«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание читать ~16 мин.
Роман написан в течение двенадцати лет, с 1944 по 1956 год. Его части были опубликованы в виде рассказов ещё в 1951 году, но полностью роман был впервые издан в 1957 году.
«Вино из одуванчиков» – это роман, действие которого происходит летом 1928 года в Грин Тауне, штат Иллинойс, и повествует о приключениях двенадцатилетнего Дугласа Сполдинга. Книга представляет собой историю о наступлении совершеннолетия, которая вращается вокруг опыта общения Дугласа с семьёй и друзьями и его открытия красоты и быстротечности жизни.
Сюжет
Дуглас Сполдинг – двенадцатилетний мальчик, живущий в Грин Тауне, штат Иллинойс. Лето начинается с того, что Дуглас приходит к осознанию того, что он жив, и радуется красоте всего, что его окружает. Вино из одуванчиков, которое он делает вместе со своим десятилетним братом Томом и дедушкой, олицетворяет эту красоту. В конце июня, июля и августа они отжимают по одной маленькой бутылочке на каждый день лета.
Дуглас готов наслаждаться волшебной жизнью лета, но чего-то не хватает. Ему нужны новые кроссовки. Дугласу нужны новые кроссовки не потому, что он хочет хорошо выглядеть или потому, что прошлогодняя пара вышла из моды. Ему нужны новые кроссовки, потому что теннисные туфли Royal Crown Cream-Sponge Para Litefoot Tennis Shoes обладают волшебством, которое ему необходимо, чтобы бежать как ветер и нестись по миру. Дуглас рассказывает мистеру Сандерсону, продавцу обуви, о важности кроссовок для него, и его страсть так велика, что старик ненадолго переносится в своё детство, когда он хотел бегать, как газели и антилопы.
Старик настолько взволнован речью Дугласа, что даёт ему список поручений, которые он должен выполнить в обмен на новые кроссовки. Теперь Дуглас готов бежать через город и его овраг, ворота в дикую природу, со своими приятелями Чарли Вудманом и Джоном Хаффом.
Дуглас решает, что этим летом он будет записывать происходящие события двумя разными способами: он будет записывать все ритуалы, которые происходят каждое лето, и записывать свои размышления об этих ритуалах. Он уже обнаружил, что взрослые и дети – две разные расы, и сообщает Тому о своём плане записать лето.
Лето насыщено событиями. Лео Ауффманн, городской ювелир, решает изобрести машину счастья. Он терпит неудачу, но из своего провала узнает, что его семья – единственная машина счастья, которая ему когда-либо понадобится. Дуглас огорчён тем, что Лео не смог добиться успеха в своём начинании. Дедушка Сполдинг указывает на красоту стрижки газона Биллу Форрестеру, газетчику, который живёт в доме бабушки и дедушки Дугласа (по соседству с его домом). Вместе со своей мамой, бабушкой и прабабушкой Дуглас и Том помогают выбивать пыль и грязь из огромных ковров дома. Том обнаруживает, что старики никогда не были детьми, и рассказывает об этом Дугласу.
Дуглас поражён этим, но вскоре понимает, что старики имеют огромную ценность. Чарли берет Джона и Дугласа на встречу с полковником Фрилеем, очень старым человеком, которого они называют Машиной времени, потому что его рассказы переносят их в прошлое. Дуглас понимает, что старики, возможно, и не были детьми, но у них есть прошлое.
Для Дугласа все также начинает меняться. Зелёная машина, электромобиль, которым управляли мисс Ферн и мисс Роберта и на котором иногда катались все дети, убирается в гараж, чтобы больше никогда не ездить. Городской троллейбус, управляемый мистером Тридденом, ходит в последний раз. На смену троллейбусу придут автобусы. Джон Хафф, лучший друг Дугласа, сообщает ему, что переезжает в Милуоки. Дуглас сокрушается по поводу отъезда Джона и, чтобы справиться с потерей друга, очень злится на него за то, что он уехал.
Миссис Эльмира Браун обвиняет Клару Гудуотер в том, что она использует магию, чтобы каждый год выигрывать выборы в женской ложе «Жимолость», и пытается применить собственное магическое заклинание. Этот эпизод заканчивается комической катастрофой, и Том пересказывает все Дугласу, который в восторге от идеи магии. Затем полковник Фрилей умирает, и Дуглас чувствует большую потерю. Он понимает, что все истории и воспоминания полковника ушли вместе с ним, и с наступлением августа Дуглас начинает с грустью думать о лете. Однако его деду удаётся поднять ему настроение с помощью вина из одуванчиков.
Вскоре образ смерти начинает преследовать Дугласа ещё больше. Он наблюдает за коротким, но милым романом между Биллом Форрестером и девяностопятилетней Хелен Лумис. Хотя их возраст плохо сочетается, они проводят часы, разговаривая вместе каждый день в течение нескольких недель, и кажется, что их умы идеально подходят друг другу. Все заканчивается, когда мисс Лумис умирает, и Дуглас остаётся в недоумении, почему не бывает счастливых концов. Его брат Том пытается объяснить, что роман был счастливым, потому что это было все, что они могли иметь, но Дугласа это не удовлетворяет.
Одиночка, злой разбойник, который скрывается в ночи и душит женщин, держит город в страхе. Лавиния Неббс и Франсин по дороге в кино натыкаются на труп Элизабет Рамселл. Дуглас видит тело и убегает. Позже той же ночью мисс Неббс закалывает и убивает Одиночку в своём доме. Пока Том убеждает Чарли, что убитый не мог быть Одиночкой, потому что он не похож на того Одиночку, которого они себе представляли, Дуглас потрясён тем, как близко он был к смерти.
Затем умирает его прабабушка, и хотя она говорит Дугласу, что смерть – это не плохо, он начинает делать роковые выводы. Дуглас понимает, что должен умереть. Он уговаривает брата помочь ему в безумной эскападе, чтобы спасти восковую ведьму Таро из грошового зала игровых автоматов, где она предсказывает людям судьбу. Дуглас думает, что она действительно мадам Таро, заключённая в воск, и когда он освободит её, она поможет ему жить вечно.
Дуглас знает, что никакая ведьма не спасёт его от смерти, и смирившись с тем, что он должен умереть, он впадает в страшную лихорадку. Никто не может помочь Дугласу, кроме мистера Джонаса, старьёвщика, который дарит ему две бутылки чистого зимнего воздуха, чтобы попробовать его, когда летняя жара станет слишком сильной. Подарок мистера Джонаса снимает лихорадку. Лето стало слишком тяжёлым для Дугласа, но воздух помогает ему понять, что перемены – это часть жизни, и возвращает лету волшебство. Дуглас смог примириться со своей смертью. Он передаёт дар, который мистер Джонас подарил ему, своей бабушке, когда она теряет свой спонтанный талант к приготовлению пищи. Лето заканчивается тем, что Дуглас вновь ощущает волшебство жизни.
Темы
Жизнь
«Вино из одуванчиков» – это история об одном лете, но это также история о жизни людей и о том, что значит жить. Дуглас Сполдинг – центральный персонаж книги, и главная проблема, с которой он сталкивается в течение лета, – это смириться с жизнью. Сначала Дуглас осознает тот факт, что он жив. Он никогда не задумывался об этом раньше, и это открытие приносит ему чистую радость.
Дуглас радуется всему, что его окружает. Однако большая часть книги посвящена тому, как Дуглас примиряется с тем, что неизбежно следует за осознанием того, что он жив – осознанием того, что он должен умереть.
Жизнь очень просто неотделима от смерти, потому что это два противоположных конца существования, и граница между ними чёткая. Жизнь имеет смысл только до тех пор, пока существует смерть. Но двенадцатилетнему мальчику, такому как Дуглас, который только что узнал, что он жив, не так-то просто справиться с мыслью о смерти.
Смерть лишит его всего волшебства, которое он только что обрёл, и поэтому он не может смириться с тем, что она наступит. Но на протяжении всей книги Брэдбери показывает нам, что смерть – это не всегда плохо. И Хелен Лумис, и прабабушка Сполдинг умирают довольными. Они смогли умереть счастливыми, потому что прожили свою жизнь так, как хотели. Мы не можем идти по жизни, пытаясь избежать смерти. Напротив, полковник Фрилей охотно торопит свою смерть, чтобы почувствовать, как его кровь течёт по венам, а сердце бьётся, как в молодости, когда он был полон сил. Важно, чтобы мы постоянно наслаждались волшебством жизни.
Как и дедушка Сполдинг, мы должны видеть красоту в стрижке газона и ощущать пикантный вкус сорняков. Дуглас тяжело заболевает и почти умирает, прежде чем приходит мистер Джонас и дарит ему то, что он забыл, что у него есть, – жизнь. Борьба со смертью стала для Дугласа ужасной, потому что он отказался от неё. Мы не можем остановить смерть, но, признав это, мы можем жить полной жизнью, не принимая её как должное и не подвергая чрезмерному сомнению её красоту.
Счастье
Неудивительно, что в книге о детском лете главной темой должно быть счастье. Однако, учитывая, что эта история связана с примирением со смертью, очень важно, что в романе нет ни одного эпизода, который не имел бы в той или иной степени счастливого конца. Все в жизни счастливо. Дуглас и Том почти всегда счастливы. В «Вине из одуванчиков» счастье не столько противопоставляется печали, сколько является состоянием по умолчанию. Жизнь приятна, поэтому люди должны быть счастливы. Даже в тех главах, где речь идёт о зле, например, об Одиночке и его встрече с Лавинией Неббс, есть светлые моменты, которые напоминают нам, что зло – это только часть картины. И, кроме того, Лавиния Неббс убивает Одиночку.
Полковник Фрилей счастлив, когда умирает, как и прабабушка Сполдинг. Машина счастья Лео Ауфмана причиняет боль его семье, но в конце концов Лео понимает, что семья сама по себе и есть счастье. Джон Хафф оставляет Дугласа позади, но у него останутся приятные воспоминания о лучшем друге.
На все происходящее можно смотреть как на благословение. Но Брэдбери не говорит, что в жизни нет печальных вещей; он не отрицает, что зло имеет место. Напротив, Брэдбери указывает на то, что в жизни всегда происходит много прекрасного и великого, начиная от кошения травы и разлива вина из одуванчиков и заканчивая любовью между Биллом Форрестером и Хелен Лумис. И даже в печальных ситуациях вокруг нас так много прекрасного и волшебного, поэтому счастье приходит само собой. Брэдбери рисует картину людей как по сути счастливых существ.
Перемены
Концепция перемен пронизывает «Вино из одуванчиков». В некоторые моменты Дуглас чувствует, что за лето все меняется – его лучший друг уезжает, люди в городе умирают, умирает прабабушка. Но Дуглас никак не может разобраться во всех этих переменах, потому что по-настоящему осознал свою жизнь только в начале лета. Он считает все перемены плохими, потому что они уводят от прежнего уклада жизни.
Однако это не обязательно так, и часть подарка мистера Джонаса Дугласу – это знание о постоянстве мира. Времена года приходят и уходят по кругу, и лето не длится вечно. Том и другие дети склонны смотреть на вещи одинаково, потому что они не видят никакого развития событий в своей жизни. Дуглас осознает, что такая прогрессия существует, и поэтому любые изменения пугают его.
Дедушка Сполдинг, напротив, понимает, что, хотя времена меняются, они также остаются прежними. Он, как и другие взрослые герои книги, понимает, что жизнь – это круговорот. Поскольку сама жизнь находится в постоянном движении, в ней происходит множество изменений, но жизнь в какой-то мере возвращается к тому, что было раньше.
Таким образом, хотя все люди стареют, верно и то, что по мере того, как происходит этот процесс, вы начинаете воспринимать изменения в жизни как постоянную величину. В конце книги дедушка Сполдинг говорит Дугласу и Тому, что в его возрасте дни как бы сливаются воедино. Том не верит ему и настаивает, что всегда будет помнить тот день. Но Тому не хватает перспективы, чтобы сказать то, что может его дедушка. С другой стороны, Дуглас, с его новым пониманием жизни, начинает постигать постоянство некоторых перемен в жизни.
Персонажи
Дуглас Сполдинг
Главный герой книги. Дуглас – двенадцатилетний мальчик с живым воображением и сострадательной натурой. Он глубоко переживает за свою семью и друзей и хочет понять события, которые происходят вокруг него. Дугласу трудно понять, почему не всегда все складывается удачно, и особенно его беспокоит смерть. Его страсть к жизни и способность ясно излагать её – редкие черты для двенадцатилетнего ребёнка. Дуглас обладает глубоким пониманием жизни, и именно поэтому ему так трудно смириться с понятием смерти. Однако Дуглас очень любит учиться, и он принимает близко к сердцу уроки, которые получает от членов своей семьи и друзей.
Том Сполдинг
Десятилетний брат Дугласа. Том во многом противопоставляет себя своему старшему брату. Том ещё не столкнулся с теми трудностями взросления, через которые пришлось пройти Дугласу. Его реакции на ситуации помогают Дугласу сохранять баланс между взрослой точкой зрения и взглядом на вещи с точки зрения ребёнка. Том чрезвычайно умён и очень изобретателен. Он прекрасно понимает Дугласа, хотя и не всегда может понять, с чем имеет дело Дуглас. Том видит то, чего не видят другие герои книги, и он осознает этот факт.
Дедушка Сполдинг
Дедушка Дугласа и Тома. Дедушка Сполдинг даёт много мудрости, на которую Дуглас и Том полагаются на протяжении всего романа. Это остроумный старик, который восхищается красотой жизни и мира и обладает способностью делать свои чувства понятными как взрослым, так и детям. Дедушка Сполдинг – глава семьи, и он нравится всем в городке. Он любит пофилософствовать и оправдывает стрижку газонов как прекрасное занятие, потому что оно позволяет человеку побыть наедине с собой и миром. Дедушка Сполдинг находит удовольствие в мелочах – например, в одуванчиках.
Бабушка Сполдинг
Бабушка Дугласа и Тома. Бабушка Сполдинг разделяет ту же жажду жизни, что и дедушка Сполдинг и остальные члены семьи. Однако, в отличие от своего мужа, она обладает особой способностью, которая показывает, насколько она в гармонии с миром – она готовит. Бабушка Сполдинг – блестящий повар-спонтанник, способный придумывать великолепные блюда, не имея представления о конкретных ингредиентах. Она – женщина, которая чувствует себя как дома в этом мире и довольна своей жизнью, и её кулинария отражает эту безопасность и довольство.
Прабабушка Сполдинг
Матриарх семьи Сполдинг. Прабабушка Сполдинг живёт так же, как и остальные члены семьи. Она довольна миром и жизнью, которую прожила, и умирает довольной. Она пытается передать Тому и Дугласу своё понимание жизни как процесса, который должен закончиться, даже если люди продолжают жить в своих семьях.
Джон Хафф
Лучший друг Дугласа. Джон Хафф – лучший спортсмен среди мальчиков. Он также добрый и знает все, что хотят знать двенадцатилетние мальчики. Джон переживает, что после отъезда из Зелёного городка он станет лишь забытым воспоминанием.
Полковник Фрилей
Полковник Фрилей, очень старый человек, чьё тело его подвело, живёт ради тех мгновений, когда его сердце бьётся в груди, а дыхание происходит с задержками. Он хочет лишь жить полной жизнью и передаёт эту страсть мальчикам через истории, которые он им рассказывает.
Отец
Отец Дугласа и Тома – человек, спокойно живущий как в цивилизации, так и в дикой природе. Он тихий и вдумчивый, и он очень хорошо понимает своих детей. Он знает, что такое взросление, и готов помочь Дугласу и Тому, когда они проходят через этот процесс.
Мать
Сильная духом, но добрая мать Дугласа очень заботится о своих детях. Она очень беспокоится за их безопасность и переживает, что Дугласу может быть причинен вред, пока он находится в дикой местности с Джоном Хаффом и Чарли Вудманом.
Мистер Джонас
Городской старьёвщик. Мистер Джонас – заботливый человек, который понимает, что переживает Дуглас во время своей лихорадки. Мистер Джонас сам испытывает грусть от того, как устроен мир, и знает, что любовь к жизни – единственный способ преодолеть эти чувства.
Билл Форрестер
Пансион в доме бабушки и дедушки Дугласа. Билл очень хорошо ладит со всеми. Дедушка Сполдинг учит его прелестям стрижки газона. Перед смертью Билл проводит несколько недель, очарованный Хелен Лумис, и её острый, пытливый ум совпадает с его умом.
Мисс Хелен Лумис
У девяностопятилетней Хелен Лумис за плечами целая жизнь приключений и вера в настоящую любовь, которую она разделяет с Биллом Форрестером. Она верит, что любовь, которую они разделяют, любовь разума, является величайшей любовью, и что однажды они встретятся в нужное время и разделят любовь на всю жизнь.
Чарли Вудман
Другой хороший друг Дугласа. Именно Чарли знакомит мальчиков с полковником Фрилеем. Чарли всегда ищет острых ощущений и приключений, и у него нюх на волшебные вещи, которые так нужны двенадцатилетним детям.
Лавиния Неббс
Не желая, чтобы мания вокруг Одиночки напугала её, Лавиния Неббс не позволит страху диктовать ей жизнь. Она начинает вечер рассудительно и бесстрашно, но по дороге домой её охватывает паника, когда она признается в своём страхе. У себя дома она закалывает и убивает Одинокого швейными ножницами.
Одиночка
Антагонист в книге. Одиночка – это сила, которую боятся все в городе. Взрослые боятся человека, которого зарезала и убила Лавиния Неббс, но дети боятся чего-то другого. Для детей Одиночка представляет собой злую силу, которая всегда таится в темноте и которую невозможно убить.
Лео Ауфманн
Городской изобретатель. Лео Ауффманн настолько же счастлив, насколько гениален. По шутливому предложению Дугласа и дедушки Сполдинга он решает построить Машину Счастья, но обнаруживает, что это только угрожает настоящему счастью в его жизни – его семье. Он предан своей семье и не может быть счастливее, чем в кругу жены и детей.
Лена Ауфманн
Жена Лео. Она выступает против создания Лео машины счастья, указывая на то, что в их жизни все хорошо. Она с самого начала понимает, что настоящее счастье приходит из любящей семьи, и Лена делает все возможное, чтобы помочь своему мужу увидеть это.
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
- «Урочный час» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Иллюстрированный человек» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «И грянул гром» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Вельд» Рэя Брэдбери, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?