«Укрощение строптивой», краткое содержание читать ~17 мин.
«Укрощение строптивой» – это комедийная пьеса, написанная Уильямом Шекспиром около 1590 года и впервые опубликованная в 1898 году. Общий тон пьесы лёгкий и комический, хотя исследование более важных социальных вопросов, таких как правильное соотношение полов в браке, придаёт комедии более серьёзный тон.
Катерина и Петручио – главные герои. Петручио пытается «приручить» Катерину, то есть утвердить свою власть в их браке и преодолеть её горячее сопротивление играть роль его жены. В основе сюжета – первые словесные конфликты Петручио и Катерины, многочисленные сцены сварливого поведения Катерины, включая её нападение на Бьянку; различные переодевания и уловки подсюжета; комичная свадьба Катерины и Петручио.
Сюжет
В английской сельской местности бедный лудильщик по имени Кристофер Слай становится объектом розыгрыша местного лорда. Найдя Слая пьяным до беспамятства перед пивной, лорд велит своим людям отвезти Слая в его поместье, одеть его в нарядные одежды и обращаться с ним как с лордом. Когда Слай приходит в себя, люди рассказывают ему, что он и есть лорд и что он считает себя лудильщиком только потому, что последние несколько лет был безумен.
Очнувшись в постели лорда, Слай сначала отказывается принять рассказ мужчин, но когда слышит о его «жене», паже, одетом в женскую одежду, он с готовностью соглашается, что он и есть лорд, за которого его выдают. Слай хочет остаться наедине с женой, но слуги сообщают ему, что прибыла труппа актёров, чтобы представить для него пьесу. Спектакль, который смотрит Слай, составляет основной сюжет «Укрощения строптивой».
В итальянский город Падуя прибывает богатый молодой человек по имени Лученцио со своими слугами Транио и Бьонделло, чтобы поступить в местный университет. Лученцио с нетерпением ждёт начала учёбы, но его приоритеты меняются, когда он видит Бьянку, красивую, мягкую девушку, в которую Лученцио мгновенно влюбляется.
Но есть две проблемы: во-первых, у Бьянки уже есть два жениха, Гремио и Гортензио; во-вторых, отец Бьянки, богатый старик по имени Баптиста Минола, объявил, что никто не может ухаживать за Бьянкой, пока не выйдет замуж её старшая сестра, злобная, нетерпеливая Катерина. Лученцио решает решить эту проблему, замаскировавшись под учителя латыни Бьянки, чтобы получить повод находиться в её обществе. Гортензио маскируется под её учителя музыки по той же причине. Пока Лученцио притворяется наставником Бьянки, Транио переодевается Лученцио и начинает советоваться с Баптистой о возможности жениться на его дочери.
Проблема Катерины решается для женихов Бьянки, когда друг Гортензио Петручио, дерзкий молодой человек из Вероны, приезжает в Падую, чтобы найти себе жену. Он намерен жениться на богатой женщине, и ему все равно, какая она, лишь бы она принесла ему состояние. Он соглашается жениться на Катерине.
На следующий день он отправляется в дом Баптисты, чтобы встретиться с ней, и между ними происходит грандиозная словесная дуэль. Когда Кэтрин многократно оскорбляет Петручио, Петручио говорит ей, что женится на ней независимо от того, согласна она или нет. Он лживо сообщает Баптисте, что Кэтрин согласилась выйти за него замуж в воскресенье. Услышав это заявление, Катерина странно молчит, и свадьба назначена.
В воскресенье Петручио опаздывает на собственную свадьбу, оставляя Катерину в страхе, что она станет старой девой. Когда Петручио приезжает, он одет в нелепый наряд и едет на сломанной лошади.
После свадьбы Петручио заставляет Кэтрин уехать в его загородный дом до начала пира, заявляя всем, кто его слышит, что она теперь его собственность и он может поступать с ней, как ему заблагорассудится. Когда они приезжают в его загородный дом, Петручио продолжает процесс «приручения» Кэтрин, не давая ей есть и спать в течение нескольких дней – он притворяется, что любит её так сильно, что не может позволить ей есть его некачественную еду или спать в его плохо заправленной постели.
В Падуе Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, завлекая её латинским переводом, в котором признается ей в любви. Гортензио делает ту же попытку с помощью урока музыки, но Бьянка любит Лученцио, а Гортензио решает жениться на богатой вдове. Транио добивается согласия Баптисты на брак Лученцио с Бьянкой, предложив огромную сумму денег, чтобы одарить её. Баптиста соглашается, но говорит, что прежде чем брак состоится, он должен получить подтверждение этой суммы от отца Лученцио.
Транио и Лученцио, всё ещё переодетые, считают, что им ничего не остаётся, как найти старика, который сыграет роль отца Лученцио. Транио прибегает к помощи старого педанта, или школьного учителя, но пока педант разговаривает с Баптистой, Лученцио и Бьянка решают обойти сложную ситуацию, сбежав.
Вскоре Катерина и Петручио возвращаются в Падую, чтобы навестить Баптисту. По дороге Петручио заставляет Катерину сказать, что солнце – это луна, а старик на самом деле прекрасная дева. Поскольку своеволие Катерины рассеивается, она соглашается, что все так, как говорит её муж. По дороге супруги встречают отца Лученцио, Винченцио, который едет в Падую, чтобы повидаться с сыном. В Падуе Винченцио потрясён тем, что Транио выдаёт себя за Лученцио. Наконец, Бьянка и Лученцио приезжают, чтобы сообщить новость о своей свадьбе. И Винченцио, и Баптиста в конце концов соглашаются на брак.
На банкете после свадьбы Гортензио с вдовой другие герои потрясены тем, что Катерину словно «приручили» – она слушается всего, что говорит Петручио, и произносит длинную речь в защиту верности жён своим мужьям. Когда трое новых мужей устраивают соревнование, кто из их жён первым повинуется, когда его вызывают, все ожидают, что победит Лученцио.
Однако Бьянка посылает ответное послание с отказом повиноваться, а Катерина немедленно приходит. Остальные признают, что Петручио одержал удивительную победу, и счастливые Катерина и Петручио покидают банкет и ложатся спать.
Темы
Брак как экономический институт
Как романтическая комедия, пьеса в основном сосредоточена на романтических отношениях между мужчиной и женщиной, которые развиваются от первого интереса к браку. В этом отношении пьеса является типичной романтической комедией. Однако, в отличие от других шекспировских комедий, «Укрощение строптивой» не завершает своё исследование любви и брака свадьбой. Скорее, она предлагает значительный взгляд на будущую жизнь супружеских пар, который служит завершением исследования социального аспекта любви.
В отличие от «Ромео и Джульетты», внутренние эмоциональные желания играют лишь второстепенную роль в исследовании любви в «Укрощении строптивой». Вместо этого «Укрощение строптивой» подчёркивает экономические аспекты брака – в частности, то, как экономические соображения определяют, кто на ком женится. В пьесе прослеживается тенденция исследовать романтические отношения с социальной точки зрения, рассматривая институты ухаживания и брака, а не внутренние страсти влюблённых.
Более того, в пьесе уделяется внимание тому, как ухаживание влияет не только на самих влюблённых, но и на их родителей, слуг и друзей. В целом, если муж и жена устанавливают брачные отношения после свадьбы, то отношения ухаживания оговариваются между будущим мужем и отцом будущей жены.
Таким образом, брак становится сделкой, связанной с передачей денег. Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, но получает разрешение жениться на ней только после того, как ему удаётся убедить Баптисту, что он сказочно богат. Если бы Гортензио предложил больше денег, он бы женился на Бьянке, независимо от того, любила ли она Лученцио.
Влияние социальных ролей на индивидуальное счастье
Каждый человек в пьесе занимает определённую социальную позицию, которая несёт в себе определённые ожидания относительно того, как этот человек должен себя вести. Социальное положение персонажа определяется такими вещами, как его или её богатство, возраст, пол, профессия, происхождение и образование; правила, регулирующие поведение каждого из них, жёстко навязываются семьёй, друзьями и обществом в целом.
Например, Лученцио занимает социальную роль богатого молодого студента, Транио – роль слуги, а Бьянка и Катерина – роли молодых девиц из высшего класса. По крайней мере, предполагается, что они занимают эти роли, но, как показано в пьесе, в действительности Кейт не хочет иметь ничего общего со своей социальной ролью, и её строптивость проистекает непосредственно из её разочарования своим положением.
Поскольку она не соответствует поведенческим ожиданиям своего общества, она сталкивается с холодным неодобрением этого общества, и из-за своей отчуждённости она становится несчастной. Однако Кейт – лишь один из многих персонажей «Укрощения строптивой», которые пытаются обойти или отвергнуть свою социально определённую роль: Лученцио превращается в учителя латыни из рабочего класса, Транио – в богатого молодого аристократа, Кристофер Слай из лудильщика превращается в лорда, и так далее.
По сравнению с более серьёзными переживаниями Кэтрин по поводу своей роли, попытки других персонажей обойти социальные ожидания кажутся безобидной забавой. Однако пьеса показывает, что каждое превращение должно быть отменено, прежде чем в конце пьесы возобновится обычная жизнь. В конечном счёте, счастье общества зависит от того, будет ли каждый играть свою предписанную роль.
Через мотив переодевания в пьесе проводится мысль о том, что одежда человека определяет его социальное положение, но в итоге утверждается, что это не так. Слуга может надеть одежду господина, но он остаётся слугой, который должен вернуться на своё место, как мы видим на примере Транио. Точно так же Лученцио должен раскрыть свои уловки отцу и Баптисте, прежде чем начать отношения с Бьянкой.
Развитие Кейт на протяжении пьесы в основном определяется её постепенной адаптацией к новой социальной роли жены. Она подчиняется унизительному режиму укрощения Петручио, потому что на каком-то уровне знает, что, нравится ли ей роль жены или нет, она будет счастливее, принимая свои социальные обязательства, чем жить так, как она враждовала со всеми, кто был с ней связан.
На самом деле, основное волнение в «Укрощении строптивой» связано с проницаемыми социальными границами, которые постоянно пересекаются теми, кто использует маскировку или ловкую ложь. В конце концов, однако, общепринятый порядок восстанавливается, и те персонажи, которые гармонируют с этим порядком, достигают личного счастья.
Список персонажей
Катерина
Катерина, или Кейт, – «строптивая» из названия пьесы, дочь Баптисты Минолы, с которым она живёт в Падуе. Она остра на язык, вспыльчива и склонна к насилию, особенно по отношению к тому, кто пытается жениться на ней. Ее враждебность к женихам особенно огорчает её отца. Но её гнев и грубость скрывают глубоко укоренившееся чувство неуверенности в себе и ревность к сестре Бьянке. Однако она не вечно сопротивляется своему ухажёру Петручио и в конце концов покоряется ему, несмотря на то, что ранее отвергала брак.
Широко известная в Падуе как строптивая, Катерина в начале пьесы неистова и остра на язык. Она постоянно оскорбляет и унижает окружающих её мужчин и склонна к диким проявлениям гнева, во время которых она может физически напасть на того, кто её разозлит.
Хотя большинство персонажей пьесы просто считают Кэтрин от природы недоброжелательной, вполне правдоподобно предположить, что её неприятное поведение проистекает из несчастья. Возможно, она ведёт себя как строптивая, потому что несчастна и отчаялась.
Есть много возможных источников несчастья Кэтрин: она выражает ревность по поводу отношения отца к её сестре, но её беспокойство может также проистекать из чувства собственной нежелательности, страха, что она никогда не найдёт себе мужа, неприятия того, как к ней относятся мужчины, и так далее. Короче говоря, Кэтрин чувствует себя не на своём месте в обществе.
Благодаря своему уму и независимости она не желает играть роль девичьей дочери. Ей явно не нравится, что общество требует от неё повиновения отцу, изящества и вежливости по отношению к женихам. Но в то же время Кэтрин должна понимать, что, учитывая жёсткость её социального положения, единственная надежда обрести надёжное и счастливое место в мире заключается в том, чтобы найти мужа. Эти противоречивые по своей сути импульсы могут привести к её страданиям и плохому настроению.
Возникает порочный круг: чем сильнее она злится, тем меньше вероятность того, что она сможет приспособиться к предписанной ей социальной роли; чем более отчуждённой она становится в обществе, тем больше растёт её гнев.
Несмотря на унижения и лишения, которые Петручио добавляет в её жизнь, легко понять, почему Катерина может поддаться желанию выйти замуж за такого человека, как он. В их первом разговоре Петручио показывает, что он интеллектуально и словесно равен Кэтрин, что делает его, в некотором роде, захватывающим изменением по сравнению с легко доминирующими мужчинами, которые обычно окружают её.
Насильственное обращение Петручио с Кэтрин всячески стремится показать ей, что у неё нет иного выбора, кроме как приспособиться к своей социальной роли жены. Эта адаптация должна быть привлекательной для Кэтрин на каком-то уровне, поскольку, даже если ей не нравится роль жены, игра в ней, по крайней мере, означает, что она может добиться уважения и внимания со стороны других, а не испытывать всеобщее отвращение, которое она получает как строптивая.
Иметь социальную роль, даже если она не идеальна, должно быть менее болезненно, чем постоянно отвергать любую социальную роль вообще. Таким образом, окончательное подчинение Катерины корыстному «обучению» Петручио оказывается более рациональным, чем могло показаться вначале: к концу пьесы она обретает положение и даже авторитет, которых раньше была лишена.
Петручио
Петручио – дворянин из Вероны. Громкий, шумный, эксцентричный, быстро соображающий и часто пьяный, он приехал в Падую «жениться и процветать». Он мечтает лишь о женщине с огромным приданым, и Кейт кажется ему идеальным вариантом. Не обращая внимания на всех, кто предупреждает его о её строптивости, он в конце концов добивается успеха не только в ухаживании за Кэтрин, но и в том, чтобы утихомирить её язык и нрав своим собственным.
Хвастливый, эгоистичный, меркантильный Петручио – один из самых сложных персонажей «Укрощения строптивой»: его поведение чрезвычайно трудно расшифровать, и в зависимости от того, как мы интерпретируем действия Петручио, кардинально меняется наша интерпретация пьесы в целом. Если он не более чем тщеславный, беспечный, жадный шовинист, рассматривающий брак как акт доминирования, то пьеса становится мрачной комедией о материализме и жажде власти, которые диктуют браки под видом придворной любви. Если же, с другой стороны, Петручио на самом деле способен любить Кейт и задумывает приручить её лишь как средство для осуществления счастливого брака, тогда пьеса становится исследованием психологии отношений.
Можно привести доводы в пользу любой интерпретации, но правда о Петручио, вероятно, лежит где-то посередине: он бессовестный эгоист, материалист и намерен быть господином и хозяином своей жены, но он также любит её и на каком-то уровне понимает, что домашняя гармония (на его условиях, конечно) была бы лучше для неё, чем её нынешняя жизнь в качестве землеройки в Падуе. В этом смысле Петручио идёт на все, чтобы навязать Кейт своё господство, держа её уставшей и голодной в течение некоторого времени после их свадьбы, но он также настаивает на том, чтобы оформить это обращение на языке любви, показывая своё стремление к тому, чтобы Кейт адаптировалась к своему законному, назначенному обществом месту, и своё желание сделать их брак счастливым.
Прежде всего, Петручио – это комическая фигура, преувеличенная личность, которая постоянно заставляет зрителей смеяться. И хотя мы смеёмся вместе с Петручио, когда он «приручает» Кейт, мы также смеёмся над ним, поскольку видим, как он сатирически высмеивает то самое гендерное неравенство, которое в конечном итоге поддерживает сюжет «Укрощения строптивой».
Бьянка
Младшая дочь Баптисты. Прелестная Бьянка в начале пьесы оказывается противоположностью своей сестры Кейт: она мягко говорит, мила и непритязательна. Таким образом, она выступает в роли главной женской рапиры Кейт. Из-за её большого приданого и мягкого поведения несколько мужчин борются за её руку. Однако Баптиста не разрешает ей выйти замуж, пока Кейт не женится.
Баптиста
Минола Баптиста – один из самых богатых людей в Падуе, и его дочери становятся добычей многих женихов из-за значительного приданого, которое он может предложить. Он добродушен, хотя и немного поверхностен. Его рассеянность усиливается, когда Кейт проявляет свой упрямый характер. Так, в начале пьесы он уже отчаялся найти ей жениха, решив, что она должна выйти замуж раньше Бьянки.
Лученцио
Молодой студент из Пизы, добродушный и бесстрашный Лученцио приезжает в Падую, чтобы учиться в знаменитом университете города, но его сразу же отвлекают от дел, когда он с первого взгляда влюбляется в Бьянку. Переодевшись в преподавателя классики по имени Камбио, он убеждает Гремио предложить его Баптисте в качестве репетитора для Бьянки. Он завоёвывает её любовь, но его пародия приводит к неприятностям, когда его отец, Винченцио, приезжает в Падую.
Подобно тому, как Бьянка является рапирой Катерины – её противоположностью, бесстрашный, влюблённый Лученцио служит рапирой для Петручио на протяжении всей пьесы. Лученцио отражает тот идиллический, поэтический взгляд на любовь, который отвергает прагматизм Петручио: Лученцио с первого взгляда влюбляется в Бьянку, говорит, что умрёт, если не сможет завоевать её сердце, и впоследствии приводит в действие романтический и причудливый план, чтобы сделать это.
В то время как любовь в пьесе часто смягчается экономическими и социальными проблемами, Лученцио охвачен видением придворной любви, которая не включает в себя практические соображения таких мужчин, как Петручио. Поэтому на протяжении большей части пьесы отношения Лученцио и Бьянки кажутся свежими и чистыми по сравнению с отношениями между Петручио и Катериной.
Решение Петручио жениться основано на его самопровозглашённом желании выиграть состояние, в то время как решение Лученцио основано на романтической любви. Более того, если Петручио посвящает себя укрощению невесты, то Лученцио – подчинению и заискиванию перед ней. В то время как Петручио устраивает свою свадьбу как публичное зрелище, Лученцио сбегает с Бьянкой.
Контраст между Лученцио и Петручио отличает «Укрощение строптивой» от других елизаветинских пьес. Через Лученцио и Бьянку пьеса выходит за рамки момента свадьбы романтических влюблённых и показывает последствия маскировки и ухищрений, которые они использовали для своего романа.
Когда начинаются практические дела супружеской жизни, увлечение Лученцио придворной любовью кажется несколько устаревшим и нелепым. В конце концов, именно тревожный, вычурный прагматизм Петручио приводит к счастливому и крепкому браку, а поэтизированные инстинкты Лученцио оставляют его униженным, когда Бьянка отказывается отвечать на его призыв. Любовь, безусловно, существует в мире «Укрощения строптивой», но театральная любовь Лученцио, какой бы привлекательной она ни была, оказывается неспособной справиться со всем спектром проблем и соображений, с которыми сталкиваются супружеские пары во взрослой жизни.
Транио
Слуга Лученцио. Транио сопровождает Лученцио из Пизы. Извилистый и комичный, он играет важную роль в шараде своего хозяина – принимает облик Лученцио и торгуется с Баптистой за руку Бьянки.
Гремио и Гортензио
Два джентльмена из Падуи. Гремио и Гортензио – женихи Бьянки в начале пьесы. Хотя они и соперники, эти пожилые мужчины становятся друзьями во время их взаимного разочарования и отказа Бьянки. Гортензио направляет Петручио к Кате, а затем переодевается в учителя музыки, чтобы ухаживать за Бьянкой. И ему, и Гремио мешает Лученцио. В итоге Гортензио женится на вдове.
Грумио
Слуга Петручио и дурак всей пьесы – источник большого комического облегчения.
Бьонделло
Второй слуга Лученцио, который помогает своему хозяину и Транио в осуществлении их замысла.
Кристофер Слай
Главный герой краткого вступления пьесы, Слай – пьяный лудильщик, которого озорной дворянин обманул, заставив думать, что он действительно лорд.
- В нижегородском театре «Комедiя» состоялась премьера спектакля «Укрощение строптивой»
- «Король Лир», краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
- «Много шума из ничего», краткое содержание
- «Макбет», краткое содержание и анализ
- «Отелло» Вильяма Шекспира, краткое содержание
- «Ромео и Джульетта», краткое содержание и анализ
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?