«Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание читать ~17 мин.
«Надвигается беда» (англ. «Something Wicked This Way Comes») — одно из самых известных произведений Рэя Дугласа Брэдбери. В нём рассказывается история двух тринадцатилетних друзей, Джима Найтшейда и Уилла Хэллоуэя, которые мечтают поскорее повзрослеть. Повесть исследует темы взросления и старения, фокусируясь на хрупком переходе от детства к взрослой жизни. Параллельно в книге раскрывается история отца Уилла, Чарльза, который, наоборот, чувствует себя старым и мечтает вернуть молодость. Переживания героев разворачиваются на фоне зловещего карнавала, внезапно прибывшего в их маленький городок.
Роман «Надвигается беда» проще всего охарактеризовать как фэнтезийный хоррор, наполненный чудовищами и напряжением, хотя он затрагивает и глубокие литературные темы, такие как природа детства и невинности. В своей основе это история о взрослении и принятии себя. «Серьёзная» сторона книги во многом автобиографична: на её страницах оживают воспоминания о детстве самого Брэдбери. Вымышленный Грин-таун, штат Иллинойс, списан с родного города писателя — Уокигана. Во многих отношениях «Надвигается беда» можно считать произведением-компаньоном к более светлому роману «Вино из одуванчиков», который также повествует о волшебном лете двух мальчиков.

В кратком послесловии Брэдбери объяснил, как зародился роман. В 1950 году, вскоре после публикации «Марсианских хроник», писатель познакомился со знаменитым актёром и танцором Джином Келли, звездой фильма «Поющие под дождём». Несколько лет спустя Келли пригласил Брэдбери на закрытый показ своего фильма «Приглашение на танец», и это вдохновило писателя на совместную работу. Брэдбери нашёл в своих архивах неопубликованный десятистраничный рассказ «Чёртово колесо» (“The Black Ferris”) о двух мальчиках на ночном карнавале. За несколько недель он переработал его в полнометражный сценарий под названием «Тёмный карнавал». Джин Келли получил сценарий, но, к сожалению, не смог найти финансирование для фильма. Следующие пять лет Брэдбери посвятил превращению этого сценария в полноценный роман.
Название романа — это цитата из трагедии Уильяма Шекспира «Макбет»: “By the pricking of my thumbs, Something wicked this way comes” (“Второй ведьмы пенье, зуд в перстах: значит, к нам спешит какой-то враг”). В 1983 году студия Disney выпустила экранизацию романа. В российском прокате фильм известен под названиями «Именно так зло и приходит» или «Что-то страшное грядёт». Главные роли в нём исполнили Джонатан Прайс (мистер Дарк), Пэм Гриер (Пыльная Ведьма) и Джейсон Робардс (Чарльз Хэллоуэй).
Сюжет
Уилл Хэллоуэй и Джим Найтшейд — два тринадцатилетних мальчика, родившиеся с разницей в две минуты. Уилл появился на свет за минуту до полуночи 30 октября, а Джим — через минуту после полуночи 31 октября. Уилл — осторожный и рассудительный, а Джим — мрачный, импульсивный и одержимый жаждой знаний. Однажды странствующий торговец громоотводами Том Фьюри дарит мальчикам громоотвод и предсказывает, что ночью молния ударит в дом Джима. Уилл уговаривает друга установить устройство на крыше.
Мальчики отправляются в библиотеку, где работает отец Уилла, Чарльз Хэллоуэй. Ему 54 года, и он тяжело переживает свой возраст, что создаёт неловкость в отношениях с сыном. И Чарльз, и мальчики замечают рекламу «Шоу теней Кугера и Дарка ‘Пандемониум’» и удивляются, почему карнавал приезжает в город осенью. Они также видят афишу, рекламирующую «Самую красивую женщину в мире». Однако за стеклом витрины вместо женщины оказывается лишь глыба льда с пустотой человеческого силуэта внутри.
Вечером Уилл подслушивает разговор родителей о себе: Чарльз признаётся, что рядом с сыном чувствует себя особенно старым. Позже Уилл слышит, как отец уходит в библиотеку. Джим в это время сидит в своей комнате и размышляет, не убрать ли громоотвод, чтобы посмотреть, что произойдёт. На другом конце города Том Фьюри видит в витрине красивую женщину, застывшую во льду, и задаётся вопросом, сможет ли он растопить её своим теплом.
В три часа ночи мальчиков будит далёкий гудок поезда. Выглянув в окна, они видят состав, который выглядит очень старым, словно из времён Гражданской войны. Мальчики бегут ему навстречу. Играет каллиопа, но за клавишами никого нет. Свисток поезда звучит как предсмертный крик тысяч людей. Состав останавливается на лугу, и из ниоткуда, словно по волшебству, возникает зловещий цирк. Мальчики в страхе бегут домой. Чарльз, находясь в библиотеке, замечает их. Идя домой, он смотрит в витрину, где раньше была глыба льда, но видит там лишь лужу воды.
Утром мальчики возвращаются на луг и обнаруживают там обычный с виду карнавал. Они встречают свою учительницу, мисс Фоули, которая ищет своего племянника Роберта. Вместе они подходят к Зеркальному лабиринту, который вызывает у всех неприятные мурашки. Мисс Фоули входит внутрь, и вскоре мальчики слышат её крик. Они вбегают в лабиринт и вытаскивают её наружу. Учительница рассказывает, что видела в зеркалах тонущую маленькую девочку, которая была точной копией её самой в детстве.
В сумерках Джим пропадает. Уилл находит его у Зеркального лабиринта и вытаскивает оттуда. Джим заворожён увиденным, но не рассказывает, что именно он там видел. По дороге домой они натыкаются на сумку Тома Фьюри, но самого торговца нигде нет. Джиму не терпится узнать больше о карнавале. Ребята подходят к карусели, на которой висит табличка «Не работает». Когда Джим пытается сесть на неё, его оттаскивает крупный рыжеволосый мужчина, мистер Кугер. На помощь Джиму приходит второй мужчина, мистер Дарк, чьё тело покрыто татуировками. Мистер Дарк вручает мальчикам визитную карточку и велит им бежать домой.
Вместо этого Джим прячется на ближайшем дереве, а Уилл неохотно следует за ним. Они видят, как мистер Кугер садится на карусель и делает на ней около тридцати оборотов в обратную сторону. Когда он сходит, то выглядит на тридцать лет моложе — теперь ему около двенадцати. Мальчики следуют за юным мистером Кугером до дома мисс Фоули. Они хотят предупредить её, но не решаются.
Мисс Фоули представляет юного мистера Кугера как своего племянника Роберта. Лёжа в постели, Уилл узнаёт в мелодии, доносящейся с карусели, «Похоронный марш» Шопена, играющий задом наперёд.
Позже той же ночью Уилл видит, как Джим вылезает из окна, и следует за ним к дому мисс Фоули. Джим подзывает «Роберта» к окну. Уилл понимает, что его друг хочет прокатиться на карусели вперёд, чтобы стать старше. Между мальчиками завязывается драка. Роберт появляется в окне и выбрасывает на лужайку украшения мисс Фоули, подставляя Уилла и Джима, будто они грабители. Затем он убегает в сторону карнавала.
Мальчики догоняют мистера Кугера у карусели. Они пытаются остановить аттракцион, но ломают рычаги управления, и карусель выходит из-под контроля. Когда она наконец останавливается, мистер Кугер превращается в дряхлую, двухсотлетнюю мумию. Ребята убегают и вызывают полицию, но к их возвращению мумии уже нет.
Зайдя в шатёр, они видят мумию, сидящую на стуле. Мистер Дарк представляет её как новый аттракцион — «Мистер Электрико». Он включает рубильник, и через тело проходит разряд в 100 000 вольт. «Мистер Электрико» оживает и желает мальчикам «короткой и печальной жизни». Полицейские смеются, а ребята убегают. Тем временем мисс Фоули заявляет в полицию, что Уилл и Джим пытались её ограбить.
Уилл принимает мудрое решение — сдаться. Вернувшись домой, у него происходит душевный разговор с отцом о жизни, смерти и счастье. Уилл просит отца держаться подальше от карнавала. Затем они вместе поднимаются в комнату Уилла по приставной лестнице, и Чарльз на мгновение снова чувствует себя молодым.
Проснувшись через час, Уилл обнаруживает, что Джим убрал громоотвод. Снаружи он видит воздушный шар, которым управляет Пыльная Ведьма — карнавальная гадалка с зашитыми глазами. Она «видит», ощупывая пространство руками. Ведьма помечает крышу дома Джима серебряной краской. Мальчики смывают краску из шланга, а Уилл сбивает воздушный шар стрелой из лука.
На следующее утро мальчики натыкаются на плачущую девочку и с ужасом понимают, что это помолодевшая мисс Фоули. Она рассказывает, что каталась на карусели в обратную сторону. Они обещают позвать на помощь, но слышат приближающийся парад — это карнавал ищет их. Ребята прячутся в ливневой канализации, а когда возвращаются, девочки уже нет. Больше она в романе не появляется.
Чарльз сидит в библиотеке, когда появляется мистер Дарк и спрашивает, не видел ли он Уилла и Джима. Чарльз идёт по улице и замечает сыновей, прячущихся в решётке ливневой канализации. В этот момент к нему подходит мистер Дарк. Чарльз делает вид, что ничего не видит. Появляется Пыльная Ведьма и начинает ощупывать землю, словно чувствуя мальчиков. Чарльз выдыхает ей в лицо сигаретный дым и громко заговаривает с ней, отвлекая внимание. Мистер Дарк уводит Ведьму, а Чарльз велит мальчикам встретиться с ним в библиотеке.
В библиотеке Чарльз изучает старые газеты и книги о зле. Мальчики рассказывают ему обо всём. Чарльз делится результатами своих исследований: мистер Кугер и мистер Дарк управляют подобными карнавалами уже как минимум сто лет. Он предполагает, что карнавал питается страхами и желаниями людей, особенно страхом смерти. Когда люди поддаются искушению прокатиться на карусели, всё идёт не по плану, и мистер Дарк предлагает им сделку: вернуть всё как было в обмен на вечную службу в качестве карнавальных уродцев.
Мистер Дарк появляется в библиотеке. Он предлагает Чарльзу вернуть молодость в обмен на информацию о том, где прячутся мальчики. Чарльз отказывается. Мистер Дарк сжимает ему руку, вызывая острую боль в груди, и уходит. Обыскивая библиотеку, он кричит Уиллу, что его мама тоже прокатилась на карусели и стала маленькой девочкой. Уилл не выдерживает и плачет, выдавая их укрытие. Мистер Дарк хватает мальчиков и приказывает Пыльной Ведьме убить Чарльза.
Ведьма находит Чарльза, лежащего на полу. Она кладёт пальцы ему на грудь, и его сердце начинает замедляться. В последний момент, на пороге смерти, Чарльз начинает смеяться — над абсурдностью жизни, над незначительностью смерти и над нелепым видом самой Ведьмы. Смех обжигает её, и она в ужасе убегает.
Мистер Дарк ведёт околдованных мальчиков через Зеркальный лабиринт в музей восковых фигур, где они застывают, как статуи. Вскоре за ними следует Чарльз. На карнавальной сцене мистер Дарк объявляет фокус с волшебной пулей. В этот момент появляется Чарльз и вызывается добровольцем. Мистер Дарк неохотно продолжает представление.
Чарльз говорит, что ему нужен помощник, и зовёт сына. Уилл, всё ещё под действием чар, выходит на сцену. Мистер Дарк даёт Чарльзу пулю, чтобы тот пометил её инициалами. Вместо этого Чарльз отмечает её символом, напоминающим улыбку. Он заражает толпу смехом, что освобождает Уилла от заклятия. Чарльз знает секрет фокуса: когда настоящая пуля подменяется восковой, он достаёт её и снова отмечает улыбкой. Он целится в Пыльную Ведьму и стреляет. Восковая пуля плавится в стволе, но Ведьма падает замертво.
Чарльз и Уилл бегут в Зеркальный лабиринт, чтобы найти Джима. Чарльз видит в зеркалах бесконечные отражения самого себя, каждое старше предыдущего. Он в отчаянии, но Уилл зажигает спичку и говорит отцу, что любит его. Чарльз смотрит на свои отражения и разражается смехом. Зеркала разбиваются.
Они спешат к карусели. По пути они видят, как карнавальные уродцы несут «Мистера Электрико», но что-то пугает их, они роняют мумию, и та рассыпается в прах. Уилл и Чарльз замечают Джима, который под действием чар идёт к движущейся вперёд карусели. Он делает один оборот. Уилл пытается стащить его, но в итоге они оба оказываются на карусели и проезжают ещё пол-оборота, прежде чем Уиллу удаётся спрыгнуть вместе с другом. Джим постарел на полтора года, а Уилл — на полгода.
Джим не дышит. К Чарльзу подходит маленький мальчик и говорит, что за ним гонится мистер Дарк. Чарльз хватает мальчика, задирает его рубашку и видит татуировки. Это помолодевший мистер Дарк. Чарльз крепко обнимает его, лишая страха, который питает его. Мистер Дарк падает замертво.
Джим по-прежнему без сознания. Уилл плачет, но Чарльз говорит ему смеяться. Смех и радость возвращают Джима к жизни. Все трое, смеясь и танцуя, бегут прочь. Чарльз чувствует лёгкую боль в груди, но не обращает на неё внимания и продолжает бежать вместе с мальчиками.
Список персонажей
Джим Найтшейд (Jim Nightshade)
Джим родился через минуту после полуночи 31 октября (Хэллоуин). Он мрачный, задумчивый и импульсивный. Джим одержим идеей взросления, поэтому карусель, способная изменять возраст, оказывает на него особое влияние. В финале он совершает полтора оборота на карусели, но в итоге начинает принимать радости и ограничения своего настоящего возраста.
Уилл Хэллоуэй (Will Halloway)
Уилл родился за минуту до полуночи 30 октября. Он всего на две минуты старше Джима. В отличие от друга, Уилл более осторожен и не стремится повзрослеть раньше времени. По мере развития сюжета он становится более решительным и мудрым. У него также выстраиваются близкие отношения с отцом, Чарльзом, с которым он поначалу был довольно далёк.
Чарльз Хэллоуэй (Charles Halloway)
Отец Уилла, пятидесятичетырёхлетний библиотекарь. Он остро ощущает свой возраст и мечтает вернуть молодость. Подобно Джиму, его влечёт карнавал, но он хочет прокатиться на карусели в обратную сторону. В ходе повествования Чарльз находит общий язык с сыном и в конце концов принимает свой возраст и неизбежность течения жизни.
Том Фьюри (Карлик)
Торговец громоотводами, который в первой главе дарит мальчикам устройство для защиты от молнии. Позже он вновь появляется в образе Карлика — одного из уродцев, порабощённых карнавалом за какой-то давний проступок.
Мисс Фоули
Школьная учительница мальчиков. Подобно Чарльзу, она жаждет вернуть молодость. Её желание приводит к тому, что она катается на карусели назад, пока не превращается в маленькую плачущую девочку, чья дальнейшая судьба остаётся неизвестной.
Мистер Дарк (Mr. Dark)
Владелец карнавала, также известный как «Иллюстрированный человек» из-за татуировок, которые покрывают всё его тело и кажутся живыми. Он существует несметное количество лет, поддерживая свою молодость с помощью карусели. Его карнавал питается страхами и желаниями людей. В финале Чарльз побеждает его, лишая этого страха с помощью объятий и сострадания.
Мистер Кугер (Mr. Cooger)
Совладелец тёмного карнавала. Мальчики становятся свидетелями того, как он превращается в двенадцатилетнего мальчика «Роберта», чтобы обмануть мисс Фоули. Позже из-за поломки карусели он стареет на сотни лет и превращается в мумию, которую мистер Дарк представляет как аттракцион «Мистер Электрико». В конце романа он рассыпается в прах.
Пыльная Ведьма (The Dust Witch)
Одна из самых зловещих участниц карнавала. Её глаза зашиты, но она обладает сверхъестественным чутьём, позволяющим «видеть» не только предметы, но и эмоции. Мистер Дарк посылает её убить Чарльза, но тот побеждает её силой смеха. Окончательно она погибает от восковой пули, помеченной улыбкой.
Темы
Принятие
Принятие жизни такой, какая она есть, — центральная тема романа. Три ключевых персонажа — Чарльз, Джим и мисс Фоули — борются со своим возрастом. Чарльз и мисс Фоули хотят вернуть молодость, а Джим мечтает стать старше. Карнавал предлагает им иллюзию контроля над временем, но это ловушка. Чарльз обретает мудрость, когда принимает свой возраст и неизбежность смерти. Мисс Фоули, неспособная на это, становится жертвой карнавала. Джим же понимает, что мудрость приходит не с годами, а с опытом, и что обмануть время невозможно.
Взросление
«Надвигается беда» — это классический роман о взрослении. Два мальчика, Уилл и Джим, за одну ночь проходят путь от детства к зрелости. Этот процесс является как физическим (они действительно стареют на карусели), так и эмоциональным. Уилл из осторожного ребёнка превращается в решительного и сострадательного юношу. Джим, напротив, избавляется от юношеского максимализма и понимает, что истинные знания требуют терпения и самоанализа. Брэдбери показывает, что взросление — это обретение баланса между уверенностью в себе и сдержанностью.
Знание о добре и зле
Роман исследует природу знания через противопоставление двух друзей. Джим в начале истории уже смирился со злом в мире, но его знания поверхностны и циничны. Уилл, напротив, олицетворяет невинность, которая сталкивается с тьмой. По мере развития сюжета Уилл учится противостоять злу, не теряя своей внутренней доброты, а Джиму приходится переосмыслить свои взгляды. Чарльз подводит итог: “Действительно знать — это хорошо. Не знать или отказываться знать — плохо… Вы не можете действовать, если не знаете”. Истинное знание, по Брэдбери, заключается в балансе между ясным видением мира и моральной ответственностью.
Невинность
Невинность в романе — это, по сути, отсутствие знания о зле. Уилл начинает историю как невинный ребёнок, а Джим — как тот, кто уже познал тёмные стороны жизни. Однако события карнавала заставляют обоих измениться. Уилл теряет свою детскую наивность, становясь более решительным и ответственным. Он больше не следует слепо за Джимом, а начинает действовать самостоятельно: сбивает шар Ведьмы, принимает решение сдаться полиции. Джим, в свою очередь, осознаёт, что его цинизм — это тоже форма невинности, наивная вера в то, что он всё знает. Оба мальчика прощаются с детством, но делают это по-разному.
Страх смерти
Страх смерти — это пища, которой питается карнавал. Именно он заставляет мисс Фоули и Чарльза мечтать о возвращении молодости. Зеркальный лабиринт усиливает этот страх, показывая посетителям их стареющие отражения. Карнавал предлагает сделку: вечная молодость в обмен на душу. Чарльз находит способ победить это зло. Он понимает, что страх смерти — это страх перед «Ничем», перед неизвестностью. И вместо того, чтобы поддаваться ему, он выбирает смех. Смеясь в лицо Пыльной Ведьме и своим отражениям в зеркалах, он разрушает чары карнавала, потому что смех — это утверждение жизни перед лицом небытия.
Любовь и общее дело
Почему перед лицом смерти нужно смеяться? Потому что страх мешает видеть главное — любовь и связь с другими людьми. Брэдбери предполагает, что общая борьба с неизбежностью смерти объединяет нас. Как говорит Чарльз, у всех нас есть «общее дело против ночи». Эта общность и есть основа любви. Поначалу Чарльз чувствует себя одиноким и отчуждённым даже от собственного сына. Но когда они вместе вступают в борьбу с карнавалом, между ними возникает глубокая связь. Их общая цель и взаимопомощь позволяют им построить настоящую любовь и в конечном итоге одержать победу над тьмой.
Символизм
В романе «Надвигается беда» ключевую роль играют два мощных символа, воплощающих искушения и страхи человека: Карусель и Зеркальный лабиринт. Карусель — это не просто аттракцион, а дьявольский механизм, олицетворяющий противоестественное желание обмануть время. Она играет на главных слабостях героев: для стариков, как Чарльз и мисс Фоули, она сулит возвращение утраченной молодости, а для нетерпеливой юности, как Джим, — быстрое взросление. Музыка карусели — «Похоронный марш» Шопена, играющий в обратном направлении, — подчёркивает её зловещую природу, извращающую естественный цикл жизни и смерти.
Зеркальный лабиринт, в свою очередь, символизирует искажённое самовосприятие и внутренние страхи. Он не отражает реальность, а показывает персонажам то, чего они боятся больше всего: увядание, старость и приближение смерти. Лабиринт — это ловушка для сознания, которая питается отчаянием своих жертв. Чарльз Хэллоуэй находит выход из неё не физически, а духовно. Он побеждает лабиринт не силой, а принятием — взглянув в лицо своим стареющим отражениям и рассмеявшись над собственным страхом. Этот акт принятия разрушает власть иллюзий и доказывает, что истинная сила заключается не в борьбе с временем, а в способности жить с ним в гармонии.
- «Иллюстрированный человек» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Урочный час» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «И грянул гром» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Память о Каталонии» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?