«Укрощение строптивой», краткое содержание читать ~15 мин.
«Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew) — это комедийная пьеса, написанная Уильямом Шекспиром (William Shakespeare) в период между 1590 и 1592 годами. Впервые она была опубликована в 1623 году в составе Первого фолио. Тон пьесы преимущественно лёгкий и комический. Однако она затрагивает и серьёзные социальные вопросы, в частности ролевые модели мужчины и женщины в браке, что придаёт ей дополнительную глубину.

Центральные персонажи — Катарина и Петручио. Сюжет строится вокруг попыток Петручио «укротить» Катарину, то есть заставить её принять традиционную роль покорной жены и утвердить свой авторитет в семье. Ключевые моменты включают словесные поединки главных героев, сцены дерзкого поведения Катарины, её нападки на сестру Бьянку, а также многочисленные уловки и переодевания во второстепенной сюжетной линии. Кульминацией становится комичная сцена свадьбы.
Особенностью композиции пьесы является наличие так называемой «индукции» — обрамляющей истории о меднике Кристофере Слае. Пьяного ремесленника ради шутки убеждают, что он лорд, для развлечения которого и разыгрывается комедия «Укрощение строптивой». Таким образом, основное действие представлено как «пьеса в пьесе». Эта структура имеет аналог в анонимной пьесе «Укрощение одной строптивой» (The Taming of a Shrew), опубликованной в 1594 году и, вероятно, связанной с произведением Шекспира.
Сюжет
Действие пролога происходит в сельской местности в Англии. Бедный медник Кристофер Слай становится объектом розыгрыша местного лорда. Обнаружив Слая мертвецки пьяным у пивной, лорд приказывает слугам отнести его в своё поместье, нарядить в роскошные одежды и обращаться с ним как с господином. Когда Слай приходит в себя, его уверяют, что он — лорд, который последние несколько лет страдал безумием и воображал себя медником.
Очнувшись в постели лорда, Слай сначала отказывается верить слугам, но, услышав о своей «жене» (на самом деле это паж, переодетый в женское платье), он с готовностью принимает навязанную ему роль. Слай желает остаться наедине с супругой, но слуги сообщают о прибытии труппы актёров, готовых представить для него спектакль. Этот спектакль и составляет основной сюжет пьесы «Укрощение строптивой».
В итальянский город Падую прибывает состоятельный молодой человек по имени Лученцио со своими слугами Транио и Бьонделло, чтобы учиться в местном университете. Лученцио предвкушает начало занятий, но его планы резко меняются, когда он видит Бьянку — красивую и кроткую девушку, в которую он мгновенно влюбляется.
Однако существуют две проблемы. Во-первых, у Бьянки уже есть два ухажёра, Гремио и Гортензио. Во-вторых, её отец, богатый дворянин Баптиста Минола, объявил, что никто не может претендовать на руку Бьянки, пока не выйдет замуж её старшая сестра — сварливая и несдержанная Катарина. Лученцио решает эту проблему, переодевшись учителем латыни для Бьянки, чтобы находиться рядом с ней. Гортензио с той же целью выдаёт себя за учителя музыки. Тем временем Транио, переодевшись в Лученцио, начинает переговоры с Баптистой о возможности женитьбы на его младшей дочери.
Проблема с замужеством Катарины неожиданно решается, когда в Падую приезжает друг Гортензио, смелый молодой дворянин из Вероны по имени Петручио, чтобы найти себе богатую жену. Ему безразлична внешность и характер невесты, главное — её приданое. Он соглашается жениться на Катарине.
На следующий день Петручио отправляется в дом Баптисты, где между ним и Катариной происходит ожесточённый словесный поединок. Несмотря на многочисленные оскорбления со стороны девушки, Петручио заявляет, что женится на ней независимо от её согласия. Он объявляет Баптисте, что Катарина дала согласие на брак в воскресенье, хотя это неправда. Услышав это, Катарина на удивление умолкает, и свадьбу назначают.
В воскресенье Петручио опаздывает на собственную свадьбу, заставляя Катарину опасаться, что она останется старой девой. Когда Петручио наконец появляется, он облачён в нелепый наряд и приезжает на кляче.
Сразу после венчания, не дожидаясь свадебного пира, Петручио увозит Катарину в свой загородный дом. Он во всеуслышание заявляет, что отныне она является его собственностью, и он вправе поступать с ней по своему усмотрению. По приезде в поместье Петручио продолжает «укрощение»: на протяжении нескольких дней морит её голодом и не даёт спать. Свои действия он объясняет чрезмерной заботой: якобы еда недостаточно хороша для неё, а постель неудобна.
Тем временем в Падуе Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, используя урок латыни как предлог, чтобы в тексте для перевода признаться ей в любви. Гортензио предпринимает аналогичную попытку на уроке музыки, но Бьянка отдаёт предпочтение Лученцио. Тогда Гортензио решает жениться на богатой вдове. Транио получает согласие Баптисты на брак Лученцио и Бьянки, пообещав огромное приданое. Баптиста соглашается, но требует подтверждения от отца жениха.
Транио и Лученцио, всё ещё в чужих обличьях, находят пожилого учителя, чтобы тот сыграл роль отца Лученцио. Пока самозванец ведёт переговоры с Баптистой, Лученцио и Бьянка решают обойти все сложности, тайно обвенчавшись.
Вскоре Катарина и Петручио возвращаются в Падую, чтобы навестить Баптисту. По пути Петручио заставляет жену признать, что солнце — это луна, а старик — прекрасная дева. Упрямство Катарины ослабевает, и она соглашается со всем, что говорит муж. По дороге супруги встречают отца Лученцио, Винченцио, который направляется в Падую повидать сына. В городе Винченцио приходит в ужас, обнаружив, что Транио выдаёт себя за Лученцио. Наконец, появляются Бьянка и Лученцио и сообщают о своей свадьбе. В итоге и Винченцио, и Баптиста принимают этот брак.
Во время пира, устроенного после свадьбы Гортензио и вдовы, гости поражены тем, насколько «укрощённой» стала Катарина. Она беспрекословно слушается Петручио и произносит длинную речь о долге жены быть покорной и верной своему мужу. Когда трое новоиспечённых мужей заключают пари, чья жена первой явится на зов, все ожидают победы Лученцио.
Однако Бьянка присылает записку с отказом, в то время как Катарина приходит немедленно. Присутствующие признают, что Петручио одержал победу. Счастливые Катарина и Петручио покидают пир, чтобы удалиться в свои покои.
Темы
Брак как экономический институт
Будучи романтической комедией, пьеса фокусируется на отношениях между мужчиной и женщиной, которые развиваются от первого интереса до брака. В этом отношении произведение соответствует канонам жанра. Однако, в отличие от других комедий Шекспира, «Укрощение строптивой» не завершает своё исследование любви и брака свадьбой. Вместо этого она предлагает взгляд на будущую жизнь супружеских пар, что подчёркивает социальный аспект любви.
В отличие от «Ромео и Джульетты», глубокие личные чувства играют второстепенную роль в исследовании любви в этой пьесе. «Укрощение строптивой» подчёркивает экономические аспекты брака, в частности то, как финансовые соображения определяют выбор партнёра. Пьеса исследует романтические отношения с социальной точки зрения, рассматривая институты ухаживания и брака, а не внутренние страсти влюблённых.
Более того, в пьесе уделяется внимание тому, как ухаживание влияет не только на самих влюблённых, но и на их родителей, слуг и друзей. Отношения в период ухаживания оговариваются между будущим мужем и отцом будущей жены. Таким образом, брак предстаёт как финансовая сделка.
Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, но получает разрешение жениться на ней только после того, как ему удаётся убедить Баптисту в своём огромном состоянии. Если бы Гортензио предложил больше денег, он бы женился на Бьянке, независимо от её чувств к Лученцио.
Влияние социальных ролей на личное счастье
Каждый человек в пьесе занимает определённое социальное положение, которое диктует ему нормы поведения. Статус персонажа определяется его богатством, возрастом, полом, профессией и происхождением. Правила, регулирующие поведение, жёстко навязываются семьёй, друзьями и обществом в целом.
Например, Лученцио играет социальную роль богатого молодого студента, Транио — роль слуги, а Бьянка и Катарина — роли молодых девушек из высшего сословия. По крайней мере, предполагается, что они занимают эти роли. Однако, как показано в пьесе, Кейт отвергает предписанную ей социальную роль, и её строптивость проистекает из разочарования своим положением.
Поскольку она не соответствует поведенческим ожиданиям своего общества, она сталкивается с его холодным неодобрением, и это отчуждение делает её несчастной. Однако Кейт — лишь один из многих персонажей пьесы, которые пытаются обойти или отвергнуть свою социально определённую роль: Лученцио превращается в учителя латыни, Транио — в богатого аристократа, Кристофер Слай из медника — в лорда.
По сравнению с серьёзными переживаниями Катарины по поводу её роли, попытки других персонажей обойти социальные ожидания кажутся безобидной забавой. Однако пьеса показывает, что каждое преображение должно быть отменено, прежде чем в финале возобновится привычный порядок. В конечном счёте, счастье общества зависит от того, будет ли каждый играть предписанную ему роль.
Через мотив переодевания в пьесе проводится мысль о том, что одежда определяет социальное положение человека, но в итоге утверждается обратное. Слуга может надеть одежду господина, но он остаётся слугой, который должен вернуться на своё место, как мы видим на примере Транио. Точно так же Лученцио должен раскрыть свои уловки отцу и Баптисте, прежде чем начать полноценные отношения с Бьянкой.
Развитие характера Кейт на протяжении пьесы определяется её постепенной адаптацией к новой социальной роли жены. Она подчиняется унизительному режиму «укрощения» Петручио, потому что на каком-то уровне понимает: нравится ей роль жены или нет, она будет счастливее, приняв свои социальные обязательства, чем живя в постоянном конфликте с окружающими.
На самом деле, основное напряжение в «Укрощении строптивой» связано с гибкостью социальных границ, которые постоянно пересекаются теми, кто использует маскировку или ложь. В конце концов, однако, общепринятый порядок восстанавливается, и те персонажи, которые гармонируют с этим порядком, достигают личного счастья.
Современные интерпретации и критика
Финал пьесы, в особенности монолог Катарины о покорности, вызывает острые споры среди критиков и зрителей. Многие видят в пьесе прославление мужского доминирования и женоненавистничества. Феминистская критика часто осуждает методы Петручио, называя их психологическим насилием. Однако существуют и другие трактовки. Некоторые исследователи полагают, что финальная речь Катарины — иронична, и она лишь подыгрывает мужу, научившись манипулировать им его же методами. Согласно этой точке зрения, их брак становится партнёрством равных, но скрытым под маской патриархальных условностей.
Список персонажей
Катарина
Катарина, или Кейт, — «строптивая», вынесенная в заглавие пьесы, дочь Баптисты Минолы, с которым она живёт в Падуе. Она остра на язык, вспыльчива и склонна к насилию, особенно по отношению к тем, кто пытается на ней жениться. Её враждебность к ухажёрам особенно огорчает отца. Но её гнев и грубость скрывают глубокую неуверенность в себе и ревность к сестре Бьянке. Она не вечно сопротивляется своему жениху Петручио и в конце концов покоряется ему.
В начале пьесы Катарина известна в Падуе как неистовая и остроумная строптивица. Она постоянно оскорбляет и унижает окружающих и склонна к приступам гнева, во время которых может физически наброситься на того, кто её разозлит.
Хотя большинство персонажей считают Кейт злой от природы, вполне вероятно, что её поведение проистекает из глубокого несчастья. Возможно, она ведёт себя как строптивая, потому что отчаялась и чувствует себя несчастной.
Источников несчастья Катарины может быть много: она выражает ревность по поводу отношения отца к её сестре, но её беспокойство может также проистекать из чувства собственной нежелательности, страха никогда не найти мужа, неприятия отношения к ней со стороны мужчин. Кейт чувствует себя не на своём месте в обществе.
Благодаря своему уму и независимости она не желает играть роль кроткой дочери. Ей явно не нравится, что общество требует от неё повиновения отцу, изящества и вежливости по отношению к ухажёрам. Но в то же время Катарина должна понимать, что, учитывая жёсткость её социального положения, единственная надежда обрести надёжное место в мире заключается в том, чтобы найти мужа. Эти противоречивые импульсы могут быть причиной её страданий.
Несмотря на унижения и лишения, которые Петручио привносит в её жизнь, легко понять, почему Катарина могла поддаться желанию выйти замуж за такого человека. В их первом разговоре Петручио показывает, что он интеллектуально и вербально равен Кейт, что делает его интересным на фоне мужчин, которыми она легко манипулировала.
Обращение Петручио с Катариной всячески стремится показать ей, что у неё нет иного выбора, кроме как приспособиться к своей социальной роли жены. Эта адаптация должна быть привлекательной для Кейт, поскольку следование этой роли, по крайней мере, означает, что она может добиться уважения, а не испытывать всеобщее отвращение, которое она получает как строптивица. Иметь социальную роль, даже неидеальную, должно быть менее болезненно, чем отвергать любую социальную роль вообще.
Петручио
Петручио — дворянин из Вероны. Шумный, эксцентричный, самоуверенный и нередко пьяный, он приехал в Падую, чтобы «выгодно жениться». Он мечтает лишь о женщине с огромным приданым, и Кейт кажется ему идеальным вариантом. Не обращая внимания на предупреждения о её строптивости, он в конце концов добивается успеха не только в ухаживании, но и в укрощении её языка и нрава.
Хвастливый, эгоистичный и расчётливый Петручио — один из самых сложных персонажей пьесы. Его поведение чрезвычайно трудно расшифровать, и в зависимости от интерпретации его действий кардинально меняется и трактовка пьесы в целом. Если он всего лишь тщеславный и жадный шовинист, рассматривающий брак как акт доминирования, то пьеса становится мрачной комедией о материализме и жажде власти.
Если же, с другой стороны, Петручио действительно способен любить Кейт и задумывает её укрощение лишь как средство для создания счастливого брака, тогда пьеса становится исследованием психологии отношений. Можно привести доводы в пользу любой интерпретации, но правда о Петручио, вероятно, лежит где-то посередине.
Он бессовестный эгоист и материалист, который намерен быть господином своей жены. Но в то же время он испытывает к ней чувства и понимает, что домашняя гармония (на его условиях) будет для неё лучше, чем её нынешняя жизнь в качестве строптивицы в Падуе. Он идёт на всё, чтобы навязать Кейт своё господство, но облекает это в форму проявления любви. Это показывает его стремление помочь Кейт адаптироваться к её новому общественному положению и желание сделать их брак счастливым.
Бьянка
Младшая дочь Баптисты. Прелестная Бьянка в начале пьесы предстаёт как антипод своей сестры Катарины: она кроткая, милая и скромная. Благодаря большому приданому и мягкому поведению за её руку борются несколько мужчин. Однако Баптиста не разрешает ей выходить замуж, пока не будет устроена судьба Катарины.
Баптиста
Баптиста Минола — один из самых богатых людей в Падуе, и его дочери привлекают многих женихов благодаря значительному приданому. Он добродушен, хотя и несколько поверхностен. Его растерянность усиливается, когда Кейт проявляет свой упрямый характер. В начале пьесы он уже отчаялся найти ей мужа и поставил условие, что она должна выйти замуж раньше Бьянки.
Лученцио
Молодой студент из Пизы, пылкий и влюбчивый Лученцио приезжает в Падую, чтобы учиться в знаменитом университете. Однако его сразу же отвлекают от дел, когда он с первого взгляда влюбляется в Бьянку. Переодевшись в преподавателя классических языков по имени Камбио, он убеждает Гремио предложить его Баптисте в качестве репетитора для Бьянки. Он завоёвывает её любовь, но его маскарад приводит к неприятностям, когда в Падую приезжает его отец, Винченцио.
Подобно тому, как Бьянка является антиподом Катарины, пылкий, влюблённый Лученцио служит антиподом для Петручио. Лученцио отражает тот идеализированный, поэтический взгляд на любовь, который отвергает прагматизм Петручио. Лученцио влюбляется с первого взгляда и приводит в действие романтический и причудливый план, чтобы завоевать сердце Бьянки.
В то время как любовь в пьесе часто обусловлена экономическими и социальными проблемами, Лученцио охвачен видением куртуазной любви, которая не учитывает практических соображений. Поэтому на протяжении большей части пьесы отношения Лученцио и Бьянки кажутся более чистыми по сравнению с отношениями Петручио и Катарины.
Решение Петручио жениться основано на его желании разбогатеть, в то время как решение Лученцио основано на романтической любви. Если Петручио посвящает себя «укрощению» невесты, то Лученцио — подчинению и заискиванию перед ней. В то время как Петручио устраивает свою свадьбу как публичное зрелище, Лученцио тайно венчается с Бьянкой.
Контраст между Лученцио и Петручио отличает «Укрощение строптивой» от других елизаветинских пьес. Через линию Лученцио и Бьянки пьеса выходит за рамки момента свадьбы и показывает последствия маскировки и ухищрений, которые они использовали. Когда начинаются практические дела супружеской жизни, увлечение Лученцио куртуазной любовью кажется несколько устаревшим. В конце концов, именно прагматизм Петручио приводит к крепкому браку, а поэтические инстинкты Лученцио оставляют его униженным, когда Бьянка отказывается отвечать на его призыв.
Транио
Слуга Лученцио. Транио сопровождает своего господина из Пизы. Хитроумный и забавный, он играет важную роль в интриге своего хозяина — принимает облик Лученцио и торгуется с Баптистой за руку Бьянки.
Гремио и Гортензио
Два джентльмена из Падуи. Гремио и Гортензио — ухажёры Бьянки в начале пьесы. Хотя они и соперники, эти пожилые мужчины становятся друзьями на почве общего разочарования после отказа Бьянки. Гортензио направляет Петручио к Катарине, а затем переодевается в учителя музыки, чтобы ухаживать за Бьянкой. Их планам мешает Лученцио. В итоге Гортензио женится на вдове.
Грумио
Слуга Петручио и шут пьесы — источник значительной части комических ситуаций.
Бьонделло
Второй слуга Лученцио, который помогает своему хозяину и Транио в осуществлении их замысла.
Кристофер Слай
Главный герой краткого пролога пьесы, Слай — пьяный медник, которого озорной дворянин обманом заставил поверить, будто он лорд.
Комментирование недоступно Почему?