«Коммунистический манифест» Карла Маркса, кратко читать ~6 мин.
В 1845 году Карл Маркс (нем. Karl Heinrich Marx) был выслан из Парижа за свою политическую деятельность. Он переехал в Брюссель, где продолжил работу по объединению разрозненных групп немецких эмигрантов-ремесленников в единую политическую организацию. Эта деятельность велась в рамках «Союза коммунистов» — международной организации, созданной на базе «Союза справедливых».

В 1847 году состоялись два конгресса «Союза коммунистов» в Лондоне, на которых обсуждались программные цели движения. Под влиянием К. Маркса и Ф. Энгельса собрание приняло их теоретическую позицию. Вместо утопического лозунга «Все люди — братья» был утверждён новый, боевой призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Маркс изложил свою концепцию классовой борьбы, объясняя, что пролетарская революция не только является решением экономических трудностей, но и исторически неизбежна. По итогам конгресса «Союз коммунистов» поручил Марксу и Энгельсу составить программный документ, который стал известен как «Манифест Коммунистической партии».
Работая над текстом, Маркс опирался на проект, подготовленный Энгельсом, — «Принципы коммунизма». Хотя «Манифест» во многом следует структуре и идеям этого документа, финальная версия была полностью написана рукой Маркса, который придал ей отточенную форму и страстный публицистический стиль. Маркс завершил работу в сжатые сроки, установленные «Союзом».
«Манифест» был опубликован на немецком языке в феврале 1848 года, накануне волны революций, охвативших континент и получивших название «Весна народов». Хотя «Манифест» не был причиной этих восстаний, он точно отразил их социально-экономические предпосылки. Когда в марте 1848 года революция вспыхнула в Германии, Маркс отправился в Рейнскую область, чтобы принять в ней участие. После поражения революции он был вынужден эмигрировать в Лондон, а «Союз коммунистов» был распущен. «Манифест» остался его главным наследием.
«Манифест» имеет долгую и сложную историю. Изначально он был практически не замечен среди множества памфлетов 1848 года. Его влияние начало расти десятилетия спустя, особенно после Парижской коммуны 1871 года. С появлением массовых социал-демократических партий в Европе и благодаря многочисленным переводам, включая русский перевод Г. В. Плеханова, «Манифест» стал одним из самых влиятельных политических текстов в истории.
Идеи «Манифеста» легли в основу коммунистических политических систем, которые в период своего расцвета контролировали значительную часть населения мира. Они определили главный идеологический конфликт второй половины XX века и косвенно повлияли даже на те страны, которые противостояли коммунизму, например, через развитие концепции социального государства в Западной Европе. В интеллектуальном плане работы Маркса оказали глубокое воздействие практически на все области гуманитарных и социальных наук.
Даже в обширном корпусе трудов, связанных с марксизмом, «Манифест» занимает особое место. При своём небольшом объёме (23 страницы в первом издании) он является наиболее полным и сжатым изложением программы Маркса. Хотя взгляды автора развивались на протяжении всей его жизни, он никогда не отходил от фундаментальных принципов, изложенных в этой работе. Как утверждал Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе»: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”.
Структура и краткое содержание
«Манифест Коммунистической партии» открывается знаменитой фразой: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. На последующих страницах это утверждение последовательно развивается.
Глава I. Буржуа и пролетарии
В первой главе Маркс излагает своё видение истории, сосредотачиваясь на развитии и неизбежном падении буржуазии — господствующего класса его эпохи. До её возвышения общество было организовано согласно феодальному порядку, управляемому аристократией и цеховыми корпорациями. С открытием Америки и расширением рынков возник новый класс мануфактуристов, который взял под контроль торговлю, производя товары эффективнее замкнутых гильдий. По мере роста экономической мощи этот класс завоёвывал и политическую власть, разрушая остатки феодализма.
По мнению Маркса, Великая французская революция была наиболее ярким примером утверждения власти буржуазии. Он считал её контроль настолько всепроникающим, что утверждал: “Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии”.
Однако господство буржуазии породило новый социальный класс, который трудится на её предприятиях. Этот класс, пролетариат, — “класс современных наёмных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу”. Его появление является необходимым следствием буржуазного способа производства.
По мере роста промышленности и капитала ряды пролетариата пополняются, поскольку мелкие ремесленники и собственники не выдерживают конкуренции с крупными капиталистами. Развитие промышленности ведёт к пропорциональному ухудшению положения рабочих. Это ухудшение, которое можно замедлить, но не остановить, формирует в пролетариате революционное сознание, которое в конечном итоге уничтожит его угнетателей.
Как пишет Маркс: “Итак, буржуазия производит прежде всего своих собственных могильщиков. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны”.
Глава II. Пролетарии и коммунисты
Маркс подробно описывает социальные преобразования, которые коммунисты стремятся осуществить от имени пролетариата. Он подчёркивает, что интересы коммунистов не отделены от интересов всего рабочего класса. Их задача — развить в пролетариате классовое сознание, необходимое для его окончательного освобождения.
Главная цель коммунистов — упразднение частной собственности, так как именно она является инструментом эксплуатации. Капиталистическая экономика предполагает, что владельцы средств производства платят рабочим ровно столько, сколько необходимо для поддержания их физического существования и воспроизводства. Иными словами, существование капитала основано на его радикально неравном распределении.
Единственный способ для пролетариата освободиться — это отменить капитализм. Для этого пролетариат должен уничтожить все элементы буржуазной культуры, которые закрепляют его подчинённое положение: определённые формы семьи, религию, мораль, право. Культура является лишь надстройкой над материальными и экономическими условиями. Результатом борьбы станет “ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”.
Глава III. Социалистическая и коммунистическая литература
В этой главе Маркс анализирует существовавшие до него и современные ему социалистические движения, подвергая их критике. Он осуждает эти течения за неполное понимание исторической миссии пролетариата.
По его мнению, все они страдают от одной из трёх проблем:
1) Обращаются к прошлым моделям социальной организации для решения современных проблем (феодальный социализм).
2) Отрицают классовый характер конфликта, пытаясь примирить буржуазию и пролетариат (буржуазный социализм).
3) Не признают, что насильственная революция — единственный способ искоренить угнетение (критически-утопический социализм).
Лишь научный коммунизм, по мнению Маркса, даёт верную оценку историческому процессу, в котором антагонизм между пролетариатом и буржуазией является финальным актом.
Глава IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям
В заключительной главе провозглашается намерение коммунистов “поддерживать всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя”. Вкладом коммунистов в эту борьбу будет постановка вопроса о собственности как главного вопроса любого движения. Если этот аспект не решён, освобождение трудящихся невозможно.
В финале Маркс провозглашает: “Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!”.
Комментирование недоступно Почему?