«451 градус по Фаренгейту», краткое содержание читать ~20 мин.
«451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) — научно-фантастический роман-антиутопия американского писателя Рэя Брэдбери (Ray Bradbury), впервые опубликованный в 1953 году. События происходят в неопределённом будущем в США, где после двух атомных войн, случившихся начиная с 1990 года, установился тоталитарный режим.
В антиутопическом обществе будущего Гай Монтэг — пожарный, который сжигает книги, объявленные правительством вне закона и считающиеся опасными. Однако он начинает сомневаться в своей роли и предназначении. Его влечёт к запретным знаниям, содержащимся в книгах, что в конечном итоге приводит его к группе повстанцев, стремящихся сохранить литературу и свободу мысли.
Сюжет
Гай Монтэг — пожарный, сжигающий книги в футуристическом американском городе. В мире Монтэга пожарные разжигают пожары, а не тушат их. Люди в этом обществе не читают книг, не наслаждаются природой, не проводят время в одиночестве, не думают самостоятельно и не ведут содержательных бесед. Вместо этого они очень быстро ездят на автомобилях, смотрят передачи на огромных телевизионных стенах и постоянно слушают радио через миниатюрные приёмники «Ракушки», вставляемые в уши.
Однажды Монтэг встречает семнадцатилетнюю девушку по имени Кларисса Макклеллан. Её проницательные вопросы и необычная любовь к людям и природе открывают ему глаза на пустоту его собственной жизни. Вскоре после этого Монтэг переживает ряд тревожных событий. Сначала его жена Милдред пытается покончить с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Затем, выехав на вызов к пожилой женщине, у которой обнаружили тайник с книгами, он становится свидетелем её самосожжения — она предпочитает сгореть заживо вместе со своей библиотекой. Через несколько дней он узнаёт, что Кларисса погибла под колёсами скоростного автомобиля. Недовольство Монтэга своей жизнью растёт, и он начинает искать ответы в книгах, которые тайно выносил с пожаров и прятал в вентиляционной шахте своего дома.
Когда Монтэг не выходит на работу, его начальник, капитан Битти, навещает его. Битти объясняет, что интерес к книгам — временное явление, которое случается у многих пожарных, и произносит длинный монолог о том, как книги оказались под запретом. По его словам, различные «меньшинства» и группы по интересам возражали против содержания книг, которое их оскорбляло.
Чтобы никого не обидеть, писатели стали создавать всё более безликие произведения. Но и этого оказалось мало. В итоге общество решило полностью отказаться от противоречивых мнений и попросту сжигать книги. Битти даёт Монтэгу сутки на то, чтобы тот удовлетворил своё любопытство, а затем сдал украденные книги для уничтожения. Монтэг погружается в чтение на всю ночь.
Ошеломлённый сложностью текстов, Монтэг ищет поддержки у жены, но Милдред предпочитает общество своей телевизионной «семьи» и не понимает, зачем рисковать всем ради книг. Тогда он вспоминает о встрече с бывшим профессором английского языка по фамилии Фабер, которого видел в парке год назад. Монтэг находит его, и Фабер объясняет, что ценность книг — в их способности детально и многогранно отражать жизнь. Он говорит, что Монтэгу нужны не только книги, но и досуг для их осмысления, а также свобода действовать на основе полученных знаний.
Фабер соглашается помочь Монтэгу, и они разрабатывают дерзкий план. Фабер обещает связаться с подпольным печатником, чтобы возобновить издание книг, а Монтэг должен подбрасывать книги в дома пожарных, чтобы дискредитировать систему цензуры. Для связи Фабер даёт Монтэгу миниатюрный двусторонний радиоприёмник — «зелёную пулю», позволяющий им тайно переговариваться.
Вернувшись домой, Монтэг застаёт жену и её подруг за просмотром телешоу. Женщины легкомысленно рассуждают о своих семьях и грядущей войне. Их поверхностность выводит Монтэга из себя. Он достаёт сборник стихов и читает вслух «Дуврский пляж» Мэтью Арнольда. Фабер через наушник умоляет его остановиться, а Милдред пытается выдать всё за шутку — якобы пожарные иногда читают стихи, чтобы показать их бесполезность. Подруги, шокированные и оскорблённые, уходят, чтобы донести на Монтэга.
Монтэг возвращается на станцию и отдаёт одну из книг Битти. Капитан засыпает его противоречивыми цитатами из классической литературы, пытаясь доказать, что книги несут лишь хаос и страдания, а потому заслуживают сожжения. В этот момент раздаётся сигнал тревоги. Пожарная команда выезжает на вызов и прибывает к дому самого Монтэга. Он видит, как Милдред с чемоданом садится в такси, и понимает, что жена предала его.
Битти приказывает Монтэгу сжечь собственный дом. Когда тот выполняет приказ, Битти объявляет его арестованным. Капитан продолжает насмехаться над ним, и Монтэг направляет на него огнемёт. Битти сгорает заживо. Монтэг оглушает других пожарных и убегает. За ним устремляется Механический пёс — роботизированный убийца. Пёс успевает вонзить в ногу Монтэга иглу с анестетиком, но тот уничтожает его из огнемёта. Превозмогая боль в онемевшей ноге, Монтэг забирает припрятанные во дворе книги, подбрасывает их в дом другого пожарного и анонимно сообщает о нарушении.
Монтэг добирается до дома Фабера. Тот рассказывает, что за ним уже охотится новый Механический пёс, а в погоне задействованы вертолёты и телекамеры. Фабер собирается уехать в Сент-Луис, чтобы найти старого печатника. Монтэг отдаёт профессору немного денег, получает от него старую одежду, чтобы сбить преследователей со следа, и бежит к реке. Весь город в прямом эфире следит за погоней. Монтэгу удаётся добраться до реки, сменить одежду и уплыть вниз по течению. Он выходит на берег в сельской местности и по заброшенным железнодорожным путям находит группу бродячих интеллектуалов, так называемых «книжных людей», во главе с человеком по имени Грейнджер. Они — часть сети единомышленников, которые хранят великие произведения литературы и философии в своей памяти. Их цель — дождаться конца «тёмных веков» и помочь человечеству возродиться. Монтэгу поручают выучить наизусть Книгу Екклесиаста.
Внезапно в небе появляются вражеские бомбардировщики и полностью уничтожают город. Монтэг и его новые товарищи идут к руинам, чтобы найти выживших и помочь восстановить цивилизацию.
Анализ
В романе «451 градус по Фаренгейту» рассказывается история Гая Монтэга и его превращения из пожарного, сжигающего книги, в их защитника. Монтэг живёт в обществе, которое стремится устранить все источники сложности, противоречий и сомнений ради всеобщего бездумного «счастья». Однако, как понимает герой, его сограждане не столько счастливы, сколько духовно опустошены. Их жизнь заполнена рекламой и примитивными развлечениями, не оставляющими времени для самостоятельных мыслей и чувств. В результате общество становится эгоистичным, разобщённым и пустым.
Монтэг начинает осознавать проблемы своего мира после встречи со свободомыслящей Клариссой Макклеллан. Поначалу её поведение кажется ему странным, но её любознательность интригует его. Прощаясь, она задаёт ему вопрос: „Вы счастливы?“. Этот вопрос застаёт его врасплох. Придя домой, он пытается убедить себя: „Конечно, я счастлив. Что она такое думает? Разве я не счастлив?“. Но тут же приходит осознание: „Он не был счастлив… Он носил своё счастье как маску, а девушка убежала через лужайку с этой маской, и не было никакой возможности постучать в её дверь и попросить её вернуть“.
Это прозрение происходит незадолго до того, как Монтэг находит свою жену Милдред без сознания после передозировки снотворного. Прибывшие медики сообщают, что подобные случаи происходят постоянно. Милдред, очнувшись, ведёт себя так, будто ничего не случилось. Монтэг понимает, что его жена настолько пуста, что фактически спит наяву.
Осознание собственного несчастья и опустошённости жены заставляет Монтэга усомниться в правильности существующего порядка. Поворотным моментом становится самосожжение женщины, которая предпочла умереть, но не расстаться со своими книгами. Этот поступок окончательно убеждает его в глубине проблем его общества.
Украденная с пожара книга втягивает Монтэга в конфликт с капитаном Битти и всей системой. Битти подозревает подчинённого и наносит ему визит, во время которого излагает историю запрета книг. Он надеется отвратить Монтэга от чтения, но его слова производят обратный эффект. После ухода Битти Монтэг решает во что бы то ни стало понять, что же такого ценного в том, что он всю жизнь уничтожал.
Конфликт достигает апогея, когда Монтэг пытается приобщить к чтению свою жену и её подруг. В ярости от их поверхностности, он заставляет их слушать стихи. Женщины, напуганные и оскорблённые, доносят на него. Это приводит к кульминации романа.
Битти приказывает Монтэгу сжечь собственный дом. Вместо этого Монтэг убивает Битти и пускается в бега. Он спасается от погони, переплыв реку, которая символически отделяет его от старой жизни. Встреча с «книжными людьми» становится началом его нового пути. Роман завершается уничтожением города атомной бомбой и надеждой на возрождение цивилизации на руинах старого мира. Группа интеллектуалов во главе с Монтэгом отправляется к городу, чтобы начать всё заново.
К концу романа трансформация Монтэга завершена. Он ещё не овладел знаниями из книг, но его мышление изменилось достаточно, чтобы отвергнуть старое общество и принять возможность нового. Если прежний мир рухнул из-за отказа от знаний, то основой будущего должно стать знание.
Темы
Цензура
В романе нет единого объяснения, почему книги оказались под запретом. Брэдбери предполагает, что к этому привёл целый комплекс факторов. С одной стороны, развитие технологий породило новые, более простые формы развлечений — телевидение и радио. Ускоренный темп жизни не оставлял времени для сосредоточенного чтения. Массовая культура вытеснила сложные тексты, заменив их сокращёнными версиями и комиксами.
С другой стороны, к запрету привела активная враждебность к книгам. Люди не хотели чувствовать себя глупее тех, кто прочитал больше. Но главным фактором, по словам Битти, стали жалобы «меньшинств» и различных групп, которых оскорбляло содержание книг. Брэдбери намеренно избегает конкретики, упоминая в качестве примера любителей собак и кошек. Автор рассматривал любое давление на свободу слова как первый шаг к сожжению книг.
Знание против невежества
Конфликт между знанием и невежеством — центральная ось повествования. Долг пожарного — уничтожать знания и насаждать невежество, чтобы все люди были одинаково «счастливы». Встречи с Клариссой, старухой и Фабером заставляют Монтэга усомниться в этой идеологии. Его стремление к знаниям разрушает иллюзию счастья, в которой он жил, и ставит его в оппозицию к обществу. Он вступает в борьбу не просто за право читать, а за право мыслить, чувствовать и быть человеком.
Технологии
Технологии в романе изображены как источник деградации общества. Брэдбери показывает их как обезболивающее и разрушительное средство. Новые медиа — интерактивные телевизионные «стены» и радиоприёмники «Ракушки» — создают иллюзию погружения, но их содержание примитивно и служит лишь для развлечения. Милдред постоянно «подключена» к этому миру, что, по мнению Монтэга, и является причиной её эмоциональной пустоты. Поверхностность и жестокость общества проистекают из его коллективной зависимости от развлечений.
Другие технологии несут прямую физическую угрозу. Сверхскоростные автомобили («жуки») провоцируют безрассудную езду и приводят к многочисленным смертям, включая гибель Клариссы. Механический пёс — идеальное орудие убийства, которое можно натравить на любого инакомыслящего. Но самой разрушительной силой является атомная бомба. Угроза ядерной войны создаёт в романе постоянное чувство тревоги и в финале приводит к гибели цивилизации.
Неудовлетворённость
Тема неудовлетворённости тесно связана с технологиями и цензурой. Общество в романе стремится к абсолютному счастью через развлечения. Как объясняет Битти, пока люди развлекаются, они счастливы. Однако Монтэг понимает, что за этой видимостью скрывается глубокая неудовлетворённость. Его жена Милдред не может жить без постоянной стимуляции. Она смотрит телешоу, слушает радио или гоняет на машине, чтобы заглушить внутреннюю пустоту. Её попытка самоубийства в начале романа доказывает, что она глубоко несчастна, даже если не признаётся в этом самой себе.
Конформизм против индивидуальности
Общество в «451 градус по Фаренгейту» построено на конформизме. Индивидуальность в нём не просто не поощряется, а считается опасной патологией. Школы отучают детей задавать вопросы, а средства массовой информации навязывают единые стандарты мышления и поведения. Семья Клариссы, где люди по вечерам разговаривают друг с другом, воспринимается как нечто странное и подозрительное. Сама Кларисса становится изгоем из-за своей любознательности и любви к природе. Монтэг, в свою очередь, проходит путь от бездумного конформиста до бунтаря, который борется за право быть собой.
Символизм
Роман наполнен яркими символами, которые углубляют его смысл.
Огонь — центральный и двойственный символ. Для пожарных это инструмент разрушения и «очищения» общества от вредных идей. Но в финале, у костра «книжных людей», огонь становится символом тепла, света и надежды на возрождение. Сам Брэдбери говорил, что огонь символизирует не только уничтожение, но и жизнь.
Кровь символизирует подсознательную, интуитивную сущность человека. Когда медики «очищают» кровь Милдред, они фактически стирают её личность. Монтэг же часто чувствует, как его «руки живут своей жизнью», воруя книги, — это его подавленная сущность прорывается наружу.
Река, в которой спасается Монтэг, символизирует очищение и переход в новую жизнь. Она уносит его от механистичного, мёртвого города в живой мир природы, где он обретает новое знание и новую цель.
Феникс — мифологическая птица, сгорающая и возрождающаяся из пепла. Грейнджер сравнивает человечество с фениксом. Уничтожив себя в огне войны, цивилизация, подобно этой птице, способна возродиться, если извлечёт уроки из своих ошибок.
Список персонажей
Гай Монтэг
Пожарный в третьем поколении, который внезапно осознаёт пустоту своей жизни и начинает искать смысл в книгах, которые должен сжигать. Хотя он бывает нерешительным и с трудом мыслит самостоятельно, он полон решимости вырваться из оков невежества. Он быстро привязывается к тем, кто способен на настоящую дружбу, и больше всего сожалеет об отсутствтии подлинных отношений с женой.
Монтэг, чья фамилия, по иронии, совпадает с названием бумажной компании, — сложный и неоднозначный главный герой. Читатель сочувствует его цели, но его действия часто кажутся неуклюжими и импульсивными. Столкнувшись со сложностью книг, он чувствует себя растерянным и подавленным. Он легко поддаётся чужому влиянию — будь то Битти, Милдред или Фабер. Его подсознательные поступки, такие как убийство Битти, отражают его глубинное желание взбунтоваться и обрести смысл жизни.
Милдред Монтэг
Жена Монтэга, хрупкая и отстранённая женщина. Она одержима просмотром телешоу и отказывается говорить с мужем об их браке или своих чувствах. Её попытка самоубийства, которую она даже не признаёт, свидетельствует о глубокой внутренней боли. Милдред не понимает мужа и не стремится к этому. Она — воплощение общества, лишённого искренних эмоций и духовной сущности. Её единственная привязанность — к вымышленной «семье» из телесериала. Её предательство гораздо страшнее поступков Битти, ведь она — самый близкий человек для Монтэга.
Капитан Битти
Начальник Монтэга, капитан пожарной команды. Он чрезвычайно начитан, но парадоксальным образом ненавидит книги и тех, кто их читает. Битти — хитрый и проницательный манипулятор, который, кажется, читает мысли Монтэга. Это сложный и противоречивый персонаж. Когда-то он сам страстно любил книги, но разочаровался в них. Он использует свои знания как оружие, чтобы доказать бесполезность литературы. В то же время в его речах слышны нотки сожаления. Его нежелание спасаться от огнемёта Монтэга наводит на мысль, что он сам искал смерти, устав от бессмысленности своего мира.
Профессор Фабер
Бывший профессор английского языка, которого Монтэг встретил за год до начала событий романа. Фабер — владелец нескольких уцелевших книг и интеллектуал, который корит себя за трусость. Он признаёт, что такие, как он, виновны в происходящем, потому что не выступили против сжигания книг, когда это ещё было возможно. Фамилия профессора — отсылка к известному издательству Faber & Faber. Он становится наставником Монтэга, но его роль неоднозначна: он то подталкивает героя к самостоятельному мышлению, то пытается манипулировать им, действуя как «мозг» при «теле» Монтэга.
Кларисса Макклеллан
Семнадцатилетняя девушка, которая своей непосредственностью и любознательностью открывает Монтэгу глаза на красоту и смысл окружающего мира. Она — изгой в обществе из-за своих «странных» привычек: она любит гулять, задавать вопросы и разговаривать с людьми. Её семья также кажется необычной: по вечерам они собираются вместе и беседуют, а не смотрят телевизор. Кларисса исчезает из романа довольно рано, но её влияние на Монтэга огромно. Именно её вопрос „Вы счастливы?“ запускает процесс его духовного пробуждения. Её гибель становится для него толчком к действию.
Грейнджер
Лидер «книжных людей», группы бродячих интеллектуалов, которых Монтэг встречает за городом. Грейнджер умён, терпелив и верит в силу человеческого духа. Его цель — сохранить знания, записанные в книгах, для будущих поколений, когда наступит конец «тёмных веков».
Миссис Фелпс
Одна из подруг Милдред. Она эмоционально отстранена от своей жизни и кажется равнодушной к тому, что её третьего мужа отправляют на войну. Однако она начинает плакать, когда Монтэг читает ей стихи, что говорит о подавленных чувствах и скрытой чувствительности.
Миссис Боулз
Ещё одна подруга Милдред, типичная представительница своего общества. Её не заботит собственная несчастная жизнь: развод, мужья, погибшие или покончившие с собой, и дети, которые её ненавидят. Она приходит в ярость от стихотворения, прочитанного Монтэгом, так как оно задевает её за живое.
Стоунман и Блэк
Коллеги Монтэга, пожарные. Они бездумно и беспрекословно выполняют свою работу, являясь типичными представителями системы.
Вопросы и ответы
— Почему правительство запретило книги?
По версии Битти, книги вышли из употребления постепенно. С ускорением темпа жизни люди предпочли более простые развлечения, такие как телевидение. Внимание людей ослабло, и они перестали читать что-либо сложнее комиксов или кратких пересказов. В обществе утвердился культ счастья, а книги угрожали этому идеалу, привнося в жизнь сложность, противоречия и недовольство. То, что началось как социальная тенденция, было закреплено законом: правительство запретило книги, а пожарные стали инструментом для их уничтожения.
— Почему Милдред совершила попытку самоубийства?
Монтэг предполагает, что Милдред просто потеряла счёт таблеткам. Хотя это кажется маловероятным, медики подтверждают, что такие случаи «случайной» передозировки происходят постоянно. Милдред живёт в состоянии эмоционального оцепенения, которое она принимает за счастье. Она заполняет каждый миг своей жизни развлечениями, чтобы избежать столкновения с реальностью и собственными чувствами. Это оцепенение и приводит её на грань смерти.
— Почему Монтэг хочет читать книги?
Монтэг ищет в книгах ответы на вопрос, что не так с его обществом и с ним самим. После встречи с Клариссой он осознаёт, что глубоко несчастен. Ряд трагических событий — попытка суицида жены, гибель Клариссы, самосожжение женщины с книгами, угроза войны — усугубляют его отчаяние. Он верит, что в книгах скрыты знания, которые могут спасти его и общество: „Может быть, книги смогут вытащить нас наполовину из пещеры“.
— Откуда Монтэг узнал о Фабере?
Монтэг встретил Фабера в парке за год до начала событий романа. Старик что-то прятал в кармане и сначала испугался пожарного, но затем признался, что он — бывший профессор английского языка. Фабер прочитал Монтэгу стихи и произнёс загадочную фразу: „Я не говорю о вещах… Я говорю о смысле вещей“. Монтэг инстинктивно понял, что в кармане у профессора книга, но не стал его задерживать. Это был первый раз, когда он ослушался своего долга. Позже он нашёл рапорт об этой встрече и так узнал адрес Фабера.
— Как Битти узнаёт о тайнике Монтэга?
Битти начинает подозревать Монтэга, когда тот не выходит на работу после самосожжения женщины. Он навещает его и замечает книгу, спрятанную под подушкой. Битти даёт Монтэгу 24 часа на то, чтобы сжечь книгу, иначе это сделают за него. Окончательно подозрения подтверждаются после того, как подруги Милдред и сама Милдред доносят на Монтэга за чтение стихов. Прибыв на вызов к дому Монтэга, Битти признаётся, что получил доносы.
— Что происходит с Клариссой?
Милдред сообщает Монтэгу, что Клариссу сбила машина, а её семья уехала. Это могло быть случайностью — Кларисса сама говорила, что её сверстники опасны. Но читатель может предположить и преднамеренное убийство. Битти презрительно отзывается о Клариссе и её влиянии на Монтэга, говоря, что в её досье полно всякого «мусора» про цветы и бабочек, что намекает на то, что за ней следили.
— Почему миссис Фелпс плачет, когда Монтэг читает стихотворение?
Стихотворение «Дуврский пляж» рассказывает о мире, лишённом веры, любви и света, что очень похоже на общество, в котором живут герои. Миссис Фелпс, как и Милдред, никогда не задумывалась о бессмысленности своей жизни. Поэзия, обнажившая эту пустоту, вызывает у неё слёзы — возможно, от горя за свою пустую жизнь или от обиды на Монтэга, который разрушил её хрупкое душевное равновесие.
— Почему Монтэг считает, что Битти хотел умереть?
Стоя под дулом огнемёта, Битти не пытается спастись, а продолжает насмехаться и цитировать классиков. Монтэг понимает, что Битти провоцирует его. Вероятно, Битти, будучи начитанным человеком, осознавал всю глубину падения общества и собственную несчастливость. В отличие от Милдред, он не мог спрятаться от этого знания. Его смерть — это форма самоубийства, способ избавиться от невыносимой жизни.
— Что такое Механический пёс?
Механический пёс — это роботизированное существо, используемое пожарными для выслеживания и поимки беглецов. Он может быть запрограммирован на запах конкретного человека. Поймав жертву, пёс вводит ей мощный транквилизатор, делая её беспомощной.
— Как встреча с Клариссой влияет на Монтэга?
До встречи с Клариссой Монтэг, по его собственным словам, носил «свирепый оскал всех людей, опалённых пламенем». Он получал удовольствие от сжигания книг и считал себя счастливым. Вопрос Клариссы „Вы счастливы?“ заставляет его осознать, что это не так. Она пробуждает в нём жажду чего-то настоящего и осмысленного, заменяя фальшивую ухмылку пожарного на поиск истинного счастья.
— Почему Монтэг и Милдред не могут вспомнить, где они познакомились?
Этот факт подчёркивает безразличие к прошлому и поверхностность отношений в их обществе. Система, ориентированная на вечное развлечение, не даёт чувствам углубляться. Милдред больше заботится о своей телевизионной «семье», чем о муже. Лишь в финале, представив смерть Милдред при бомбардировке, Монтэг вспоминает, что они познакомились в Чикаго.
— Почему Монтэг говорит, что ему кажется, будто он «набирает вес»?
Эта метафора описывает растущее в нём любопытство к книгам. Он чувствует, как внутри него накапливается что-то новое, тяжёлое и значимое. Это голод по знаниям, который его тело ощущает раньше, чем разум может его осмыслить.
— Почему герои романа не хотят иметь детей?
Это ещё один пример эгоцентризма и отсутствия глубоких межличностных связей. Миссис Фелпс называет детей «разорительными», а миссис Боулз согласна на роды только через кесарево сечение, считая, что ребёнок не стоит таких мук. Забота о детях отвлекает от пустых развлечений, которыми люди заполняют свою жизнь.
— Почему Фабер считает себя трусом?
Фабер говорит, что он трус, потому что «видел, как всё происходило, давно», но «ничего не сказал». Он владел книгами и создал собственные технологии в знак протеста, но чувствует, что этого было недостаточно, чтобы спасти общество. Только под влиянием Монтэга он находит в себе мужество для активного сопротивления.
— Почему люди в романе так жестоки?
Высокий уровень бессмысленной жестокости в обществе показывает, насколько глубоко люди не удовлетворены своей жизнью, даже если обманывают себя, считая счастливыми. Кларисса рассказывает, что многие её сверстники погибают в драках или автокатастрофах. Насилие — это единственный доступный для них способ выплеснуть подавленные гнев, разочарование и несчастье.
Комментирование недоступно Почему?