других. Отсутствие связей в сочетании с одержимостью статусом приводит его к безумию. Поначалу безумие защищает героя от осознания своей изоляции, но в итоге чувство отчуждения прорывается сквозь его фантазии, и он понимает, что для него “нет места в этом мире”.
Литературное значение
Повесть «Записки сумасшедшего» занимает особое место в русской литературе и считается одним из ключевых произведений «петербургского текста». Гоголь одним из первых изобразил враждебный и фантасмагорический образ столицы, который позже развивали в своём творчестве Фёдор Достоевский и Андрей Белый. Город в повести — это не просто фон, а активная сила, сводящая с ума маленького, беззащитного человека.
Именно в этом произведении Гоголь глубоко разрабатывает тему «маленького человека», ставшую центральной для русской литературы XIX века. Аксентий Иванович Поприщин — типичный представитель этого социального типа: мелкий чиновник с уязвлённым самолюбием, чьи скромные мечты и амбиции разбиваются о безразличную бюрократическую машину. Его бунт, выраженный в безумии, — это трагическая попытка обрести значимость в мире, который его не замечает.
Стилистически повесть была новаторским произведением для своего времени. Форма дневника позволила Гоголю проникнуть в сознание героя и показать распад личности изнутри. Повествование от первого лица, имитирующее поток сознания, и смешение реального с фантастическим предвосхитили многие приёмы литературы модернизма и абсурда. Влияние «Записок сумасшедшего» прослеживается в творчестве писателей XX века, от Франца Кафки до Владимира Набокова.
Персонажи
Аксентий Иванович Поприщин
Поприщин, главный герой и рассказчик, — титулярный советник, одержимый социальным классом и статусом. Он завидует начальству и пренебрежительно относится к тем, кого считает ниже себя, но выражает свои мысли только на страницах дневника. Неспособность Поприщина общаться с окружающими и его зацикленность на статусе приводят его к полной изоляции и, в конечном счёте, к безумию.
На протяжении повести Поприщин теряет способность отличать фантазию от реальности. Он верит, что собаки могут разговаривать, а сам он — давно потерянный король Испании. В финале его помещают в дом для умалишённых, где он переживает краткий миг прозрения, осознавая свою полную оторванность от мира.
Софи
Софи — дочь начальника Поприщина и объект его безответной любви. Она принадлежит к высшему обществу и едва замечает скромного чиновника. В дневнике Поприщин пишет о ней в поэтическом ключе, но в реальности не способен с ней заговорить. Софи также является хозяйкой собачки Меджи. Из переписки собак Поприщин узнаёт, что Софи влюблена в камер-юнкера, что становится для него тяжёлым ударом.
Меджи и Фидель
Меджи и Фидель — две собаки, принадлежащие людям из окружения Поприщина. Меджи — собачка Софи, а хозяйка Фидель живёт в доме, который Поприщин презирает. Герой верит, что слышит их разговор и что они ведут переписку. Он крадёт их письма, которые на самом деле являются плодом его воображения. Общение Поприщина с Меджи и Фидель становится первым явным признаком его развивающегося безумия.
Начальник отдела
Начальник отдела — один из руководителей Поприщина. Он критикует его за отсутствие карьерного роста и увлечённость дочерью директора, указывая на классовое неравенство между ними. Его слова представляют голос реальности и общественных норм, которые Поприщин отвергает. Критика начальника иллюстрирует профессиональные неудачи героя и показывает, что, несмотря на высокое мнение о себе, на самом деле он — ничем не примечательный служащий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Карета» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Вий», краткое содержание
- «Женитьба» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Портрет» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Невский проспект» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Краткая история времени» Стивена Хокинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?